Адам Смит изначально была задуман как английский товар на экспорт
То, что Запад уже в течение нескольких веков стремится к мировому господству, известно всем. Добивается этого он как с помощью силы, так и обманов. Обманы самые разные. В том числе ложные идеи, облеченные в наукообразные формы. Запад, особенно англосаксонский мир навязывал и продолжает навязывать всему остальному человечеству идеологию либерализма, которая «упакована» в разного рода философские, социологические и экономические «теории».
Но все эти «научные теории» предназначены для экспорта, в самом англосаксонском мире ими не пользуются (лишь делают вид, что пользуются). В частности, уже почти два с половиной столетия миру (тому, который находится за пределами англосаксонского мира) навязывается идеология экономического либерализма, которая родилась в 1776 году виде «гениального» труда под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов» (короткое название «Богатство народов»). Автор труда – Адам Смит (1723-1790). В учебниках по экономической теории и экономической истории его величают основоположником английской классической политической экономии и даже «основателем экономической науки».
Ключевая идея Смита: здоровая экономика зиждется на рынке. Рынок «сам все управит». Рынок – там, где конкуренция. А мешать конкуренции, как предупреждает Смит, может государство. Поэтому государство к управлению экономикой допускать нельзя.
Но такой «рыночной» экономики уже давно в помине нет. Еще в последние десятилетия XIX века капитализм свободной конкуренции стал перерастать в монополистический капитализм. А монополия – антипод конкуренции. А, следовательно, и рынка. Там, где монополия, там рынка нет. Об этом еще в 1916 году было убедительно сказано в работе В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма». В ХХ веке происходило сращивание государства и монополий (чему особенно способствовали две мировые войны). В результате монополистический капитализм стал государственно-монополистическим капитализмом (ГМК). Наиболее зрелые и законченные формы ГМК приобрел в странах англосаксонского мира, прежде всего в США и Великобритании.
А с высоких кафедр экономических вузов продолжают звучать мантры насчет того, что современная экономика является «рыночной» и что государство не должно мешать рынку. На самом деле оно не должно мешать вмешательству в рынок «хозяев денег» (главных акционеров Федеральной Резервной Системы США). Они управляют мировой экономикой через фондовые, валютные и товарные биржи; через Международный валютный фонд, Всемирный банк и Банк международных расчетов; через транснациональные банки (ТНБ) и транснациональные корпорации (ТНК); через мировые рейтинговые агентства и большую «четверку» главных аудиторских компаний; через средства массовой информации и интернет…
Если бы англосаксонский мир жил по Адаму Смиту, то на планете был бы совсем другой порядок. Какой – затрудняюсь сказать. Но, наверняка, без той поляризации, которую сегодня выражают словами «богатый Север» и «бедный Юг».
Сейчас я хотел бы обратить внимание на такой аспект экономического либерализма Адама Смита, который сегодня оказался в центре мирового внимания. Речь идет об инициативах 47-го президента США Дональда Трампа по части таможенных тарифов. Прошел лишь три месяца с момента, когда Трамп вернулся в Белый дом, а мир благодаря его агрессивному протекционизму оказался на грани большой торговой войны.
Т.е. американский президент действует вопреки тому, что завещал великий Адам Смит. А тот завещал, чтобы «цивилизованные» государства проводили политику фритредерства, т.е. свободной международной торговли.
Адам Смит решительно выступил против школы меркантилистов – тех, кто делал ставку на внешнюю торговлю как средство наращивания национального богатства. По их мнению, государство не должно ограничиваться ролью «ночного сторожа», а активно поддерживать внешнюю торговлю страны, добиваясь максимально возможного профицита торгового баланса (превышения экспорта над импортом). Такой профицит означает приток золота и в страну. Золото – воплощение национального богатства страны. Возникновение меркантилизма связывают с Англией XVI века, позднее он появился во Франции, Италии и многих других странах.
Импорт, согласно советам меркантилистов, следует всячески подавлять – с помощью высоких таможенных пошлин или даже прямых запретов. А экспорт всячески наращивать путем прямой или косвенной поддержки экспортеров и производителей экспортной продукции (экспортные премии, налоговые послабления и др.). Адам Смит протестовал против такого вмешательства государства, ибо оно противоречило ключевому принципу его теории – «свободной конкуренции». Смит выступал за свободную конкуренцию не только на внутреннем рынке, но и международном.
Как я выше отметил, меркантилизм начался с Англии. Он резко усилился после того, когда в 1600 году королева Елизавета подписала указ о создании Ост-Индской компании (ОИК). Эта компания, активно поддерживавшаяся британской короной и государством, как раз должна была работать на наращивание золотого богатства Британии. Видный представитель английского меркантилизма Томас Ман (1571—1641) — директор ОИК — писал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».
Впрочем, протекционистские пошлины Англия стала применять еще до возникновения ОИК, в XVI веке (для защиты от конкуренции товаров из Голландии). В XVII веке английский протекционизм усилился. В 1650 г. был принят закон, сильно ограничивавший иностранцам возможности заниматься торговлей с Англией. В 1651 г. вышел Навигационный акт, который еще больше «закручивал гайки». Все ввозившиеся из британских колоний в Англию товары могли доставляться исключительно на английских судах, укомплектованных английскими командами. Вывоз товаров из британских колоний в другие страны запрещался. Они могли поступать в другие страны лишь в порядке реэкспорта из Англии. Благодаря такому запрету Англия становилась не только административно-политическим, но и торговым центром своей колониальной империи.
После буржуазной революции в Англии была сделана ставка на ее промышленное развитие. Особенно быстрое развитие промышленности в Англии началось в последние десятилетия XVIII века, оно продолжалось примерно до середины XIX века. В учебниках по истории это названо «английской промышленной революцией». Росли объемы промышленного производства, росла производительность труда, происходило внедрение высокопроизводительных машин.
Вот лишь некоторые наиболее значимые нововведения. В 1764 год Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку «Дженни». Такая прялка позволяла одному рабочему приводить в движение 16–18 веретён; такой рабочий заменял собой почти два десятка «ручных» прядильщиков. В 1771 году изобретатель и промышленник Ричард Аркрайт построил в Англии хлопкопрядильная фабрика, на которой впервые все основные работы выполняли машины. В 1784 год Джеймс Уатт создал паровой двигатель. В 1785 году Эдмунд Картрайт изобрел новый ткацкий станок, повысивший производительность труда в 40 раз. И т.д.
Промышленная революцию происходила в условиях высочайших импортных пошлин, защищавших английских производителей и толкавших их на введение новой техники. В конце 1820-х годов XIX века средний уровень таможенных тарифов в Великобритании составлял 60%. Кстати, импортные тарифы защищали не только промышленное производство, но и сельское хозяйство Англии. «Хлебные законы», устанавливавшие высокие пошлины на зерно, действовали с 1670 года.
Вновь возвращаюсь к Адаму Смиту. Его идеи фритредерства родились на свет как раз в тот момент, когда в Англии начиналась «промышленная революция». И идеи «гениального» английского экономиста были проигнорированы. Они были проигнорированы в самой Англии, но, как выясняется, были с полным серьезом восприняты в других странах. В частности, в России. Представляется, что Адам Смит был более почитаем в Российской империи, чем на островах Туманного Альбиона.
Достаточно вспомнить «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Вот что в поэме говорится о главном герое – Евгении Онегине, который был представителем дворянской элиты России того времени:
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Ну а теперь от поэзии к прозе. Элита России конца 18 - начала 19 вв. оказалась под серьезным гипнозом привнесенного к нам учения Адама Смита. В том числе в части, касающейся идей фритредерства. В позапрошлом году в своей статье «Основоположник религии капитализма. К 300-летию со дня рождения Адама Смита» я писал, что, между прочим, идеями Смита оказались зараженными многие декабристы (Н. И. Тургенев, П. И. Пестель, Н. Муравьев и др.).
По тарифу 1766 года большинство товаров было обложено пошлинами 12, 20 и 30%. Но встречались товары со ставкой в 200%. Т.е. это был еще весьма ощутимый протекционизм. А вот по тарифу 1782 года (принятому через шесть лет после выхода в свет труда Адама Смита «Богатство народов») множество товаров было освобождено от пошлин, а средний таможенный сбор Российской империи составил около 10%. Размер пошлинного обложения ввозимого сырья понижался до 2%. К сожалению, в последующие десятилетия к импортным тарифам в Российской империи относились не столько как инструменту, влияющему на общее положение экономики, сколько как к фискальному инструменту.
В конце 1840-х годов Англия уже стала мировой промышленной мастерской. Она настолько окрепла экономически, что ей уже не нужен был таможенный забор. Начался переход к фритредерству (отменены «хлебные законы», навигационные акты и др.). В конце 1840-х годов таможенные тарифы в Англии составляли 5% по сырьевым товарам, 12% по промежуточным продуктам и 20% по готовым изделиям. Вот в это время уже Адам Смит с его идеями «свободной торговли» в Англии выходит из тени и становится «национальным героем».
А другим странам Лондон назойливо говорит о принципе свободной торговли, требует брать с него пример и отказываться от «предрассудков» протекционизма. С такими требованиями Лондон также обращался к Петербургу. И с 1845 по 1876 годы российским правительством проводилась либерализации таможенного тарифа (см.: Егоров М.Ю. Эволюция таможенного тарифа Российской империи в XIX столетии). Это было время первой фазы становления капитализма в России. В условиях слабой защищенности внутреннего рынка в России с самого начала стал складываться капитализм зависимого типа.
Возвратимся в наше время. В последние десятилетия прошлого столетия начался активный процесс экономической глобализации. Он предполагал демонтаж любых барьеров для международного, трансграничного движения товаров, валюты, капитала, рабочей силы. И очень удобным аргументом в пользу такого демонтажа было экономическое учение Адама Смита. Английский политэконом был в зените своей посмертной славы. Но Трамп все резко поменял в этом году, начав выстраивать высоченный тарифный забор вокруг американской экономики. Получается, что Трамп не согласен с Адамом Смитом? Да, получается так. Даже нашел статью, которая называется «Donald Trump versus Adam Smith» («Дональд Трамп против Адама Смита»). Ее автор либеральных взглядов Дэвид Хендерсон (David Henderson) явно переживает по поводу того, что Трамп отрицает Адама Смита. Если 47-му президенту США удастся одержать победу над сторонниками глобализации, то я думаю, что программы экономического образования во многих странах мира будут подвергнуты серьезным изменениям. Адам Смит из них либо будет изъят, либо в них будет включен раздел о серьезных заблуждениях основоположника экономической науки.