Что самое главное для современного российского образования?

Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны

Русская школа  Закон об Образовании в РФ 
0
1054
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Интервью с доктором педагогических наук, заведующим кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, профессором Владимиром Михайловичем Меньшиковым «Как нам сделать лучшее образование в мире» вызвало заинтересованную дискуссию среди читателей на наших ресурсах в сети. Появились и вопросы к автору и замечания. Мы решили вновь обратиться к автору, чтобы услышать его объяснение некоторых важных моментов интервью.

Владимир Михайлович, не могли бы Вы еще раз пояснить: зачем нам нужно восстанавливать в современной России советское образование?

Ответ очень прост: образование – это живой организм. Поэтому и обращаться с ним надо, как с живым организмом. А наше образование сегодня накопило много серьезных проблем. И поэтому прежде чем говорить о развитии современного российского образования, его надо по-настоящему восстановить.

Что конкретно надо восстанавливать?

Наше образование должно быть проверено по многим своим компонентам, начиная с точного определения его целей. Посмотрите: закон «Об образовании», принятый в 1973 году, очень чётко фиксировал цель советского образования – всестороннее развитие человека. А в современном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует цель. Но отсутствие цели в образовании К.Д. Ушинский сравнивал с архитектором, который не знает, что он будет строить: дворец или собачью конуру. Тогда как мы развиваем наше образование, если не знаем его цели? И соответствующей проверки, а далее необходимой восстановительной работы требуют многие компоненты нашего образования.

А если бы Вас, ведь бывают в жизни чудеса, сейчас услышали многие и многие, о чём бы Вы предупредили их? В чём самая главная беда нашего образования? И что самое главное надо сделать в нём?

Самая большая опасность – почти полное отсутствие духовно-нравственного воспитания. Это какой-то знак страшной беды. Это как температура 41,5 у человека. Мы не знаем, чем болеет человек. Но если у него высокая температура, то это однозначно свидетельство смертельной опасности. И если люди видят такого человека, то они спасают его. Да и сам больной осознаёт опасность своего состояния и хочет лечиться. Опасность же духовно-нравственной болезни состоит в том, что это еще более страшная болезнь, чем телесная. Между тем сам человек, одержимый духовно-нравственными болезнями, не только не стремится лечиться, но, напротив, считает свое состояние высшей добродетелью.

Но чем так опасны духовно-нравственные болезни для человека и общества?

Сегодня человечество столкнулось со множеством проблем: от дефицита пресной воды до сокращения почв, которые пока не может решить, но которые легко могут погубить его. Вспомним, что нерешённость материальных проблем нередко вела к гибели целых цивилизаций. Но еще страшнее духовно-нравственные болезни и кризисы. И об этом свидетельствует история. Если посмотреть на историю, то мы увидим, что материально-экономические проблемы, если человечество только их замечало, оно как-то решало. А вот разрешить духовно-нравственные проблемы не могло. Может быть, один из немногих случаев благополучного преодоления тотального духовно-нравственного кризиса – это переход античной цивилизации к христианской. Тогда христианские государства смогли спасти хотя бы остатки античной цивилизации. Особенно это удалось Восточной Римской империи, получившей через три века после своей гибели название Византии.

Извините, повторюсь. Я понимаю, что человек гибнет, если нет хлеба и воды. Ну а духовность и нравственность здесь причем? И причем здесь Бог? Верую, не верую – я жил и живу и в том, и в другом случае.

Ответ на этот вопрос даёт людям Бог. В Евангелии говорится: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). И значит, слово Божие имеет для человека куда большее значение, чем хлеб насущный!

Но почему человеку так нужно быть с Богом?

Ответ опять же содержится в Библии буквально в первых библейских словах о человеке: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27). А если человек сотворен по «образу Божию», то он как существо, несущее в себе «образ Божий», должен быть с Богом, подобно тому как растение, будучи солярным существом, должно быть с солнцем. Если же растение лишить солнца, то оно погибнет. Но точно так же, в конце концов, погибает и человек, оторванный от Бога.

Но почему?

Потому что духовное состояние человека столь же онтологично, как и телесное. И человек живёт не только за счет материальных энергий – энергий хлеба, но и духовных, получая их от Бога. Но если человек уходит от Бога, то он лишается этих энергий. Посмотрите на Библию. В ней описаны многие беды и катастрофы, обрушавшиеся на отдельных людей и на еврейский народ в целом. Но с чего они начинались? С того, что люди уходили от Бога. Дальше начинало сыпаться все. И прежде всего нравственность.

Ну а нравственность здесь причём?

Нравственность столь же объективна, онтологична, реальна в человеке, как и духовность. И нарушение, отрицание ее ведёт человека к не меньшим бедствиям, нежели телесные болезни. И нравственность свое истинное основание получает в Боге, в его нравственных заповедях. Поэтому истинная нравственность возможна только на религиозной основе. Поэтому уход от Бога уводит людей и от нравственности. В результате люди теряют нравственное здоровье. Причем потеря его опасна тем, что теряется само чувство опасности: если с телесными болезными люди стараются бороться до последних минут своей жизни, то нравственную болезнь люди очень часто не замечают. Духовно-нравственные болезни разрушают в людях даже инстинкт самосохранения. И вот почему о нравственном здоровье люди должны заботиться еще больше, чем о телесном.

А школа здесь причем?

Школа наряду с семьей – это важнейший институт духовно-нравственного воспитания. И вот почему развитие духовно-нравственного здоровья должно быть важнейшей задачей школы.

Допустим, что в жизни духовность и нравственность – органичная целостность. А в школе? Неужели нельзя в школе организовать нравственное воспитание без духовного?

Теоретически говоря, да!

А практически?

Не получится. Если нравственное воспитание не покоится на фундаменте духовности, то оно просто зависает в безвоздушном пространстве, превращается в нечто безжизненное, в простой набор безжизненных нравственных сентенций типа: «Дети, будьте нравственны!» Но чтобы дети были нравственны, они должны знать, а зачем им в жизни надо быть нравственными, так же, как они сегодня понимают, пусть хотя бы интуитивно, зачем им надо изучать арифметику. А как раз истинный смысл и истинное содержание нравственного воспитания несет в себе духовное воспитание.

Но ведь всем хорошо известно, что не всегда верующий человек является воплощением подлинной нравственности.

Но здесь и надо спросить: а является ли верующий человек по-настоящему верующим человеком? Ведь глубоко верующий человек, прежде всего, несет в себе любовь к миру, к другому человеку, а это есть основа нравственности. Любящий человек несёт добро всем. А добро и есть подлинная основа нравственности.

А в воспитании как работает этот принцип?

Если духовность и нравственность органично связаны между собой, то духовное и нравственное воспитание органично связаны между собой. И об этом свидетельствует история образования. Так, уже история древнего образования показывает, что там, где в школе было духовное воспитание, там было и нравственное. Где не было духовного, там не было и нравственного. Ярчайший пример – античное образование. Что греки и римляне не понимали, что нравственное воспитание важнее умственного? Все понимали. Любого философа, мыслителя, государственного деятеля цитировать можно. Но ведь не было в античной школе хорошей системы нравственного воспитания.

Почему?

Потому что духовного воспитания не было. А не было потому, что сама античная религия была религией не для «детского питания», говоря словами апостола Павла. И вот почему сегодня в российском образовании мы должны создать целостную систему духовно-нравственного воспитания, и оно должно иметь хотя бы такое же значение, какое начиная с Нового времени в европейской школе имеет умственное воспитание.

Но позвольте озвучить знаменитую российскую фразу: в России до революции Закон Божий в школах преподавали, а революция в стране произошла.

Здесь мы имеем другую ситуацию. Увы, страна не смогла правильно организовать преподавание Закона Божия в школах. И виновата в этом отчасти та часть российской интеллигенции, которая боролась с «мракобесием», каковым ей казался в школе Закон Божий, а отчасти православные деятели, сохранявшие букву Закона Божьего, но убивавшие его дух. В результате на уроках Закона Божьего изучали букву христианства, но потеряли его дух. Но обратите внимание: какие прекрасные результаты были там, где преподавание Закона Божьего было организовано хорошо! И не только в отдельных школах, например, в Кронштадтской гимназии, где преподавал праведный Иоанн Кронштадтский. Закон Божий хорошо преподавался во многих церковно-приходских школах. Но создать более совершенную систему преподавания Закона Божия в целом в российском образовании не удалось. Не успели. Результат – катастрофа семнадцатого года, которую предсказывали гении и святые России: Ф.М. Достоевский, Д.И. Менделеев, святитель Игнатий Брянчанинов, праведный Иоанн Кронштадтский и другие.

Но как в нашей многоконфессиональной стране организовать духовное воспитание? Вы хотите религиозную войну в школе получить?

Вот уже тридцать лет либеральные деятели пугают всех религиозной войной в школе. А на самом деле, если подумать и вспомнить, то в нашей стране никогда не было религиозных войн, никогда их не было и в российской школе. Почему же теперь в нашей школе начнутся религиозные войны?

Так можно ли в российской школе организовать доброе и разумное духовно-нравственное воспитание?

Да, можно. Ведь мы в российской школе преподаем более 70 национальных языков, и войны в школах нет. А традиционных религий в России всего четыре. Так неужели нам не хватит ума по-человечески организовать преподавание четырех традиционных религий, четырех форм традиционной религиозной культуры.

Так просто?

В теории просто. В жизни всё очень сложно. Преподавание духовно-нравственной культуры, чтобы оно давало нужный педагогический результат, должно быть поставлено лучше всех школьных предметов. А между тем в его преподавании сверсложно буквально всё, начиная с того, что в организации этого курса надо учесть не только специфику страны, но и специфику каждого региона, каждого муниципалитета, каждой школы. Поэтому организация духовно-нравственного воспитания потребует много лет. Это разрушить его легко.

В этой связи следует заметить, что Министерство образования и науки Российской Федерации, уничтожив региональный компонент, в рамках которого с конца 90-х годов преподавались основы религиозных культур и был накоплен огромный позитивный опыт, совершило важную ошибку. Но сделав ее, Министерство не должно теперь чисто административными мерами насаждать везде и всюду преподавание религиозных культур от детского сада до вуза в самые короткие сроки. Это ликвидировать духовно-нравственное воспитание можно было одним приказом. А возрождать теперь разумную систему духовно-нравственного воспитания, если делать все по-человечески, придётся, увы, в течение многих лет.

Самое же важное – осознать, что это сверхсложная и сверхответственная работа, которая потребует усилий буквально всех: и государства, и традиционных религиозных конфессий, и самого образования, и семьи, и общественности, и науки. Словом, всего российского народа. И дай Бог к ней приступить как можно быстрее: ведь речь идет в буквальном смысле о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Михайлович Меньшиков
Бессмертный подвиг советской школы в годы Великой Отечественной войны
Советское образование в годы войны, будучи неразрывной частью страны, по-настоящему выполнило свой долг перед народом
25.03.2025
Всестороннее (гармоничное) инновационно-классическое непрерывное образование
Недостижимый идеал или реальное средство достижения российским образованием лидирующего положения в мире?
25.03.2024
О суверенной образовательной политике России
И о возможности страны занять лидирующие позиции в мировом образовании
18.03.2024
Традиционная российская идеология – идеология преображения
Когда же государство поймёт, что народу нужна народная идеология?
04.01.2023
Все статьи Владимир Михайлович Меньшиков
Русская школа
«Абсолютные террористы считают, что нужно убить всех»
Созданная на Украине мизантропическая идеология, на которой базируется «Колумбайн»*, предписывает уничтожить всё человечество
12.06.2025
Пора открывать «второй трезвый фронт» борьбы за наше будущее
Состоялся круглый стол на тему «К 110-летию создания Красноярского общества трезвости»
12.06.2025
«За нравственный подвиг учителя»
В Петрозаводске подведены итоги II этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью
11.06.2025
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, «крестопаду» положен конец
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
21.06.2025 22:45
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от СТРОИТЕЛЬ
21.06.2025 22:41
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Русский танкист
21.06.2025 21:11
Изнанка замещающей миграции: мигранты и преступность
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.06.2025 20:27
Бомбардировки Ирана и Третий Храм
Новый комментарий от Yurii
21.06.2025 19:43
282-ой «маразм и абсурд» возвращается?
Новый комментарий от Русский Иван
21.06.2025 19:40
Некоторые ошибки мужчин в семейной жизни
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.06.2025 18:16