Крест – свидетельство двух главных Заповедей Божиих

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Пастырская проповедь  Великий пост 
1 ОСт 
362
Время на чтение 13 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня, в воскресный день Крестопоклонной недели, Святая Православная Церковь износит Честный крест на поклонение и укрепление в подвиге поста. Ибо крест – это древо, под которым человек отдыхает духовно. Крест напоминает нам о том, что основное бремя наших грехов Господь взял на Себя, оставив нам, желающим спастись, малую толику того, в чем мы можем пострадать. И поэтому, когда мы возводим очи свои ко Кресту, то вспоминаем о том, что наши страдания – это только часть того, что подобало бы нам за наши грехи. Как говорит нам Слово Божие, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:10). Поэтому-то и вздохнет душа в радости и утешении, зная – все, что здесь мы своими малыми силами не можем понести, взял на Себя Господь. Он дает нам малое, подобно родителям, которые сами несут бремя жизни, а дети только участвуют в этом своими небольшими трудами.

Так вот бремя поста как раз в середине пресекается крестом. Среда наступающей седмицы именуется Средокрестная – то есть середина поста. Крест – это знамение двух заповедей: любви к Богу и к ближнему. Вертикальная составляющая – любовь к Богу, горизонтальная составляющая – любовь к людям. И две эти заповеди неразделимы, как свидетельствует Евангелие. Когда Спасителю задали вопрос, какая заповедь большая, Он ответил: …возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею, сия есть первая и болшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе; в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят (Мф. 22:37–40). Крест – прежде всего свидетельство этих двух неразделимых заповедей. Как сказал преподобный Иустин (Попович), любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман.

Поэтому крест – это не только Крест, на котором Господь пострадал. На крестах страдали и разбойники. И распятие на кресте существовало как мучительная казнь за преступление. Господь Своим Промыслом так устроил, что это орудие казни стало знамением спасения. Поэтому в Таинстве Крещения на нас надевается нательный крест, и все мы его носим. Мы также накладываем на себя крестное знамение. Сила креста – всемогущая, потому что это есть знамение Сына Божия.

О Втором пришествии сказано, что перед явлением Господа явится Крест на небе, и восплачутся вся племена земная, которые Его не почитали, а тем более хулили. И поэтому храм всегда венчается крестом. И в народе говорили о человеке, который творил злые дела, и ничем его нельзя было усовестить, никак остановить: «креста на тебе нет!» Крест, как сказано в богослужебных текстах, – красота Церкви, царей держава, демонов язва. Поэтому бесы не могут терпеть знамение креста. И свидетельство этому – жизнь. Нечестивые люди в богоборческие времена, когда храмы закрывали, прежде всего старались сломать крест. Детям запрещали ходить с крестами. Можно было что угодно повесить себе на шею, какие угодно изображения или символы: бритвы, пауков, копыта – чего там только не вешали. И на это смотрели спокойно. Когда же человек шел с крестом, то многие сразу обращали на это внимание и вздрагивали: «Что это ты крест повесил?»

На самом деле сила креста воздействует на нечистую силу. Нечистая сила поэтому начинает трепать человека, подверженного ей. И человек начинает возмущаться и беситься. Это свидетельство того, что крест – святыня, а нечистая сила не может терпеть святыню. Мы трижды ограждаемся крестом. И этому есть свидетельство. Ибо духи, соблазнившись сатаной, отпали из разных ангельских чинов. Самые малые из них не выдерживают и одного крестного знамения, некоторые выдерживают два крестных знамения, но три не выдерживает никто. Кроме того, крест, конечно, являет свою силу по вере. Когда освящается нательный крест, читаются такие молитвы: «Призри милостивно на знамение сие крестное и низпосли Божественное Твое благословение и благодать, и подаждь ему силу и крепость, яко да всяк, иже в воспоминание спасительных Твоих страстей, и животворныя Твоея смерти, и в сохранение, и в защищение души и тела на себе носити будет, небесное благословение и помощь в нем прияти сподобится». То есть человек сподобится помощи Божией. Такова сила креста.

И поэтому один из первых признаков отступления от истинной веры есть отступление от знамения креста. Но крест, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, – невидимый часто для самого человека. Наша жизнь всегда сопряжена со страданиями – физическими, нравственными. Ребенок страдает, когда ему то, что хочется, не дается, или он этого не имеет. Обычно детишки плачут, пока у них налаживается пищеварение, животик им причиняет некоторые физические переживания. Плачут, когда зубки прорезываются, это бывает тоже болезненно. Потом уже ему что-то хочется, а ему не дают. Здесь хотя очень легкие, но уже переживания.

Еще с младенчества человек соприкасается с разными видами страданий. Имея человеческую природу, он рождается уже с какими-то свойствами, которые он начинает постепенно употреблять по своему произволению. Горячность – должен скорей схватить что-то, медлительность – наоборот, что-то не делать, что нужно. И эти свойства, данные ему от природы, увы, часто греховны. Как говорит пророк, се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7). И, как сказано в Писании, прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8:21). Наша греховность, наша пораженность грехом облекает эти природные свойства в соответствующую форму.

Если человек прилежит больше доброму, он скор на помощь, медлен на укорение, он силы свои употребляет на помощь другому. Если же у него не доброе сердце, то он скор на то, чтобы устроить что-нибудь нехорошее, медлен на то, чтобы исполнить доброе. Все употребляет для каких-то своих целей и для выражения своей злобы. Это направление прилежания еще с детства уже указывает на то, к чему человек более склонен. Господь же, стараясь наставить человека на путь истинный, посылает ему жизнь соответственно этим его наклонностям. Как говорят святые отцы, древо креста вырастает на почве сердца. В Библии другими словами это сказано так: …пути ленивых устланы тернием (Притч. 15:19). Стропотным стропотныя пути посылает Бог (Притч. 21:8). И через это человек, если он внимателен, обнаруживает в себе греховное. Укоры, которые ему в жизни приходится встречать, терпеть, выявляют в нем гордыню, самолюбие, своеволие. Таким образом, если он задумается над этим, то он может употребить эти укоры на пользу и начать смиряться, сдерживать свою раздражительность, гнев, гордыню. Когда ему не удается, как хочется, пожить – понежиться, в праздности поболтаться, он начинает понимать, что ленив. И те, кто поручают ему дополнительную работу, не дают ему лениться.

Выполнить работу ведь можно по разной причине. Когда у человека есть дар, то ему легко все дается, ему ничего не стоит сделать работу. А другому, может быть, то же самое трудно делать, потому что у него нет этого дара. Вот здесь как раз важно видеть духовную разницу, ибо часто в этой жизни у нас настолько все перемешано, что мы уже запутались, что какую цену имеет. Как сказал Ангел князю Лазарю, на небесах все дела, здесь совершаемые, ценятся по произволению (см.: свт. Николай Сербский, «Царев завет». – Ред.). Человеку, одаренному в какой-то области, несложно делать то, что для другого требует большого труда. У нас обычно платят человеку, который что-то сделал хорошо, цену, соответствующую этому произведению. Но сколько стоит труд, это очень непросто сказать. Для кого-то это было несложно сделать при даровании, а другому было сложнее, потому что ему это не дано. И какая цена этому труду? Как сказать… Поэтому и оценки, которые дают еще в школе, это очень приблизительный момент. Все зависит от того, какое прилежание у человека. Раньше в табеле у учеников были графы «Поведение» и «Прилежание». Стремление человека исправиться – это как раз и есть то, что можно назвать упрощенно прилежанием. Он старается. Может быть, у него не получается, ведь кому что дано. Но ценность того, что получается, в очах Божиих может быть очень велика. Есть этот пример в житиях святых. Когда преподобного Серафима спросили, кто ближе всего к Богу в их обители, он сказал: повар, из бывших солдат. И объяснил. У этого повара характер от природы огненный, он в запальчивости убьет. Но он так борется со своим характером, с проявлениями раздражительности и гнева, что этот подвиг его внутренней борьбы Господь ставит выше подвигов всех подвижников обители. То есть природа его была горячая, как у апостола Петра. Раз – рубанул, ухо отсек. Поэтому Господь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову открыл, кто Его предатель, а не Петру. Апостол Петр тоже спрашивал, но ему не было сказано. Потому что Петр мог бы убить предателя из-за своего характера. Как тот самый повар.

Вот что значит несение креста. Крест – это то, что у нас есть и что обнаруживается через древо креста, через обстоятельства. Поэтому те люди, которые обнаруживают то, что в нас есть, на самом деле наши благодетели. Может, они и враждуют, может, они не желают нам добра – но получается добро, если человек правильно к этому отнесется. Ибо есть этот пример в истории, когда враги стали нападать на нашу родину и возбудили внутренние силы, которые сплотились, чтобы противостоять нападению. Вы помните «Полтаву» Александра Сергеевича Пушкина?

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.

За кого? За того, кого он разбил. За тех, которые его заставили армию мобилизовать и создать достойный флот. Это как пример из жизни. Таким образом, люди, которые создают нам суровые условия жизни, не потакая нашим прихотям, в общем-то делают нас способными жить в любых условиях. А для тех, кто находится в комфортных условиях, кого никто не трогает, стоит отключить свет – и наступит «конец света».

Истина очень проста. Поэтому и Господь сказал: …кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк. 8:36) Но тут не весь мир, а совсем немного. Люди вредят своей душе совсем не из-за всего мира, а из-за каких-то временных обстоятельств, даже каких-то развлечений. Уж это-то никуда не годится. Когда человек переживает, когда ему не хватает пищи или одежды – это понятно. Но когда человек мучается от того, что ему не дали посмотреть интернет или телевизор, – это такая дурь, дальше некуда. Да ведь тысячелетиями люди жили спокойно. И сколько сотворили всемирно известных литературных, музыкальных, художественных произведений, не имея всей этой технической макулатуры, всей этой свалки, на которую все это в конце концов отправляется. А человек уже будто бы без этого и жить не может.

Вдалбливается всякая дурь в каких-то рекламах: как ты пойдешь в школу без мобильника? Как ходили тысячелетиями люди, так и пойдет. Это я просто привожу пример из повседневной жизни. Сколько людей не может жить без курева. А ведь родился человек, жил без этого, пока заразы этой не набрался. Так же и без пьянства. Ведь в детстве, если не развратятся или не нахватаются дури и других плотских стремлений, то все спокойно живут. А потом и в зрелом возрасте продолжают так же спокойно жить без всяких греховных привычек, если не морочат себе голову. Есть монахи, которые всю жизнь живут без всего этого. Жить человек не может без чего? Без воздуха – первое. Без воды – второе. Без еды – третье. Вот и все. Самое простое и самое примитивное. И никаких высоких материй. Нечего на эту тему разглагольствовать, как у нас любят. Суть-то проста.

И когда речь идет о вере, то в основе веры лежит суть. И нечего цепляться – вот это так, это не так, этот выполняет, этот не выполняет… Закон для всех писан. Но кто его как исполняет, сложно сказать. Из-за этого же закон не отменяют. Поэтому, когда кто-то не исполняет евангельские заповеди – то это относится к тому, кто не исполняет. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8:34). Этот крест каждому дается. Но одни его берут, другие не берут. Человек, который старается убежать от этого (например, у него в семье какие-то трения), меняет семью, но там опять трения. Он бежит в следующую. И так далее. Пока где-то не остановится – куда ж деваться. Или же начнет болтаться. Но это уже уход от креста. Так же и с работой. Когда-то я обратился к отцу Сергию Орлову насчет того, чтобы мне перейти на другую работу, чтобы как-то материально семье было полегче. Он сказал просто: «Нам, христианам, не пристало бегать с места на место».

И действительно, для чего нужны материальные средства? Как я уже говорил, воздух, слава Богу, у нас еще есть, вода тоже, наша страна самая благодатная в этом отношении. Ну а сколько пищи нужно – это другой вопрос. А для чего нужна пища? Чтобы тело как-то трудилось, могло жить. Как мы знаем, например, в армии порции у всех одинаковые. Но один сильнее, а другой слабее. Это зависит не от пищи, а от организма. Вы знаете, есть такое выражение: «не в коня корм». Видимо, про пищу так сказано. Оказывается, важно – какой конь, а не какой корм. Корм, конечно, играет роль, но не главную.

Что лучше – бесплатное лечение или просто здоровье? Думается, что здоровье лучше, чем бесплатное лечение и лекарства. Вот здесь Господь даст так даст, и ты будешь жить и пропитаешься. Великий пост показывает, что есть-то не так много нужно. Причем пища не такая жирная, калорийная, а, слава Богу, живем. Да еще иногда даже лучше, чем тогда, когда питался другой пищей. Поэтому вопрос питания очень непростой. Сколько человеку нужно жиров, белков и углеводов – это теоретическое предположение науки. Практически мы имеем примеры, когда наука не может объяснить, как человек живет.

У афонских подвижников в свое время средний возраст был 90 лет, и они еще были в силе. Они не только не вкушали скоромного, но даже рыбу практически не ели. Питались только растительной пищей. Эти примеры говорят о том, сколько человеку нужно для пропитания. Очень немного. Так зачем же тогда человек часто душу свою губит из-за того, чего совсем немного и нужно. Более того, как Господь сказал, иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8:34–35). Поскольку душа и тело человека до смертного часа неразлучны, то поставить эту грань очень трудно. В человеческих желаниях и стремлениях забота о себе очень часто отрывает от заповеди о любви к ближнему. Потому что когда начинают заботиться о себе, то думают о себе, а не о других. Вот тут и есть корень зла. Как говорит святитель Феофан, где кончается саможаление, там начинается спасение.

На самом деле человек не имеет морального права жить для себя. Ибо он воспитан, его кормили, поили, одевали, и все, чем он пользуется, придумано и сделано не им, а до него. Мы пользуемся все время чужим трудом: рождаемся и вырастаем в домах, которые не нами построены, в лучшем случае родителями или еще кем-то; носим одежду, которую придумали и изготовили не мы сами. И еще начинаем капризничать: мне это не нравится, то не нравится. Вот тут как раз начинают проявляться те самые моменты, когда человек хочет душу свою спасти. Простой народ эту истину выражал такими словами: живи не как хочется, а как Бог велит. А Бог велит что? Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Мы должны Бога благодарить и своих родителей, ибо через них дана нам жизнь, они нас воспитали, вырастили. Человек должен быть благодарен тем, кто его учил в школе, наставникам, учителям и вообще старшим. Мы должны помнить, что человечество существует не за счет технического прогресса, а за счет нравственности. Нравственное состояние человека – самое главное, потому что при всем комфорте и прочих возможностях, если люди – негодяи, то жизни-то нету. Во что она превращается? Убийства, самоубийства, извращения и прочие страшные вещи.

Нравственная сторона бытия человечества является главной. Еще Аристотель сказал в свое время: «Увлечение науками, всевозможными достижениями и пренебрежение нравственностью есть движение не вперед, а назад». Самое печальное, что люди стремятся к комфорту, который прежде всего – для тела. А это часто приводит к печальным результатам для души, когда она попадает в рабство тела и, повинуясь ему, начинает грешить. Познание же истины и вера отодвигаются. Об этом говорил еще святитель Феофан Затворник: наступят времена, когда будет что ни голова, то своя вера.

У нас есть храмы, которым тысяча лет, и все они увенчаны крестами. Богослужение, которое там совершалось и совершается, свидетельствует о том, что так молились наши предки. И странно, когда люди, получив все остальное от них, пренебрегают этой стороной жизни. А она является главной. Человек все равно здесь живет и умирает, уходит из этого мира. И подготовка к этому моменту и есть самое главное. Всем дается возможность подготовиться, но не все ее используют.

Такая печальная картина наблюдается не только в духовной жизни. В школах преподается всем, но многие ли учатся? Сейчас часто родители жалуются, что дети не хотят учиться. Также относятся и к духовной жизни – просто не хотят знать. Если человек пренебрегает духовным, он здесь и сам не живет, и другим жить не дает, и в вечности жизни у него не будет. Об этом все время говорит Евангелие. Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33).

Задумаемся над своей жизнью, вспомним, что этим путем, которым нас ведет Православная Церковь два тысячелетия, шли люди, которые до нас донесли единственное истинное вероисповедание мира, и Символ веры с ясностью исповедует Крест Христов. Поэтому чаще будем ограждать себя крестом, ибо это оружие, от которого диавол трепещет. Будем помнить, что крест, данный нам по нашим же грехам, нужно нести. И крест приносит пользу тогда, когда на него смотрят с духовной стороны, а не со стороны земных удобств или выгод. И любые обстоятельства станем принимать с благодарностью к Богу. Как сказал Иоанн Златоуст, слава Богу за все.

Во времена гонений Патриарх Тихон, стремясь как-то смягчить взаимоотношения с озлобленными представителями государства, старался взаимодействовать с ними и даже говорил с обновленцами. И вот один архиерей, которого временно выпустили из тюрьмы, говорит:

– Ваше Святейшество, ну зачем вы с ними общаетесь?

– Да хотел, чтоб вам полегче было, чтоб вас выпустили из тюрем.

Тот отвечает:

– Да такие архиереи, как мы, только для тюрьмы и годятся.

Какое смирение у владыки, представляете! Те, кого мы теперь прославляем как новомучеников и исповедников, так о себе говорили. Представляете, если бы мы в каких-то жизненных обстоятельствах вдруг почувствовали, что об нас ноги вытирают? И подумали: может, мы на то и годны.

Об этом сказал один монах, когда его спросили: как быть монахом? Он взял куколь, бросил на пол, вытер об него ноги и сказал: себя так изотрешь и будешь монахом. Какие они примеры давали! Какими они себя считали ни к чему не годными… Один из святителей, прославленных уже в наше время, Афанасий Ковровский, когда в лагере возил парашу, помои, чистил ящик, в который по нужде ходили, вспоминал Иоанна Дамаскина: «Ведь я не один, со мной Дамаскин». Тот тоже отхожие места чистил! А ведь ранее был первым министром у халифа. Мой отец, будучи на Соловках, шел по зоне, а навстречу ему – митрополит, который вез ящик с отходами и помоями. И владыка поклонился отцу. «Что вы мне кланяетесь – я мирской», говорит папа. «А я думал – вы монах ученый», отвечает митрополит.

Вот в каких условиях и с каким смирением наши светильники несли свой крест. Тем более это нужно делать нам.

2014 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Труд ради ближнего как свидетельство веры
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы
15.03.2025
Иконы – это проявление любви Божией к человеку
Неделя Торжества Православия
08.03.2025
Первая ступенька воспитания воли. Неделя сыропустная
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
01.03.2025
От нас зависит, спастись нам или погибнуть
Неделя мясопустная, о Страшном суде
23.02.2025
Воцерковляйтесь!
Вселенская родительская суббота
22.02.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Чем больше возрастает в мире зло
Слово на Пассии. Евангелие от Марка
23.03.2025
Крест — красота Церкви
Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк, 37 зач., 8, 34—9, 1)
23.03.2025
«И по смерти мы тоже можем страдать от грехов своих»
Как сухая земля, души усопших пьют молитвы и желают, чтобы мы не забывали про них
22.03.2025
Только человек большой души способен на такой решительный шаг
Суббота 3-я Великого поста (Мк, 8 зач., 2, 14—17)
22.03.2025
Все статьи темы
Великий пост
«Мы действительно просвещенная страна, мы на острие знаний»
Мы видим не просто возрождение веры, но сочетание этой веры с современными знаниями, с достижениями науки и искусства
24.03.2025
Свет незакатный
Во дни Великого поста
23.03.2025
Масличная ветвь
Ветхозаветные чтения Великого поста. Книга Бытия
21.03.2025
Как вода претворяется в вино
Ветхозаветные чтения Великого поста. Среда 3-й седмицы
19.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
О прелести
Новый комментарий от Виктор Фролов
24.03.2025 09:00
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.03.2025 22:50
В чём заключается «благовестие» Мартина Хайдеггера?
Новый комментарий от Elenaelena
23.03.2025 20:50
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Агафон
23.03.2025 20:11