В настоящее время наше государство, как и весь цивилизованный мiр, живёт по Григорианскому календарю, так называемому новому стилю. В то же время Церковь – по Юлианскому, или старому стилю. Батюшка, объясните, пожалуйста, как возникло это различие?
– Сначала надо задуматься над тем, что такое календарь. Календарь – это, скажем, последовательная цепочка определённых временных отрезков, которые имеют начало и конец. Он необходим для упорядочения жизни, чтобы как-то размерять свою деятельность. Мы замечаем, что в окружающем нас творении существует закономерность. Об этом сказано в Библии. Господь установил звёзды небесные и два светила, управляющие днём и ночью. Светило великое днём – солнце, и луна – голос ночи, для знамения времён. Для того, чтобы был порядок, нужны определённые периоды. Есть понятие года, а дальше – понятия, которые люди ввели по временам года: осень, зима, весна и лето. Но эти отрезки расплывчатые. В древнее время были установлены более частые периоды в течение года – двенадцать месяцев. Каждый месяц содержит определенное количество дней.
В те времена, когда наука, по современным понятиям, была ещё не так высока, уже существовала астрономия. Звёздоблюстителями были ещё волхвы. Оборот Земли вокруг оси – это сутки, а её обращение вокруг Солнца – год. И оказалось, что нельзя поделить год на одинаковое число суток. То есть оборот получается чуть больше, и он не кратен суткам. Тогда появилась потребность создания какого-то годового круга, который учитывал бы эту погрешность. И оказалось, что раз в четыре года, в високосный год надо прибавлять один день. Это исчисление связано именно с Юлианским календарём. Он по этому принципу построен. И все астрономические расчёты велись по Юлианскому календарю, установленному ещё Юлием Цезарем. Когда образовалась Римская империя, которая захватывала всё новые территории, то потребовалось вести какие-то отсчёты в годах. Появилось понятие летоисчисления. В Египте оно, например, велось по династиям фараонов, в Римской империи – по династиям императоров или от сотворения Рима. То есть избирали какие-то отправные точки. Когда же православная вера стала официальной, государственной верой в Римской империи и когда она стала распространяться всё больше и больше, тогда встал вопрос: самое совершенное и фундаментальное летоисчисление должно идти от года воплощения Сына Божия, пришествия Его в мiр. Этот год является особенным не только для человечества, но и для всего творения. Такое летоисчисление получило название «от Рождества Христова», или нашей эры, новой эры. Этот год был высчитан отсчётом династий императоров назад до Понтийского Пилата. Таким образом, появилось новое летоисчисление, и всё оно было построено на Юлианском календаре. Все события, которые записаны в истории: распятие Спасителя, разрушение Иерусалима, проповеди апостолов, Вселенские Соборы, вся история Церкви, Византии и того цивилизованного мiра, вплоть до XX века, – всё это шло по Юлианскому календарю.
Соответственно годовому кругу Юлианского календаря постепенно распределился и богослужебный круг, который имеет празднование Пасхи, праздники двунадесятые, великие и памяти святых. Празднование Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия утверждено в IV веке на Вселенском Соборе. Поскольку праздник Пасхи передвигается, а перед ним бывает в течение семи недель Великий пост, то всё это вызвало необходимость сочетания с этим богослужений. Так создался Типикон, который является подробным описанием того, как сочетать богослужения при разных днях Пасхалии. То есть в Типиконе указывается связь богослужебного круга Юлианского календаря с Пасхалией, которая утверждена на Первом Вселенском Соборе. А постановления Вселенских Соборов отменять запрещено под анафемой, потому что деяния, постановления Вселенских Соборов начинались такими словами: Изволися Духу Святому и нам. А Дух Святой неизменяем, и если Он сказал, как нужно поступать, то на все времена так должно быть. По этим законам Церковь жила, и продолжают жить Русская Церковь, и Иерусалимская, и Сербская, и Грузинская.
Но католическая церковь, которая отделилась от Православной Церкви, решила заняться модернизацией календаря. Произошло это в XVI веке при римском папе Григории XIII. Через пятнадцать столетий пользования Юлианским календарём католическая церковь, начав делать свои нововведения в Церкви, решила создать и свой собственный календарь, который был назван Григорианским. Но, как говорит наука, Юлианский календарь более совершенный, и все астрономические расчёты ведутся по нему. Так существовал Юлианский календарь, или старый стиль, и так появился новый стиль, или Григорианский календарь.
– Почему же Церковь не переходит на новый стиль? Ведь это было бы, как кажется на первый взгляд, удобно: если бы Рождественский пост заканчивался 24 декабря по новому стилю, то верующим не пришлось бы нарушать его, встречая гражданский Новый год.
– Вся беда в том, что мы забываем одну простую истину. Церковь имеет надмiрное устроение, она не связана с мiром напрямую. Церковь живёт своим распорядком, имеет свои законы, свои правила, свои уставы. А мiр всё время меняется. Меняются династии, меняются строи. Вот было сказано: «цивилизованный мiр». Извиняюсь, «цивилизованный мiр» теперь – и Япония, но у них есть свой календарь. И у Индии тоже есть свой календарь. И вообще, многие страны имеют свои календари. И они совсем не отказываются от них. Почему нужно России отказываться от своего календаря, с которым она жила веками, это совсем непонятно. Светские праздники создаются и исчезают, а Церковь живёт неизменно. И нет никакой необходимости ей бегать за новым календарём, и даже за Новым годом. Кстати, Новый год на Руси когда-то был 1 сентября. В Ветхом Завете он был 1 марта. При Петре I стал 1 января по старому стилю. А теперь его передвинули ещё дальше. Несчастный Новый год этот гоняли-гоняли и, наконец, загнали на 1 января по новому стилю.
Если говорить о том, что праздновать 1 января, то, конечно, в пост развлекаться не положено. В отношении того, что вкушать, то, простите, многие светские праздники иногда приходятся на среду и пятницу. Но из-за этого разве отменять пост в этот день? У нас только Господский праздник отменяет пост. Светские праздники в Церкви на таком уровне не считаются. Не говоря уже о том, что вкушение рыбы в Рождественский и Петров пост разрешается, если совершалась служба бденному святому. Например, в день святителя Николая рыба разрешается. 1 января у нас память святого Ильи Муромца. Если в этот день не среда и не пятница и если ему справить бденную службу, можно будет даже рыбу есть, согласно Уставу. Единственное только, чтобы не перепивали. Нужно вспомнить о том, что 1 января память святого мученика Вонифатия, которому молятся от пьянства. Это видимое напоминание о том, чтобы в этот день лишнего не перебирали. Это в отношении Нового года.
В Церкви от начала апостолов и до наших дней во всём существует непрерывность преемства. И как богослужение постепенно приобрело внешнюю форму, так в этой форме и идёт непрерывное преемство. Например, сегодня праздновалась память святой равноапостольной Ольги, завтра будет преподобный Михаил Малеин, послезавтра будет собор архангела Гавриила. А если сейчас нужно было бы переходить на новый стиль, тогда с завтрашнего дня должна была быть память других святых. То есть тринадцать дней выбрасывались бы из календаря. Произошёл бы разрыв непрерывности богослужебного преемства с апостольских времён.
Вообще мнение о необходимости перевести все праздники на новые числа по своей сути, мягко говоря, неумное. Между прочим, революция 1917 года до сих пор называется Октябрьской, хотя она у нас теперь в ноябре. Светская власть не переходила на новый стиль в своих наименованиях. Не перенесла своё празднование 25 октября старого стиля на 25 октября нового стиля. Так ведь все даты изменятся. Например, святитель Спиридон Тримифунтский – его называют Спиридон Солнцеворот – по старому стилю его память будет уже не 12 декабря, а 29 ноября. Тогда Спиридон Солнцеворот будет на две недели упреждать это явление, хотя Солнце поворачивает на лето именно на Спиридона. Почему-то в народе это до сих пор называется Спиридон Солнцеворот, и никуда не переехало. Всё тогда будет уже в другие дни старого календаря: начало войны, окончание… Когда были Бородинское сражение или Куликовская битва. Поэтому здесь получается такая неразбериха. Это надо переписывать всю историю. Рождение великих наших писателей: кто когда родился? А сейчас мы знаем, они уже переведены, и мы отмечаем их уже с учётом нового календаря. Но история существует неизменно. Получается, это не просто изменение стиля, а перенос всех праздников на другие числа. Поэтому в изменении стиля нет никакой необходимости.
Кроме того, от того, на какой день приходятся праздники Пасхи и Троицы, зависит продолжительность Петрова поста. При очень поздней Пасхе он бывает меньше двух недель. Так вот, если перейти на новый стиль, то будет такой год, когда Петрова поста просто не будет, ни одного дня. То есть пост будет вычеркнут из годового круга. Вот чем это чревато.
– Батюшка, а есть ли какие-то свидетельства того, что Юлианский календарь, по которому живёт Церковь, истинен?
– Во-первых, есть некоторые события, которые не назовёшь случайными. Согласно расчётам Юлианского календаря, Великая Отечественная война началась в день русских святых, а кончилась на великомученика Георгия Победоносца, и в этот день была православная Пасха. Кончилась война именно в этот день, а 9-го только празднуют. Известен также такой факт, что верба распускается на праздник Введения во храм Божией Матери по Юлианскому календарю, а не в какой другой день. Это чудо! На улице мороз, и в это время распускается верба, а потом опять собирается. Если ветку её отломить, то она так и останется с распущенными почками. Благодатный огонь в Иерусалиме сходит с неба каждый год в Великую Субботу по Юлианскому календарю – это тоже чудо Божие. Так что это всё существует.
– Известно, что в двадцатые годы прошлого столетия в Русской Церкви были попытки перехода на новый стиль. Многие священнослужители этому последовали. Что вы можете по этому поводу сказать?
– Нет, не попытки были, а святитель Тихон был введён в заблуждение. Ему сказали, что все Поместные Православные Церкви перешли. Если уж Вселенская Церковь решила, он смиренно дал указание в Москве перейти на новый стиль. Многие священники начали служить по новому стилю. Но некоторые не служили. В частности, в Москве – Свято-Данилов монастырь, священномученик Сергий Мечёв. С ним была очень интересная история. Он пришёл к Святейшему Патриарху Тихону, пал ему в ноги: «Ваше Святейшество, я вас люблю, уважаю, почитаю, но я не могу этого совершить. Моя совесть мне этого не позволяет. Не считайте меня бунтовщиком, оставьте меня под своим омофором как единоверца, как старообрядца». Святейший разрешил ему. И вся Церковь потом повернула назад. Ныне покойный протоиерей Александр Егоров из храма Ильи Обыденного рассказывал мне лично, что когда это установление произошло, начали служить Рождественскую службу Рождественским постом, люди, видя, что уже служба идёт, заходили в храм и, постояв немного, уходили. Народ не принимал. А потом, когда подошло настоящее Рождество Христово, тогда храмы наполнились. Пришлось второй раз служить Рождество. Так что не все перешли на новый стиль. Это было внутреннее устроение людей. При этом они берегли единство Церкви. Они не хотели разделения. Они старались сохранить то, что им дорого. Они чувствовали и считали так, как было во все времена, но не отделялись от Церкви. Вот их мудрость, их подвиг. Отец Сергий же не осудил Патриарха, а оба сейчас – в лике святых. Вот как поступали святые.
– Современная Греческая Православная Церковь перешла на новый стиль. Как нам к этому относиться?
– Именно так, как отец Сергий относился. Мы не отделяемся от Вселенской Церкви, а сохраняем старый стиль как единоверцы. Кстати, на этих правах – Афон. Афон ведь по старому стилю живёт. И там с новостильниками печальная история: их тела после смерти не истлевали. А это свидетельство того, что это не совсем то, и даже совсем не то.
– Батюшка, а можем ли мы, православные, участвовать в таинствах, если поедем в Грецию?
– А почему нет?[1] Во-первых, пасхалия одинаковая, а значит, всё, что связано с Пасхой, одинаково. Во-вторых, память святых иногда переносится на другой день. Уставом это разрешается. В частности, в первую седмицу Великого поста рядовые святые не празднуются, их память обычно совершают в другие дни. Поэтому можно сказать, что в данном случае мы как бы попадаем в условия перенесения служб на другое время.
Когда Господь сподобил меня быть в Греции в паломнической поездке, то было удивительно их отношение – видимо, они чувствовали вот такое отношение моей грешной души. Когда мне разрешили служить у святого Иоанна Русского, они сказали: «Пусть батюшка служит, как желает». И я служил. В другом месте греческий священник предложил мне даже возглавлять службу Преполовения Пятидесятницы. А Преполовение всё равно, по какому стилю, оно связано с Пасхой. И я и там служил. Другой священник, который был в нашей группе, даже не пошёл в алтарь, а я спокойно служил и причащался.
Когда мы говорили по вопросу календаря с отцом Сергием Орловым[2] и с владыкой Иоанном (Снычёвым), то оба они как-то мягко к этому отнеслись. Они понимали, что из-за этого нельзя разделяться и друг друга анафематствовать. Протоиерей Сергий Орлов очень строго относился к церковному Уставу и был в своё время ближайшим помощником святителя Афанасия (Сахарова) при составлении церковного календаря. Он относился к богослужебному кругу как к принятому установлению. Да, это постепенно сложилось, и это, действительно, принято. И передвигать его нет никакой необходимости.
2009 г.
[1] С 2019 года Русская Православная Церковь прекратила молитвенное и евхаристическое общение с теми из архиереев Элладской (Греческой) Православной Церкви, которые уже вступили или вступят в подобное же общение с раскольническими организациями на Украине, в частности, с т.н. «Православной Церковью Украины» (ПЦУ).
[2] Протоиерей Сергий Орлов (в постриге иеромонах Серафим; 1890 – 1975).

