Сегодня день вхождения Спасителя в Иерусалим. Еще этот день именуется Неделей ваий, или Цветоносной, поскольку встречали Спасителя с ветвями пальмы. А у нас на Руси – Вербное воскресенье. Мы сопереживаем тому, что происходило в этот день в Иерусалиме. Как сказал сербский святитель Николай (Велимирович), все догматы Церкви имеют непосредственное отношение к нашей повседневной жизни и к нам самим. Всякое событие земной жизни Спасителя есть праздник всей Вселенной. Господь, приняв человеческую плоть, раскрыл тайны домостроительства Божия, то есть спасения мира.
В Евангелии ни одно слово не написано просто так, каждое имеет множество значений в нашей жизни. Эта истина свидетельствуется, в частности, в притче о богатом и Лазаре, которую Господь рассказывал своим ученикам. Там есть диалог между богачом и Авраамом. Богатый, оказавшись по смерти своей в адском пламени, увидел на «лоне Авраама» нищего Лазаря, которого он даже не замечал, когда тот лежал у ворот его дома во время ежедневных пиршеств в доме богача. И богач стал просить Авраама, чтобы тот послал Лазаря к его братьям, яко да засвидетельствует им, да не приидут на место сие мучения. Авраам ответил: имеют Моисея и пророков, пусть их слушают; а если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (см.: Лк. 16:19–31).
Свидетельство этой истины мы слышали как раз сегодня: Господь воскресил из мертвых четверодневный смердящий труп. И звали воскресшего именно Лазарь. Пришел – и не поверили. В сегодняшнем Евангелии мы слышали, что свидетельство воскрешения Лазаря было настолько нестерпимо для фарисеев и книжников, что они решили убить не только самого воскрешающего Христа, но и Лазаря. Конечно, если бы человек просто задумался над тем, что происходило, то он мог бы уже только из одного этого понять, что Тот, Кто воскрешает умерших в любом состоянии, имеет власть жизни и смерти. И смертью угрожать ему бессмысленно. Та смерть, которую здесь человек подъемлет от земных, есть только временное отлучение души от тела. Что происходило с дочерью Иаира, с сыном Наинской вдовы и что совершилось с Лазарем – свидетельство этой истины. Хотя сам факт смерти настолько очевиден, что против него бессмысленно что-то возражать. Факт, с которым каждый соприкоснется без исключения.
Мы постоянно заботимся о нашей земной жизни: учимся, чтобы получить профессию, потом пытаемся устроиться на работу, чтобы обеспечить свое существование и пр. Но о будущей жизни почти никто не заботится. Эта жизнь проходит – у одного ее срок больше, у другого меньше. А что дальше? Дальше – смерть. Мы об этом забываем. Но, независимо от того, думаем мы об этом или нет, конец-то приближается. Он может наступить и внезапно. Об этом боятся думать, не хотят думать, хотя это так и есть. Да, но тогда для чего все это? Какой смысл жизни здесь?
Действительно, смысла земной жизни без жизни вечной нет. Сам Господь сказал: …какая польза человеку, если приобрящет мир весь, а душе своей повредит? (Мк. 8:36) Но никто не слушает Евангелие. Об этом же сказал великий немецкий писатель Гете: «Кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Вот и все. Я мог бы цитировать святых отцов, все это у них есть. Но их тоже никто не слушает. Слушают светских людей – представителей искусства, литературы. И они то же самое говорят, только другими словами. Но кто об этом думает? Думают же только о том, что здесь. Это такое устроение души, когда она озабочена только плотской жизнью, которую все равно потом оставит. И вот все бегают в жизни за этими призраками, тратят уйму средств и времени.
Есть очень поучительный пример. С чего начинается сегодняшнее Евангелие? С вечери в доме Марфы, Марии и брата их, воскресшего Лазаря. Там Мария в порыве благодарности изливает драгоценное миро на ноги Спасителя и волосами своими их отирает. И что же мы слышим? Иуда говорит: зачем такая трата? Вот что значит сребролюбие. Сколько же тратят люди за свою земную жизнь! Сколько они платят теперь за лечение, за операции, после которых часто все равно умирают. Люди платят миллионы только для того, чтобы сохранить или восстановить здоровье, продлить здесь еще хоть на сколько-то свое существование.
А у Марии – благодарность за воскрешение умершего брата. Да какая может быть здесь вообще цена? Если за то, чтобы выздороветь, люди немерено платят, то сколько нужно платить за то, чтобы воскресить? А если бы это был брат Иуды или он сам? Какой ценой можно здесь, на земле, купить воскрешение? Да человек все отдаст. Но Иуда рассуждал по-другому, потому что душа его была привязана к деньгам, он с деньгами был связан. В Евангелии прямо говорится, что он был вор.
Поэтому все получается довольно наглядно и назидательно. Само по себе богатство, конечно, не является грехом. Авраам был богат для своего времени. Богаты были и праведный Иов, и Филарет Милостивый. Много было состоятельных людей, которые, имея христианскую любящую, сострадательную душу, свои богатства раздавали нуждающимся. Как сказано, рука дающего не оскудеет. Она и не оскудевала. Господь попускал испытания и богатым, как, например, Иову, который потерял не только богатство, но и детей. Но Иов сказал: Бог дал, Бог и взял. И за его верность Господь дал ему еще больше и богатства, и детей.
Но в этой жизни все равно все кончается, а вот будущая жизнь – это главное. Однако, увы, как сказал один поэт, душа забыта… все тянутся к радостям быта. И вот этот быт, земное, является часто чуть ли не смыслом всей жизни. Хотя потом все это человек постепенно, а иногда и сразу, оставляет. Даже греховные привязанности ослабевают. Это все происходит, конечно, по милости Божией, потому что Господь показывает нам бренность тех призраков, за которыми мы гоняемся.
Мне очень нравятся слова одного афонского подвижника. Когда ты идешь к свету, за тобой идет твоя тень. Тень – это все земное, проходящее. Иди к свету, и все земное будет тебе дано настолько, насколько нужно. А если ты отвернешься от света и погонишься за земным, за тенью, то тень не догонишь, а от света уйдешь. Просто. Замечателен этот образ тем, что чем ближе к свету, тем меньше тень. И если человек находится под светильником, то его тень находится только под ним. То земное, которое нам сейчас нужно, дается нам, и на сегодня этого достаточно. Как сказал отец Иосиф, духовник архимандрита Ефрема Ватопедского, «что человеку нужно? Одна ложка, одна кружка, одна миска, одна одежда. Можно когда-то и переодеться. Но в основном этого достаточно». Здесь речь идет о том, что поскольку все земное временное – его и нужно совсем немного.
У некоторых в гардеробе множество костюмов, рубашек. Но тогда надо каждый день переодеваться, рубашку менять каждый день и костюм. В них с годами просто запутаешься. Это в молодости, может, еще помнят, где что лежит, а потом об этом сами забывают. Есть такой интеллигентский юмор. Приходит старенький профессор на занятия. Входит в аудиторию, а на него студенты смотрят и говорят:
– У вас один ботинок коричневый, а другой черный.
– Да? О, простите, я не обратил внимания.
Потом приходит опять в одном черном ботинке. Ему снова говорят:
– У вас опять один ботинок коричневый, а другой черный.
– Надо же! И дома тоже – один черный, один коричневый…
Этот юмор показывает, насколько все эти условности незначительны. Ведь самое главное, что ноги обуты. А насчет разноцветности – у нас иногда так одеваются! И говорят: я же не монашка, чтобы все однотонное или темное носить. Да нужно еще сподобиться, чтобы быть, как монахиня.
Мы все закованы в какие-то условности. Люди подражают друг другу. Как вот сейчас – женщины носят штаны. И ходят в них даже безобразные: ноги кривые, толстые. Выставляют напоказ эти свои телеса. Здесь даже логика отсутствует, нет совсем никакого понятия красоты. А самое печальное, что на эту пену, на эти мыльные пузыри люди тратят огромное количество времени и денег. Эти наряды, так называемые модные течения, и существуют только для того, чтобы деньги выкачивать, а не для того, чтобы одеваться. Реклама везде пестрит – где, что, почем – чтоб все узнали.
А человеку нужно знать только одно – как душу спасти. Едино на потребу, как сказал Господь. Правда, приходят к этой мысли уже тогда, когда в жизни начинается развал в семьях. Спрашивают, как вести себя и как строить отношения. Об этом давно сказано в Священном Писании и в том, что святые отцы изложили в своих творениях. Тогда человек и здесь, на этой земле, живет нормальной жизнью, и в будущей будет жить. А так получается, что и здесь-то он гонялся за призраками, разными виртуальными вещами, и там ни с чем останется.
Как говорят святые нашего времени, диавол не только уводит людей от истинной духовной жизни в эту меняющуюся, непрочную, часто и бессмысленную по своей сущности жизнь, но теперь уже и из этой земной тянет в жизнь призрачную, виртуальную, не существующую. Сидят, нажимают на кнопки, воображают себя героями, с кем-то сражаются. А в жизни они часто безвольные – тряпочки, о которые можно ноги вытирать. Потому что настоящих внутренних духовных сил-то нет. Мир шутит: и воля есть, и сила есть, а силы воли нету.
А сила воли необходима, чтобы справиться с чем-то в себе самом. Вот этот подвиг как раз и есть самый главный, который постоянно должен совершать человек в этой жизни, – очищать свою душу от страстей. И противиться всякому греху, всякой нечистоте, которая есть в миру и старается проникнуть в душу человеческую. Поэтому в Таинстве Крещения тот, кого крестят, именуется воином Христа Бога. Он должен воевать против похотей плоти и диавола, который через плоть, через мир старается погубить нашу душу.
Сегодняшний праздник, Вход Господень в Иерусалим, предваряет Страстную седмицу. На Страстной седмице мы услышим совсем другие вопли народа. Сегодня все кричат: «Благословен грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!» Потом же мы услышим: «Возми, возми, распни Его!» Пилат спросит: Царя ли вашего распну? И услышит в ответ: нет у нас царя, кроме кесаря. Помните, кто такой кесарь? Когда Господа спросили, давать ли подать, Он сказал: чье изображение и надпись на динарии? Ответили ему: кесарево. Тогда Господь сказал: …воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22:19–21). Эти слова «не имамы царя токмо кесаря» и означают, что их царь – деньги. Как раз поэтому и монета в Евангелии упоминается с изображением кесаря – неслучайно он на монете изображен.
Но настоящая жизнь – духовная. И слава Богу, что есть люди, которые прежде всего соблюдают свою душу, поэтому и жизнь продолжается. Если бы все перешли только на деньги, тогда бы жизнь просто прекратилась. Сегодняшний праздник, Вход Господень в Иерусалим, своим содержанием, своими примерами учит нас тому, чтобы мы прежде всего помнили о том, что есть будущая жизнь, и все мы там будем. А вот где, это зависит от нас.
Так называемые жертвы, которые мы приносим ради своей души, они в общем-то незначительны. Плоть требует – ну и что? Ничего страшного, если она и не все, чего хочет, получит. Ведь для жизни-то не так много и нужно. Великий пост показал тем, кто постился, что для тела нужно очень немногое. Больше того, в пост легче себя чувствуешь, и так называемая жертва не только для души, а даже и для тела-то полезна, потому что она ради Бога. Пост заключается именно в послушании Церкви. Это совсем немногое, чем мы можем пожертвовать. Некоторые не могут отказаться от кофе. Это ведь даже не скоромный напиток, но говорят: лучше с молочком. Если уж ты действительно очень хочешь кофе – пей его. А молоко-то зачем?
И вот остается всего-навсего неделя до праздника Пасхи. Кончится телесный пост, кончатся постовые службы, которые нас как-то смиряют, все время стараются пробуждать наш дух. И после поста духовный подвиг нужно продолжать. Ведь не ради только земного благополучия живет человек. Радость зависит и от человеческих отношений. Нам не хватает именно духовного – человеческого тепла и любви. Будем стараться строить свою жизнь на добром христианском отношении. Тогда и здесь с помощью Божией будем жить, и там наследуем жизнь вечную.
2016 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии