Сегодня, в Великий Четверг Страстной седмицы, Святая Православная Церковь совершает богослужение, которое именуется Тайной Вечерей. Это исполнение слов Спасителя, ибо Господь перед Своей Крестной смертью, как мы сегодня слышали в Евангелии, причастил учеников на Тайной Вечери. Причастие это было первое, оно совершилось прежде страданий Господних. Ибо вот слова, которые Господь сказал Петру: …Симоне, Симоне, се сатана просит, дабы сеял вас, яко пшеницу, Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращься утверди братию твою (Лк. 22:31–32). Господь предупреждал, что грядет величайшее испытание их веры, и для этого им необходима помощь Божия.
Почему Господь говорит именно с апостолом Петром? Потому что на нем как раз и засвидетельствована эта истина. Господь сказал ученикам: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада. Но Петр отвечал, что пусть даже и все соблазнятся, но он – никогда. И тогда Господь ему сказал: ты в эту ночь не просто оставишь Меня, а еще и отречешься с клятвою. Как мы слышали в сегодняшнем Евангелии, все это совершилось слово в слово. Это свидетельство той истины, что человек немощен. Какая ревность была у Петра! Он имел нож и готов был защищать Спасителя. И он же трижды с клятвою отрекся. Ибо что человек без Бога, без помощи Божией? Ничто.
Мы большей частью забываем эту истину, а это и есть самое главное. Если что доброе есть в нас, то, как сказал апостол Павел, Благодатию же Божиею есмь, еже есмь (1 Кор. 15:10). Человеческое произволение присутствует, но без Божией помощи естество наше немощное. Это и было засвидетельствовано в сегодняшнем Евангелии на примере апостола Петра. Даже Сам Господь, выше которого нет и быть не может, молился Отцу Небесному, чтобы Он укрепил Его в подвиге страданий. И молился до кровавого пота. Мы-то мало молимся, и кто может сказать о себе, что он молился до усталости? А молитву до кровавого пота мы даже и представить себе не можем. Напряжение Спасителя в молитве имело такую силу, что пот Его был как капли крови, капающие на землю.
Во всех искушениях прежде всего нужно просить помощи Божией. Ибо человек сотворен Творцом по образу Божию. А кто Первообраз? Господь Иисус Христос. Богочеловек и есть Первообраз, на который нужно всегда взирать. Ибо, если допустить только малейшее уклонение от обращения к Богу, малейшее колебание – все начинает рушиться. Помните еще один пример апостола Петра? Петр, увидев Господа, ходящего по водам, попросил, чтобы и ему тоже Господь повелел так идти. И Господь ответил: иди! Петр пошел. Но потом испугался и начал тонуть. И тогда обратился ко Господу: спаси меня! Иисус тотчас простер руку, поддержал его и сказал: …маловере, почто усумнился еси? (ср.: Мф. 14:28–32)
Апостол Петр – порывистая натура, в нем было ясно видно, как он устремлялся к Спасителю. Помните, когда Господь спрашивает, за кого Его принимают люди? Тогда Симон-Петр ответил: …Ты еси Христос, Сын Бога Живаго. На что Спаситель сказал: не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой Небесный (ср.: Мф. 16:13–17). Человек не своим разумением дошел до этого. Господь отверзе им ум разумети писания (Лк. 24:45) – так сказано в Евангелии, описывающем события после Воскресения Христова. Когда Господь отверзает ум, тогда человек может говорить. А потом тот же апостол Петр, который исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, предлагает Ему как-нибудь избежать предстоящих страданий. На что получает ответ: отойди от Меня, сатана, не мыслишь, что Божие, а что человеческое. Вот какой мгновенный разворот – и так, и так.
Неудивительно, когда и нас разворачивает. Мы не больше апостола Петра. Более того, люди духовные всегда именно так воспринимали эту истину. Отец Алексий Мечёв говорил: когда не знаешь, как поступить, открой Евангелие и посмотри, как поступил бы на твоем месте Христос. Отец Сергий Мечёв, его сын, священномученик, то же говорил одной рабе Божией: «Иногда с вас можно писать икону, а иногда – бульварный роман». Таковы неустроенность человека, его непостоянство, двойственность. Как только человек отрывается от Бога, так сразу начинает катиться вниз. Середины здесь быть не может. Говорят «у нас Бог в душе» и в церковь не ходят. Если не ходишь в церковь, значит, в душе что-то другое есть. И есть ли там Бог, проверит жизнь. Есть в народе поговорка: как тревога, так за Бога. Когда что-то случается, то сразу вспоминают о Нем. Неужели нужно дожидаться, когда гром грянет, чтобы о Боге вспомнить?
Это очень часто происходит. Мы интересуемся тем, что творится в мире, что происходит с нашими семьями, с близкими, но забываем про Бога. Я помню, как однажды мы разговорились с одним очень начитанным, образованным батюшкой о каких-то проблемах церковного характера. Я рассказал об этом нашему батюшке Сергию Орлову, и он сказал: «Ну да, только про Бога забыли». Ведь забвение того, что волос с головы не упадет без воли Божией, что все учтено в путях Промысла Божия, есть как раз потеря веры, то самое маловерие, о котором Господь сказал Петру: …маловере, почто усумнился еси?
В эти дни читается ветхозаветное повествование о Иове праведном. Все, что совершалось, он воспринимал как от руки Божией. Он потерял все, что имел: дом, богатство, даже детей. Но он сказал: …Господь даде, Господь отъят, яко Господеви изволися, тако бысть. Буди имя Господне благословено (Иов. 1:21). И за эту веру Господь возвратил ему сторицей, больше, чем он потерял. И детей дал. Дочерям его, сказано, не было равных по красоте во всей поднебесной.
Эти примеры Священного Писания говорят нам о том, что все в руке Божией. И Сам Сын Божий, Богочеловек, молился Отцу Небесному. Он дал нам пример, чтобы мы не смущались, когда нам трудно. И молились: …Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия. Ведь Он же все знал, но совершал это прежде всего ради нас, чтобы показать пример. Поэтому апостол и записал слова молитвы Господа в Гефсиманском саду: …обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26:39).
Человек немощен, и без Бога не только он, а и все Его творение существовать не может. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся, послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103:29–30). Если Господь отнимет Дух, то все превращается в персть, из которой и создано. Эту истину Церковь нам все время напоминает, особенно в эти дни.
Есть такие традиции, когда благочестивые люди старшего поколения по особому дару дают в конце жизни своим потомкам некий духовный завет. Господь им открывает, бывают такие особые явления. Вспоминается история, как одна бабушка перед смертью собрала всех своих сродников и рассказала, что с кем будет и даже что будет с их детьми. Раньше ведь жили так: отец – глава, все его слушались. И это было законом. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). Если хочешь жить в благополучии и долго, слушайся своих родителей. Человек же, в сущности, живет опытом предыдущих поколений, прежде всего своих родителей, которые стараются его научить. И это уже залог благополучия в этой жизни, не говоря уже о будущей.
Думаю, все знают притчу про то, как дети обратились к своему престарелому отцу с вопросом: как нам жить? Он велел принести веник и сломать его. Сколько они ни пытались, ничего у них не получалось. Тогда он предложил им разобрать веник на прутья и попробовать сломать его по прутику. По прутику отдельно они весь веник сломали. «Вот и вы так, – сказал отец детям, – живите вместе, и тогда вас никто не сможет победить, сломать». Самый маленький «веник» – это семья. Когда вся семья единодушна, дети находятся в послушании у родителей и все между собой живут душа в душу, тогда семья выдерживает любые испытания. Потому что она исполняет завет Божий.
В первосвященнической молитве на Тайной Вечере Господь, обращаясь к Своему Небесному Отцу, говорит: …да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут (Ин. 17:21). Вот это единение в Духе и есть залог победы даже в земной жизни, не говоря уже о будущей. Эту истину, только другими словами, очень хорошо сказал наш православный мыслитель Алексей Степанович Хомяков: «В ад каждый идет своим путем, а в рай можно войти только вместе». Поэтому враг и разделяет народы и семьи, чтобы они не вошли в рай. Люди забывают о Боге, забывают об этих заветах Спасителя, заветах своих отцов, и каждый идет своим путем. А вот куда идет? Это печально.
Вот эти истины сегодня как раз и предлагаются Церковью накануне Страстей Господних. Сам Господь на Кресте предал Свой Дух в руки Своего Небесного Отца: …Отче, в руце Твои предаю Дух Мой (Лк. 23:46). И нас Он учит возлагать все на Господа, уповать на Его помощь. И этой верой, как сказано в Апостоле, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих… избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат (Евр. 11:33–35). Если здесь, в земном смысле, человеческая жизнь прекращается, то будущая жизнь все равно никогда не прекратится. Мы все умрем, но смерть ради Христа дает венец. Поэтому мы и прославляем новомучеников и исповедников Церкви Русской. У нас, по милости Божией, Господь сподобил утвердить такой храм. Мы знаем слова Спасителя: …болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Если бы люди так жили во славу Божию, то умирали бы они в еще большую славу. Именно такая вера, такое устроение души дает силу устоять в любых жизненных испытаниях. Как говорит апостол Павел, вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4:13).
Эта истина засвидетельствована самой жизнью. Прежде всего в житиях святых, подвижников благочестия, да и в нашей жизни. Господь всем управляет, и у Него до мгновения все учтено. Есть такое прекрасное изречение: Бог никогда не спешит, но никогда не опаздывает. А что Ему спешить, когда в Его руке время? Опоздать Он не может, потому что ничто без Его ведома не совершится.
Сегодня это мы слышали в Евангелии. Сколько раз искали убить Спасителя! Господь говорит: …по вся дни сущу Ми с вами в церкви, не простросте руки на Мя, но се есть ваша година и область темная (Лк. 22:52–53). Теперь Господь, как сказано в молитвах, Сам предавал Себя на страдания. До этого с Ним не могли ничего сделать – как ни строили козни, как ни пытались уловить Его в чем-то, чтобы схватить, ничего не получалось. До тех пор, пока Иуда не принял мысль от диавола и пока Господь не дал ему хлеб. Обмакнув хлеб, даде Иуде Симонову Искариотскому. И по хлебе тогда вниде в онь сатана (Ин. 13:26–27). Вы знаете, ведь была же Тайная Вечеря, на ней было вино. Вино обычно закусывают. Видимо, Господь дал хлеб Иуде еще и потому, что ему нужно было закусить.
В текстах богослужения прямо сказано: «Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище Живота, лестно поучашеся. Отонудуже и упився…» (утреня Великой Среды. Седален по кафизме, гл. 4-й). То есть Иуда был пьян. Господь дал ему хлеб, но он настолько уже набрался, что диаволу даже делать там нечего было, как только войти в него. Пьянство – это один из примеров, когда диавол овладевает человеком, как и Иудой на Тайной Вечере. Он пьяный вышел в ночь, чтобы послушно исполнять волю диавола.
Почему пьяный человек не ведает, что творит? Потому что у него есть произволение, когда он к вину добровольно склоняется. Этот пример Иуды опять же говорит нам о том, что необходимо бодрствовать и молиться. Трезвенность у человека должна быть как норма жизни. Вино употреблялось на трапезах, и ученики тоже принимали вино, но каждый в свою меру. Как раз об этом говорит апостол Павел. И не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5:18). Ведь изменяют часто по пьянке. И здесь как раз Иудина измена. Один из способов в миру избавиться от соперника – его споить. Это способ известный и довольно распространенный. Сначала застолье, там угощают, подливают постепенно. Некоторые понимают, другие – нет, но диавол-то понимает. Нужно постоянно помнить, что идет война против человека, война за его душу.
Господь дал нам Тело и Кровь Свою для укрепления в борьбе с грехом. Но мы-то должны и сами прилагать усилия. На Пасху теперь многие стали причащаться. Так-то оно так, но из тех, кто подходит к Чаше, не все причащаются, как показал сегодняшний пример. И если человек не оставит грех, не будет стремиться избавиться от него, то он может наследовать участь Иуды. А это страшно!
Сегодня читалось очень назидательное апостольское чтение – именно в день Тайной Вечери. Там есть такие слова: …ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни (1 Кор. 11:29–30). И у нас теперь почти все болеют и даже умирают скоропостижно от того, что недостойно приступают к Чаше с Телом и Кровью Христовой. Прямо сказано: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный, / и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, // Светодавче, и спаси мя» (эксапостиларий Страстной седмицы). То есть одежда, в которой можно войти в брачный чертог на Тайную Вечерю, – одежда покаяния.
Вот это необходимо нам знать, потому что война идет постоянно. И нам напоминается перед Чашей: «Да не в суд или во осуждение будет мне Причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела». И дальше: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И в молитве перед Причащением Иуда вспоминается – затем, чтобы нас отрезвить, чтобы мы не самонадеянно приступали к Чаше, а с трепетом. «Со страхом Божиим и верою приступите!» Сегодня и далее, в Пасхальные дни, Церковь призывает к Причащению Святых Христовых Таин. Но и от нас требуется какой-то подвиг, хоть что-то надо сделать.
Разбойник в последний час получил обетование быть в Царстве Небесном вместе со Спасителем, но это особое свидетельство любви Божией. Сегодня вечером мы будем петь светилен Великого Пятка: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом Крестным просвети и спаси мя». Но нужно помнить, что разбойник ведь был распят и истекал кровью. И после того, как он получил обетование, ему еще перебили голени. Конечно, Господь причащал учеников на Тайной Вечере для укрепления. И здесь обетованием райского блаженства Господь укрепил разбойника в последних его страданиях. Укрепление Господне, любовь Божия устремлены к человеку. От нас зависит – принять это или не принять. Как говорит святитель Феофан Затворник, благодать изливается, а нам не во что ее принять – сосуд наш дырявый. Хотя если есть наше желание, то благодать эта все равно Спасителем задерживается.
Конечно, к несчастью, многое проходит мимо, но какая-то польза есть. Однако искушать долготерпение Божие не нужно, потому что сосуд наш может расколоться. Не нужно дожидаться, когда гром грянет, чтобы начать каяться. Будем каяться постоянно. Исповедоваться нужно чаще и о своей греховности тоже себе чаще напоминать. Если человек желает спастись, Господь по Своему милосердию спасет его. Ибо если мы сами не будем избавляться от грехов, то Господь найдет способ, чтобы нас от них избавить. Но тут уже главное – не роптать.
Есть такое изречение у святых отцов: когда мы грехи не оставляем, то грехи нас оставляют. Но это при условии, что мы хотим от них избавиться. А когда уже ноги не ходят, глаза не видят и уши не слышат, тогда и не сможешь грешить. Если еще доживешь до этого времени. Не нужно этого дожидаться, нужно трудиться. Труд духовный над своей душой должен быть всегда. Вот пост кончается, а жизнь-то продолжается. Будем стараться душу свою перестраивать на евангельский строй. Будем стараться приступать к Таинствам со страхом Божиим и сердечным сокрушением. Как говорит святитель Феофан Затворник, нужно почаще приступать к Таинству Причащения Святых Христовых Таин, но с чувством полного недостоинства. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19). А подготовка к этому заключается в нашем домашнем молитвенном подвиге и в церковной молитве. Нужно посещать храм Божий. Здесь через Таинства человек воспринимает благодать. И сам храм человека очищает и оживотворяет. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, Дверь Небесная, отверзи нам двери милости Твоея» (молитва Великопостной утрени). Так воспевает Церковь.
Раньше, когда я еще работал, то на службу не всегда успевал. Но старался утром хоть ненадолго зайти в храм. И после этого на работе чувствовал себя совсем по-другому – как будто вернулся из другого мира. Хотя и совсем немного побыл в храме. Конечно, по лености не нужно опаздывать или раньше уходить. Если же по обстоятельствам ты не можешь прийти на всю службу, то хоть сколько-то на ней все равно побудь. Это как раз те две лепты вдовицы – хоть сколько-то побыть в храме. Больше не надо ничего, если нет возможности. Но от нас все-таки должно быть усердие.
И очень важно не осуждать другого. Уже в конце Великого поста вспомните молитву Ефрема Сирина, которую мы читали. Кончается же она таким наставлением: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
2015 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии