О покаянии

Духовное плодоносие зависит от правильного духовного труда над собою

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
177
Время на чтение 4 минуты

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Слава и благодарение Господу Богу, Который вновь даровал нам святой и спасительный Великий пост. Святые отцы называют пост духовной весной, ибо как весной деревья после зимнего сна пробуждаются и расцветают, так и души человеческие, особенно Великим постом, пробуждаются от греховного сна и покаянием возрождаются. Но как плодоносие деревьев зависит от труда человека, так и духовное плодоносие зависит от правильного духовного труда над собою.

Во время поста мы часто слышим слово «покаяние». Слово о покаянии предварило Евангельскую проповедь, когда святой Предтеча Господень Иоанн начал её словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). Спаситель наш Господь Иисус Христос в начале Своей спасительной проповеди обратился к людям со словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14).  Что же является покаянием?

Чаще всего люди под этим словом понимают исповедь. Исповедь – величайший дар Божий человечеству, ее нужно любить и как можно чаще к ней прибегать. Но исповедь – это начало покаяния, которое после неё не оканчивается. Покаяние (греческое слово «μετάνοια») означает изменение ума. Образ мышления, как принцип духовного рассуждения (то, что люди часто ошибочно называют логикой), основан на системе духовных ценностей, которая создается по критериям – мерилам определения добра и зла, главного и второстепенного, полезного и неполезного, необходимого и не имеющего необходимость. Критерии, в свою очередь, определяются мiровоззрением и мiровосприятием человека, которые основаны на его вероисповедании.

Так как покаяние – это изменение ума, то нам надлежит переосмыслить все по-христиански и очистить себя от всякой примеси, которую мы усвоили, восприняв что-либо чуждое христианству из современного мiра, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19) и, в целом, живет по-язычески.

Подлинные критерии – мерила определения всего окружающего находятся во святой Православной Церкви. Посредством их мы рассматриваем и определяем: что полезно и спасительно для души и необходимо для тела, и что не спасительно, вредно, и даже губительно для души, и не имеет необходимости для нашего телесного устроения или же не своевременно.

Имея правильный христианский образ мышления, христианин научится различать помыслы, принимая благие от Бога и отвергая злые, привносимые сопротивником Божиим, научится духовному рассуждению, что исключительно важно для правильной духовной жизни.

Почему это важно и необходимо? Потому что принятые помыслы определяют наши дальнейшие действия и поступки. Затем, если человек принимает ложные помыслы, руководствуется ими и живет по страстям, то у него возникают греховные навыки, которые определяют и составляют образ жизни.

Когда к Предтече Господню Иоанну приходили люди и вопрошали его, что им делать, то он призывал их изменить образ жизни. Но так как изменение образа жизни зависит от помыслов и побуждений, рассмотрим, каковы они должны быть.

Спаситель, говоря людям о заповеди «Не убий» (Мф. 5:21-22), учил не иметь неприязни и ненависти к ближнему, а приводя заповедь, определяющую целомудрие (Мф. 5:27-28), учил сохранять в чистоте помыслы и чувства. Внешний телесный подвиг должен совершаться при правильном духовном труде над собою. Во время пения ирмосов Великого покаянного канона мы слышим слова: «Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое», и еще: «На камени заповедей Твоих утверди мое помышление». Исправление образа мышления и, в целом, образа жизни должно быть основано на следовании Евангельским заповедям. Из них должны исходить все наши побуждения к словам и действиям. Только тогда будет происходить доброе изменение и исправление образа жизни. В противном случае, даже если человек перестанет совершать грех телесно, причины совершаемых грехов – страсти останутся в нем и будут продолжать действовать.

Насколько важны помыслы и побуждения, мы можем видеть в образе жизни людей. Одним человеком, например, движет гордость и тщеславие. Он может многое сделать, но добродетелью это назвать нельзя, ибо в основе лежат гордость и тщеславие. Другим человеком движет зависть, ревность и соперничество, третьим – гнев, рвение и злоба. Мы же должны поступать, исходя только из смирения, кротости, чистоты сердца и любви, – всего того, что основано на Христовом Евангельском учении.

Предтеча Господень Иоанн призывал людей принести плоды покаяния. Изменение греховного образа жизни, призвано быть плодоносным. Святые отцы учат обретать добродетели, противоположные страстям, вследствие которых человек ранее совершал грехи. Но, опять-таки, это обретение возможно, если человек будет стараться жить по Евангельским заповедям. Наше дело – совершать духовный труд над собою, и, со временем, этот труд благодатию Божией окачествуется благим навыком, а затем – добродетелью, то есть духовным плодом.

Покаяние, таким образом, это – целожизненный труд очищения от страстей, исправления образа жизни, а затем духовного устроения, преображения и сохранения души до исхода ее из мiра сего.

Нам необходимо исправить себя, уврачевать свою душу и привести себя в соответствие с тем, какими мы должны быть пред Богом, какими Он ждет нас в Своем Царствии Небесном.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Да, моё жизненное время истекает и приближается момент исхода души моей из мiра сего, и сподобится или нет душа моя Царства Небесного, – будет зависеть от моего покаяния – доброго изменения и исправления жизни.

Зачем мы допускаем забвение, ленность и нерадение? Зачем допускаем опасному греховному обстоянию быть для себя привычным? Как часто воины, окруженные врагами, воспринимали решимость и прорывом выходили к своим, избегая плена. Чтобы избегать греховного плена, нам нужно иметь трезвение и воспряновение – решительное устремление к Богу всех своих сил, свергая с себя греховное оцепенение – медление во грехе, укрепляя свое доброе произволение, направленное к исправлению, решительному и твердому намерению вести духовную брань с греховными наклонностями и поползновением, страстями и грехом. Великий пост является хорошей возможностью прорыва из привычного, увы, греховного обстояния и плена.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается и úмаши смутитися; воспрянú убо, да пощадит тя Христос Бог, везде Сый и вся исполняяй». Аминь.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Схиархимандрит Тит (Бородин)
О так называемом подсознании
В нас, возрождённых в таинстве святого Крещения к жизни с Богом, – к Вечной Жизни, не должно быть «тёмного подвала» с греховным содержимым
14.01.2025
К вопросу о государственной идеологии
Только созидательный труд над собой, христианский подвиг истинного благочестия станет реальной опорой Русской монархической государственности
28.03.2024
Об апостасии
ПЦУ и потеря апостольской преемственности
27.10.2019
О верности Богу
10/23 августа - Собор новомучеников и исповедников Соловецких
22.08.2019
Все статьи Схиархимандрит Тит (Бородин)
Пастырская проповедь
«Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»
Слово на Пассии. Евангелие от Матфея
16.03.2025
Добрый Пастырь защищает Своих овец от воров и диких людей
Слово в день памяти святителя Григория Паламы
16.03.2025
Три чуда в Евангелии об исцелении расслабленного
Неделя 2-я Великого поста (Мк, 7 зач., 2, 1—12)
16.03.2025
Труд ради ближнего как свидетельство веры
Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы
15.03.2025
Бесконечная минута молчания
К десятой годовщине кончины писателя Валентина Распутина
15.03.2025
Все статьи темы
Великий пост
Великий пост – время для добрых дел
В чём высокий смысл поездки наших староверов в Донбасс
18.03.2025
«Господь к нам близок»
Там, где строятся храмы, – там и милость Божия
17.03.2025
«Господь милосердный прощает любые грехи»
По словам митрополита Варсонофия, Бог прощает, но нельзя пренебрегать Его милосердием
17.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Праздник русских женщин
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.03.2025 00:09
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.03.2025 23:51
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от Константин В.
17.03.2025 22:34
Россия исчерпала лимит на все обманы и самообманы
Новый комментарий от Калужанин
17.03.2025 21:37
Последнее путешествие Эдуарда Лимонова
Новый комментарий от Русский Иван
17.03.2025 21:10
Тайна Великой войны
Новый комментарий от С. Югов
17.03.2025 18:29