В последние годы у нас обострилась национальная проблема. Причин тому три.
Первая причина: распад единой советской идеологии и единого хозяйства.
Вторая причина: неконтролируемая миграция в Россию из т. н. «ближнего зарубежья», что выгодно буржуа-работодателям.
Третья причина: конъюнктурное использование «национальной карты» в качестве пропагандистского оружия рядом политических сил, и прежде всего либералами, традиционно презиравшими русскую идею во всех видах, но за последние годы сообразившими, что под западническими лозунгами им к власти в России не придти никогда.
В 2011 году мир был шокирован чудовищным терактом в Норвегии, стоившим жизни сотне человек. Спокойная и изобильная Норвегия, где давно уже ничего не происходит, была потрясена. Убийцей оказался норвежский националист, решивший таким способом осуществить свою идейную революцию, направленную против политики мультикультурности, наплыва в Европу цветных мигрантов, и вообще против господствующего в Старом Свете всеобщей расслабленной терпимости.
Убийца, разумеется, заслужил наказание. Однако за несколько месяцев до норвежской резни о крахе мультикультурализма в Европе почти одновременно с высоких трибун заявили канцлер Германии, президент Франции и премьер Великобритании. Как в воду глядели!
Национализм вообще есть разновидность идеологии модерна, возникающей в Европе в т.н. «эпоху Просвещения» по мере ослабления христианской веры. Любой национализм — поскольку он поклоняется своей нации, а не Богу (или отождествляет их) — чужд, в конечном счёте, православному христианству.
Другое дело, что христианство ни в коем случае не отрицает реальности народа как соборной личности истории, развернутой в Большом времени. Господу дорог каждый человек, также как и каждый народ, и потому потеря (растворение) уникального человека или народа в общей бескачественной постмодернистской массе есть несомненная утрата в задуманной Богом универсальной картине мироздания.
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф., 28,19) — здесь прямо указана ценность народа как возможного сосуда Божия. Всё дело в соблюдении иерархии.
Национальные социально-политические, культурные и даже этно-биологические задачи должны решаться в христианской духовной перспективе, а не наоборот. Хотя, конечно, в истории бывают периоды, когда частные этнические цели вырастают до тотальных.
Итак, Этнос — биологическая, природная, кровная общность людей (род, племя).
Нация — общественно-политическая общность людей, «политическая нация» как субъект определенной социально-экономической структуры, сложившейся в истории.
Наконец, народ — высшая духовно-онтологическая общность людей, носитель определенного вероисповедания, языка, государственной идеи и культуры, осуществляемой в метаистории.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств