В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений в Российском университете дружбы народов (РУДН) прошла ХII Всероссийская научно-практическая конференция.«Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая Победа: вклад педагога и священника». На пленарном заседании с докладом выступила О. Ю. Васильева – президент Российской академии образования и первый министр просвещения, начавшая возрождать в школе нравственное воспитание. Прозвучал также содержательный доклад М. Ю. Мягкова – научного директора Российского военно-исторического общества и другие интересные выступления. В конференции приняли участие более 670 участников из 65 регионов: священнослужители, руководители, ученые и преподаватели духовных и светских высших учебных заведений, представители государственных органов власти, руководители и педагоги образовательных организаций. На одной из секций конференции прозвучал доклад члена Русского собрания, журналиста и писателя А.Е. Самохина. Приводим его полностью.
Врагов отечества сокрушай
Я не зря поставил в заглавие своего доклада часть из знаменитой «формулы» святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими». Уверен, что всем здесь присутствующим эта формула знакома и понятна. Была ее суть внятна нашим предкам издревле.
Но вот незадача: высокий смысл этого вероучительного постулата оказался как бы непонятен\неприятен части наших соотечественников, считающих себя православными христианами и более того – некоторым пастырям. Не будем называть имена тех священников, кто был лишен сана за отказ читать по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в своих храмах «молитву о победе святой Руси». Или самочинно заменявших в ней слова. Они известны.
Наверное, с позиции ученого богословия можно придраться к некоторым формулировкам этой молитвы. Но суть, конечно, не в том. Эти иереи, часть их паствы выступили не против слова, но против самого духа молитвы о Победе – с неприятием и осуждением духовной поддержки Церковью СВО и воинов, сражающихся там. Вдруг вышло на поверхность давно слепившееся я течение так называемого «либерального» или «розового православия». Важная составная часть его – пацифизм, который прикрывается седьмой Заповедью Блаженства (блаженны миротворцы) и заповедью Нагорной проповеди про щёку. Среди таких «христиан — пацифистов», как мы с сожалением узрели, оказалось немалое число преподавателей средней и высшей школы. Что особенно опасно, поскольку через них эта духовная подмена понятий передается следующим поколениям.
Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет ни слова осуждения воинского звания и запрета любых войн. Христианская Церковь прославила в лике святых множество благочестивых воинов, причём, как рядовых солдат, так и полководцев.
Святые великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, святой Маврикий и его 70 воинов мучеников, святые благоверные русские князья- воины Александр Невский, Димитрий Донской, Довмонт Псковский, преподобный Илия Киево-Печерский, мученик Меркурий Смоленский, многие другие доблестно сражались с врагами Отечества и веры. И это не стало препятствием для их прославления в разных чинах.
Да, чина канонизации в качестве воина в христианстве нет, однако именно воинский подвиг святых преподобных иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби стал основанием для их прославления.
Святитель Афанасий Великий писал: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно». Современник наш Преподобный Паисий Святогорец учил: «Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога!» Да, самому Паисию, тогда еще Арсению Эзнепидису, ввиду его особой миссии вселенского старца, Бог на войне даровал рацию вместо ружья, избавив от убийства. А вот архимандриту Кириллу (Павлову) пришлось немало стрелять во врагов во время Великой Отечественной. Что не помешало ему стать великим старцем нашего времени и духовником трех патриархов.
Безусловно, вопрос это отнюдь не простой, иначе не было бы например, совета (именно совета, а не строгого канона!) святого Василия Великого. Противники любой войны любят приводить его в сокращении. А в нем сказано: «Убиение на брани наши отцы не вменяли за убийство, извиняя, как я думаю, как поборников благочестия. Но, может быть, и добро бы было советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержались от приобщения только Святых Таин».
Против этого мягкого совета, впрочем, возражали другие святые отцы – тот же упомянутый выше Святитель Афанасий Великий. Из раннехристианских богословов лишь Тертулиан, в ересь впавший, трактовал заповедь «не убий» как абсолютный запрет брать оружие против человека.
В исторической же практике хоть сколь-нибудь длительного отлучения от Святого Причастия воинов по совету св. Василия никогда не практиковалось.
Преподобный Иустин (Попович) раскрывает глубинные причины войн: «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми». А святой апостол Иаков в своем Соборном послании вопрошает с болью: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1).
И это всё, безусловно, верные и богодухновенные определения. Но это взгляд как бы сверху – с горних высот Высшей Истины. А в жизни земной, грешной перед миллионами людей во все века вставал и продолжает остро вставать вопрос. Да и не вопрос даже а категорический императив: «Слышали, братья, Война началася, Бросай свое дело —в поход собирайся» Ну и далее — по тексту с вариациями.
Можно ли отвечать на агрессию — миролюбием, а на занесенный меч увещеваниями и молитвами? У русского народа так не заведено. Хотя нередко бывает, что мы излишне долготерпим, пропуская удары…
Сами богослужебные тексты Православной Церкви свидетельствуют в пользу тех, кто с оружием в руках стоит на защите Отечества. В Акафисте Казанской иконе Божией Матери Царица Небесная называется помощницей православных воинов: «Яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася..»
Да и на каждой Божественной Литургии мы молимся «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея».
«Это позднее государственническое искажение учения Христова», – говорят или думают прежние и нынешние толстовцы- пацифисты, непротивленцы злу насилием. И здесь, конечно, нужно обращаться к Святому Евангелию. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч...»(Мф 10:34–36). Безусловно, Спаситель говорит здесь о мече духовном, призванном резко четко разделить Божью правду от лжи, служащих Богу от служителей сатаны. Но все же символ меча сам по себе имеет свою определенную, самостоятельную символику.
Разумеется, в духовном же смысле надо понимать и другие знаменитые слова Христа, сказанные Им после Тайной Вечери перед восшествием с апостолами на гору Елеонскую: «Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму: а у кого нет, продай одежду свою и купи меч...» (Лк. 22: 36, 38).
Однако же заметим: при понятной нам сегодня аллегории слова «меч», Спаситель не препятствует буквальному пониманию апостолами этих слов, сообщивших о наличии у них двух мечей, ответив на это: «довольно». Он не запрещает им взять эти орудия убийства – в общем бесполезные против отряда вооруженных стражников, пришедших его арестовывать. Он не останавливает сразу руку Петра, извлекшего меч и отрубившего ухо рабу Малху. Но лишь после этого велит ему вложить меч в ножны, изрекая одну из Своих бессмертных истин «...ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».
Фраза эта, как много раз уже указывали отнюдь не такая простая как кажется. Особенно учитывая дальнейшие слова Спасителя о добровольном, умалении Своей Божественной силы и добровольном последующем страдании. От меча погибнут нападающие, первыми «взявшие меч» – так можно понимать эту максиму Христа. Если встать на эту точку зрения, то выдуманное в киношной трактовке Эйзенштейна восклицание Александра Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», окажется наиболее близко по смыслу к евангельской фразе Спасителя.
Но далее встает не менее важный для православного человека вопрос: а как именно воевать в войне, пусть справедливой с нашей стороны и даже, по словам песни, «священной»? Здесь немало аспектов. С одной стороны, есть просто военная результативность и эффективность. То есть, как полностью и быстрее разбить врага, положив как можно меньше своих воинов и потратив средств.
Однако помимо этого рационального соображения в христианской парадигме существуют и другие факторы – не менее важные для истинной победы.
Святые отцы учили, что в любой войне два измерения: физическое и духовное. Причем именно второе приоритетно. Как определил Апостол Павел в послании к ЕфесЯнам: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Слово «брань» можно понимать и в буквальном смысле слова – как военные действия.
Как это совместить с чисто материальными боевыми задачами? Очень непросто! Но необходимо. Для того, чтобы Господь и Пресвятая Богородица помогали в праведной брани, не отвернулись от воюющих.
Святое Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, не говоря уже о мирных жителях с той стороны. Предостерегает от злорадства, цинизма, мести. Воюя даже с откровенными злодеями, террористами, сатанистами исключительно важно не стать с ним на одну доску – не начать примерно так же чувствовать и действовать, не впустить зло в своё сердце. Ведь сатане, по большому счету, всё равно кто одержит военную победу, ему важно, чтобы как можно больше людей с обеих сторон погибло физически, а главное – духовно.
Очень ярко и точно писал об этом Святитель Николай Сербский (Велимирович) в «Письме воину Иоанну Н.»: …Господь милостью Своей открыл тебе глаза... Одни на войне погубили тело, а иные – душу. Первые потеряли меньше. А некоторые душу свою обрели, и они истинные победители. Были и такие, кто ушел на войну как волки, а вернулись как агнцы. Я знаю много таких. Это те, кто, как и ты, благодаря какому-то чудесному случаю ощутил, что невидимый Господь ступает рядом с ними».
Не то же ли самое переживаем мы сегодня в войне, именуемой СВО, где погибли уже сотни тысяч людей и столько же остались калеками? Батюшки, бывающие сегодня «на ленточке», окормляющие наших бойцов, очень хорошо знают это.
При этом достаточно многие у нас недоумевают и возмущаются: отчего мы не ведем войну без правил, как «украинская» (условно украинская, разумеется) сторона? Отчего, к примеру, не разбомбили до сих пор в пух и прах Киев и другие города Малоросии? Иные в соцсетях и блогах смакуют трупы солдат ВСУ, пишут всякие задорные как бы патриотические дразнилки врага, не брезгуя при этом матом, скабрезными шуточками.
Такие вещи безусловно работают против нашей победы. Настоящей Победы. А она состоит не только в уничтожении живой силы и военной техники противника, не только в освобождении территорий. Нынешняя война — (в особенности!) это смертельная борьба не только с внешним, но и с внутренним врагом. Не только с пресловутой «пятой» колонной, но врагом внутри наших душ, внутри коллективной души русского народа, попорченной, покалеченной в перипетиях прошлого и нынешнего столетий.
Мы не многим менее больны, чем наши братья по крови, истории, да и что там говорить – по вере, с которыми мы ныне воюем. Я не про иностранных наемников и жадных, хитрых иноплеменников, снимающих пенки с кровавой жатвы.
Я про оболваненных в разной степени, а то и просто попавших в жернова Тарасов и Иванов.
Далеко не все из них упертые «свидомиты», тем более – сатанисты, моральные выродки (хотя и таких оказалось, увы немало). Некоторые «украинцы» продолжают из последних сил ждать наши войска как освободителей, другие нас ненавидят как «захватчиков», третьи – и их, наверное, больше всех – пребывают в глубочайшей апатии, лишившись всяких надежд, стараясь выжить. Но не стоит забывать, что многие и тех, и других и третьих ходят в оставшиеся православные храмы – или же дома молятся теми же молитвами. Некоторых перед боем кропят, соборуют, причащают православные же (пусть и сомнительные с нашей стороны) священники. И это, конечно, страшно...
Война затянулась, пошла не так как представлялось большинству из нас в начале. Есть общая усталость, есть ропот на военное и политическое руководство страны, даже порой негодование на «растяжимость» пресловутых «красных ленточек». И всё это, в общем, понятно. Но надо подчеркнуть, что пока российская сторона сохраняет безусловный моральный перевес над противником – именно по тому, как мы ведем войну в целом, чего не позволяем себе делать, какие нравственные «стопоры» себе поставили. И на уровне руководства военными действиями и на уровне отдельных бойцов. Можно сказать, что Господь проверяет нас сегодня на этом оселке: не озлобимся ли мы, как наши противники, не потеряем ли человеческий образ.
Разумеется в этом тяжком, но вынужденном испытании Господнем есть и другие аспекты, в которых мы, как страна, увы, находимся в плачевном состоянии. Речь о всем нам известных вещах: болезненных опасных , как коррупция и головотяпство чиновников, засилье мигрантов; позорная гниль антикультуры и предательская плесень либерал-предательства в «элитке». А ещё – кровавая, преступная ежегодная гекатомба нерожденных младенцев. Все эти раскрытые раны России исходят из одного истока – слабости веры, прямого безверия, увы, большинства нынешних русских по паспорту соотечественников.
Особенно печально, что мы уже проходили такое в своей истории. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в свое время доходчиво объяснил духовные причины поражения в русско-японской войне: «Отчего мы не могли ныне победить врагов-язычников, при нашем храбром воинстве? Скажем не обинуясь: от неверия в Бога и упадка нравственности... от этого неверия и от своего гордого, кичащегося разума и надмения своею военною силою мы и терпим всякие поражения и стали посмеянием для всего мира! Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира и войною дается ему горький урок».
Не услышали русские люди тогда предупреждения кронштадтского старца, не усвоили в должной мере урока. За что и получили вскоре гораздо более страшные уроки- испытания ХХ столетия.
Резюмирую: чтобы победить в этой, в сущности, онтологической войне России следует жестко загасить болотные огоньки «нет-войнизма» и прямого внутреннего предательства, выбраться, наконец полностью из гиблой либеральной колеи, куда ее успешно поместили десятилетия назад. С другой стороны – не озлобиться, не перейти на ментальный уровень наших врагов. С третьей же – очиститься внутренне, обратиться, наконец, к своим православным корням, понять кто мы и зачем на этой Земле до скончания времён.
Взять на рамена Крест Христов и понести открыто как светильник, который не ставят под спудом «но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть». Аминь и Богу слава!
Андрей Евгеньевич Самохин, член Русского собрания, журналист, писатель