Донская икона Божией Матери и воссоединение Великой и Малой России

Размышления над словами акафиста

Царская Россия  Освободительный поход Русской армии на Украину  Новости Донбасса  Новости Украины  Новости РПЦ 
0
170
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

Когда началась война на Донбассе (в 2014 году), многие православные христиане стали молиться за победу Русского Сопротивления. Думаю, что многие из нас в молитве использовали (и используют сейчас) акафист Божией Матери пред иконою «Донская». Например, в нашем городе Камышине, в одном из храмов (храме Ильи Пророка) каждую среду читается и поется этот акафист за наших воинов. Чем же замечательна эта икона? Дело в том, что это именно воинская икона Божией Матери. По преданию, она была дарована святому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году:

«Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона. Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами».

Правда, многие исследователи сомневаются в том, что обстоятельства появления этой иконы были именно таковы, и полагают, что икона была написана чуть позже знаменитым Феофаном Греком или кем-то из его учеников. Кроме того, многие сомневаются в том, что в то время были донские казаки. Судить об этом я не берусь, поскольку не принадлежу к числу ученых. Однако в любом случае эта икона напрямую связана с русским воинством. Следующий факт из описания иконы уже вроде бы никем не оспаривается:

«Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери» (см. здесь).

Так вот, об акафисте. Есть у меня сборник – «Акафисты Пресвятой Богородице в различных нуждах» (изд. «САТИСЪ», Санкт-Петербург, 2002). Сборник издан по благословлению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима. Среди акафистов есть и акафист пред Донской иконой. И в этом самом акафисте есть замечательные слова, на мой взгляд, весьма актуальные в свете последних событий:

Кондак 7. Восхотевши оградити Русь православную, державная Покровительнице наша, многажды козни агарян и прочих иноплеменник разоряше, пределы страны нашея хранящи, и победы обильныя даже без крове подаваше. Егда же Великую и Малую Россию воссоединитися благословила еси, тем силу отечества в единении народа нашего, в союзе любве утвердила еси. Благоволи, о Мати Божия, в мире глубоце вселенную сохранити, Тебе бо дадеся благодать всемирнаго заступления пред Владыкою всех, Егоже воинства небесная славят, поюще Ему: Аллилуиа.

Само собой, есть этот акафист и в интернете. Но вот что странно, эти слова обретаются не везде. Везде, где перед началом акафиста есть приписка «Текст акафиста утвержден решением Священного Синода от 26 декабря 2019 года (журнал № 163)», выделенных мною в тексте 7-го кондака акафиста слов нет. В остальном текст почти полностью совпадает, а этих слов нет (есть, правда, еще небольшие, не столь существенные разночтения, кроме того, конечная строка в первом кондаке и икосах другая).

О решении Священного Синода читаем в журнале «Фома»: «На заседании 26 декабря 2019 года Священный Синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты ряда богослужений и акафистов. С рапортами об утверждении новых текстов к Синоду обратились глава Синодальной богослужебной комиссии митрополит Петрозаводский и Карельский Константин и председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, сообщает сайт «Патриархия.ru»».

Среди утвержденных акафистов – акафист пред иконой Божией Матери «Донская». Поневоле у меня возникла мысль, что решением Священного Синода, по сути, были вычеркнуты слова из акафиста. Хотя, возможно, что существовали два разных варианта акафиста, небольшие разночтения, и совершенно случайно на утверждении Синода попался именно этот вариант, может быть, более ранний, изначальный. Но вот что странно – там, где этой приписки нет, выделенные мною слова о соединении Великой и Малой Руси имеются (читатель ради интереса может погуглить, проверить). Совпадение?

Все же не исключено, что слова из акафиста убрали специально. Зачем? – Возможно, для того, чтобы не подставлять наших православных братьев на Украине Для последователей Мазепы, Петлюры и Бандеры, эти слова – прямой вызов. Однако если был именно этот мотив, то я думаю, что это напрасно. Ведь никто не неволит украинских православных в храмах читать и петь именно этот акафист. Есть много других акафистов Божией Матери, и к тому же акафист – это, скажем так, «неуставной жанр». В годовом круге богослужения у нас только один раз году он поется – в Субботу Акафиста (во время Великого поста) на всенощном бдении поется акафист Божией Матери. Другие акафисты нередко тоже поются и читаются, но чаще всего отдельно от уставного богослужения, по желанию настоятеля и прихожан.

Но может быть, кто-то просто решил, что ничего такого о помощи Богородицы в соединении Великой и Малой Руси именно через эту икону в истории этой иконы нет? – Да, вроде бы в описании иконы это не попадается. Но вот интересная статья – «Донская Богоматерь, защитница России», автор – Сергей Викторов. Там читаем следующее: «Взошедшие на русский престол после Смутного времени цари из новой династии Кошкиных-Романовых перед тем, как отправлять войско в очередной поход, по приказу царя-батюшки перед строем всегда выносили знаменитую Донскую икону. Простые ратники преклоняли перед ней колени, а воеводам позволялось приложиться к святому образу. "Ратная" история Донской иконы Богоматери закончилась в начале XVIII века, когда царь Петр I подарил чудотворный образ своей младшей сестре царевне Наталье Алексеевне…».

Что из этого следует? А то, что соединение Великой и Малой Руси, когда Московское Царство пришло на помощь восставшим против польского ига малороссам во главе с Богданом Хмельницким, произошло именно в этот период, т.е. между Смутным временем и правлением Петра Великого. В 1654 году русский Царь принял в свое подданство запорожских казаков во главе с Богданом Хмельницким, и как следствие – русско-польская война за освобождение Малой и Белой Руси.

И наши воины, отправляющиеся в поход против ляхов, по традиции, молились перед этой иконой, как и описано в процитированном отрывке. И поскольку результаты этих походов оказались не безуспешны, тогда что это, как не благословение Божией Матери?

Кому-то, возможно, эта моя статья покажется мелочной придиркой. Кто-то может резонно заметить, что и без слов о воссоединении Великой и Малой России в тексте акафиста сильна патриотическая и воинская тональность, и молиться за наших воинов и за победу нашего Отечества можно и без них. Все так, а все же с этими словами было бы еще лучше. Лично для меня, как церковного певца и чтеца (и вообще просто православного христианина), тексты богослужений очень важны. Хотелось бы надеяться, что со временем эти слова окажутся в одобренном Священном Синодом тексте. Хотя бы после победы в СВО.

Тимур (Сергий) Хамзатович Давлетшин, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

"а все же с этими словами было бы еще лучше"

Да, с этими словами смысл акафиста лучше. Потому что эти слова конкретизируют суть нынешней проблемы, прямо указывают на восстановление единой Руси.

РОНОЛ / 29.01.2025, 07:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Хамзатович Давлетшин
Был ли Юрий Самарин «революционным консерватором»?
О несостоятельности попытки Александра Дугина записать славянофила в свои сторонники
25.04.2025
Солоневич против Пушкина
Великий поэт, безусловно, был патриотом России, даже в свой первый, «революционный», антимонархический период
07.03.2025
О «патриотическом мотиве» распятия Христа и преследований ранних христиан
Особенности уранополитической экзегезы иерея Алексия Шляпина
17.02.2025
Все статьи Тимур Хамзатович Давлетшин
Царская Россия
Гордись именем Русского!
Из истории межнациональных отношений
08.07.2025
О чём же поёт некрасовская «Коробушка»?
Некрасов даёт урок русским либералам-западникам и урезонивает революционеров-нетерпеливцев
08.07.2025
Освобождение Руси от монголо-татарского ига
Сегодня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, мы чтим память священномученика архиепископа Митрофана (Краснопольского) и вспоминаем адмиралов А.В.Елманова, М.Н.Васильева и писателя М.Н.Загоскина
06.07.2025
«Русский Версаль»
Президентская библиотека к 315-летию основания Царского Села
05.07.2025
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
У укропов очень много «двухсотых»
Рассказ бойца о невосполнимых потерях ВСУ в одном бою
08.07.2025
Режим Санду уничтожает автономию гагаузов
В Храме Святителя Николы на Берсеневке молились о главе Гагаузии Евгении Гуцул
07.07.2025
Наш щит – это наша судьба
О трагической мудрости России
07.07.2025
Все статьи темы
Новости Донбасса
«Отвратительны попытки вновь очернить Советский Союз»
Россию от американских ударов спасает русское ядерное оружие и неуязвимые средства его доставки — то оружие, которым Россия обязана Сталину
03.07.2025
«Главное, чтобы люди видели перемены к лучшему»
По словам Владимира Путина, к 2030 году Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области должны выйти на среднероссийский уровень по всем основным показателям, в том числе по качеству жизни людей
01.07.2025
«Игра в одни ворота закончилась»
По словам Владимира Путина, милитаристский угар Запада основан на ложном тезисе об «агрессивности» России, и в ответ мы вынуждены жестко отстаивать национальные интересы
28.06.2025
«Какие изменения произошли после воссоединения с Россией?»
О поездке в Донбасс. Продолжение…
24.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
08.07.2025 16:30
Раскручивание ленинской темы в оккультистском ключе – удар по Церкви
Новый комментарий от Русский танкист
08.07.2025 15:31
Фильм «Мумия» приведёт только к росту популярности Ленина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
08.07.2025 15:23
Дело не в Ленине, дело в провокации
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.07.2025 14:20
Квазирелигия против религии Бога
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
08.07.2025 13:26
Святейший Патриарх Кирилл поздравил Захара Прилепина с 50-летием
Новый комментарий от Александр Волков
08.07.2025 13:21