Сказки моего военного детства

Поколение современных детей упорно отлучается от мудрости русских народных сказок

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
135
Время на чтение 6 минут
Фото: из личного архива автора

Бесценной книгой моего детства стали «Русские народные сказки», вышедшие перед войной в обработке Алексея Николаевича Толстого с иллюстрациями Константина Васильевича Кузнецова. Я любил слушать эти сказки вечером. И читала мне их бабушка особым голосом, таинственным, певучим, глубоко доверительным. Какое сильное нравственное и эстетическое влияние оказывали они на мою детскую душу!

Конечно, забредало сомнение, что в сказках говорилось о том, чего не было и быть не могло. Наверное, не было на свете Змеев Горынычей, Иванов Царевичей, Царевен Лягушек? Вряд ли была и Баба Яга Костяная Нога, которая в ступе по воздуху летает и помелом след заметает, а живёт в избушке на курьих ножках, лёжа на печи, на девятом кирпиче. Вероятно, не могли по щучьему веленью да по личному хотенью Емели полные водой вёдра сами подниматься в крутую гору, а топор в одиночку, без помощи рук человеческих, рубить дрова. Наверное, не было на свете ковра-самолёта, скатерти-самобранки или такого коня златогривого, который поднимается в своём фантастическом беге выше облака ходячего и в считанные секунды преодолевает сказочные пространства в тысячи вёрст.

Чем же привлекала к себе моё детское сознание сказка, чем радовала, от каких земных тягот и невзгод освобождала? В сказке я забывал о ещё небольшом, но уже ощутимом и довольно тяжёлом земном опыте, о голоде, о человеческих страданиях, о суровой войне. В сказках существовали какие-то свои законы, не повседневные, не естественные, а душевно-духовные. Они рассказывали мне о том, чего не бывает, но о чём сладостно мечтать, что радостно испытывать, во что хочется верить.

Открывалось маленькому мальчику, что в мире нет ничего невозможного. В сказке легко осуществлялось всё, чего хочется. А так хотелось нам, детям страшной войны, верить в силу живой воды, способной через тридцать дней воскресить человека, верить в шапки-невидимки, в молодильные яблоки, в меч-кладенец! Сказки говорили о волшебном поцелуе, от которого лежащий в гробе человек может воскреснуть. Они рассказывали об Иване-царевиче, который кидается в кипящие котлы и не погибает в них, а вылетает оттуда ещё краше, ещё сильнее и восхитительнее.

Поколение современных детей усилиями средств массовой информации упорно отлучается от мудрости русских народных сказок. Но вот что писал об их воспитательном значении Иван Александрович Ильин: «Даже созерцание пространства в народных сказках очень различно, русские сказки почти всегда имеют дело с необъятными просторами; герои их не ютятся в тесных городах, не корпят в тесных мастерских. Они отправляются через тридевятое царство в тридесятое государство, переплывают моря, попадают в подземное царство, летят по воздуху.

В сказках русского народа, которому пришлось преодолевать суровость природы, жестокость климата и на протяжении тысячелетия с оружием в руках отбиваться от всевозможных злых соседей, безусловно, находит своё выражение его судьба. Вот почему в них столько говорится об опасностях, угрозах, о всяких отвратных чудищах, о старых ведьмах-людоедках, драконах, о могучих идолах-страшилищах. В сказках описываются страдания, борьба, геройские подвиги, то есть в сжатом виде в них даётся история русского народа…

Сказка заставляет усомниться в том, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно. Кто сказал, что нельзя летать по воздуху? А если есть на свете ковёр-самолёт! Кто сказал, что пространство неодолимо? А вон у колдуна карета была: "как только сядешь – сощурься, глядишь – и уж дома". Откуда это известно, что нельзя построить дворец в одну ночь? А если можно? А скатерть-самобранка? А волшебная рубашка? А шапка-невидимка? А молодильные яблоки? А целящая и живая вода? А неисчерпаемый кошелёк?.. И откуда это известно, что мы знаем только то, что знаем, а не больше? И что мы можем только то, к чему мы привыкли? И что тайные силы не могущественнее явных?

О чём спрашивает человек сказку? И что именно она отвечает ему? Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему – о смысле жизни.  Что такое счастье? Само ли оно приходит или его надо добывать? И что нужно, чтобы добыть его? Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности, страдания и подвиги, все эти "утруждения великими службами"?.. И в чём же счастье человека? В богатстве ли? Или в любви к свободе? Или, может быть, в доброте и правоте? В жертвенной любви доброго сердца?

Что такое судьба? Что это значит: умным горе, а дуракам счастье? И какие же это такие – дураки? Может, они вовсе не дураки? Что это значит: "на роду написано"? И неужели судьбу нельзя одолеть, и человеку остаётся покорно сидеть у моря и ждать погоды? Или всякий человек своему счастью кузнец? И как быть человеку в трудную минуту жизни, когда горько плачется и тужится, а ума ни к чему не приложить? Как быть человеку на распутье жизненных дорог и на тропинках жизненного леса, в беде и в несчастье?..

А можно ли жить и прожить кривдою на свете? И куда кривда ведёт? Не сильнее ли она, не выгоднее ли правды? Или правда лучше и всегда, в конце концов, победит? И в чём же тогда понятная таинственная сила правды? Почему содеянное зло всегда или почти всегда возвращается на голову виновника?.. И почему это так бывает, что посеянное добро, хотя бы маленькое семечко добра, расцветает потом на пути посеявшего человека благоуханными цветами – то благодарности и ответного добра, то пожизненной преданности, то прямо спасения от лютой беды?  Не правит ли миром некая таинственная благая сила и каковы законы её?..

А как быть с неравенством на земле? Ведь люди различны и неравны: есть умные, хитрые и глупые; есть уроды и красавцы, богатые и нищие, цари и мужики, богатыри и карлики. Справедливо ли это? И почему это так устроено? И вправду ли низшие – хуже? Или они, может быть, в чём-нибудь лучше высших – сильнее, храбрее, добрее, умнее, изворотливее, благороднее? А может быть, Иван Коровий Сын и есть самый могучий Буря-богатырь? Разве не бывают злые цари, жестокие богачи и добрые нищие, великодушные мужики, злые красавицы и добрые уроды? Или разве не бывает так, что чудесная, благородная и умная душа – душа-красавица – скрыта в уродливом теле зверя лесного, чуда морского? И неужели нет путей для её спасения и освобождения? Что же важнее – внешняя оболочка или незримая красота души? И как распознать, как учуять прелестную душу у страшилища и уродливую, злую душу у богатой красавицы? Как не ошибиться? Чему поверить? И кому же надо царствовать в тридесятом царстве – ничтожному глупцу или доброму и мудрому уроду в рубище?..»

Другой русский мыслитель Е.Н. Трубецкой так объяснял очищающее и окрыляющее влияние русской народной сказки на душу ребёнка: «Одно из величайших откровений этого сказочного полёта – тайна всеобщей солидарности, связующей человека со всей тварью поднебесною, общение с ней в страдании и в радости. Человек обыденный, житейский, стоит на точке зрения борьбы за существование по отношению к низшей природе. Для него животные – либо вкусная пища, которую нужно съесть, либо орудия хозяйства, либо, наконец, враги, подлежащие истреблению. Иное испытывает тот, кому стала доступна великая радость духовного подъёма над житейским. Ему понятны страдания раненого орла, смертный страх вещей птицы и её привязанность к жизни; он ощутил её переживания как свои собственные, и оттого он может участвовать в её полёте…

Всякая тварь молит человека о пощаде и помощи понятным ему "голосом человеческим", как всем известная “золотая рыбка”. И человек связывается с тварью прочною связью взаимного сострадания и сорадования. Голодному Ивану Царевичу попадается навстречу заморская птица с птенцами. Иван Царевич говорит: "Съем-ка я одного цыплёночка". А она ему: "Не ешь, Иван Царевич, в некоторое время я пригожусь тебе". Та же просьба повторяется, когда Царевич хочет взять у пчёлки мёда и съесть, у львицы львёнка; о том же просят в критическую минуту в других сказках бесчисленные звери: щука, рак, птица. Приходит минута крайней нужды или опасности для Царевича – тотчас все звери начинают радеть о его спасении: и птица, и пчёлка, и львица его будят, исполняя "службу", под угрозой смерти, наложенной на него Бабой-ягой…  На этой же благодарности за пощаду основаны все те сказки, где герою даётся благосостояние и счастье "по щучьему велению".

В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом. И жалость к "меньшей братии" не ограничивается тем, что человек воздерживается от её истребления и пожирания. Животные ждут от него, чтобы он дал им новый закон жизни, чтобы он умиротворил и их взаимные отношения».

Далеко не случайно было замечено, что все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. Люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье подниматься над житейскими трудностями и невзгодами, верить в неизменное торжество добра над злом. Такие люди следуют завету русского писателя Н. С. Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою сказкою! Горе тому, у кого её не будет под старость».  

Юрий Владимирович Лебедев, профессор Костромского государственного университета, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Владимирович Лебедев
Где моя деревня, где мой дом родной?..
Смерть наших деревень обернулась непоправимыми, необратимыми утратами
16.01.2025
Что происходит с народом нашим?
Письмо Владимиру Крупину
13.06.2020
«Мы - последние этого века...»
Воспоминания ученого
28.09.2018
Все статьи Юрий Владимирович Лебедев
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«На вас, дорогие матушки, лежит особая ответственность»
Митрополит Варсонофий встретился с представительницами Союза православных матушек
17.01.2025
Путь к единству и примирению
Он лежит через почитание святых
16.01.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Россия сбросила иго»
Русская оппозиция, наивная, просветлённая, героическая, мученическая в 90-ые годы сражалась за сегодняшний день
16.01.2025
Гуманитарная помощь «Газпрома» не решает проблемы
Единственным способом спасения народа Приднестровской Республики является выход ВС России на её границы
15.01.2025
Бесы в коридорах власти
Шишиги давно сидят не только в Самаре, но и в Москве…
15.01.2025
«Украина, вспомни Российскую империю и Советский Союз»
Чья историческая и географическая правда правдивее?
15.01.2025
Русский мир: настоящее и будущее
Об источниках самосознания народа России
14.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Александр Волков
17.01.2025 07:57
Бомба под российскую государственность
Новый комментарий от Ленчик
17.01.2025 05:15
Непотопляемый из Израиля
Новый комментарий от Мирянин
17.01.2025 04:42
Духовник Царской Семьи обрёл место упокоения
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
17.01.2025 02:55
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
16.01.2025 23:23
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от РомКа
16.01.2025 23:18
Ройте яму, господа! Ройте яму для себя!
Новый комментарий от РомКа
16.01.2025 23:14