Национальный исследовательский университет Высшей школы экономики провел исследование «Мигранты на рынке труда Москвы». Примерно три четверти всех зарубежных и вахтовых мигрантов в Москве работают в одной из четырех отраслей: строительстве, торговле, транспорте, административной деятельности (например, охрана, уборка помещений, улиц и так далее), говорится в исследовании НИУ ВШЭ. Результаты исследования представлены в опубликованной в научном журнале «Вопросы экономики» статье «Мигранты на рынке труда Москвы», с которой ознакомился Forbes. При этом в строительстве и административной деятельности доля мигрантов в столице превышает 50% работающих. На транспорте, в торговле, в гостиницах и общественном питании мигранты составляют около трети работников.
«Таким образом, утверждение, что Москву строят, охраняют и убирают мигранты, не преувеличение», — делают вывод авторы исследования. В исследовании авторы использовали ведомственную статистику МВД, данные Росстата, а также результаты масштабного опроса международных трудовых мигрантов, проведенного в 2023 году Институтом демографии НИУ ВШЭ и Центром этнополитических и региональных исследований.
Общее число трудовых мигрантов на столичном рынке труда составляет по меньшей мере четверть всех работающих в столице, пишут авторы исследования, — в последние 10 лет их численность держится на уровне 2-2,2 млн человек. Речь идет как о международных трудовых мигрантах, так и о внутрироссийских — вахтовых (работников из других регионов, которые ездят домой раз в неделю и реже) и маятниковых (жителей других регионов, например, Подмосковья, которые ездят домой каждый день).
Среди мигрантов численность приехавших из-за рубежа в 2022-2023 годах составляла около 1 млн человек, или порядка 10-11% от всех работающих в столице. Эта оценка — нижняя граница численности международных мигрантов, подчеркивают авторы исследования. Это обусловлено в том числе наличием незаконной миграции — число международных мигрантов-нелегалов в Москве составляет порядка 10-15% от их общего числа, оценивают авторы исследования на основе опроса трудовых мигрантов. В основном это те, кто получил патент на работу в Московской̆ области, а работает в Москве, или иностранцы, которые легально находятся в России, но не получили разрешение на работу, а также те, кто нарушил сроки пребывания в России.
Среди международных мигрантов в Москве подавляющее большинство — представители трех центральноазиатских стран: Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. На них в 2022 году пришлось 87% всех случаев постановок на миграционный учет для работы. Почти все маятниковые мигранты (96%) приезжают из Московской области. География же мигрантов-вахтовиков значительно шире: половина приезжает работать в Москву из регионов Центрального федерального округа, 32% — из Приволжского округа, около одной шестой — из регионов Северо-Кавказского (около 6%) и Южного (9%) округов. Более 40% таких мигрантов живут в селах и малых городах — это следствие серьезных проблем на рынках труда в их родных регионах (небольшие зарплата и спрос на труд, низкое качество рабочих мест), отмечают авторы.
Уровень образования среди различных сегментов мигрантов неоднороден. Если у маятниковых мигрантов доля людей с высшим образованием даже чуть выше, чем у работников-москвичей (60% против 58,1%), то среди вахтовиков и международных мигрантов работники в основном не получили профессиональное образование: почти 30% вахтовиков окончили только среднюю (полную или основную) школу, а среди иностранцев таких 60%. Доля мигрантов в общем количестве работников в Москве, окончивших среднюю школу и не получивших другого образования, — более 70%.
При этом вахтовики и международные мигранты моложе, чем работающие москвичи. Если доля людей до 30 лет среди занятых москвичей составляет 13%, то среди вахтовиков она выше в полтора раза, среди зарубежных работников — в три раза. Почти половина работников до 24 лет в Москве — это международные и внутренние мигранты, следует из расчетов авторов исследования.
Таким образом, мигранты «компенсируют убывающие по численности группы москвичей̆ — молодежь и население с невысоким уровнем образования», пишут авторы статьи. Мигранты «заполняют разрыв» между спросом на труд, не требующим высокой квалификации, и предложением «со стороны высокообразованной московской рабочей силы». Это смягчает кадровый дефицит на позициях, непривлекательных для местного населения.
Трудовые мигранты занимают на рынке труда Москвы устоявшиеся ниши, рынок четко сегментирован, подчеркивают авторы. Если среди москвичей и маятниковых мигрантов доля руководителей и специалистов высшего и среднего уровня составляет 70%, то в среде международных мигрантов 40% — неквалифицированные рабочие. Вахтовики работают ближе к середине «квалификационной пирамиды» — неквалифицированных рабочих среди них лишь около 10%, самая крупная доля (30%) сосредоточена в сфере обслуживания, торговле и охране. При этом занятость москвичей и маятниковых мигрантов, как отмечают авторы, гораздо более диверсифицирована: нет ни одной отрасли, в которой работало бы более 15% из них, в то время как три четверти вахтовиков и мигрантов из-за рубежа работают в одной из четырех отраслей (строительство, торговля, транспорт, административная деятельность). «Москвичи и маятниковые мигранты, с одной̆ стороны, и вахтовые и международные мигранты — с другой, по возрасту и образованию дополняют друг друга, что потенциально ограничивает возможности их прямой конкуренции за рабочие места», — делают вывод исследователи из НИУ ВШЭ.
В 2024 году в России началось серьезное ужесточение миграционной политики. За прошедший год было принято 14 законов, направленных на борьбу с нелегальной миграцией. Как отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин 14 января этого года, депутаты ждут от правительства предложений «по регулированию трудовой миграции, въезду на территорию Российской Федерации семей трудовых мигрантов».
В 2024 году число депортированных из России иностранцев выросло на 50%, за нарушение режима пребывания МВД привлекало к ответственности зарубежных мигрантов на 15% чаще. Срок пребывания в России в 2024 году сокращен более чем 7000 иностранцам, сообщал министр внутренних дел России Владимир Колокольцев.
Результаты исследования проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» депутат Государственной Думы Михаил Николаевич Матвеев:
Надо отметить, что многие годы политика Москвы и Подмосковья была заточена на привлечение дешёвой рабочей силы мигрантов. Возможно, свою роль сыграла определённая столичная специфика – высокий уровень жизни москвичей, нежелание работать в обслуживающих отраслях.
Однако, на мой взгляд, политика по привлечению дешёвой рабочей силы носила управляемый характер. Когда авторы исследования НИУ ВШЭ констатируют факт, что москвичи и мигранты не конкурируют друг с другом и распределены по различным профессиональным отраслям, то на примере ЖКХ это означает следующее: в Москве действует ГБУ «Жилищник», куда почти невозможно трудоустроиться русскому человеку.
Может быть, я несколько утрирую ситуацию, но об этом мне рассказывали жители Москвы. Такие структуры, как ГБУ «Жилищник», заточены на взаимодействие с этническими диаспорами (им так проще, может быть, получают «откаты» или преследуют ещё какую-либо выгоду и цели). Факт остаётся фактом – многие москвичи и хотели бы работать в определённых сферах, но, к сожалению, эти рабочие места уже очень плотно заняты диаспорами, а русских оттуда просто выдавливают.
Поэтому такие отрасли, как ЖКХ, транспорт (прежде всего – такси), торговля – плотно заняты этническими диаспорами. Данная ситуация отражает характер определённой политики столичных и подмосковных властей. В Москве и Подмосковье возникли территории, которые уже имеют форму этнических анклавов. Аплодировать этому и говорить, что московские власти молодцы, де, они создали условия для людей – не приходится.
Конечно, не было бы мигрантов, если бы не было определённого спроса. Действительно, в столице более высокий уровень жизни, чем в остальных регионах России, соответственно, более высокий уровень потребления. Поэтому потребительская психология дополнительно питает мигрантскую экономику. Например, в Москве очень сильно развита служба курьерской доставки. Причём не только доставляют пиццу, но и продукты из магазинов. Москвичам лень идти в магазин за покупками – они вызывают курьера. На мой взгляд, это не имеет отношения к экономике, ибо ничто не двигает. У людей есть лишние деньги, и они таким образом искусственно финансируют рынок подобного рода услуг. Поэтому столица заполонена курьерами, которые на электросамокатах, велосипедах разъезжают с продуктами.
Ещё раз подчеркну: сегментирование секторов экономики, когда граждане России якобы не пересекаются с мигрантами, носит неестественный характер и является следствием работы этнической мафии, этнических диаспор и сросшихся с ними чиновников и коммерсантов.
Утверждение, что ужесточение миграционной политики приведёт к проблемам, дефициту кадров и росту цен, - не соответствует действительности.
Приведу примечательный пример. В прошлом году торговая сеть X5Group (управляющая торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный яр» и «Слата») отреагировала на рейды полиции по борьбе с незаконной миграцией, сообщив о том, что в ряде регионов, приближенных к Москве, в магазинах опустели полки, потому что полиция задержала работников складов и магазинов.
Вместе с депутатом Сергеем Обуховым мы отправили депутатский запрос в Прокуратуру с целью проверить информацию X5Group. В случае подтверждения информации это означало бы, что к труду в этих магазинах привлекают нелегальных мигрантов. Ведь полиция задерживала только мигрантов, нарушивших миграционное законодательство. А соответственно в таком случае X5Group нарушала закон, нанимая на работу мигрантов, не имевших право находиться на территории России.
Естественно, ответ Прокуратуры свидетельствовал о том, что не было никакого дефицита продуктов в магазинах – полки не были пустыми, а число задержанных мигрантов – никак не повлияло на функционирование магазинов.
При выявлении фактов выясняется, что это часть информационной борьбы лоббистов мигрантов. Это определенный шантаж общественным мнением – мы все пропадём.
Федеральная антимонопольная служба заточена на борьбу с монополизацией со стороны юридических лиц, следит за обеспечением диверсификацией сектора экономики, чтобы он не зависел от одного-двух игроков, которые могут находиться в картельном сговоре и диктовать определённые условия.
Однако у нас нет антимонопольной борьбы с физическими лицами. Например, азербайджанская диаспора в Москве контролирует поставку продуктов, рынки. Диаспора – это юридически эфемерное название, национально-культурная автономия или просто бородатые люди, не имеющие официальных статусов, но контролирующие десятки тысяч своих соплеменников.
А если предположить, что какая-либо диаспора в Москве, контролирующая рынок поставок продуктов питания или рынок перевозок, в один прекрасный момент объявит забастовку? Тогда наступят очень серьезные последствия.
Но никто не следит за тем, чтобы не впадать в зависимость от определённых этнических кланов, тем более связанных с иностранными государствами. Действительно, существует угроза, но выводы исследования ВШЭ, что не нужно ужесточать миграционную политику, – неправильные. Наоборот, нужно жёстче контролировать миграционную сферу, не допускать монополизации и захвата определённых секторов экономики и крупных предприятий со стороны этнических группировок.
Благодаря нашему родному государству и его неуклонной заботе у нас большая часть тех, кого мы называем приезжими, на самом деле уже являются нашими соотечественниками с российскими паспортами.
За последние два десятилетия паспорт РФ получили около миллиона этнических таджиков, более 800 тысяч этнических узбеков, более 500 тысяч этнических киргизов. По азербайджанцам у меня нет данных, но также под миллион человек.
Поэтому ужесточение миграционной политики никак не влияет на таких обладателей гражданства России – им абсолютно «фиолетово» до того, что там ужесточается, какие законы принимает Государственная Дума – у них уже в кармане паспорт РФ, их семьи плодятся и размножаются. С одной стороны, они используют преимущество российского паспорта, чтобы иметь доступ к социальным благам, а с другой стороны – используют преимущество своего этнического происхождения и связи со странами исхода. Многие из них имеют двойное или второе гражданство. Например, с Таджикистаном Россия заключила соглашение о двойном гражданстве. С другими странами, как Азербайджан и Узбекистан, нет механизма, который отслеживал бы отказ от прежнего гражданства, поэтому у новых граждан РФ есть второе гражданство. И при возникновении проблем они тут же улетают к себе на родину. Кстати, что мы и наблюдали весной 2022 года, в начале проведения Специальной военной операции, когда множество молодых людей рванули на свои исторические родины во избежание мобилизации.
Русские воины на передовой говорят, что на «ленточке» не наблюдают ни таджикских, ни узбекских батальонов. Представители среднеазиатских республик присутствуют только в штучном формате. Диаспоры очень плотно пустили корни в русскую землю.
Ныне русский Интернет взбудоражен появлением Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года. Авторы документа делают ставку на замещающую миграцию – по 300-350 тысяч в год иностранцев, прибывающих в Россию.
Подобная программа свидетельствует о том, что не предвидится ужесточения миграционной политики, поэтому Высшая школа экономики может не переживать.
К сожалению, в России не урегулирована внутренняя миграция. Напомню, что во времена Советского Союза именно внутренняя миграция решала задачи по возведению крупных объектов, например, Байкало-Амурская магистраль (БАМ), комсомольские стройки. Русские в Средней Азии и в Закавказье появились не в результате военных действий, а приезжали строить, обучать. И всё это делалось усилиями внутренней миграции.
Кроме того, сегодня за рубежом осталось больше количество русских людей. В одном Казахстане по разным оценкам проживает около двух миллионов русских людей. На Украине, еще не до конца освобождённой, живут русские люди.
Самый многочисленный европейский народ – русский народ – не имеет никаких особых прав у себя на Родине. Демографическая и миграционная политика не нацелена на сохранение и приумножение этнического государствообразующего ядра, поэтому перспективы государства – печальные. И не только с точки зрения экономики.
Святейший Патриарх Кирилл неоднократно говорил о том, что главная угроза миграции – изменение этнокультурного и этнорелигиозного баланса России. И речь идёт не только об экономике – завтра за этим уже будет стоять численность людей определенной национальности и религии. И дальше всё будет происходить, как в Париже, Лондоне и других крупных европейских столицах, которые в течение десятилетий привлекали мигрантов, широко распахнув для них двери, а финал – десятки тысяч изнасилованных британских девочек выходцами из Пакистана, 80% всех тяжких преступлений в Европе совершаются мигрантами.
Есть обратная сторона миграционной медали – за всё приходится платить. Поэтому среднестатистическому москвичу, московскому чиновнику или коммерсанту, которым кажется выгодным, что мигранты делают грязную работу за местное население, надо понять, что обратная сторона медали – засилье мигрантов, которые в любой момент могут совершить противоправное действие – убить, изнасиловать или ограбить.
А если уж говорить о соотношении численности мигрантов и силовых структур, то оно уже не в пользу последних. Поэтому любой организованный мигрантский бунт может привести к катастрофическим последствиям.
Постановка в качестве приоритета экономических вопросов – в корне неправильная.
Напомню, что Президент в одном из своих выступлений правильно говорил, что никакие экономические доводы не должны нарушать интересы народов России.
1.