2 января 2025 года исполнилось бы 80 лет замечательному православному подвижнику Земли Калужской Отцу Архимандриту Серафиму (1945-2012). Замечательный сайт «Русская народная линия» посвятил в свое время мой памятный очерк об этом уникальном пастыре Божием.
12 лет назад окончил свой земной путь архимандрит Серафим (Олиферчук) – мой креститель и один из моих духовников и советчиков.
Отец Серафим был из тех священнослужителей, с которыми достаточно было просто побыть рядом, помолиться, чтобы успокоиться и получить ответы на свои недоумения. Его краткое, простое, но меткое слово было всегда верным. Он постоянно молился, несмотря на телесную немощь. И выслушивал каждого, кто к нему обращался.
Его знали все в Калужской епархии. И многие знали батюшку за пределами святой Калужской Земли.
Он был чудотворец при жизни – отмаливал и отчитывал от страшных болезней тысячи людей, которые к нему приезжали в село Бояновичи Хвастовического района Калужской области.
В этом селе, зараженном от Чернобыльской радиации, Отче Серафим воздвиг после 1990 года, к 50-летию Великой Победы первый на территории Калужской области и епархии новый православный трехпрестольный храм в честь Святителя Николая!
Такому чуду подивилась в свое время Элла Памфилова, в то время министр социального обеспечения России, а ныне – Председатель Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации. Проводя свою избирательную компанию, она заехала в как бы забытое Богом село Бояновичи и оторопела от увиденного новопостроенного Храма Божьего. «Вы просто гений», – сказала тогда Батюшке Серафиму Элла Памфилова.
Храм Святителя Николая в селе Бояновичи 1990-1995 гг.
Родился Батюшка 2 января 1945 года на Украине, в Ровенской области, в благочестивой семье. Отца звали Григорием, мать – Анной. В семье их было двое детей, сыновья Иоанн (будущий отец Серафим) и брат его Александр. Воспитывались братья в семье религиозной, на земле благодатной, так как было это недалеко от колыбели Православия на украинской земле Свято-Успенской Почаевской Лавры. Батюшка Серафим много рассказывал, как посещал Лавру в детстве, и потом, когда уже она была снова открыта, он туда ездил, помогал братиям монастыря. С детства ходил по воскресеньям с родителями в храм, особенно с мамой. Почитание матери, особенно в сельской местности, было священным.
Когда подошел юношеский возраст, а вместе с ним зрелость и веселье, священник храма спросил его: «Ты определись, Иоанн, ты куда пойдёшь, по какой стезе – духовной или мирской?» Это был переломный момент в жизни, остановивший сразу и танцы, и веселье, стал Иоанн задумываться о духовной жизни.
Окончил школу, потом была работа в колхозе несколько лет, а вот семейная жизнь у него не сложилась. И направил Господь его стопы к духовной жизни. После окончания Московской духовной семинарии, молодой Иоанн, будущий батюшка, в 1971 году по благословению духовника переезжает в город Владимир к архиепископу Владимирскому и Суздальскому Николаю (Кутепову), где начинает работать в епархиальном управлении, занимаясь хозяйственными делами.
В 1974 году владыкой Николаем он был рукоположен во диаконы. Батюшка был молод, красив, и отличительной чертой его был мощный голос, красивый бас, которым Господь его наделил. Он очень любил духовные песнопения, любил служить Богу.
Молодой диакон Иоанн Олиферчук
В 1975 году владыку Николая переводят на Калужскую кафедру, и отец Иоанн вместе с ним приезжает в Калугу, где на него было возложено послушание келейника архипастыря. А уже 25 апреля 1976 года отца Иоанна владыка рукополагает в сан пресвитера в Георгиевском кафедральном соборе города Калуги, и отец Иоанн начинает служить в сане священника.
В 1977 году владыку Николая переводят на Нижегородскую кафедру. Батюшка собирался с владыкой, но не получилось: он говорил, что очень долго делалась прописка в Калуге, потому что в советское время для духовенства было это очень сложно. Прописался он у бабушек, у которых жил и которых окормлял до конца их жизни. Потом эти бабушки стали монахинями. А на нижегородскую землю он так и не поехал, остался здесь.
Служил Отче в разных местах, рассказывал, так как коммунистические надзорные власти не давали долго служить на одном месте и быстро переводили, потому что проявлял свою ревность в Боге. Он служил в Калуге и в Кирове, в Спас-Деменске, в Ульянове, в Козельске, в Спас-Загорье. И всегда он оставлял о себе добрую память как молитвенник.
Служение отца Иоанна на приходах Калужской области 70-е годы
В 1979 году батюшка подал прошение архиепископу Никону, тогда правящему архиерею Калужской Епархии, на пострижение в монашество.
29 июня 1979 года, в день памяти преподобного Тихона Калужского чудотворца, после окончания Божественной Литургии при полном храме молящихся владыка совершает постриг и нарекает ему имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.
Во время монашеского пострига отца Иоанна 29.06.1979 г.
К себе батюшка привлекал много людей своей доступностью, своей простотой, беззлобием своим, хотя за это много враг рода человеческого ему мстил.
Он был немногословен, он не говорил длинные проповеди. Всегда, заканчивая богослужение, благодарил за молитву, объявлял о будущей службе, а проповедью была его жизнь, отданная Богу в трудах молитвенных, в трудах телесных.
В создании и строительстве храмов известен батюшка Серафим. На Хвастовической земле практически все первые храмы открыл он.
Интересна история открытия храма Жен-Мироносиц в г. Калуге, как они долго обивали пороги кабинетов светской власти, чтобы открыть этот храм в 1990 году.
Храм Св. Жен-Мироносиц в Калуге, состояние при советской власти. Первую службу после открытия в 1990 г. провел отец Серафим
Отче никогда не роптал, был благодарен, и на его жизненном пути было много встреч с подвижниками благочестия, будущими святыми. Он в своей жизни встречался с преподобным Амфилохием Почаевским, ребёнком его приводили к преподобному Кукше Одесскому, которых батюшка очень почитал всю свою жизнь. Вспоминая об этих встречах, батюшка не всё говорил нам, но всегда задумывался при этом, и понятно было, что он имеет что-то сокровенное.
Особенной была черта, которая отличала Батюшку, это молитвенность и помощь людям. Мы знаем, что батюшка Серафим на своём приходе в Бояновичах, куда пришёл строить храм на пустом месте, строил большой храм и в душах человеческих. Огромное количество людей приезжало к нему, целыми автобусами, и только его сильный молитвенный дух мог это вынести. Известно, какие происходили потом преображения в их жизни после общения с Отче, как они благодарили батюшку Серафима.
Отец Серафим на приходе с прихожанами
Отец Серафим более двадцати лет не брал никаких отпусков. Если он уезжал с прихода в будни в Калугу, то и там, в его квартиру, к нему приходили люди, телефон не умолкал от звонков. И туда, бывало, придёшь: маленькая однокомнатная квартирка, а в ней много людей. Все приходили с проблемами, с трудностями, но никогда никто не видел, как батюшке тяжело, как ему сложно и трудно. Он брал тяготы людей на свои плечи. Да, внешне был большим, грозным, но здоровье телесное было слабо. Болели ноги, но он никогда никому не жаловался.
Много отец Серафим рассказывал мне о встречах с подвижниками, особенно о матушке схимонахине Макарии Тёмкинской. Он приезжал к ней, жил и трудился у неё, рассказывал о её прозорливости.
Отец Серафим – удивительный человек, удивительной духовной жизни; уходят такие люди, и именно с ними уходит и эпоха.
Отец Серафим, как и многие другие подвижники, пронёс через советское время свою веру. Как их презирала власть, но отец Серафим смиренно переносил это, если приходилось не служить, то по благословению пел на клиросе: он очень любил петь, мало находился в алтаре. Есть фотографии, где батюшка часто стоит на клиросе.
Когда к Батюшке приезжали на день его Ангела, всегда поздравляли его, за столом, пели духовные канты. Бывало, Отче поёт, а у самого текут слезы.
Поздравление Батюшки от прихожан
В жизни иногда люди обижали Батюшку, а отец Серафим никогда не разбирался, не оправдывался, смиренно молчал. Стоит в дверях алтаря, слезы льются из глаз у этого могучего человека по внешности, но смиренного душой, он никому ничего не говорил.
Батюшка Серафим с прихожанами и чадами
Отец Серафим воспитал целую плеяду священников. Это протоиерей Николай Андриянов, игумен Геласий Михалин, благочинный Чернигово-Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, бывшие батюшкины пономари, нынешние священники иерей Михаил Пигусов, настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Жуковском районе, иерей Олег Прохоров, настоятель храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского в городе Балабаново. При нём же служил в сане диакона отец Александр Веремьёв, ныне почивший, которого отец Серафим взрастил из своих прихожан.
Архимандрит Серафим имел благословение архиепископа Никона на совершение тайных монашеских постригов. Он много постриг в монахини, например, у меня на приходе были две монахини и одна схимница, которые по его благословению приняли монашеский постриг и подвизались, в этом году они обе отошли ко Господу в преклонном возрасте.
Могила Отца Серафима у построенного им Свято-Никольского храма в с. Бояновичи
На надгробной плите Батюшкиной могилы высечены слова: «В память вечную будет праведник». Таким праведником, подвижником и чудотворцем был Отец Серафим.
Каждый день на его могилу приходят люди, иногда приезжают сотнями. Мы не говорим о местных жителях, которые начинают свой день, проходя через храм; они первым делом идут к Батюшке за благословением, приходят на его могилу помолиться, попросить его святых молитв. Также приезжают люди с разных уголков страны в его часовенку над его могилой у храма, прося молитв!
Многие рассказывают о чудотворной помощи отца Серафима. Я сам так живу, прошу его помощи, у себя дома я всегда смотрю на фото батюшки и вспоминаю его. Он не оставил чего-либо другого для меня, а оставил свой пример жизни в Боге, жизни в вере и те наказы, те советы, которые он давал.
Любовь к Батюшке была поистине всенародной!
Царствие Небесное дорогому и любимому священноархимандриту Серафиму!
Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке
Фото подобраны автором
2. Ответ на 1, Владимир Николаев:
1. Как мало прочтений о настоящих святых подвижниках при жизни !