1 января 2025 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, состоялся двадцать пятый по счету крестный ход православных трезвенников. Крестные ходы в первый день гражданского нового года в главном духовном центре Санкт-Петербурга уже давно стали благочестивой народной традицией.
Священники, окормлявшие крестный ход, приветствовали верующих пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» В молитвенном шествии приняло участие более трехсот человек, прежде всего, представителей различных трезвеннических общин города и области. Были среди молящихся и прихожане храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, настоятелем которого является старейший клирик епархии митрофорный протоиерей Иоанн Миронов.
Как обычно, участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала священника Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития.
Сотрудник координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге протоиерей Георгий Пименов, отслужив литию, произнес краткую проповедь:
«Вечный покой приснопамятному иерею Александру, и его молитвами, Господи, помилуй нас! В тропаре святому мученику Вонифатию есть слова: "Во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою". Есть среди пастырей, да и мирян такие люди, которые помогают погибающим людям, потому что они сами испытали на себя страшные искушения. Через образ своего покаяния они сегодня помогают другим страждущим. Но есть и люди, которые, сами не проходя этот путь покаяния, тем не менее, помогают страждущим из чувства сострадания. И мы не можем сказать, какой из этих двух путей является более верным. Будем сегодня поминать и тех, и других. Кто-то из подвижников плакал от покаяния, кто-то – из сострадания. Дай Бог, чтобы по их молитвам мы оторвались от пагубных страстей».
Затем крестный ход двинулся к могиле приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995), который незадолго до своей кончины, в феврале 1993 года, благословил основателя одного из старейших православных обществ трезвости, клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, Владимира Алексеевича Михайлова (1939–2006) на руководство клубом.
Протоиерей Максим Плетнев, руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, священник храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади Санкт-Петербурга, произнес после литии пастырское слово:
«Вечная память приснопоминаемому владыке Иоанну, иерею Александру и всем подвижникам православной трезвости! Дорогие братья и сестры! С какой радостью мы сегодня здесь собираемся! Первый день гражданского Нового года мы начинаем с молитвы, многие из нас сегодня причастились Святых Христовых Таин. Сегодня мы все молились о благословении наступающего лета. А теперь здесь мы совершаем заупокойные молитвы на могилах подвижников православной трезвости. Мы только что молились о упокоении приснопоминаемого митрополита Иоанна, который дал благословение на возрождение церковного, православного трезвеннического движения.
К сожалению, эта проблема неизбывная, и при нашей жизни мы вряд ли сможем достичь в этом направлении решительных успехов. Есть у нас святые угодники Божии, в том числе святой мученик Вонифатий, ему молятся те, кто страдает от пагубных страстей. По некоему стечению обстоятельств советская власть перенесла гражданский Новый год как раз на день памяти святого мученика Вонифатия. К сожалению, советская и современная действительность такова, что именно 1 января, в день памяти святого мученика Вонифатия, многие наши сограждане употребляют спиртные напитки и их посредством входят в безобразное состояние.
Приведу пример из жизни. Сегодня я проснулся в 6 утра и услышал дикие пьяные крики соседей, с угрозами и матерной бранью. И возникает вопрос: стоило ли вообще в таком случае праздновать Новый год? Ведь изначально эти люди явно не рассчитывали на такой исход праздника! Всё в итоге из-за пьянства выливается в такие страшные вещи. Тем более всем нам сегодня важно святительское благословение, данное митрополитом Иоанном в самом начале возрождения трезвеннического движения. Как хорошо сегодня, 1 января, всем нам было помолиться! Что еще может быть лучше? Пойти утром на литургию, причаститься Святых Христовых Таин, а потом пойти на крестный ход. Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Святителю Иоанне, моли Бога о нас!»
Далее участники молитвенного шествия посетили могилу основателя клуба «Бодрствование» и первого председателя Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви В.А. Михайлова, находящуюся неподалеку. Здесь также была отслужена лития. Проникновенную проповедь после литии произнес священник храма Святителя Василия Великого в Осиновой Роще иерей Сергий Учанейшвили:
«Царство Небесное и вечный покой рабу Божиему Владимиру, митрополиту Иоанну, иерею Александру и всем почившим деятелям православной трезвости! В наше время утверждение трезвости становится одним из самых важных дел. Сегодня наши сограждане гибнут на полях сражений. Их нам всем очень жалко, но они уходят ко Господу как праведники, а нам, конечно, жалко, что мы лишаемся таких замечательных людей. Но когда люди уходят из жизни от пьянства и других пороков, то их жалко вдвойне. За что они кладут свои жизни? Куда они кладут свою жизнь? Они живут для того, чтобы после смерти снизойти во ад? Только что отец Максим рассказывал о том, что он видел у себя в подъезде в 6 часов утра. Люди беспощадно ругались вместо того, чтобы друг друга обнимать и радоваться. И виною стало спиртное, которое эти люди употребили, как бы празднуя Новый год. Стоит ли это празднование того? Ведь самое главное в нашей жизни – это любовь.
Любовь – это центральное понятие в христианстве. Как говорил Спаситель Своим ученикам, "по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь меж собою" (Ин. 13:35). Святой апостол Иаков писал, что "вера без дел мертва есть" (Иак. 2:26). Мы не для того проживаем эту жизнь, чтобы, ничего полезного не сделав, проесть тонны продуктов и тысячи литров алкоголя. Мы должны нести людям свет. Христос говорил о вере хотя бы с горчичное зерно, которая способна свернуть горы (Мф. 17:20). Нам всем сегодня нужна такая вера, чтобы она смогла сдвинуть горы безверия. Не знаю, стоит ли доверять информации из интернета, но там недавно написали о том, что сегодня среднестатистический человек тратит больше денег на экстрасенсов, магов и колдунов, чем на продукты питания. Если это действительно так, то сомневаюсь, можем ли мы вообще в таком случае называться православным народом? И чего тогда нам теперь удивляться! В наше время творится страшное беззаконие, и сейчас, когда мы здесь стоим на кладбище и мирно молимся, льется потоками кровь. Пора бы всем нам отрезвиться, стряхнуть с себя диавольские путы, сотворить покаянные молитвы. Лично мне есть, в чем каяться. А что говорить о других, которые сегодня всю ночь пьянствовали, запускали фейерверки и т. д.? Получается, что сегодня население перевернуло очередной листок календаря, а в новом году будет продолжать жить так же, как и раньше: пить, бесчинствовать, ругаться. Полная глупость! И разве ради этого Господь дал всем нам вечную жизнь? Каждый наш день, каждая наша минута должны быть посвящены Господу Богу.
У нас категорически мало времени. Вот мне уже пошел 62-й год, и я смотрю, оглядываюсь назад и думаю: чего полезного я сделал за эту жизнь? И сколько мне еще осталось? Вот в минувшем году я похоронил очень хорошего творческого человека. Ей было всего 50 лет, она занималась музыкой с учениками, недавно я еще с нею разговаривал, а вдруг она почила, буквально за столом… Все мы живем так, будто думаем, что будем жить на этой Земле сто лет и более. Конечно, все мы будем жить вечно. Но думаем ли мы, что будет с нашей душой после того, как мы оставим свое тело? Без трезвости вечная жизнь невозможна! Даже хороший православный человек, когда выпьет одну, две, три, четыре рюмки алкоголя, превращается в непотребство. Вот что делает с нами это коварное зелье!
Так что давайте молиться, чтобы наша пламенная молитва дошла до Небес, а затем уже от Небес она дошла бы до наших заблудших братьев, чтобы они навсегда преодолели свои пагубные страсти и начали заниматься хорошими делами! Мы дойти уйти из земной жизни, чтобы, когда мы встретимся с Господом Богом на Страшном Суде, нам не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Христос Воскресе!»
Затем по давней традиции, установленной в свое время В.А. Михайловым, все участники крестного хода встали у стены, где в свое время большевики расстреливали насельников Лавры. Здесь были сделаны общие фотографии на память.
Православное трезвенническое движение в нашей стране продолжает развиваться. Конечно, нам еще очень далеко до дореволюционного уровня, когда в стране существовало огромное количество обществ трезвости, братств, чайно-столовых и т. д., которые в процессе своей работы привлекали в свои ряды значительное количество страждущих от порока пьянства русских людей, вели активную трезвенническую работу, опираясь на идеалы Православия. Необходимо продолжить дело возрождения славной традиции православной трезвости. Утверждение Православной веры и трезвости призвано стать действенным препятствием разрастанию тяжкого порока.
Дмитрий Игоревич Стогов, к.и.н., доцент, выпускающий редактор «Русской народной линии», специальный корреспондент газеты «Трезвение» в Санкт-Петербурге
Фото с телеграм-канала протоиерея Максима Плетнева