«Русская народная линия» проводит традиционный опрос авторов по итогам года. «Как бы Вы охарактеризовали 2024 год? В условиях Специальной военной операции, как изменилось наше общество в этом году? Какие позитивные и негативные тенденции отметите в уходящем году? С какими чувствами встречаете Новый 2025 год? Что ждёт мир в ближайшее время? - на эти вопросы отвечает научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Признаюсь, весьма трудно подводить итоги года, который не умеет чёткого начала и конца. Итоги года можно было бы подводить на Пасху или в сентябре по старому церковном стилю. Но Рождество Христово – тот рубеж, который заставляет оглянуться назад, чтобы встретить новый год с новым виденьем и ожиданием.
Говорят, что оптимисты видят, сколько в стакане есть воды, а пессимисты – сколько её не хватает. Я оптимист – как и подобает быть верующему православному христианину. Поэтому и начну подведение итогов 2024 года с живой воды Божией благодати, которая наполняла прошедший год.
Как говорится, у кого, о чём болит – тот о том и говорит. 2024 год для меня был Годом святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. В 2024 год было множество юбилейных дат, связанных с памятью отца Иоанна: 195 лет со дня рождения Всероссийского пастыря, 115 лет его преставления. Эти даты повторяются и в жизни его супруги – они одногодки.
Также отмечалось 60-летие прославления отца Иоанна Русской Зарубежной Церковью. Особенно для меня важна дата – 25-летие создания мемориальной квартиры о.Иоанна Кронштадтского. Этот юбилей меня касается непосредственно. Оглядываясь, даже не верится, что уже четверть века существует музей, в который могут прийти почитатели о.Иоанна.
Юбилей для нас стал столь значимым событием, что даже по этому случаю учредили юбилейную медаль о. Иоанна Кронштадтского «Жизнь во Христе», которую мы вручаем от имени мемориального музея-квартиры тем, кто потрудился в её воссоздании и в прославлении имени отца Иоанна Кронштадтского. Первые десять номинантов получили награду 1 ноября на юбилейном вечере в мемориальной квартире Всероссийского пастыря.
Этим юбилеем отец Иоанн постоянно напоминал о себе, обязывал к проведению различных мероприятий. В 2024 году в Кронштадте состоялся традиционный VII Иоанновский фестиваль, посвящённый о.Иоанну Кронштадтскому, а также III Иоанновские чтения.
Теперь утверждается новая традиция – 25 декабря мы провели на высоком уровне в Кронштадте в Итальянском дворце «Спиридоньев день» – день хиротонии о.Иоанна, который для нас очень значим.
Но я живу не только в Кронштадте и в Сомино – на своём дальнем приходе, я живу в России, поэтому все её радости – мои радости и все её горести и боли – мои горести и боли.
Мы живём в период судьбоносной битвы за Русь Святую, когда решается её судьба. Поэтому я чувствую, как пастырь, что нужно глубже молиться и усерднее трудиться. Хотя формально я пребываю в глубоком тылу, но меня не покидает ощущение, что все православные пастыри духовно находятся на передовой вместе с воинами.
В ноябре мы встретили 1000 дней Специальной военной операции. Прежде, когда говорили о 900 дней Блокады Ленинграда, думали – много это или мало? А теперь мы прожили 1000 дней СВО. И понимаешь, что, действительно, прожито много, целая жизнь. Были разные переживания, но ощущение момента можно выразить словами Александра Сергеевича Пушкина:
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Ещё напор - и враг бежит.
Ощущение, что мы на пороге Победы. Но возникает и тревога – как бы Победу не отобрали в последний момент, что случалось в нашей истории. Тревога за логичное завершение СВО, как бы не повторились «Минские соглашения», а ещё хуже – Брестский мир… Чаяние Победы, ощущение приближения Победы всё-таки вдохновляет.
Однако, если вспомнить 2024 год, возникает трагическая картина: террористический акт 22 марта в «Крокусе» – одна из крупнейших трагедий после Беслана и Норд-Оста, уральский потоп, когда были затоплены целые области – десятки тысяч людей пострадали. Летом произошло нападение террористов в Махачкале, в результате которого погиб достойнейший священник о.Николай, ставший мучеником нашего времени. Нападение на Курскую область – неприятное событие, когда на нашу территорию вторглась нога врага. И напоследок – перепачкалось в мазут Черное море и побережье. Чувство, будто мазут у тебя на руках, настолько всё это трагично.
В целом вырисовывается не новогодняя картинка, как будто Господь что-то ещё ждёт от нас, как будто что-то не так. И где найти ответы?
Я вспоминаю слова старца Илия, которые напомнила нашему Президенту на итоговой пресс-конференции корреспондентка телеканала «Спас» Ксения Аксёнова. Она сказала, что в начале Специальной военной операции старец Илий назвал духовные основы Победы: запретить аборты, запретить матерную брань и расстаться с телом товарища Ленина, предав его земле.
Конечно, я понимаю, что после захоронения Ленина Победа не спустится мгновенно с неба. Нет, но старец поставил духовные проблемы, которые нужно решать вместе со Специальной военной операцией, – это наш духовный фронт. Хочется верить, что наш Президент услышал напоминание старца, и эти вопросы не останутся без ответа.
Демография – наша главная линия фронта, соотношение родившихся и умерших – отрицательное. По статистике убыль населения составляет 700-800 тысяч человек в год. А аборты усугубляют нашу демографическую ситуацию. Поэтому проблему абортов нужно озвучивать. Как раз старец Илий первым условием Победы в СВО поставил отказ от абортов. Аборты – наша катастрофа, история Ирода на Русской земле, будто он продолжает своё страшное дело убиения младенцев. Как может быть Русь святой, убивая своих детей? Почему даже не ставится вопрос об этической стороне допустимости аборта?!
Если мы в Конституцию внесли упоминание Бога (Россия сохраняет память предков, перенимает идеалы и веру в Бога), но ведь вера в Бога, которая декларируется как духовная ценность России и нашего народа, – абсолютно не совместима с абортами. Поэтому аборт с юридической точки зрения – это антиконституционное деяние. Зачем тогда в Конституцию было вносить имя Бога? Чтобы потом под Его именем продолжать убивать детей?! Нельзя произносить имя Бога всуе. Если мы призвали Его имя, включили Его в Конституцию, то это ко многому обязывает – грехи не должны совершаться на государственном уровне!
К сожалению, согласно статистке, наибольшее количество абортов совершается на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В этих регионах наиболее не хватает людей – и там больше всего абортов! Всё это выглядит как провокация в тылу. Поэтому нужно ограничивать аборты – только по медицинским показаниям, при этом государство должно дать абсолютную гарантию всякой женщине, что государство возьмёт на себя все обязательства по обеспечению новорождённого – помочь воспитать, «поставить на ноги», чтобы эти дети ни чем не были ущемлены. Вместе с тем нужна широкая практика усыновления.
Год семьи прошёл, но остался вопрос: а почему только один год? В нашей ситуации нам нужен не Год, а Век семьи, чтобы восстановить дореволюционную демографию. Грустно звучит – «подвели итоги Года семьи». И год семьи закончился. А что было в Год семьи? К сожалению, многие Год семьи встретили разводами – не могли даже подождать.
В целом я считаю, что Год семьи был проведён очень формально, бюрократично и бездарно. Ничего не запомнилось. Год семьи завершился, а что осталось? Пелись ли песни о матери, о семье? Где фильмы, памятники? Поставьте памятник многодетной семье! Снимите кино о многодетной семье! Мне особенно обидно, что не учитывается и даже не вспоминается опыт Царской России. Наши Цари были многодетными: Павел I – десять детей, Николай I – 7 детей, Александр II – 8 детей, даже Александр III – 5 детей, хотя прожил 49 лет.
Вспомним великие семьи – дореволюционные купеческие династии. Например, знаменитую династию Абрикосовых, в их семье родилось 22 ребёнка. Вспомним Менделеева, который был семнадцатым (!) ребёнком семье. Мы знаем таблицу Менделеева, а знаем ли его семью? Иначе удивлялись бы не меньше, чем самой таблице. Можно долго перечислять – семья Верещагиных, семья Чеховых. Есть что вспомнить и рассказать.
Но кто в Год семьи об этом говорил? Видимо, у чиновников, проводивших Год семьи, у самих только «полтора ребёнка». Для чиновников тему спустили сверху, Год семьи формально провели, а теперь и вздыхают с облегчением: закончился Год семьи, и слава Богу. Дай Бог, чтобы Год семьи продолжился и в 2025 году.
Наши Государи не произносили лозунгов и призывов, а показывали личным примером. Нужно, чтобы наши высокие чиновники показывали добрый пример многодетных родителей.
Единственные, кто трудятся на ниве многодетности – наши православные батюшки. Только остаётся удивляться тому, как многодетные священники успевают служить, окормлять паству, восстанавливать храмы и воспитывать много детей. Приятно, что Святейший Патриарх Кирилл отметил все священнические многодетные семьи, у которых более пяти детей. В этом смысле Церковь не словами, а делами и примером показывает и вдохновляет людей. Многодетные семьи должны стать достоянием народа. Человек – подражательное существо. Увидишь, что у соседа много детей, так и ты захочешь создать многодетную семью. Но мы не видим в публичном пространстве наглядных примеров многодетных семей.
С горечью в сердце приходится коснуться ещё одной острой насущной проблемы: каждый день слышишь о мошенниках. Это – настоящее бедствие! 2024 год войдёт историю как год мошенников. Мошенничество на Руси ещё никогда не распространялась в таких катастрофических масштабах. Это что-то невиданное доселе – 20 миллионов звонков в сутки! Видимо, задействован целый род войск врага. Нет ни одного человека, которому не звонили бы. Мне тоже звонили пять раз. Причём, самые разные поводы. Я понимаю психологию – человек в первую секунду разговора не знает, что ему звонит мошенник. Как правило, звонит женщина и начинает говорить о недочете в пенсии или пересчёте электроэнергии. Поэтому в первые секунды разговора невозможно понять, что тебе звонит мошенник. А потом, когда включаешь разум, понимаешь неладное.
С одной стороны думаешь: ну как могут обманывать самых простых, незащищённых людей? Кто в основном страдает? Наши бабушки и дедушки. Неужели у звонящих нет простой человеческой жалости?! Ты грабишь людей, стариков, оставляя их без куска хлеба и лекарств, обрекая на погибель! Встаёт вопрос: на что способен человек, когда он цинично и расчётливо обманывает и грабит бедных стариков?
Но поражает доверчивость нашего народа – она безгранична. Ведь с одной стороны, доверие ближнему – это достоинство, без которого невозможно ни одно сообщество. Если будет всеобщее недоверие – мы погибнем. Когда паразитируют на добродетели доверия, то как-то особенно цинично и изуверски это выглядит. И думаешь: как же наш бедный народ, сколько его можно так эксплуатировать? Подобный мошеннический механизм был отработан и в 1917 году – наобещали, повесили «лапши на уши», нарисовали сказку и народ поверил. И точно также обманули – рабочие не получили заводов, крестьяне не получили земли – всё сплошной обман и мошенничество.
В очередной раз наш народ обманывают в невиданных масштабах. Так бы люди верили Богу, доверяли Церкви, тогда была бы страховка от человеческого обмана.
Пожелаю нашим гражданам верить в Бога. Господь никогда не обманет и никогда не подведёт. И пожелаю всё-таки иметь нам разум. Дай Бог, в новом году верить в Бога, в Победу. Мы верим в Победу исключительно по одной причине – потому что мы верим в Бога, что на нашей стороне Правда и что Бог нас не оставит!