Старообрядцы приводят цитату из Владимира Соловьева: «На престол митрополита-мученика сел патриарх-мучитель — и народ, терпеливо сносивший страшные мучительства царя Ивана, не вынес ничтожных сравнительно мучительств патриарха Никона». Отметим, что автор цитаты – филокатолик. В 1888 г. Соловьев тайно присоединился к католичеству и издал манифест русского католицизма ― книгу «Россия и вселенская Церковь», где переписывал всю церковную историю в духе папизма.
Ну ладно, оставим биографию В. Соловьева: будем разбираться по существу. Во-первых, за исключением достаточно тёмной смерти митр. Павла Коломенского, никакими «мучительствами» Никон не занимался, почти все они происходили после его ухода, а затем и низвержения с патриаршего престола. Во-вторых, именно Никон прославил мученика-митрополита святителя Филиппа Московского. В-третьих, как мы говорили, особых доказательств латинства архиереев представлено не было. В-четвертых, как мы видели, русский народ, а точнее ― его часть, не столько «в отчаянье стал бегать по лесам и болотам, засел в трущобах и полез на горящие костры», сколько шёл на «окаянных никониан» с ножами и топорами, и спал и видел, как бы стряхнуть с себя не только патриаршую, но и царскую власть.
И вот здесь мы подходим к разгадке Раскола. Он является законным чадом Смутного времени, яростной жажды воли и власти, охватившей в начале XVII в. все сословия Московской Руси. Когда Соловьев рассуждает о том, что-де терпели свирепого Ивана Васильевича и не стали терпеть сравнительно умеренного Никона, то он как-то забывает серьезный сдвиг в сознании в сторону свободы выбора, в том числе государя.
В.О. Ключевский замечает: «Русский посол Григорий Волконский, посланный в Польшу в 1606 г., после убийства Лжедимитрия объявил, что „люди Московского государства, осудя истинным судом, вправе были наказать за злые и богомерзкие дела такого царя, как Лжедимитрий“. Князь Григорий сделал еще более смелый шаг: он прибавил, что хотя бы теперь явился и прямой, прирожденный государь царевич Димитрий, но если его на государство не похотят, то ему силой на государстве быть не можно. У самого князя Курбского, политического либерала XVI века, дыбом встали бы волосы, если бы он услышал такую политическую ересь».
Действительно, в эпоху Грозного подобные рассуждения были невозможны, но они стали вполне реальны в эпоху Смуты и после Смуты. Еще вопрос, стали бы современники Никона терпеть Иоанна Грозного и его опричнину? Что касается Самозванца, то он стал знаком и знаменем бунта и мятежа и, возможно, мало кто задумывался о его истинности.
«Природный воскресший царевич» ― выражение народной мечты о свободе и добром царе-отце, но без государства, без поборов, без казней и опал ― появился для того, чтобы возглавить бунт против российского самодержавия и растущего абсолютизма, против отмены Юрьева дня и закрепощения крестьян, с одной стороны. Против резкого ограничения возможностей высшей знати ― с другой и, наконец ― против неполноправного положения мелкого провинциального дворянства и злоупотреблений служилой бюрократии. Цену за этот отнюдь не бессмысленный, но беспощадный бунт Россия заплатила страшную ― разорением половины страны и гибелью трети населения ― и это заставило бунтарей притихнуть, а народ ― прильнуть к самодержавию как к своему естественному защитнику.
Однако Русь восстановилась, отстроилась, окрепла, вновь стала «Третьим Римом цветущим». Между концом Смуты и началом Никоновских реформ прошло почти сорок лет. Выросло поколение «непуганых идиотов», забывшее ужасы Смутного времени и почувствовавшее на себе тяжелую руку первых Романовых и признаки грядущего абсолютизма, прежде всего ― утверждение крепостного права согласно Уложению 1649 г., которым были недовольны почти все: и крестьяне, и Церковь, и дворянство. Масла в огонь подливало и воровство чиновничества, и непотизм на самом верху, и тяжесть налогов.
Всё это подогревало «бунташные» настроения, и русскому человеку было почти всё равно, за что или за кого бунтовать — из-за соли, из-за медных денег, ради «пропавшего» царевича Алексея Алексеевича, или даже патриарха Никона, как это было во время Разинского бунта. Как писал Достоевский в «Бесах»: «Вот почему всяк про себя и ожидал скандала; а если уж так его ожидали, то как мог он не осуществиться?»
А тут судьба сама посылает такой превосходный повод для бунта ― смену обряда, которую при большом желании и сильном общественном раздражении можно принять за «латинскую ересь», порчу веры, погибель Церкви и Царства, приход Антихриста. И тогда с чистой совестью можно завопить: «Нет царя. Нет патриарха». «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит», как постановили своим «собориком» соловецкие монахи (возможно, отсюда Пушкин взял слова для своего юродивого Николки в «Борисе Годунове»). Словом, долой власть царскую, долой власть архиерейскую, даешь власть протопопскую.
Вопрос раскола ― не вопрос веры, а вопрос власти, при этом власти абсолютной, какая не снилась никакому царю, ни патриарху, ибо те не могли послать тысячу своих подданных на сожжение, а Аввакум ― мог. И самые гари ― это средство бунта и сокрушения власти, во-первых ― показать ей, что она бессильна и ей нечем пригрозить старообрядцам, во-вторых ― возбудить народное негодование до высшей точки кипения. Что будет потом, после крушения царской власти, старообрядческие вожди не задумывались. Возможно, мыслили будущее России, как некое тысячелетнее царство, управляемое Самим Христом, а конкретно ― ими как Его заместителями. Отсюда — отзывчивость старообрядцев к революционной утопии.
Однако помимо предводителей с их интересами и амбициями, а также профессиональных бунтарей, были и простые верующие с их доверчивостью, с их готовностью жертвовать, с их мечтательностью, отсутствием рассудительности, страхами и надеждами на второе пришествие, апокалиптическим соблазном, которыми искусно пользовались вожди старообрядчества. Не учитывать всего этого со стороны высшей светской и церковной власти было как минимум неразумно. Она воспринимала как нечто незыблемое и само собой разумеющееся лояльность народа, которая отнюдь таковой не была. Властные амбиции и нетерпение верхов столкнулись с нетерпением и раздражением низов, что и произвело взрыв с далеко идущими последствиями.
Отчасти его последствия купировал Петр Великий, дав возможность легального существования для старообрядцев, правда, ценой двойного оклада. В благодарность они… окрестили его Антихристом. Все попытки приручить старообрядцев и интегрировать их в Российскую империю, в конечном счете, оказались неудачными. Они деятельно участвовали и в Первой, и во Второй русской революции.
Вопрос о расколе ― вопрос о судьбах России и русской души. Поймет ли она, что «бунтом жить нельзя», найдет ли она в себе силы для созидательной деятельности ― духовной и материальной, или растратит себя в бесполезном бунтарстве и предастся самосожжению, «на радость соседей-врагов»? Этот вопрос обращен к совести и здравому смыслу каждого из нас…
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии
14. Сергею из Нижнего Новгорода
Противоречие здесь налицо. Давайте подождем квалифицированного ответа богослова отца протодиакона. Он нас рассудит. И если я окажусь неправ, то публично принесу свои извинения.
А пока остаюсь при с воем мнении - большевики в безбожное время зажгли его неспроста. Отсалютовав им сатане: мы твои еси. Оскверняя при этом всю территорию Руси Святой. Потому как их учение вышло из царства вельзевула - он их отец и вдохновитель!
13.
И синклит церкви, во главе с патриархом, ничтоже сумняшеся, исправно носит к нему венок с изображенным большим православным Крестом на нем. Вместе с тем, по учению церкви вечный огонь является символом вечных мук грешников в аду. О чем нам прямо говорит молитва седьмая из утренних Пресвятой Богородице: "Избави мя от огня вечнущаго, и червия же злага и тартара."»
Как это понимать? И не является ли этот факт заигрыванием с силами зла, сиесть обыкновенным двурушничеством?
///////////////////
«Как это понимать»? А так, как Владимир Высоцкий:
«А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата…»
А не так, как толи действительно «местами» не вмещающие, толи «неадекваты» иль того хуже - провокаторы «подбивающими» к «мысли», что защищающему Родину советскому солдату с нательным крестиком, завидевшему «начертанный» крест на фашистском танке «должно» было бы, мол, «отвернуть» пушку и поднять «лапки кверху» вместо того, чтобы влепить снарядом в борт?
12. Ответ на 11, Серега с Малой Бронной:
Церковь не говорит, будто любой вечный огонь есть символ адского огня.
Вот тропарь Св. Троице из Октоиха (воскресная служба, глас 4):
Речением Божественным последующе, славим Едино Божество, / яко в Триех Светех Неслиянно, Непресекомо, / пламень вечный, просвещающий всю тварь, // зовуще: Боже, благословен еси.
Ну, и - неугасимая лампада - традиционный символ неугасающей молитвы.
11. Быть добру!
Он следующий. В Александровском саду, у кремлевской стены горит главный вечный огонь страны - у могилы "неизвестного солдата". Зажженный большевиками - ленинцами якобы в память всех неизвестных воинов, погибших в годы ВОВ. Огонь вырывается из-под земли через пятиконечную красную звезду.
И синклит церкви, во главе с патриархом, ничтоже сумняшеся, исправно носит к нему венок с изображенным большим православным Крестом на нем. Вместе с тем, по учению церкви вечный огонь является символом вечных мук грешников в аду. О чем нам прямо говорит молитва седьмая из утренних Пресвятой Богородице: "Избави мя от огня вечнущаго, и червия же злага и тартара."
Как это понимать? И не является ли этот факт заигрыванием с силами зла, сиесть обыкновенным двурушничеством? Вы абсолютно верно ранее в своем посту заметили: служение двум господам всенепременно закончится тем, что все мы умоемся кровью с головы до пят. А тут пример этого служения показывает сам патриарх. Увы.
При ответе на поставленный мною вопрос в одном из ваших очередных постов ( поскольку в форуме вы не принимаете участия - и правильно делаете!), коснитесь пожалуйста темы декоммунизации России. Как вы ее видите и предствавляете, про времена и сроки ея.
За сим разрешите поздравить вас с наступающим Рождеством Христовым! И пожелать вам, вашим родным и близким доброго здоровья в новолетии.
Из города - героя Новороссийска, к городу - герою Петербургу - с любовью
10. Ответ на 9, Ил76:
Вот та же ситуация - сегодня. Оказывается, Традицию сегодня повторяют так, словно двадцатого века не было в Истории. Это автоматически означает одно - нарисованная дверь на все наши ожидания. Можно повторить всю Традицию Истории до двадцатого века, но если не сделаем выводы Истории из двадцатого века, то мы лишь разукрашиваем эту саму нарисованную дверь.
Храмы построили, но стоят они без народа в них.
9.
Очень не красиво отзываетесь о соловецких монахах, которые не приняли точку зрения властей, да и вообще о старообрядцах. Почему-то всех сразу записали в революционеров, 250 лет прошло. Хотя неудачную революцию совершили Никон с Алексеем.
Вместо того, чтоб признать ошибки, поливаете грязью. Точно также поступают и антисоветчики, высасывая из пальца святую русь и идеализируя монархию.
Данная позиция ведет к разобщению. Старообрядцы далеко не идеальны во многом, но дров наломали тогда не они.
8. Ответ на 3, Константин В.:
Отец Владимир повторяет точку зрения ряда дореволюционных и эмигрантских историков. Сейчас она опровергнута. Никакие тысячи Аввакум никуда не посылал. В ряде мест он допускал самосожжение как крайнее средство ухода от преследований. Его роль в проповеди самосожжений невелика. Позднее среди старообрядцев велась полемика по этому вопросу.Факт тот что протопоп Аввакум письма писал неоспорим. Письма сохранились и неоднократно опубликовались советскими историками. В гарях погибло с 1674 по 1690 порядка 20 тысяч человек. Гари встречались даже в30 гг. 18 .в. Помните 1 серию фильма "Михайло Ломоносов." это про это. Полемика в среде старообрядцев была, но Аввакум оппонентов жестко критиковал и не соглашался.
7. Ответ на 3, Константин В.:
Отец Владимир повторяет точку зрения ряда дореволюционных и эмигрантских историков. Сейчас она опровергнута. Никакие тысячи Аввакум никуда не посылал. В ряде мест он допускал самосожжение как крайнее средство ухода от преследований. Его роль в проповеди самосожжений невелика. Позднее среди старообрядцев велась полемика по этому вопросу.Только с этой точкой зрения были согласны и советские историки. В частности она изложена в Истории СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. под ред. профессора Б.А. Рыбакова т.3. 1968. с.108-109. Да и современные российские историки тоже не спорят в частности Лобачев и Козляков В.Н.
6. 5
5. Отв. на 4, Р!
"Разве не знаете, что вы — храм Божий"?
Я просто хотел сказать, что у нас внехрамовые верующие оставлены без серьёзного духовного окормления и внимания со стороны священства... А это 95% всех верующих..! И не дай Бог на нас попрут по серьёзному, - кто встанет на защиту тех же Храмов без денег и без угрозы со стороны закона?!
Кого и ради чего защищать? Чубайсов, Соловьёв и Абрамовичей? Одним всё — других снова в шахты?! Или как на Украине — не пойдёшь на фронт, тебя шлепнут... Умирают мужики из страха перед смертью..! И под действием Морока... Во живём!
Или как в Сирии — поскольку нечего и некого защищать, армия и разбежались... Какое дело лошади, кто на ней будет ездить и её погонять, белые или красные?
Не так много времени после мобилизации прошло... Вспомните, сколько тогда было добровольных добровольцев.?!
Похоже, Вы правы: - "вне храма нет верующих во Святую Троицу - Отца, и Сына, и Святого Духа"...
+
Вот поэтому нам и необходимо снять негласный церковный запрет на НЕФОРМАЛЬНОЕ, объединяющее молитвенное единство народа друг с другом и с Богом И ВНЕ ХРАМА! В отношении этих самых 95% грешников...
Например, для начала, во время встречи Нового года, под бой КУРАНТОВ вспомнить о присутствии Божием и о нашем единстве, и всем ВМЕСТЕ, В ЛЮБОМ МЕСТЕ (а не только в помещении храма!) обратиться к Нему с единой, общедоступной Евангельской ВЗАИМОМОЛИТОВКЕ друг о друге: - "Господи, спаси нас, погибаем"!
Может, ещё есть надежда..?! В ПАМЯТИ БОЖИЕЙ!!! Иначе это не молитва... Ну, и плоды будут соотв...