Узнаем ли мы Илию?

Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни 
0
9
Время на чтение 6 минут

«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:10-13).

Почему же книжники говорили о том, что Илии надлежит прийти прежде? Они говорили так, основываясь на словах Священного Писания: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). Это пророчество служило основанием для ожидания иудейскими книжниками прихода пророка Илии перед приходом в мир Христа. На нем же основываются и наши ожидания прихода двух пророков – Илии и Еноха перед концом мира и Вторым Пришествием Господа.

Св. Андрей Кесарийский, толкуя слова Откровения Иоанна Богослова о двух свидетелях Божиих (Откр. 11:3), пишет: «Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия, при кончине мира получат от Бога время для пророчествования в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями. «Облечение во вретище» означает, что тогда все живущие и отвращаемые от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования».

Да, многие святые отцы (среди них – толкователи Евангелия свв. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт Болгарский) думали, что слова Священного Писания указывают нам именно на этих двух пророков – Илию и Еноха. И тот факт, что оба они были взяты Богом на Небо живыми, то есть не испытавшими телесной смерти, кажется, подтверждает это понимание, потому что логичным предположением является то, что и они должны умереть своими телами, как и все остальные люди. А значит, им надлежит вернуться для этого на землю. (Хотя мы понимаем, что Богу все возможно, и, если Ему будет угодно, то Он может изменить Свой закон в отношении этих двух людей, и их тела могут измениться и превратиться из плотских в духовные и без обязательной смерти и последующего их воскресения).

Таково общепринятое в Церкви мнение. Но, все-таки, это является лишь мнением, хотя и очень вероятным и заслуживающим особого внимания, по причине того, что его держались многие святые отцы, но, однако, оно не является абсолютной истиной. По данному вопросу нет соборных определений Церкви, а множество согласных суждений по нему святых отцов, все-таки, до конца не исключает возможной их ошибочности.

Каковы основания для таких утверждений? Можно, например, вернуться к вышеприведенным словам св. Андрея. Он пишет о многих учителях, думавших так, но ведь «многие» – не означает «все». Значит, могли быть и такие, которые мыслили иначе по данному вопросу.

Согласное суждение святых отцов (т.н. «консенсус патрум») лишь тогда можно считать абсолютной истиной, если речь идет о вопросах, касающихся непосредственного спасения людей. В этом случае святые отцы говорят или пишут о вещах, известным им из своего опыта спасения, из опыта своего прохождения этого спасительного пути в Царство Небесное под действием благодати Святого Духа. Святой Дух – Дух Истины, и именно Он руководит человека, пребывающего в Церкви, на его пути к спасению.

Если же речь идёт о тех вопросах, которые не имеют существенного значения для нашего спасения, то Святой Дух может и не открывать своим причастникам всю истину об этом, и тогда святые отцы могут рассуждать так, как им подсказывает их разум, хотя и просвещенный и очищенный в определенной мере, однако не всеведущий и не всесовершенный. Преподобный Серафим Саровский говорил по этому поводу, что он часто ошибался тогда, когда рассуждал как человек.

Вот и в данном случае для дела нашего спасения нет никакой разницы в том, кто именно из пророков придет в последние времена для проповеди покаяния – Илия ли или Иеремия, или Иезекииль, или Исайя, или Иоанн Креститель, а может быть, еще кто-то другой. Главным является не личность самого пророка, а предмет его проповеди. То есть он должен учить людей истине, покаянию, пути к спасению.

Ведь об ошибочности понимания этих слов Священного Писания книжниками засвидетельствовал апостолам Сам Господь: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; … Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».

Тогда, в дни Своего Первого пришествия, Господь назвал Илией святого Иоанна. Так может быть, и перед Вторым Пришествием Господа Илией будет кто-то другой, а не тот самый пророк Илия Фесвитянин, о котором повествуется в книге Царств? Может быть, под именем Илии в пророчестве Малахии следует понимать не самого пророка Илию, а те качества, на которые указывает его имя?

К примеру, было пророчество о том, что Христос придет под именем Еммануил: «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф.1:22-23). Вот как толкует эти слова Евангелия святитель Иоанн Златоуст: «Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил, а – Иисус Христос?.. Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию – происшествия употреблять вместо имен. Итак, слова: «нарекут Еммануил» означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками. Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно».

Этот пример исполнения пророчества Исайи (7:14) и это объяснение святителя Иоанна о причинах несовпадения имени, указанного в нём, и реального человеческого имени Спасителя, могут точно также указывать и на то, что и другое пророчество – о приходе пророка Илии (Мал. 4:5) – следует понимать не в буквальном смысле имени этого пророка, а в смысле значения этого имени. А реальное, то есть человеческое его имя, как это произошло в случае с воплощением Господа, и даже не только его имя, но и сама личность ожидаемого пророка, как в случае с Иоанном Крестителем, могут быть совсем иными.

Каково значение имени Илия? Можно привести несколько этих значений. Буквально оно означает: «Яхве – мой Бог», а в более широком смысле – «крепость Господня», «сила Божья», «божественный», и проч. Что же это за сила и крепость Господня, которая будет присуща этому последнему пророку Божию? Очевидно – эта та самая обильная и всесильная Божия благодать, которая будет подвигать его на всенародную проповедь покаяния и укреплять его в борьбе с антихристом и его слугами.

Кроме этого понимания о личности пророков, которые должны прийти в мир перед его концом, есть и другие сложившиеся мнения о том – где они будут проповедовать, кому и как, в какой стране, в каком храме придёт и воцарится антихрист и т.п. Но все это, повторю, являются лишь частными суждениями святых отцов, достойными всяческого уважения и изучения, однако не раскрывающие нам всю реальную картину того, что описано в Откровении св. Иоанна Богослова и не являющиеся однозначным учением Церкви. Многие святые отцы оставили нам свои толкования на Апокалипсис и его отдельные части, однако никакое из них не принято Церковью в качестве ее истинного учения. Наоборот, сейчас мы можем видеть, что многие суждения святых отцов, пытавшихся толковать текст Откровения, оказались ошибочными или отличными друг от друга и взаимоисключающими друг друга. Это можно видеть, например, читая толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского.

Поэтому я и посчитал возможным высказать свои суждения по одному из этих вопросов. Я присоединяюсь к мнению некоторых отцов (в числе которых святитель Игнатий (Брянчанинов)), которые высказывали мысль о том, что приход антихриста (а значит, и пророка Илии), должен произойти именно в нашей стране, а не в Иерусалиме.

И в завершении статьи, учитывая то, что наше время уж очень похоже на последнее, я предлагаю читателям повнимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников и оценивать то, о чём они проповедуют, чтобы не упустить из виду того самого пророка, которому надлежит прийти.

Но если мы не слышим и не хотим слышать сегодня тех редких проповедников покаяния, которые милостью Божией ещё говорят нам о главном, то услышим ли пророка Илию и узнаем ли его?

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Как узнать о своих грехах?
Рассуждение в Великий пост
18.03.2024
Еще раз о любви
И о «добрых делах» современных христиан
25.01.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
«Плевок в Бога». Урок №262.
«Захар Прилепин. Уроки русского»
28.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Искушение Императора
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 23:11
Как отличить собственные мысли от внушаемых
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:31
К юбилею А.Пахмутовой
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 21:11
Идеологи «русской смерти» сами лягут в свои гробы
Новый комментарий от учитель
06.11.2024 20:41
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Агафон
06.11.2024 20:35
Разговор со стеной
Новый комментарий от Бузина Олесь
06.11.2024 20:17