Конституционный суд России (КС РФ) пришел к выводу об обязанности судов при рассмотрении исков о защите чести и достоинства, связанных с публикацией сведений о домашнем насилии, содействовать обеим сторонам в доказывании своей позиции и детально рассматривать аргументы истца и ответчика, даже если ранее по уголовному обвинению о причинении вреда здоровью был вынесен оправдательный приговор. Соответствующее постановление опубликовано на сайте КС РФ, сообщает ТАСС.
«Если же оправдательный приговор, постановление о прекращении производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения вынесены судом единственно на основе недоказанности факта совершения лицом, привлекаемым к уголовной или административной ответственности, вменяемых ему действий, это не должно препятствовать повторному доказыванию либо опровержению данного факта в гражданском процессе», - говорится в документе.
Поводом для проверки конституционности положений ст. 152 ГК РФ, регулирующих порядок защиты чести и достоинства в суде, стала жалоба гражданки Елены Боголюбской. В 2016 году она дважды подавала заявления о привлечении к уголовной ответственности своего мужа за причинение вреда здоровью. Также муж долгое время скрывал от Боголюбской их общую дочь, в связи с чем против него было возбуждено уголовное дело о похищении.
Суды в обоих случаях обвинения в причинении вреда здоровью отказали Боголюбской в возбуждении дела из-за недоказанности, а дело о похищении было прекращено после возвращения дочери матери. Тем не менее, ей удалось привлечь мужа к административной ответственности по статье о побоях. Также в пользу Боголюбской и других россиянок было вынесено решение Европейского суда по правам человека в связи с отсутствием в РФ должной защиты от повторяющихся случаев домашнего насилия.
После безуспешных попыток привлечь мужа к уголовной ответственности Боголюбская разместила в интернете свою историю, описывающую все случаи домашнего насилия. Супруг, освобожденный от уголовной ответственности, решил обратиться с иском о защите чести и достоинства и потребовать от жены удаления информации и компенсации морального вреда. После долгого разбирательства суд встал на сторону мужа и взыскал с Боголюбской сумму по иску и возмещение судебных расходов. Оспорить это решение ей не удалось, и она решила обратиться с жалобой в КС РФ, указывая на нарушение основных прав женщин, переживших насилие, на свободу мысли и слова, на охрану государством материнства и детства.
КС РФ указал, что споры о правонарушениях в семейных отношениях имеют существенные особенности, среди которых редкость прямых доказательств, беспристрастных свидетелей, особое эмоциональное состояние сторон и другие. Разрешение таких споров требует установления всех обстоятельств, в том числе прямых и косвенных доказательств. В связи с этим в таких делах суды должны проявлять максимальную активность для установления всех обстоятельств, оказывать содействие в сборе доказательств.
Само по себе прекращение преследования лица в уголовном или административном порядке не препятствует суду вновь оценить все обстоятельства уже в гражданском порядке, по более мягким стандартам гражданского судопроизводства. По этим стандартам правила оценки доказательств не столь строги, как в уголовных разбирательствах, поэтому, если представленные сторонами аргументы позволяют усмотреть, что распространенная информация о домашнем насилии имеет под собой достаточную фактическую основу, суд вправе признать эти сведения соответствующими действительности, невзирая на более ранние решения по уголовным делам.
С учетом этого толкования, положения ст. 152 ГК РФ не противоречат Конституции, дело же самой Боголюбской подлежит пересмотру с учетом позиции КС РФ.
Адвокат Александр Валентинович Тимофеев, анализируя Постановление Конституционного суда, отметил особенность подобных дел: «Сложность заключается, как выразился Конституционный суд, в нахождении баланса прав лица, пострадавшего от домашнего насилия, и прав лица, которое предположительно применило такое насилие (т.н. абьюзер). С одной стороны, неприкосновенность частной жизни, семейной тайны, а с другой – защита прав и интересов личности, в том числе защита от посягательств со стороны другого супруга или члена семьи.
Как подчёркивает Конституционный суд, задача судей заключается в установлении справедливого равновесия прав, соблюдение некоего баланса. Судья должен взвешивать, как точные аптекарские весы, разные права: право на тайну частной жизни, священность супружеского союза и право на судебную защиту прав и законных интересов супругов, в том числе от посягательств со стороны друг друга. Установление справедливого баланса – весьма сложная задача. И как отмечает Конституционный суд, необходимо учитывать конкретные обстоятельства каждого дела.
Вспоминаются начальные строки романа Льва Толстого "Анна Каренина": "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Каждый спор в суде, особенно между супругами, – индивидуален, поэтому при рассмотрении каждого отдельного дела требуется взвешивать блага (иногда разнонаправленные) и оценивать конкретные обстоятельства, имеющие индивидуальные особенности.
КС поставил наиважнейший вопрос о стандарте доказывания по таким делам. Однако не вполне ясно из обсуждаемого Постановления, каким будет этот стандарт и какие доказательства домашнего насилия будут считаться надлежащими и достаточными. Ведь излишнее снижение стандарта доказывания может привести к тому, что суды будут приходить к выводу о наличии в семье домашнего насилия, хотя никакого домашнего насилия нет и в помине. Завышенный стандарт, напротив, приведёт к игнорированию имеющегося домашнего насилия и фактически к лишению жертв такого насилия права на эффективную судебную защиту. Говоря иносказательно, судьям придётся при разрешении таких дел ходить между Сциллой и Харибдой.
Справятся ли судьи с задачей, поставленной Конституционным судом? Удастся ли им находить справедливое равновесие, к которому призывает КС? Не будет ли при взвешивании разнонаправленных благ происходить перекос в одну или иную сторону – покажет только правоприменительная практика. Но Конституционный суд принял крайне важное Постановление. Уверен, читатели "Русской народной линии", которые неравнодушны к проблеме домашнего насилия, в том числе в связи с перекосами в правоприменительной практике, будут внимательно следить за применением судами правовых позиций, сформулированных в обсуждаемом Постановлении Конституционного суда».