В 70-е годы, учась на истфаке МГПИ, я часто бывал в этой обители (от института можно было пешком дойти до неё). 44 года в Новодевичьем служил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Я прекрасно помню его предшественника митрополита Серафима и первые шаги владыки Ювеналия на Крутицкой кафедре. Монастырский комплекс производил потрясающее впечатление, особенно впечатляла колокольня и звон на ней. Очевидно, что после Кремля Новодевичий монастырь по красоте и благолепию - на втором месте.
Экскурсию для нас провела раба Божия Ольга.
Новодевичий монастырь - одна из древнейших обителей в Москве, был основан в 1524 году великим московским князем Василием III, отцом Ивана Грозного, в честь большого политического события – возвращения Смоленска в состав русских земель. Смоленск 110 лет принадлежал Литве. Василий III совершает три похода на Смоленск. Первые два были неудачными, но последний завершается возвращением города. В честь такого события он даёт обещание основать в Москве новый девичий монастырь.
Главный храм монастыря – Смоленский собор был освящен в честь главной святыни этого древнейшего города – иконы Смоленской Божией Матери – Одигитирии – Путеводительницы.
Монастырь становится царским – здесь проживали родственницы Ивана Грозного – Ирина Годунова, сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова, царевна Софья, старшая сестра царя Петра, его сестры. Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра последние четыре года жизни жила в монастыре, умерла в возрасте 62 лет. Монастырь оставался царским до начала XVIII века. Потом здесь проживали женщины из разных сословий вплоть до его закрытия в 1922 году. Самый древний и самый главный храм – Смоленский собор был заложен 500 лет назад, в мае 1524 года. В соборе сохранился великолепный пятиярусный иконостас, высота которого 12 метров. Здесь находится главная святыня – Смоленская икона Богородицы – середины XVI века. Была ещё более древняя икона, которая была привезена на Русь из Византии, принцессой Анной, оставлена она была в Смоленске. Здесь древняя икона находилась несколько столетий до 1942 года. В период II Мировой войны она была безследно утеряна, но сохранилось два древнейших списка с неё – один XV века, он сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля, а второй – середины XVI века – в Смоленском соборе, написанный с кремлевского.
26 октября этого года в монастырь приезжал Патриарх - он освятил Смоленский собор после 10-летней реставрации. Сейчас его закрыли на зиму, потому что он летний. 500 лет он стоит без отопления. Смоленская икона есть в храме, который открыт сегодня – св. Амвросия Медиоланского. История Новодевичьего монастыря связана с избранием Бориса Годунова на царство, с военными событиями Смутного времени, с политической борьбой царевны Софьи и Петра за власть, с историей стрелецких бунтов и, конечно же, с Отечественной войной 1812 года. После Смоленского собора были построены палаты Ирины Годуновой.
Эти события, связанные с избранием на царство Бориса Годунова были описаны в литературном произведении, в трагедии Пушкина «Борис Годунов», где места действий – Кремль и Новодевичий монастырь. В конце XVI века скончался царь Фёдор – сын Ивана Грозного. После его смерти, его жена Ирина Годунова, сестра Бориса, отказалась от царства. Из Кремля она переехала в Новодевичий монастырь, поселилась здесь в палатах, которые носят сейчас её имя. Они являются второй постройкой в монастыре после Смоленского собора. Ирина основала в этих палатах швейную мастерскую, которая существовала 400 лет, до 1919 года. После смерти царя Фёдора обрывается царская династия Рюриковичей, поскольку у Фёдора и Ирины не было наследников. Бояре вынуждены были выбирать царя из бояр, одним из возможных претендентов на царствование стал боярин Борис Фёдорович Годунов, её брат. Он не принадлежал к царскому роду, но в годы правления царя Федора был его ближайшим боярином-соправителем. Годунов знал, что его выберут царём, но раньше было не принято сразу принимать почести, нужно было подумать, и поэтому вслед за сестрой он из Кремля переезжает в монастырь. Жил он здесь в деревянных палатах, которые не сохранились. Пока он здесь проживал, в Кремле созывается Большой Земский Собор, на котором Борис был избран царём. По сути, Борис был первым выборным царём в России. К стенам монастыря дважды были организованы большие крестные ходы. Сюда приходили бояре, духовенство, упрашивали Бориса на царство. После первого обращения Борис отказался, сказал, что недостоин царского сана, что в Москве есть более знатные, более древние боярские роды. Тогда Патриарх Иов организует ещё одно шествие в монастырь. В нём участвовало уже всё население Москвы. В лютую зимнюю стужу, под звон колоколов бояре и духовенство вышли из Кремля и направились к Новодевичьему монастырю. Навстречу к ним вышел Борис. Патриарх провел его в Смоленский собор, где благословил на царство. Это произошло в феврале 1598 года. Венчали Бориса на царство в Успенском соборе Московского Кремля, где по традиции венчали русских государей. Борис правил 7 лет. Скончался он на 55 году жизни. Одна из версий – его отравили. Ирина Годунова прожила в своих палатах 5 лет, умерла она в возрасте 44 лет и похоронена в Кремле. Усыпальница Годуновых находится в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде. Там похоронен Борис, его жена Мария, сын Фёдор и дочь Ксения.
Смоленский собор и палаты Ирины Годуновой – это самые древнейшие здания в монастыре, которые были построены в XVI веке. Поэтому архитектурный ансамбль монастыря входит в список памятников всемирного значения. Все остальные здания монастыря построены значительно позже. Пройдет 150 лет, в конце XVII века к власти придет царевна Софья. За годы своего семилетнего правления она превратит монастырь в один из богатейших в России. Все храмы в стиле московского барокко построит царевна Софья. Именно при ней сложится архитектурный ансамбль, который мы видим сегодня. После Софьи здесь не было построено ни одного храма.
Слева от входа в монастырь располагаются Палаты XVII века - это бывшая стрелецкая караульня. Когда-то здесь жили стрельцы, которые были приписаны к монастырю, в случае необходимости они защищали его. Ведь монастырь был не только царским, женским, он еще являлся оборонительной крепостью, которая защищала Москву на юго-западном направлении. Обитель была свидетелем некоторых событий русской военной истории. В конце XVI века, когда к Москве подошли войска крымского хана, деревянная Москва горела, горели и деревянные постройки и в Новодевичьем монастыре. Как упоминается в письменных источниках, на стенах стояли пушки, то есть монастырь оборонялся. В начале XVII века, в Смутное время здесь были поляки, литовцы, 4 роты польских солдат под командованием польских офицеров. Монастырь переходил из рук в руки, горел, освобожден был в 1612 году Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Пожалуй, в первой четверти XVII века оборонительная роль монастыря завершается, потому что в этом уже не было необходимости, поскольку завершилось объединение русских земель с политическим центром в Москве. Через 200 лет в монастырь пришли французы – 8 сентября 1812 года в Новодевичий вошли две тысячи французских солдат под командованием маршала Наполеона Даву. Французы заняли все храмы, все кельи, разместили здесь своих раненых. Монахини ухаживали за ними, шили для них одежду, готовили еду. Тогда в монастыре проживало 66 монахинь, 7 из них были грамотными. 25 сентября монастырь посетил Наполеон, он распорядился, чтобы его использовали под провиантские склады. Всё это было выполнено.
Французы прожили здесь месяц, перед уходом из монастыря они хотели взорвать Смоленский собор, разместили там 6 бочек с порохом, положили на них горящие фитили и ушли. Когда монахини вошли внутрь, там уже был пожар, вовремя потушив его, они спасли храм от взрыва, монастырь от пожара. После пребывания французов все храмы монастыря пришлось переосвящать.
Что касается монастырской стены. Конечно же, первоначальные стены были деревянными. Борис Годунов выделил тысячу рублей серебром на постройку новой каменной стены. Существующая стена была построена в конце XVII века царевной Софьей. Длина её почти километр. Было 12 башен, около каждой из которых были свои палаты – стрелецкие караульни, где когда-то жили стрельцы. В одну из стрелецких караулен в конце XVII века была заточена царевна Софья, прожила она в монастыре 15 лет.
С XVI века на территории монастыря стал формироваться уникальный некрополь, который имеет не только историческое значение, но и художественное, мемориальное. Захоранивали здесь известных представителей духовенства, дворянства, купечества, профессоров Московского и Петербургского университетов, участников войны 1812 года и Первой Мировой войны. Землю здесь закупали заранее. По стоимости она делилась на пять разрядов. Самой дорогой землей считалась земля вокруг главного храма – Смоленского собора. К началу XX века на территории монастыря находилось более трех тысяч захоронений. В 1922 году монастырь был закрыт и по указанию Наркомпроса и московских властей были составлены списки, какие захоронения оставить. В эти списки вошли 95 персоналий, остальные были уничтожены, начиная с конца 20-х и до середины 30-х годов.
Смоленский собор был заложен 500 лет назад, в мае 1524 года. На следующий год обрушились его своды собора, погибло 56 каменщиков. После этого храм достраивали 25 лет. Это уникальный памятник средневековой русской архитектуры. Таких больших храмов XVI века в России очень мало. На устройство монастыря Василий III выделил три тысячи рублей серебром. Собор построен в традициях древнерусского зодчества, но не из белого камня, как строили в Древней Руси, а из кирпича. Такой кирпич в XVI веке назывался двуруким. Кирпич был не стандартного размера, весил 10 кг. Рядом с собором погребена самая первая игумения Новодевичьего монастыря Елена Семеновна Девочкина, которая в 1524 году приехала из Суздальского Покровского монастыря, ей было 63 года, 22 года она была игуменией. Умерла она, когда ей было далеко за 80, в 1547 году — это самое древнее захоронение. После революции ее имя было незаслуженно забыто. 10 августа 1999 года ее канонизировали, причислили к лику местночтимых святых. Рядом захоронение монахини XVII века (1611 год). Семейный участок Давыдовых, в том числе героя войны 1812 года Дениса Давыдова, насчитывал 30 захоронений. Сохранился только постамент, где раньше был крест.
Современный памятник был установлен в 1958 году. Неподалеку от этого памятника находится часовня – семейная усыпальница Прохоровых, русских купцов-фабрикантов, основателей первой в Москве текстильной мануфактуры «Трехгорки», которой они владели 120 лет до 1918 года.
Прохоровы были старообрядцами. Потом мануфактура была национализирована, но работала все советские десятилетия, она находилась в самом центре города на Красной Пресне. В 2002 году ее перевезли в Ярославскую область, потом она объявила себя банкротом. Нет знаменитой прохоровской «Трехгорки», которая существовала 200 лет. Склеп был построен в 1916 году на месте старого склепа, который пришел в негодность.
В палатах Ирины Годуновой мы посетили домовую церковь в честь святителя Амвросия Медиоланского. В палатах на втором этаже, как и раньше, находится золотошвейная мастерская.
В церкви мы поклонились двум чтимым образам Богородицы – Иверской и Смоленской (раньше они находились в Успенском трапезном храме – сейчас он на реставрации). Запомнились могилы царских генералов – Брусилова, Зайончковского и Русинова, писателей – Загоскина, Лажечникова и Писемкого.
К моменту закрытия некоторые монахини разъехались, а некоторые остались здесь жить, и в 1937 году четыре монахини и священник отец Сергий Лебедев (он похоронен с торца Амвросиевского храма) были репрессированы по 58 статье. Священник и две монахини расстреляны на Бутовском полигоне, а другие две монахини скончались в тюрьмах Гулага. В 90-х годах они были причислены к лику новомучеников Новодевичьего монастыря. В Амвросиевском храме находится Владимирская икона Богородицы. Написана она была в иконописной мастерской монастыря в 90-е годы. Её написал знаменитый искусствовед Михаил Осипович Кириков, он сделал точный список со знаменитой Владимирской иконы X века находящейся в храме при Третьяковской галерее. Даже немного состарил её как подлинник.
Ещё о царевне Софье. При ней в монастыре работали 240 мастеров из Оружейной палаты, монастырь стал одним из красивейших в столице. Софья была не только строительницей монастыря, но и большой вкладчицей.
Из 100 захоронений участников войны 1812 года сохранилось только 12. Слева от входа в Трапезный храм находится захоронение Варвары Васильевны Черной, игумении Серафимы, которая 30 лет назад возродила здесь монашество. Эта женщина ученый с мировым именем, доктор наук, 36 изобретений у неё в области химии, 150 научных работ. Она работала в НИИ резины химических технологий, была замом директора по научной работе. В возрасте 80 лет, в 1994 году, она пришла сюда в монастырь, здесь тогда был филиал Государственного Исторического Музея. Указом Патриарха Алексия II была назначена игуменией, возрождать здесь монашество. 5 лет прожила она в монастыре и в 99 году скончалась, ей было 86 лет.
Успенский храм – трапезные палаты по своей красоте занимают второе место в России после трапезной в Троице-Сергиевой Лавре, площадь которой 120 квадратных метров, а здесь 390.
Уникальность этой палаты в том, что она безстолпная. Она перекрыта единым сводом, который называется «коробовый». Построить такую палату в конце XVII века было большим достижением для строительной техники. Так как в Смоленском соборе служили только летом, то царевна Софья в монастыре построила большую зимнюю церковь, для долгих зимних богослужений отапливали с помощью печей. Печи были в подклети, в самом низу было 8 изразцовых печей, которые были разобраны в конце XIX века. Изразцы остались. Потом было сделано паровое отопление. А в 1945 году сделали центральное отопление, водяное. Этот храм вновь открыли 31 декабря 1945 года - после этого он уже не закрывался. Также Софья построила красивейшую в Москве колокольню Новодевичьего монастыря. Она горела в 2015 году. Высота её 72 метра. Основной звон находится на третьем ярусе, где большой открытый проём, там 15 колоколов, самый древний – середина XVI века, а самый тяжёлый – 9 тонн. Монахиня – звонарь мать Фотиния вручную звонит здесь. Поднимается пешком каждый день - и утром, и вечером. Звонит одна, с помощью педалей. Также Софья построила Покровский храм на Покровских воротах, за которыми находится новое Новодевичье кладбище и Преображенский надвратный храм.
Таким образом получается крест – Преображенский, Покровский собор по одной линии выстроены, колокольня, Успенский храм в центре и главный храм – Смоленский собор – по другой. В 1944 году в трапезных палатах были открыты богословские курсы, потом семинария. В 1946 году она переехала в Троице-Сергиеву Лавру. При входе в обитель справа располагаются Красные палаты – сейчас здесь резиденция Патриарха (до этого здесь было Московское Епархиальное Управление). Красные палаты были дворцовыми палатами Софьи. Их называли «лопухинские», так как в них проживала Евдокия Лопухина – первая жена Петра I.
Большой белый крест установлен на могиле Сергея Михайловича Соловьева – профессора Московского Университета, русского историка, автора «История России с древнейших времен» в 29 томах. Рядом памятник его сыну Владимиру Соловьеву.
Пётр, повзрослев, женится, начинается борьба между братом и сестрой. В результате он становится единовластным царем, предлагает Софье уехать из Кремля в её любимый Новодевичий монастырь. В возрасте 32 лет она переселилась сюда. Первые 9 лет Софья жила здесь относительно свободно, Пётр выделяет средства на её содержание. Через 9 лет произошел второй стрелецкий бунт, он был не в Кремле, как первый, а за пределами города. Петр винит Софью в подстрекательстве стрельцов, что из монастыря письмо им передала с воззванием подниматься на восстание, идти к монастырю и просить её вернуться на царство. Бунт был жестоко подавлен. В Москве было казнено более полутора тысяч стрельцов. Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» об этом. 240 стрельцов были казнены на Девичьем поле перед монастырем. Софья из окон палат, которые выходят на внешнюю сторону, могла видеть этих казненных стрельцов на протяжении нескольких месяцев. Умерла она в возрасте 47 лет в 1704 году, похоронили её в Смоленском соборе. Рядом с ней гробницы двух её сестер Евдокии и Екатерины, четвертая гробница Евдокии Федоровны Лопухиной.
К моменту закрытия монастыря, в нём проживало 200 монахинь. Последняя игумения Новодевичьего монастыря Вера Лебединская была назначена председателем домового комитета, в монастырь стали заселять людей. Здесь были общежития, коммунальные квартиры, к концу 20-х годов здесь уже проживало около тысячи человек. Люди жили во всех зданиях, кроме главного Смоленского собора, в башнях, в закрытых ярусах колокольни. Здесь был большой коммунальный дом, а Веру, в том же 22 году, репрессировали. Похоронена она на Даниловском кладбище. 22 марта 1922 года здесь был основан музей. Он стал называться музеем «Эпохи царевны Софьи и стрелецких войн». Первым директором музея стала женщина из потомственного княжеского дворянского рода Екатерина Сергеевна Кропоткина. Её родственник Петр Сергеевич Кропоткин – следователь в Средней Азии, революционер – анархист. Она знала три языка, в своем доме организовала частную гимназию для женщин. Написала первый путеводитель монастыря, указатель вещей. Музей постоянно хотели закрыть, поэтому он менял названия. С 1929 года – Музей раскрепощения женщин. С таким названием в 1934 году он стал филиалом Государственного Исторического Музея. Филиал этого музея находился здесь достаточно долго, несколько десятилетий, до 2010 года. Рядом с монастырем строится здание для филиала Исторического Музея.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России