О старом обряде

Беседа с прихожанами

Проблемы церковной жизни 
0
450
Время на чтение 7 минут

С исторической точки зрения этот обряд является изначальным на Руси. Именно при Крещении князем Владимиром в X веке Русь приняла от Древней Византии весь этот богослужебный уклад. Древнерусский – он же древневизантийский. То есть, мы говорим за рядом историков, таких как профессоры Московской Духовной Академии Н.Каптерев, Е.Голубинский, наш современник Б.Кутузов о том, что и двуперстие, и сугубая (то есть двойная) аллилуия, и хождение Крестного хода по солнцу, а не навстречу солнцу – всё это было изначально принято от Византии. И законсервировано на Руси – она оставалась единственным свободным государством, все прочие православные народы подпали под турецкую зависимость.

У греков из-за стеснённого положения были большие проблемы с образованием, изданием книг. Они были вынуждены обращаться на Запад, печатать книги в Венеции и других местах. Постепенно это западное влияние входило в жизнь греков, а Русь сохраняла всё в целостности. Русским была свойственна приверженность к внешним формам Богопочитания. Нельзя сказать, что это буквоедство или законничество. Христос же сказал: «Сие надлежит делать и того не оставлять». Вообще, всё важно в церковной жизни. Для меня было открытием, когда я, студент истфака пединститута в Москве, в Исторической Библиотеке читал Каптерева, который в 80-е годы XIX века в своей книге «Патриарх Никон и противники его церковной реформы» доказал то, что реформа патриарха Никона не была возвратом к старому, как декларировалось, это было просто копирование современной богослужебной греческой практики, которая уже в значительной степени видоизменилась, модифицировалась.

34 года совершая ежедневно Богослужения по старому чину, я всегда восхищался его логической выстроенностью, прописанностью деталей, его цельностью, гармонией и глубиной. Конечно, это всё меня поддерживало в том, что я на правильном пути. Представление о том, что в результате реформы были исправлены накопившиеся искажения из-за невежества и темноты совершенно не выдерживает критики.

Уже начиная с Каптерева, ещё можно назвать с десяток историков, вплоть до нашего времени, была пересмотрена эта точка зрения. Поместный Собор в 1971 году снял клятвы со старых обрядов и признал равночестными и равноспасительными и старый и новый обряды. На Соборе говорилось, что Патриарх Никон произвел «крутую, поспешную ломку старой русской церковной обрядности». То есть было официально признано, что это так. Но, по идее, если это так, то надо бы возвращаться к старому.

Наш исследователь Борис Павлович Кутузов составил целые таблицы, сколько в новых текстах искажений даже духовного смысла.

Всегда вот что обращает внимание: мы слышим на панихиде по новому чину: «Из пламене росу источил еси, а праведного жертву водою попалил еси». Водой попалил жертву – как это возможно? А по старому логично – «огнем». Есть такая версия (её приводит Кутузов в своей книге), что иезуиты – латиняне, стремясь Русскую Церковь подчинить Ватикану, пришли к выводу, что это можно сделать через внесение смуты в богослужебную сферу, наиболее близкую русскому человеку. Ввести сюда разномыслие, споры, конфликты, чтобы ослабить Русскую Церковь. То есть, это была сознательная провокация, диверсия – как пишет Кутузов. Доказано, что не использовались практически, как декларировалось, древнегреческие книги. Всё было просто заимствовано из современной греческой практики, которая была уже, как я сказал, во многом изменена.

К сожалению, идёт противоречивый процесс: с одной стороны, мы уже видим примерно 50 приходов в лоне Русской Церкви, служащие по старому обряду. До революции было 650 и 20 монастырей. Развивается, но медленно это явление набирает силу. Во многом всё зависит от позиции местного епископа. Кто-то расположен, кто-то на дух не переносит. Я думаю, что пока большинство не готово. Во-первых, не понимают. Даже профессор Осипов говорил: «Мои знания по этому вопросу исчерпываются программой Духовных школ 60-х годов». Ведущий профессор сказал.

Но есть удивительные факты, например: владыка Парамон, одно время наместник Лавры, стал епископом Городецким (это Нижегородская область). Сам он закарпатец, ему древлее благочестие было чуждо, непонятно, он это не особо приветствовал, будучи в Москве. И вдруг вижу в Интернете, освящает великим чином один сельский храм в Городецкой епархии – по старому обряду. Или, допустим, бывший наместник Александро-Невской Лавры, уроженец Черкасс, владыка Назарий, ставший епископом Кузнецким (это Пензенская область). Украинцы особенно это не понимают, не приемлют, им надо всё такое яркое, цветастое. И, вот, он тоже по старому чину служил на престольный праздник в единоверческом храме в своей епархии.

Патриарх говорил: «Я многое умею, только двух вещей не могу – это по-украински говорить и служить по старому чину».

Патриарх, будучи митрополитом Смоленским, несколько раз благословлял меня служить в Смоленске в разных храмах, в том числе в Успенском соборе перед знаменитым образом Одигитрии. Также и в Москве. Последние службы по его благословению были в Новодевичьем монастыре по случаю 500-летия обители и в Донском у мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, в связи со столетием его преставления.

В старом чине всё скрупулезно отточено, нет никаких возможностей что-то сделать произвольно, всё строго по уставу. Это закрепление того, что и осмысленно, и благоговейно, и основательно.

В древнем чине есть своя гибкость – на кафизмах, например, могут пропеваться избранные стихи, а сами кафизмы вычитываются втай. В Великом посту пару кафизм можно прочитать втай, мистическая полнота при этом сохраняется. Это нужды ради, по нашей немощи бывает.

Обычно на долгой уставной службе появляется второе дыхание. Тебя может крутить, возникнет напряг, но, в конечном счете, всё уляжется, и ты будешь бодрым и духовно наполненным. У нас в храме по периметру стоят лавки, люди могут присесть.

Очень важно быть на трапезе, это очень важный момент в общинной жизни. Я в последние годы фиксирую членство в общине не по посещению служб, а по посещению воскресных и праздничных трапез. Потому что посещающие только службы – это просто прихожане, а на беседе в трапезной уже идёт диалог, общение членов общины.

В начале пути у меня была иллюзия, что люди истосковались по общению, что они на крыльях полетят, если священник их пригласит на беседу за чашкой чая. Оказалось, что реальность намного сложнее. Многих людей просто не тянет на общение, они не испытывают к этому интереса. Побыли на службе, исповедовались, причастились, послушали проповедь - всё, домой, дела. Отнюдь не многие могут больше этого минимума.

Один священник мне говорит: «У Вас всё строго». Я ему: «Строгость, прежде всего, должна быть к себе, к прихожанам уже наполовину меньше, к гостям только благожелательность и внимание, тут уже какие-то строгости неуместны».

Меня как-то спросили: «За своё 38-летнее служение Вы сталкивались с греками, которые служили бы также строго, как Вы?» Я был на Афоне два раза. Как всегда, я всё описываю, у меня есть две большие статьи об Афоне. Я скажу так - да, с одной стороны, там ночные бдения, длинные Богослужения, но Афон не сохранил очень многих нюансов, которые сохранились в древнерусском чине. Это упрощенчество, как ни крути. Например, устав о поклонах, когда мы не произвольно, а в важные моменты, на которые акцентируется наше внимание, должны все быть как одно тело, творить соответствующий земной или поясной поклон. На Афоне ничего этого нет, разнобой. Ты можешь в стасидии на пару часов отключиться, подремать. То есть, нет достаточной целостности, а это уже называется «разорванная цепь». Да, обилие святынь, мощей, роскошные облачения, раскачиваемые паникадила - всё это конечно великолепно, но в богослужебном плане Афон не произвёл на меня особого впечатления.

Не соблюдается устав о поклонах - уже всё не то, уже как-то размазано. У меня это внутри – ритм. Если говорить о проблеме разъединенности русского народа, если попытаться нащупать, где этот разрыв произошёл – мы видим, что в храме на богослужении выковывается общность людей через устав о поклонах. Они привыкают к единению, к тому, что на соборной молитве они как одно тело. А когда каждый сам по себе – один на коленях стоит, другой делает поклоны, когда они не положены по уставу, третий не поклонился в главный момент Литургии после возгласа «Изрядно о Пресвятей», когда все мы должны совершить земной поклон уже не просто хлебу и вину на престоле, а Телу и Крови Христовым. Если этого нет, то эта общность, это единение, не заложенные здесь, в храме, потом переносятся на другие сферы жизни, там этого тоже не будет.

Перейти на старый обряд сложно – и священнику, и простому мирянину, потому что есть множество нюансов. Особенно трудно тем, кто уже в возрасте. Везде нюансы, есть разница в текстах. Допустим, в старом тексте «приидите, поклонимся» есть отличие, а человек, даже не смотря в книгу, по памяти начинает машинально читать по-новому, а это уже диссонанс. А если часто обращаешь на это внимание, поправляешь, то люди начинают раздражаться, высказывать недовольство.

Преподобный Сергий, святитель Алексий, множество других угодников Божиих - они же молились по-старому. 150 святых, канонизированных на Соборе 1547 года при раннем Иоанне Грозном, они  же все по-старому крестились. Даже Серафим Саровский, есть данные, что он был крипто-старообрядцем – лестовка, крест, полумантия. Медный крест, которым его мать благословила. Это было немыслимо в XIX веке, в Николаевскую эпоху, это называлось «оказательство Раскола», то есть признаками Раскола. Есть версия, что Преподобного гнали именно за это, а не по другим причинам, как описывается в его житии. Григорий Ефимович Распутин на фотографии, где он в кафтане - с двумя перстами из-под подкладки. Есть версия, что он тоже крестился двуперстно. Если Христос был распят на Кресте, то логично два перста налагать на чело, потому что Христос распялся, а не Троица. Он преклонил небеса, сошел на землю и нас возвёл на небо, а в остальных трёх перстах - Троица, потому-то дело нашего спасения - дело всей Троицы. Отец благоволил, Сын совершил, Дух Святый усвояет нам искупительные плоды Жертвы Христовой. Участвует вся Троица в деле спасения, но Распят на Кресте был все-таки Сын Божий, поэтому два перста логичнее накладывать.

Я уже не говорю о том, что очень авторитетный Стоглавый Собор 1551 года, на котором были святые угодники Божии (Гурий и Варсонофий Казанские, митрополит Филипп, а во главе был митрополит Макарий), закрепил двуперстие. Оно было изначально, но поскольку местами были какие-то локальные явления троеперстия (на Псковщине, например), то Собор четко подчеркнул, что должно быть именно двуперстие.

Продолжим изучение нашего драгоценного богослужебного наследия, доставшегося нам от наших благочестивых предков.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 5, Константин В.:

Это у вас партия ( да еще с большой буквы),а нас Церковь - "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души"
(Послание к Евреям 10:39 )


В свое время один собор осудил иконопочитание как ересь.

Другие соборы провозглашали унию.


Так что выставлять главным принципом единство - неверно.

Нет, верно - принцип единства это один из основополагающих догматов православия, да просто мироздания Божия. Един Бог, едина Вера, едино Крещение. Просто не надо спекулировать на отдельных,сложных периодах в истории Церкви. Именно иконоборцы разорили принцип единства -нарушили единство в согласии Отцов (консенсус патрум) и стали учить новоизмышленному и отличному от того, что есть в Священном Писании и Предании. Церковь соборным разумом отвергла иконоборчество и явило подлинное единство в истинной вере - святой апостолькой, отеческой Вере, которая одна и едина есть и которой утверждается одна и единая вселенная.
р.Б.Алексий / 26.05.2025, 21:37

6. Ответ на 5, Константин В.:

Это у вас партия ( да еще с большой буквы),а нас Церковь - "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души"
(Послание к Евреям 10:39 )


В свое время один собор осудил иконопочитание как ересь.

Другие соборы провозглашали унию.


Так что выставлять главным принципом единство - неверно.


Тут забавнее всего абсолютная уверенность оппонента в своём безупречном исповедании веры. Это так "по-христиански".

5. Ответ на 4, р.Б.Алексий:

Это у вас партия ( да еще с большой буквы),а нас Церковь - "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души"
(Послание к Евреям 10:39 )


В свое время один собор осудил иконопочитание как ересь.

Другие соборы провозглашали унию.


Так что выставлять главным принципом единство - неверно.

Константин В. / 23.05.2025, 14:08

4. Ответ на 3, Константин В.:

Постановил Стоглавый собор - значит, все крестяться 2 перстами, постановила Церковь на Соборе - креститься тремя - значит, все дружно крестяться 3 перстами. Все - ради единства, а кто не хочет - и являет неподчинение и нарушение соборного единства - тот и раскольник и разоритель единства.


Отлично сформулировали принцип "колебаться вместе с линией Партии".

Это у вас партия ( да еще с большой буквы),а нас Церковь - "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души"
(Послание к Евреям 10:39 )
р.Б.Алексий / 23.05.2025, 12:14

3. Ответ на 2, р.Б.Алексий:

Постановил Стоглавый собор - значит, все крестяться 2 перстами, постановила Церковь на Соборе - креститься тремя - значит, все дружно крестяться 3 перстами. Все - ради единства, а кто не хочет - и являет неподчинение и нарушение соборного единства - тот и раскольник и разоритель единства.


Отлично сформулировали принцип "колебаться вместе с линией Партии".
Константин В. / 23.05.2025, 10:45

2. Ответ на 1, ipopov:

Нам представляется, что автор не проводит ясного разграничения между старым обрядом и старообрядчеством как религиозным явлением, религиозным течением. Обряд - это лишь внешняя сторона дела. Униаты тоже сохранили православные обряды, так что, считать их теперь православными?
И разумеется, Серафим Саровский никакой не «крипто-старообрядец», как выражается автор. Восьмиконечный крест и лестовка еще ни о чем не говорят. Да и сам сайт РПСЦ утверждает, что старообрядцы никогда не считали Серафима Саровского своим, а его Богородичный канавки и освященные сухарики им чужды.

Да. Проблема старобрядчества не обряде и в его хранении, а в самом расколе как таковом - в нарушении единства ( именно то, за что ратует уважаем автор) и выхода из иерархического подчинения по недогматическим причинам - например, креститься двумя или тремя перстами. Постановил Стоглавый собор - значит, все крестяться 2 перстами, постановила Церковь на Соборе - креститься тремя - значит, все дружно крестяться 3 перстами. Все - ради единства, а кто не хочет - и являет неподчинение и нарушение соборного единства - тот и раскольник и разоритель единства.
р.Б.Алексий / 23.05.2025, 10:10

1. O старом обряде и Старообрядчестве

Нам представляется, что автор не проводит ясного разграничения между старым обрядом и старообрядчеством как религиозным явлением, религиозным течением. Обряд - это лишь внешняя сторона дела. Униаты тоже сохранили православные обряды, так что, считать их теперь православными?
И разумеется, Серафим Саровский никакой не «крипто-старообрядец», как выражается автор. Восьмиконечный крест и лестовка еще ни о чем не говорят. Да и сам сайт РПСЦ утверждает, что старообрядцы никогда не считали Серафима Саровского своим, а его Богородичный канавки и освященные сухарики им чужды.
ipopov / 22.05.2025, 20:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Листая журналы обновленцев
Обращает на себя внимание животная ненависть обновленцев к монашеству и к аскетическому началу в христианстве
05.06.2025
Как шутили наши императоры
В последнее время я стараюсь выглядеть менее сурово, чем обычно - больше улыбаться!
27.05.2025
Практика обливания при крещении – весьма сомнительный путь
Воспоминания о первом крещении в реке в 1988 году
19.05.2025
Фотолики старообрядцев «чёрного» континента
На Рогожском открылась выставка, посвящённая старообрядчеству в Уганде
05.05.2025
В гостях у старообрядческого митрополита
Общение с митрополитом Корнилием всегда было тёплым и доброжелательным
01.05.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Проблемы церковной жизни
Врагам нужна Гражданская война
Народу, который хоронит своих детей и не знает, как и ради чего жить дальше, не до «красных» и «белых»…
04.06.2025
Кипрский Пафос в авангарде борьбы против униатства и экуменизма
О подоплёке скандала вокруг отстранения от управления епархией митрополита Тихика
29.05.2025
Шаги апостасии в Финляндской православной церкви
В ходе церковной дискуссии всё активнее продвигается идея рукоположения женщин в диаконский сан
28.05.2025
Почему антисоветизм опасен для Церкви?
За сусально-процерковной маской...
28.05.2025
«Россия не оставит православных людей Украины в беде»
Предстоятель Русской Церкви принял участие в Пасхальном приёме в МИД РФ
21.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от учитель
06.06.2025 16:06
Азбука и букварь
Новый комментарий от Игорь Ал
06.06.2025 15:40
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
06.06.2025 15:08
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Игорь Бондарев
06.06.2025 13:58
«Наш язык в большой беде»
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:45
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Андрей Карпов
06.06.2025 12:37