Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд

Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача

Российская Империя  Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
381
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

7 ноября мы отметили 107-ю годовщину Октябрьской революции в России, но до сих пор не утихают споры о её значении для России и российского народа. Революция по-прежнему является камнем преткновения (если не сказать «яблоком раздора») для многих наших соотечественников. Одни её восторженно апологизируют, объявляя спасением для России, другие столь же яростно клеймят, утверждая, что революция привела Россию к катастрофе.

Одними из первых, кто распознал глубинное значение Октября, были евразийцы. Этот смысл был недоступен как её непосредственным творцам, большевикам («большое видится на расстоянии»), так и её прямым противникам, ослепленным жаждой мести и реванша. А вот отстранённый, но вместе с тем сочувственный взгляд евразийцев на революционные процессы, дал евразийцам именно ту философскую дистанцию, позволившую по достоинству оценить масштаб социальных трансформаций и их промыслительное значение.

Евразийство явилось пореволюционным движением и философским направлением, увидевшим в драматических революционных событиях нечто конструктивное, положительное. «Закончившая императорский период революция отнюдь не дикий и бессмысленный бунт… Ещё менее русская революция является организованным группой злоумышленников … переворотом», – писали евразийцы. Евразийцы восприняли революцию как некое созидание, а не только лишь разрушение, как освобождение России от оков европеизации, навязанной ей Петром I. Революция есть «глубокий и существенный процесс, который даёт последнее и последовательное выражение отрицательным тенденциям, исказившим дело Петра, но вместе с тем открывает дорогу и здоровой государственной стихии». Европеизация России привела, согласно евразийцам, к трагическому разрыву между культурой народа и культурой правящего слоя. Классические евразийцы считали революцию реакцией на кризис европеизированной русской культуры, и именно поэтому они видели в ней не конец и крах российской истории, а начало, исходную точку для создания самобытного, собственного культурного мира России, отличающегося и от европейского, и от азиатского.

Классические евразийцы утверждали, что само евразийство вообще невозможно понять, не учитывая факта революции как такового. Сами о себе евразийцы заявляли: «Евразийство есть единственная значительная пореволюционная система мировоззрения и действия». Все остальные «внутренне-русские» течения и направления, возникшие в послереволюционное время, в том числе и коммунизм, евразийцы определяли только как дореволюционные.

Октябрьскую революцию 1917 года по внутреннему, заложенному в неё, но не раскрытому ею смыслу, евразийцы определяют как евразийскую. Именно утверждение и раскрытие этого смысла в жизни и будет завершением революционных событий. В основу всего своего учения классические евразийцы положили религиозные постулаты – постулаты православной веры. Именно вера является остовом евразийства, вера выступает одной из скоб, прочно связывающих все евразийское учение в единое нерушимое целое. Православное христианство должно, согласно евразийским мыслителям, буквально пронизывать все сферы общественной и народной жизни, охватив все части здания русской культуры. Русская культура послепетровского периода была «внерелигиозна», церковь зависела от государства и была вне культурного развития и культуры вообще. В наступивший затем период правления коммунистов духовная опустошенность безрелигиозной культуры достигла, с точки зрения евразийцев, наивысшей точки своего развития. И потому, утверждают евразийцы, в ответ на это должна последовать «решительная реакция» («консервативная революция», сказали бы мы сейчас).

Разработанная классическими евразийцами система является пореволюционной, утверждают сами мыслители, поскольку содержит следующие противоречия: с одной стороны, русская революция представляет собой процесс религиозный, подразумевающий «искание последней правды на земле и стремление во что бы то ни стало её осуществить». С другой, революция по своим теоретическим учениям оказалась безбожной, безрелигиозной, и даже более: она явилась богоборческой и противорелигиозной. С политической точки зрения революция выступала как процесс освободительный, в результате которого широкие народные массы должны сбросить с себя гнёт старого режима и зажить вольной жизнью. Но на деле получилось, что революция породила «диктатуру пролетариата» – политический строй во многих отношениях ещё более деспотический, чем был прежде. По своим социально-политическим идеалам российская революция оказалась коллективистической и привела к «глубокому поглощению личности обществом, единичного – универсальным». Социальный идеал русской революции как явления пролетарски-интернационалистического заключался в стремлении нивелировать существующие классовые, групповые, социальные и национальные противоречия и построить «деклассированное и денационализированное» общество людей. Основное социальное качество, которое должно объединять людей этого общества – это общий социальный труд. Итогом революционных событий 1917 г. в России явилось построение Советского государства, которое хотя и служило коммунистическому интернационалу, проводило в жизнь евразийскую внешнюю политику, при этом оно защищало интересы «того культурного целого, которое носит имя Россия-Евразия».

Революция 1917 г. для евразийцев – это закономерное явление в русской истории, здоровая реакция на гибель европейской культуры и европеизации России в принципе. Суть революционных преобразований евразийцы, как и всю дальнейшую судьбу и ход исторического развития России, связывают с религией и Православной верой. Сама революция, по их мнению, должна была способствовать установлению эпохи веры, но установившаяся коммунистическая власть проповедовала атеизм. Поэтому последний этап развития революции они связывали с воплощением в жизнь собственных – евразийских проективных разработок, основой которых и выступает Православие.

Евразийский взгляд на Октябрьскую революцию заключается в том, что это явление глубоко органичное и судьбоносное в жизни страны, событие, свидетельствующее об уникальности исторической стези народа. При всей её трагичности, революция, по мнению евразийцев, позволила России стряхнуть путы культурной и экономической зависимости от Запада, обнажила ценностные антагонизмы восточной и западной цивилизаций и открыла реальную перспективу возвышения русского мира.

Евразийский синтез открывает реальную возможность примирения «красных» и «белых». Не того имитационного «примирения», когда каждая из сторон пытается учредить свою точку зрения как единственно верную (что лишь перезапускает холивар на новом витке противостояния), но того примирения, которое ищет правду у каждой из сторон. А такое примирение наступит тогда, когда революция достигнет своей цели: воплотит на территории России-Евразии величественный нравственный и социальный идеал русского народа – Святую Русь. Октябрьская революция была «мертвой водой», исцелившей самые кровоточащие раны России, но окропить Россию «живой водой», позволить Господу вдохнуть в нее Святый Дух – всё еще нерешенная задача.

Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 11, иерей Илья Мотыка:

Если говорить серьезно в Российской империи купля продажа крепостных имела место быть. Но она не являлась существенным фактором российской экономики того времени. А в Османской империи или Крымском ханстве работорговля была важной составной частью экономики. В России главным фактором было товарное производство и продажа на рынок сельхозпродукции. Продажа людей носила спорадический характер и никогда, ни у кого не была основным источником дохода.95% крепостных в России на протяжении многих поколений не было объектом подобных сделок.

Почему не выгодно, если мужиков возили на ярмарку в Урюпинск, значит прибыток был. Тем более, что мужики для барина ничего не стоили. Сами ковырялись в земле, чего то там выращивали и кормились. Как КРС выгнал в поле и получай доход.
учитель / 13.11.2024, 15:52

12. Ответ на 4, Очевидец:

Русский народ ... созидал страну на жертвенности русских (РСФСР), создав пояс безопасности из 15 Республик СССР..

Я не думаю, что это была жертвенность русского народа. Жертвенность предполагает добровольность, а это было, скорее, принесение в жертву путем насилия, лжи и манипуляции. В иных республиках можно было иметь машины и другое имущество, выращивать "апельсины" для по сути предпринимательской деятельности, а "иванов" отучали работать. Какая же жертвенность, если такие факты не обсуждались, скрывались, деятельность запрещалась (в РСФСР), подавлялось инакомыслие, лилась ложь в отношении истории, Государей, Бога и т.д. Не думаю, что это созидание на базе жертвенности. Вот до 1917 было созидание на базе жертвенности - русский народ нёс больше повинностей, чем иные, но при этом была и его защита и условия для его жизни и распространения, не было столько лжи и подавления (из-за исповедания веры, из-за высказываний. Бывало экономическая эксплуатация, но то - другое)
РомКа / 12.11.2024, 00:02

11.

Если говорить серьезно в Российской империи купля продажа крепостных имела место быть. Но она не являлась существенным фактором российской экономики того времени. А в Османской империи или Крымском ханстве работорговля была важной составной частью экономики. В России главным фактором было товарное производство и продажа на рынок сельхозпродукции. Продажа людей носила спорадический характер и никогда, ни у кого не была основным источником дохода.95% крепостных в России на протяжении многих поколений не было объектом подобных сделок.

10. Евразийство - действительно постреволюционная идеология

Что общего имеет Святая Русь с революцией? Ответ на этот простой вопрос вскрывает и внутреннее противоречие всей статьи. Сегодняшняя идеология евразийства, поднимая как знамя Дугиным и продвигаемая на место официальной идеологии, оправдывающей и революцию, и многонациональное замещение русских, и ностальгию по СССР 2.0 и пр.и пр. - это лучший способ увести Россию от Святой Руси, а русский народ - от его исторической памяти и от Бога.
kuzanez / 10.11.2024, 16:06

9. Ответ на 8, иерей Илья Мотыка:

А чем УПЦ окропили Украину, что там теперь такое кровавое месиво из укробандеровцев, новохазарян и наемников НАТО .

В Украине реализовалась мечта либеральных утопистов. А как избавиться вообще, чтобы не было государства? И это было достигнуто. Украинского государства не осталось, и его никто, кстати, не строил, потому что никто не строил государство Украина.Строилось единое государство Советского Союза как народное государство. Коммунистический эксперимент XX века с предоставлением привилегий окраинным национализмам в обмен на поддержку мировой революции окончен.С нуля должно было создаваться государство Украина. Исторические цели подменены евроинтеграцией

Кроме либеральной утопии что ? Возврат к человеческим фермам, т.е. крепостному праву. Когда абсолютно неграмотных людей содержали в деревнях под надзором помещиков. Мужики как товарная продукция, которую можно продавать на рынке.

Хреновая экономическая схема. Спрос минимальный. Предложение тоже. Да и крестьяне производили сельхозпродукцию пользующуюся спросом. Люди есть хотят всегда. А население в городах растет.

Сейчас это вообще бессмысленно.

8. Ответ на 6, учитель:

А чем УПЦ окропили Украину, что там теперь такое кровавое месиво из укробандеровцев, новохазарян и наемников НАТО .

В Украине реализовалась мечта либеральных утопистов. А как избавиться вообще, чтобы не было государства? И это было достигнуто. Украинского государства не осталось, и его никто, кстати, не строил, потому что никто не строил государство Украина.Строилось единое государство Советского Союза как народное государство. Коммунистический эксперимент XX века с предоставлением привилегий окраинным национализмам в обмен на поддержку мировой революции окончен.С нуля должно было создаваться государство Украина. Исторические цели подменены евроинтеграцией

Кроме либеральной утопии что ? Возврат к человеческим фермам, т.е. крепостному праву. Когда абсолютно неграмотных людей содержали в деревнях под надзором помещиков. Мужики как товарная продукция, которую можно продавать на рынке.

Хреновая экономическая схема. Спрос минимальный. Предложение тоже. Да и крестьяне производили сельхозпродукцию пользующуюся спросом. Люди есть хотят всегда. А население в городах растет.

7. Евразийский синтез открывает возможность примирения «красных» и «белых»

Для примирения нужен не евразийский, а русский православный взгляд. Для этому каждому нужно признать свои ошибки и грехи и покаяться в них. И с той и с другой стороны есть даже святые, прославленные церковью, которые покаялись в своих заблуждениях. В лжеучении и богоотступничестве каяться труднее всего, поэтому то белых нет, а красные всё буробят: антисоветчики.
Vladislav / 10.11.2024, 12:13

6. Ответ на 5, Очевидец:

А чем УПЦ окропили Украину, что там теперь такое кровавое месиво из укробандеровцев, новохазарян и наемников НАТО .

В Украине реализовалась мечта либеральных утопистов. А как избавиться вообще, чтобы не было государства? И это было достигнуто. Украинского государства не осталось, и его никто, кстати, не строил, потому что никто не строил государство Украина.Строилось единое государство Советского Союза как народное государство. Коммунистический эксперимент XX века с предоставлением привилегий окраинным национализмам в обмен на поддержку мировой революции окончен.С нуля должно было создаваться государство Украина. Исторические цели подменены евроинтеграцией

Кроме либеральной утопии что ? Возврат к человеческим фермам, т.е. крепостному праву. Когда абсолютно неграмотных людей содержали в деревнях под надзором помещиков. Мужики как товарная продукция, которую можно продавать на рынке.
учитель / 09.11.2024, 22:39

5. Ответ на 3, учитель:

А чем УПЦ окропили Украину, что там теперь такое кровавое месиво из укробандеровцев, новохазарян и наемников НАТО .

В Украине реализовалась мечта либеральных утопистов. А как избавиться вообще, чтобы не было государства? И это было достигнуто. Украинского государства не осталось, и его никто, кстати, не строил, потому что никто не строил государство Украина.Строилось единое государство Советского Союза как народное государство. Коммунистический эксперимент XX века с предоставлением привилегий окраинным национализмам в обмен на поддержку мировой революции окончен.С нуля должно было создаваться государство Украина. Исторические цели подменены евроинтеграцией
Очевидец / 09.11.2024, 13:57

4. России нужно увидеть и преодолеть Каин грех

Весь XX в. в культурном пространстве царствовали мифы об обреченности империй, о том, что быть империей стыдно. Монархия выступала основой народной христианской империи, а церковь и государство вместе охраняли правду (истину) и соборное сознание. Безусловно реформы Петра I сильно изменили монархию. Конфликт с патриархом Никоном подточил православные основания отечественной имперской идеологии. Произошла замена «Святой Руси» на «Великую Россию», такая прозападная модель власти полностью не принималась народом. Именно поэтому грянул раскол. Дальнейшие изменения монархии уже не были такими острыми. Следует глубже изучить правление Государя Александра III, Свой идеал государя Он видел не в Петре, а в царях допетровской эпохи. Время его правления стремительно возникла мода на всё русское, допетровское, стремительно развивалась культура. Система управления, созданная им, включала такой важный элемент, как Земские соборы. Любая идея парламентаризма была императору отвратительна. Царь увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, одобрил и приподнял русское историческое сознание». В любви к России воспитывался и будущий Император Николай 2, который продолжил во многом дело Отца. Экономических причин к революции не было..их надо искать в Духовной сфере-предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не Божией воле, по своим похотям («свободой») не могло не привести к восстанию на Богом установленную власть, на ЕГО Помазанника. К падению РИ привело оскудение Веры.. Большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания Истории. Троцкизм-это радикальный разрыв с предшествующей историей. Русский народ перестрадал пережевал и выплюнул чуждый марксизм, разбив фашизм и созидал страну на жертвенности русских (РСФСР), создав пояс безопасности из 15 Республик СССР, 80% нашего советского населения было полезным, тунеядство пресекалось, идея мировой революции упразднена. Советский проект был, безусловно, проектом этическим.. советский мир в своих главных идеях был ориентирован на нечто совсем противоположное, на построение «общества нового типа». Смена вех в русской истории (19-20 вв.) показала несостоятельность сначала марксистской парадигмы, а потом - в постсоветский период – скопированного либерализма. Именно после прославления Царственных Страстотерпцев в 2000 году Россия постепенно стала выбираться из той пропасти, в которую мы рухнули после крушения Советского Союза, каждый осязал в самом себе чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости. Какие бы национальные идеи сегодня мы ни придумывали для России, у нас не будет другого пути, кроме как возвращения к этой единственно логичной идее Третьего Рима. Восстановление Третьего Рима не самоцель, не «мега идеал» русского народа, а защитное действие православной цивилизации.
Очевидец / 09.11.2024, 12:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
Мы обязательно вывезем!
Рецензия на книгу Германа Садулаева «Никто не выVOZит эту жизнь»
11.07.2024
Все статьи Андрей Костерин
Российская Империя
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
День памяти Императрицы Екатерины Великой
Сегодня мы также вспоминаем генерал-фельдмаршала М.С.Воронцова
19.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Продолжает сжиматься русская провинция
Русская Церковь и неравнодушный православный народ не один уже год бьют в колокола, требуя спасти русское село, моля не допустить окончательной гибели простой деревни
19.11.2024
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Из истории антисистем в России
18.11.2024
Россия – Дом Богородицы
О книге Святейшего Патриарха Кирилла «Царица Небесная и Её покров над Россией» (2023)
18.11.2024
Золото Приморья
В Приморском крае по инициативе рыбаков-любителей проходит акция «Любишь рыбачить, люби и рыбку разводить»
16.11.2024
Самодержавие и Самоуправление
Россия – священная наша держава
16.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08