В день 285-летия выдающегося великого русского флотоводца Иллариона Афанасьевича Повалишина полоцкие краеведы, члены Российского Патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» и члены Союза краеведов России братья Буховецкие, единственные в Беларуси, посетили деревню Янковичи, где последние годы своей жизни прожил Илларион Афанасьевич Повалишин, вице-адмирал в отставке.
Илларион Повалишин родился 13 октября 1739 года в семье дворянина Рязанской губернии. Повалишины-Ваксмуты – дворянский род, помещики Переславского уезда Владимирской губернии: Повалишин Илларион Афанасьевич (1739–1799), вице-адмирал. Род Повалишиных внесён во II часть Дворянской родословной книги Владимирской губернии, в которую включались представители дворянства, приобретённого чином военной службы. Герб Повалишиных занесён в VIII часть Общего гербовника. Повалишин обучался в Морском кадетском корпусе (Санкт-Петербург), затем в Морской академии.
Русский вице-адмирал, участник Семилетней войны, герой Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Является одним из восьми российских моряков, награжденных орденом Св. Георгия 2-й степени — самым престижным военным орденом России.
Екатерина ІІ наградила вице-адмирала высшей военной наградой Российской Империи – орденом святого Георгия. А в день заключения мирного договора со Швецией, которая навсегда отказалась от притязаний на русскую территорию от Выборга до Кронштадта, вице-адмирал Повалишин получил из рук Императрицы золотую шпагу с бриллиантами «За храбрость». Это был не просто подарок дорогого оружия, а высочайшая награда, которая вручалась исключительно за боевые подвиги. Фамилии тех, кто награждался золотым оружием «За храбрость», вносились в кавалерский список Капитула орденов Российской Империи и увековечены на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве.
После долгих лет службы в Военно-морском Флоте Российской Империи 14 сентября 1797 года И.А. Повалишин уволился со службы с сохранением мундира и полного жалования.
Прославленный моряк вместе с женой отправился в пожалованное Императрицей Екатериной II имение Прихабы в Полоцком уезде. Первое имение находилось в третьем стане Полоцкого уезда Витебской губернии и состояло из Ларионова сельца (оно же Прихабы) с деревнями (имение это было пожаловано роду Повалишиных Императрицей Екатериной II). Витебское имение, судя по всему, было у Повалишиных самым крупным – на 1856 год в нём насчитывалось 320 крестьянских душ.
Тогда же Илларион Повалишин в семи километрах от деревни Прихабы основал усадьбу, которая стала называться Ларионы, а чуть позже – Повалишино, в Полоцком уезде. В своем имении Ларионы (в настоящие время д. Янковичи Россонского района Витебской области, Белоруссия) Повалишин построил храм в честь Преображения Господня.
Из моих исследований. Об этом практически никто не писал. Храм был построен Повалишиным не случайно, храм строился не только для богослужений, но и как семейная усыпальница Повалишиных. На сегодняшний день храм не сохранился, остался только фундамент храма.
При исследовании фундамента мы обнаружили, что фундамент храма был каменный, с кирпичной кладкой. Повалишин единственно, где мог достать кирпич для храма, то только из Полоцка. Полоцк в то время был единственным городом, где его изготавливали. Полоцк оставался одним из крупных торгово-промышленных центров, поэтому производство кирпича было налажено именно в Полоцке.
В свое имение Повалишин доставил кирпич на обозах из Полоцка в своё имение для храма. При строительстве храма сразу же были предусмотрены и камеры для погребения, которые были выложены тоже с кирпичной кладкой на известковом растворе. Длина кирпича 30 см, ширина 14 см, толщина кирпича 6 см. Кирпичи с такими же размерами кирпичной кладки есть в Полоцке, на памятниках архитектуры города Полоцка. Когда церковь в Повалишино была построена, это был целый праздник, простой люд ликовал, для деревни это было целое событие. Священника пригласили из Полоцкой епархии на постоянное служение. Утварь для храма Повалишин заказал, и закупил в монастырях города Полоцка. Были написаны иконы для храма, иконостаса, и их доставили из Санкт-Петербурга.
По воспоминаниям местных жителей, сам храм был деревянный на каменном фундаменте. Храм имел небольшой притвор, снаружи были большие резные двери из дерева. На храме была небольшая колокольня с колоколом, на колокольне был единственный колокол, храм был также с куполом. По бокам храма были по два окна с коваными решётками, крыша была накрыта медной жестью. Высотой храм был примерно метров пять.
В фамильным склепе храма первым был погребен старший сын вице-адмирала Иллариона Повалишина и его жены Авдотьи Фёдор, названный в честь своего деда по материнской линии генерал-поручика, генерал-цехмейстера флота Фёдора Ивановича Пасынкова. Мальчика, как и большинство мужчин рода Повалишиных, ждала военная карьера. В честь заслуг отца перед Отечеством Императрица Екатерина Великая своим указом в 1794 году присвоила ему чин мичмана, но первенцу адмирала не суждено было стать военным, он умер в детском возрасте.
Это установили полоцкие краеведы Алексей и Андрей Буховецкие и новополоцкий видеограф Евгений Грищенко вместе с инструкторами витебской фирмы «Георазведка» Виталием Элькиным и Дмитрием Казаковым. Они произвели георадарные исследования семейной усыпальницы вице-адмирала Повалишина. Так что 26 сентября 2020 года можно по праву считать историческим днём не только для деревни Янковичи Россонского района Витебской области, но и Белоруссии, и России. Было установлено точное место захоронения старшего сына Фёдора Повалишина.
Повалишин на берегу реки Дрисса в своём имение построил двухэтажный усадебный дом, сруб дома был сложен полностью из дубовых брёвен, деревянный дом был построен без единого гвоздя с большими окнами и высоким крыльцом. При усадьбе был выкопан довольно большой пруд, как сейчас местные старожилы говорят, Повалишинский пруд. После рождения детей флотоводец в своём имении посадил здесь дубы. Вице-адмирал неоднократно посещал город Полоцк, заезжая в Полоцкий иезуитский коллегиум к знаменитому художнику Ефиму Яковлевичу Спажинскому для изготовления своего портрета. В Полоцке он также бывал и по хозяйственным делам для своего имения. Вице-адмирал Повалишин скончался после болезни в 1799 году и был погребен в семейном склепе своего храма, и где был захоронен сын Фёдор Повалишин. Позже в семейном склепе этого храма была погребена и жена адмирала Повалишина Авдотья Федоровна.
В июле 1812 года в имении Повалишино Полоцкого уезда Витебской губернии солдатами наполеоновской армии была испорчена мебель усадебного дома, ограблена церковь адмирала Повалишина, разграблен склад с зерном, а от распространённой пленными болезни умерло много крестьян, в результате чего имение «знатное потерпело разорение».
В 1876 г. имением Ларионово (Повалишино) владел его потомок Повалишин Петр Григорьевич. Имение насчитывало 1 274 десятины земли. В 1905 г. им владел помещик Свирщевский. Тогда имение составляло 72 десятин земли и 200 десятин леса. До 1917 г. имение Повалишино входило в состав Вознесенский волости Полоцкого уезда. В 1923 г. волость была переименована в Красноармейскую.
В советское время разобрали барский деревянный дом, где жила семья Повалишиных, снесли его в 1974 году, усадьбу разобрали, остались нетронутыми только подвальные помещения. На них впоследствии была поставлена кирпичная школа, школу дополнительно расширили и удлинили, поставили больше пристроек. Сейчас она закрыта, здание пустует.
До Великой Отечественной войны церковь в Повалишино, как сообщили местные жители, была закрыта, и священник уже не служил. Повалишинский храм в то время уже не имел икон и дверей. Житель деревни Янковичи снял колокол с храма, разобрали купол храма, потом разобрали колокольню. Тогда от храма остался только деревянный сруб. В 1952 г. сруб храма разобрали и перенесли на новое место в деревне для клуба, чтобы его достроить, но недолго простоял клуб, так как он сгорел. Ну а большую часть фундамента разобрали местные жители для своих нужд.
Вандалы тех послевоенных лет надругались и над фамильным склепом Повалишиных. Были вскрыты все три захоронения, разбиты мраморные плиты с текстом. Одну разбитую плиту нашли в 2004 году. В доказательство того, что здесь погребено тело именно вице-адмирала, стала найденная надгробная мраморная плита XVIII в. с надписью: «…в надежде воскресения… здесь предано земле бренное тело вице-адмирала И… ордена Св. Анны I кл. Умер 1799 апреля 5 ч. утра».
Под руководством археолога Д.В. Дука на месте снесённого храма были произведены земляные работы, из кусков этой мраморной плиты полоцкому краеведу Сергею Николаевичу Глушкову (к сожалению, уже ушедшему из жизни) удалось восстановить утраченный текст.
Сейчас в фондах Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника хранятся осколки мраморной могильной плиты XVIII века.
Но братья Алексей и Андрей Буховецкие из Полоцка обратились к Анатолию Васильевичу Комару из Санкт-Петербурга с просьбой помочь изготовить мраморную плиту с текстом. Мраморная плита была изготовлена, вот этот текст на плите: «В надежде воскресения здесь предано земли бренное тело вице-адмирала и кавалера Святая Анны первого класса, Великомученика и Победоносца Георгия второго класса милостью Божия раб Повалишин Илларион Афанасьевич. Родился в 1739 году 13 октября, скончался от Рождения на 60-м году, 1799-го года, 7 апреля в 5-м часу, погребен того же года 10-го апреля».
31 июля 2022 года в день ВМФ России в белорусской деревне Янковичи Россонского района Витебской области братьями Буховецкими на месте захоронения вице-адмирала была установлена эта новая мраморная плита.
Ещё одним свидетелем вскрытия могилы Повалишина был лесничий Олег Милянтей, он рассказал братьям Буховецким, что раскоп могилы И.А. Повалишина был глубиной один метр шестьдесят сантиметров, склеп адмирала из кирпича был уже почти уничтожен, зато было обнаружено захоронение жены Повалишина, кирпичный склеп Авдотьи Фёдоровны Пасынковой был уже вскрыт, но захоронение не повреждено. Когда вытянули деревянный гроб, обитый жестью, открыли крышку гроба Авдотьи. Череп был повёрнут на бок, после осмотра захоронения всё содержимое могилы вернули обратно. При обследовании были найдены фрагменты шитой золотом истлевшей зеленой ткани, бронзовые пуговицы с позолотой, фрагменты одежды, металлический кованый небольшой могильный крест и три мраморные плиты, плиты от трёх склепов, на этих плитах крепились мраморные таблички с текстом.
Алексей Буховецкий спросил у Олега Милянтея, сколько дней продолжались земляные работы. Олег Милянтей ответил, что копали захоронения не долго, только два дня производилось вскрытие могилы адмирала.
В 2019 году, 24 апреля, в деревне Янковичии на могиле героя Русско-шведской войны 1788-1790 годов вице-адмирала И.А. Повалишина состоялось торжественное открытие мраморного памятника. Памятник поставили, на месте разрушенного храма, на месте, где бы захоронен адмирал Повалишин. Особенно хочется выразить благодарность человеку с большой буквы Антонине Свиридовой, которая приняла участие в реализации проекта вместе с братьями Алексеем и Андреем Буховецкими.
На теперешний момент – это единственный памятник в Беларуси и России. На церемонию открытия памятника также были приглашены братьями Буховецкими для принятия участия общественного патриотического движения «Морское братство – нерушимо!» из Беларуси и России гости из Ростова-на-Дону и Можайска.
Уже сегодня в Беларуси снято три прекрасных краеведческих фильма, посвящённых легендарному вице-адмиралу Иллариону Афанасьевичу Повалишину, — «Забытый герой Отечества», «Воскресший из забвения» и «Герой Отечества».
Также сохранилось три разных портрета Иллариона Афанасьевича Повалишина. Первый был передан в Центральный военно-морской музей. Автор – неизвестный художник. Портрет вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина, 1-я половина XIX в. Холст, масло. 62х47 см.
Второй был передан в Переславль-Залесский музей-заповедник. Портрет Иллариона Афанасьевича Повалишина, ок. 1790 г. Холст, масло. Неизвестный художник.
И третий был передан в Государственный Эрмитаж Вице-адмирал Илларион Афанасьевич Повалишин (1739-1799), 1-я четв. XlX в. Бумага, литография. 35х25,6. Густав-Карл-Фридрих Людериц (литограф).
На теперешний момент все три изображение Повалишина сохранились в России.
К 285-летию со дня рождения выдающегося великого русского флотоводца командира Кронштадтского порта Иллариона Повалишина были выпущены эксклюзивные значки с изображением Иллариона Повалишина.
Все, кто принимал участие в мероприятиях по увековечиванию памяти русского флотоводца Иллариона Афанасьевича Повалишина, по велению сердца положившего частицу души своей на алтарь общего дела, свидетельствуют, что его деяния являются неопровержимым примером служения Отчизне для наших потомков.
На верхнем фото: в деревне Янковичи местный 97-летний старожил Франц Францович Кондратьев, который ещё видел полуразрушенный храм Повалишина, а рядом с ним Алексей и Андрей Буховецкие.
Алексей Геннадьевич Буховецкий, член военно-патриотического проекта «Памяти предков будем достойны», член Союза краеведов России, Международный отдел