Во вторник, 22 октября, мне довелось принять участие в Третьем патриотическом форуме, который проходил в стенах Государственного университета просвещения. Форум был созван по инициативе и под руководством известного современного русского учёного, доктора исторических наук профессора Вардана Эрнестовича Багдасаряна.
По окончании Форума состоялась презентация книги священника Алексия Лихачёва «Училища благочестия: комплексный обзор церковно-приходских школ Российской Империи».
Книгу представил заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, кандидат богословия игумен Иоанн (Рубин). Он предложил и мне принять участие в презентации книги, поскольку я изучал личность Константина Петровича Победоносцева, которому принадлежит главная заслуга в учреждении этого института – ЦПШ. И я с радостью согласился.
Игумен Иоанн в своём выступлении рассказал о том, как появилась книга, как Синодальный отдел поддержал эту инициативу. Дело в том, что автор книги священник Алексий Лихачёв живёт и священнодействует в глубинке. Тем не менее, отец Алексий подготовил очень добротную книгу – это настоящая монография с соответствующими ссылками и научным аппаратом. Словом, вышла книга, автором которой вполне мог быть какой-нибудь доктор наук и профессор. А тут скромный сельский батюшка. И уже это заслуживает внимания и поддержки.
Книга, надо заметить, добротно издана, её просто приятно держать в руках. А ведь с внешнего впечатления начинается знакомство с книгой.
В представлении книги принял участие доктор исторических наук профессор Вардан Багдасарян, который принимал участие в подготовке монографии – он выступил рецензентом книги. Учёный в своём выступлении коснулся характеристики российского общества второй половины XIX века, так называемой пореформенной эпохи. Он призвал трезво оценивать реформы императора Александра II, которые нередко в историографии называют «великими». Для полноты картины Вардан Эрнестович привёл цитату известно русского публициста М.О. Меньшикова, который давал нелицеприятную характеристику состояния народной нравственности после отмены крепостного права. Он также коснулся вопросов значения церковно-приходских школ, их появления и роли в этом великого русского просветителя Сергея Александровича Рачинского.
В представлении книги также принял участие и.о. руководителя сектора православных образовательных организаций Синодального ОРОиК протоиерей Димитрий Григорьянц, который сам является уже на протяжении многих лет директором православной гимназии и имеет полное представление о том, что сегодня собой представляет православная система образования. Кроме того, отец Димитрий – многодетный отец (семь детей!) и эти проблемы касаются его лично. Как опытный педагог он обратился к студентам, которые участвовали в презентации книги, пытаясь вывести их на разговор, привлечь к размышлениям по поводу этой проблемы.
Сам автор книги священник Алексий Лихачёв не смог приехать в Москву, чтобы принять участие в представлении своей книги. Он обратился к присутствующим по видео, рассказав о том, как пришла ему идея подготовки монографии, в чем состоит, как сейчас принято говорить, главная миссия издания, как проходила работа над подготовкой книги.
Когда мне предоставили слово, я напомнил обстоятельства появления церковно-приходских школ и коснулся личности их создателя и куратора, обер-прокурора Святейшего Синода, выдающегося русского государственного деятеля и мыслителя Константина Петровича Победоносцева.
Долгое время в общественном мнении, сформированном либералами и поддержанном в советское время, ЦПШ представлялись синонимом невежества и примитивизма, в отличие от любимых либералами земских школ.
Но я вспоминаю глубокую мысль моего старшего друга, ныне уже покойного философа и богослова Виктора Николаевича Тростникова, который считал, что революция в России произошла не в 1917 году и не в 1905 году, а в 60-70-ые годы XIX века, когда образованный класс Российской Империи стал верить в науку больше, чем в Бога. Политические революции стали лишь результатом этого катастрофического революционного изменения.
Именно в то пореформенное время и появились земские школы, которые и поныне у нас принято восхвалять, как образец русского образования. Однако земские школы строились на традиционной либеральной максиме, что человек по своей природе добр, поэтому нужно дать ему только необходимые знания. И он, вооружённый, напичканный этими знаниями, будет непременно творить добро.
Константин Петрович Победоносцев куда трезвее смотрел на человека и задачи образования. Поэтому он и инициировал создание церковно-приходских школ, которые строились на ценностном подходе к образованию и преподаванию знаний. Важно ребёнку дать не просто знания, а правильные знания, которые не только ему понадобятся в реальной жизни, но которые будут его правильно ориентировать в мире, помогать правильно выстраивать отношения не только с другими людьми, но и с Творцом Вселенной – Господом Богом.
Эту великую задачу и были призваны решать церковно-приходские школы.
На мой взгляд, книга отца Алексия крайне актуальна. Ведь именно сегодня происходит отход от либеральной модели образования, в основу которой была положена доведённая до абсурда либеральная идея образования, мыслящая теперь преподавание как сферу услуг.
Сегодня наша система образования возвращается к тем истокам, которые созидали наши великие педагоги и выдающиеся русские мыслители. И этот ценностный подход в образовании реализовывался, пусть и по-разному, в советское время и в дореволюционную эпоху.
Говоря о ЦПШ, конечно, нельзя не помянуть добрым словом Константина Петровича Победоносцева – глубочайшего русского мыслителя, о которым, к сожалению, ныне почти не вспоминают. В самом деле, что нынче мы знаем о Победоносце, что вспоминаем? Почти ничего. Разве что знаменитые Блоковские строки из поэмы «Возмездие»:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только – тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна;
Под умный говор сказки чудной
Уснуть красавице не трудно, –
И затуманилась она,
Заспав надежды, думы, страсти…
Видно, что поэт стремился представить Победоносцева уничижительно, как колдуна-чародея, душителя свободы, светлых дум и чаяний. Но сегодня мы, зная последующее, воспринимаем образ «простёршего совиные крыла над Россией Победоносцева» как образ защитника народа и Отечества, стремившегося защитить Россию от тех страшных бед, которые на нее надвигались. Гений поэта оказался сильнее политических предпочтений Блока.
Нужно изучать наследие Победоносцева, он того заслуживает. Я писал о загадке его личности в статье «Консервативный народник».
Ну а что касается книги, то, повторюсь, она вышла как нельзя вовремя и, надеюсь, поможет в выработке путей развития современной модели образования в России. И стоит поблагодарить Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и факультет истории, политологии и права Государственного университета просвещения за поддержку и продвижение такой замечательной инициативы священника Алексия Лихачёва.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России
Обложка книги
Вардан Эрнестович Багдасарян
Протоиерей Димитрий Григорьянц
Игумен Иоанн (Рубин)
Анатолий Дмитриевич Степанов
1.