Занимаюсь исследованием жизни и деятельности Иллариона Афанасьевича Повалишина, выдающегося великого русского флотоводца, в том числе в бывшей усадьбе вице-адмирала, которая расположена в деревне Янковичи Россонского района Витебской области Белоруссии, где в последние годы своей жизни он прожил в своем имении. Вице-адмирал Повалишин скончался от болезни в 1799 году и был погребен в семейном склепе местного храма. Опрашиваю население деревни Янковичи: кто что помнит, и, может быть, что-то передалось по наследству – вещи или что-нибудь еще, относящееся к усадьбе Повалишиных. Из рассказов местных жителей о семейной усадьбе Повалишиных и по результатам нашего исследования выяснилось, что церковь, где похоронен вице-адмирал Повалишин, была разграблена трижды. В июле 1812 года солдатами наполеоновской армии она была ограблена. В 1876 г. имением Ларионово (Повалишино) владел его потомок, Повалишин Петр Григорьевич. При владении Петра Григорьевича храм был разграблен, однако оставался в хорошем состоянии.
Но лихие годы коммунизма все изменили. Захватив власть, большевики стали искоренять все, что напоминало о великом прошлом России. Разрушались памятники Царям и полководцам. Был взорван главный мемориал на Бородинском поле, тысячи храмов были стерты с лица земли. Убивали душу русского народа.
На начало 1918 года в России было 1.253 монастыря, включая архиерейские дома (82), подворья (50), мелкие скиты (75). Всё это начали бесследно уничтожить. Такая участь постигло и церковь вице-адмирала Повалишина.
Уже в храме никто не служил. Храм был вновь закрыт, хотя местные жители деревни говорят, что успели снять иконы с храма, пряча их по домам. Но семейную усыпальницу Повалишиных некто не трогал. Мы много раз опрашивали жителей деревни: может, что-нибудь сохранилось от храма или что-то от усадьбы Повалишино. Но все безрезультатно.
Хотя говорили, что жила одна бабушка, у нее была икона с храма Повалишина, и даже на иконе с обратной стороны было написано: «Повалишин».
Лесничий Олег Милянтей из деревни Янковичи рассказал нам, что в пятидесятых годах, когда стоял храм без окон и дверей, точнее, один деревянный сруб храма, то местный житель этой деревни вскрыл саркофаг вице-адмирала Повалишина, вынул мундир из саркофага, снял позолоченные пуговицы и ходил по кладбищу, надругаясь над адмиралом. Всё, что в саркофаге находились, было вынуто.
Одну разбитую плиту нашли в 2004 году. Доказательством того, что здесь погребено тело именно вице-адмирала, стала найденная надгробная мраморная плита XVIII с надписью.
В 1931 году во Владимирском соборе Севастополя большевики взломали усыпальницу адмиралов, вытащили останки четырёх адмиралов, защитников русской земли – Михаила Петровича Лазарева, Владимира Алексеевича Корнилова, Владимира Ивановича Истомина и Павла Степановича Нахимова. Разломали гробы, а останки великих флотоводцев большей частью уничтожили. Склеп был засыпан землей и мусором.
Только в 1991 году морякам-энтузиастам вместе с неравнодушными горожанами удалось отыскать следы праха знаменитых адмиралов. Одновременно с этим вернулся в лоно Православной Церкви и сам храм.
Место захоронения адмиралов служило святыней для моряков Черноморского флота. Да и не только для моряков это место было святыней. В России испокон веков принято было чтить память своих героев.
А вот местный 97-летний старожил Франц Францович Кондратьев ещё видел полуразрушенный храм Повалишина, он рассказал, что был такой Позняков, житель этой деревни, который и вскрыл саркофаг адмирала. Местные старики ругали грабителя – как он смог такое сделать.
Как-то мы с братом, заехав в Янковичи, чтобы побыть в бывшей усадьбе вице-адмирала и помочь по хозяйству, после разговора об усадьбе Повалишино с местным жителем получили от него крест, найденный при строительстве здания сельской школы, построенной на фундаменте усадебного дома Повалишина. Когда копали яму для фундамента школы, чтобы ее расширить, то нашли этот крест. Потом его занесли в дом, и долгое время он лежал в старом доме. Когда я взял этот крест, я глазам своим не поверил: неужели это крест Повалишина? Я увидел, что он очень старинный. Мне пришлось его очистить и привести в более-менее нормальный вид. Крест оказался напрестольным, длиной 26 и 5 см, шириной 16 см, толщиной 1 см. Латунь, серебрение; финифть, резьба. Состояние: трещины и сколы, следы использования, небольшие деформации металла, На лицевой стороне креста закреплены иконки из финифти. Финифть полностью разбита, видны следы удары молотка по кресту. Фактически от креста остался только корпус, видны латунь и серебрение.
Мне пришлось много изучить материалов о крестах XVII – начала XVIII веков, и выяснилось, что такие кресты изготавливались столичными ювелирами в единственном экземпляре и становились частью иконостаса домашней церкви. Но это могла позволить себе только высшая знать того времени, в усадьбе Повалишиных крест считался очень дорогим, и простые крестьяне деревни не могли себя такое позволить.
Выяснилось, что когда вскрыли саркофаг Повалишина, то извлекли содержимое вместе с мундиром, разграбив местную усыпальницу Повалишиных, всё разбив. Многое подверглось уничтожению, в том числе и этот крест. Его вынули, разбили, поиздевались и выкинули. Кстати, с такими крестами даже хоронили дворянство, высшую знать того времени. Также, когда в 1799 г. по болезни умер Повалишин, то ему в руки клали не простой крест, а богато украшенный. Возможно, крест был семейной реликвией Повалишиных.
При Екатерине II встречались и царские благословения полководцев святыми иконами, крестами или мощами.
Ф.Ф. Ушаков был знаменит многими славными победами на море. Екатерина II, зная, что флотоводец отличается и делами благочестия, любит Церковь и церковную службу, в качестве знака своей милости поднесла в дар ему в 1793 г. «необыкновенной красоты складень-крест с мощами святых угодников». Крест хранился в роду Ушаковых до 1878 г. и был поднесен потомками Ф.Ф. Ушакову и Императору Александру II. Святыня возвратилась в царский чертог.
Но чаще дворяне получали святые мощи и чтимые иконы, кресты в благословение от архиереев. Святыни, приходившие в дома к дворянам столь разными путями, в том числе и после богомольных поездок, были благодатной защитой их домам и всей округе.
В этой связи необходимо отметить и то, как относились благочестивые дворяне к святыням в своих домах. Некоторые из чудотворных образов, крестов становились известными всей России, другие же оставались семейными святынями.
В личных архивах: мемуарах, дневниках, записках, документах, сохранившихся в фондах дворян и частично опубликованных в XIX— начале XX в., осталось немало свидетельств того, что во многих дворянских домах имелись христианские святыни. И не только иконы, но и частицы святых мощей, положенные в ковчежцы, кресты, а с ними и другие христианские святыни, разными путями попавшие к их владельцам.
Большая часть этих крестов принадлежала частным лицам, кресты были частью домашнего иконостаса, а позже хранились как память о предках. После разорения церквей в советское время некоторые из них оказались в семьях верующих людей, позже были переданы в дар. Но мы теперь точно знаем, что этот, переданный мне в дар, крест – святыня, которая принадлежала семье Повалишиных.
На нижнем фото: Алексей и Андрей Буховецкие, члены Союза краеведов России, члены патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», в бывшей усадьбы вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина, держа в руках крест.
Алексей Геннадьевич Буховецкий, член патриотического проекта «Памяти предков будем достойны» член Союза краеведов России, Международный отдел