Сейчас уже все наслышаны о монархии, многие о ней рассуждают, появились и «претенденты» на Престол. Однако ещё в начале 1990 годов эта тема была если и не запретной, то полулегальной. 70 лет о царизме у нас можно было говорить либо плохо, либо… никак не говорить. Революция 91 года эту тему не открывала, поскольку её больше занимали реформы и разгосударствление. Монархия этому не способствовала, и либералам была не интересна. Погром 93 года показал истинное лицо «демократии». Мыслящим людям стало ясно, что России необходима новая идея для государственного возрождения. Коммунизм себя изжил. Либерализм разочаровал и большинством народа принят не был. Монархическая идея, казалось, навсегда сданная в исторический архив, вновь стала востребованной в конце бурного 20 века.
На сентябрь 1994 года было намечено первое со времён революции легальное монархическое совещание. Инициатором его проведения был известный русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, возглавлявший Международный фонд славянской письменности и культуры. К этому совещанию и было приурочено издание монархического журнала. Предыстория его такова.
В 1993 году в издательстве «Современник» предполагалось издание поэтического сборника Людмилы Кудрявиной (Анищенковой). Но либеральные реформы уже начали давать результаты – издательство оказалось на грани банкротства, и было вынуждено печатать новые книги за счёт авторов. У нас с тремя маленькими детьми на руках средств на издание не было, и мы обратились за помощью к Вячеславу Михайловичу. В результате книга «Душа мне говорит» была издана, а мы, в свою очередь, оказались в группе подготовки Монархического совещания. Людмила и предложила издать к его открытию монархический журнал. Идея хорошая, но как её осуществить? У Людмилы был опыт работы в газете «Литературная Россия», однако создать журнал не имея, ни полноценной редакции, ни средств? Мало кто верил в успех. Но мы взялись за дело, тогда ещё не представляя, что из этого получится. В наличии у нас была редакционная комната и поддержка Клыкова. Всё остальное предстояло осваивать, узнавать и добывать самим. Да видно время было такое. Одни разрушали государство и обогащались за счёт разорения народа и присвоения народного богатства, другие восстанавливали державу из ничего. Кстати, вот откуда родилось название. Выражение «за державу обидно», что называется «висело в воздухе». Особенно привлекало забытое слово «держава». Но за неё должно быть не обидно, а радостно. Гордиться надо своей Державой. Вот новому журналу и дали величественное имя «Держава». Дерзновенно, конечно, но соответственно задаче.
Начали знакомиться с людьми, подбирать авторский коллектив. Сразу же откликнулся народный художник России почётный член Академии Художеств Сергей Михайлович Харламов (ныне покойный) и Павел Павлович Кривцов (известный фотограф, лауреат многих международных премий). Согласился и Виктор Митрофанович Острецов, исследователь и автор многих книг о русских монархических организациях. Геннадий Петрович Дурасов, специалист по народному искусству, предложил свой материал и заодно познакомил с Романом Багдасаровым. Роман передал исследование о символике Белозерских князей. Сам Вячеслав Михайлович принял предложение возглавить журнал в качестве главного редактора. А это уже сила! Пора приниматься за работу.
Собрали материалы, отредактировали, а как из всего этого сделать журнал никто толком не знал. Больше того, единственный компьютер, который стоял на столе в редакции для нас казался каким-то вулканом, который может задымиться или вообще взорваться в любую минуту. Кнопку «включить» освоили быстро, а дальше тёмный лес.
На всё про всё у нас было четыре месяца. Немыслимое дело, учитывая условия, в которых приходилось работать. Но пришла помощь… свыше. Людмила ездила за советом к Матронушке. В.И. Большаков – за благословением на журнал к старцу Кириллу в Лавру. Всё необходимое стало приходить «само собой». Какой-то серб пожертвовал на благое дело сто долларов. Лиха беда – начало. Появились и настоящие компьютерщики! Первыми были Леонид Горячев и Алексей Комлев. Алексей научил меня азам работы на компьютере, а затем и вёрстке журнала. Ура! Теперь всё в наших руках. И головах. И в сердцах. В общем, можно действовать. Я перешёл из плотников при храме Благовещения Богородицы в Петровском парке на должность ответственного секретаря журнала. Надо заметить, профессии плотника, кочегара и дворника в те времена были самые что ни на есть писательские.
Первый номер «Державы» получился настолько содержательным, что и сейчас не потерял своей значимости.
Основополагающее для журнала размышление В.М. Острецова «Государство или Держава». Фоторепортаж Павла Кривцова об установке поклонного креста в Фессалониках (дар В.М. Клыкова родному городу Кирилла и Мефодия). Статья В.И. Большакова «Монархия – судьба России». Упомянутые выше материалы Дурасова и Багдасарова. Рассуждение о восстановлении государственности старшего преподавателя Академии Жуковского, слависта А.М Макарова. Надо сказать, что возрождение державности в то время была чрезвычайно актуально. Всё вокруг рушилось. В том числе государственные устои. Нужно было каким-то образом попытаться воспрепятствовать этому, используя имеющийся опыт возрождения. Тогда ещё не начался издательский бум, и литературы о монархии в открытом доступе было очень мало. Мы опубликовали статьи на эту тему Иоанна Кронштадтского, Ивана Ильина, митрополита Иоанна (Снычёва). На обложке помести фотографию иконы «Насаждение древа государства Российского» Симона Ушакова.
Саму обложку смакетировал С.М. Харламов, использовав «имперские» цвета. Чёрный фон, белая корона над стягами и золотая «Держава». На обложку был вынесен девиз «Православие – Самодержавие – Народность». Правда, в первом номере он выглядел несколько иначе «Православие – Православная власть – Православный народ». Это было предложение В.М. Клыкова. В предисловии к первому номеру он писал: «Без этого скрепляющего узла нашего национального бытия невозможно воскресить истинного Православия, возродить наш народ, воспитать национальных государственных деятелей». Роль Клыкова в создании журнала была решающей. Его авторитет, целеустремлённость стали своего рода локомотивом продвижения идеи Монархии в народ, тогда ещё мало представлявший что это такое. Да и финансирование приходилось осуществлять за счёт собственных средств; гонораров, полученных за памятники. Мало кто знает об этом виде деятельности Вячеслава Михайловича. Для того времени это был прорыв в патриотическом движении.
Главным орудием раздробления Союза был сепаратизм окраин. С первого номера мы начали помещать материалы о собирании российских земель. Мы поместили набор карт «Россия с древнейших времён до наших дней». Тогда не было возможности использовать готовые материалы из Интернета. Пришлось доставать свои школьные контурные карты и всё рисовать самому. Многие народы входили в состав России добровольно, спасаясь от кровожадных соседей. Подбор исторических этнографических и архивных материалов о вхождении Молдавии в состав Российской Империи тоже пришлось собирать по крупицам. В дальнейшем эта рубрика стала у нас постоянной.
Приходилось делать своими руками буквально всё. Собирать материалы, редактировать, корректировать, рисовать, обдумывать макет, работать с типографией, ... и писать своё. Надеюсь, статья «Запечатлённая душа народа» о народных художественных промыслах, не испортила дела. Не перехвалить бы только себя. Всё-таки первый номер в основном формировала Людмила. У неё были опыт журналистской и редакторской работы, твёрдость в отстаивании позиции редакции.
Особая гордость журнала статья В.Д. Зорькина «О любви к Родине. Истинной и ложной». В то время Валерий Дмитриевич был в опале за признание указов Ельцина о «разгоне» Съезда народных депутатов незаконными. Он был отстранён от должности председателя Конституционного суда. Были опасения за его жизнь. В этих условиях открытое выступление с патриотических позиций надо признать поступком достойным уважения. Этот материал уникален. Не знаю, есть ли ещё где-либо подобные публикации Валерия Дмитриевича Зорькина.
Мы не могли не отметить годовщину расстрела защитников Верховного Совета. Фотографии Виктора Куликова с места трагедии запечатлели следы кровавого злодеяния.
Пулевые отверстия на воротах стадиона «Красная Пресня», где происходили массовые казни защитников, надпись на стене стадиона «Мама, прости.… Меня убили за то, что я любил Родину!» На страницах журнала мы напоминали о событиях 1993 года, чтобы воздать должное безвестным героям, хотя в то время это было небезопасно. Все участники обороны считались «красно-коричневыми заговорщиками». Патриотическое движение было разгромлено и дискредитировано. Слово «патриот» считалось не просто ругательным, это было клеймо неблагонадёжности, врага реформ. Почти как «враг народа». Нужно было сбросить воцарившийся страх и уныние. С нами «Спас в силах».
– Распрями свои плечи, Россия!
Посмотри мне спокойно в глаза
Я – твой Добрый и верный Мессия
В каждом доме Мои образа…
…Образа в каждом доме, в каждом номере нашего журнала. Да. Только с помощью Божией возможно было собрать журнал, как говорится «на ровном месте».
Завершила (не в смысле закончила, а стала вершиной первого номера журнала) Молитва о даровании Православного Царства.
О всех трудностях, с которыми пришлось столкнуться, рассказывать долго. Всё приходилось узнавать, осваивать и преодолевать, что называется «на ходу». Самое главное – к первому монархическому совещанию первый номер журнала был готов. Несмотря ни на что. «Держава» родилась!
Владимир Робертович Анищенков, главный редактор радиостанции «Победа»