Идеология как условие безопасности и суверенитета России

Основа межнационального и межконфессионального согласия

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Освободительный поход Русской армии на Украину  Владимир Путин  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
11
Время на чтение 6 минут
Фото: РНЛ

Выступление на конференции «Безопасность и суверенитет России в условиях гибридной войны».

Безопасность и суверенитет страны обеспечиваются, прежде всего, военными, экономическими, политическими мерами. И сегодня в стране политическим руководством многое делается для обеспечения суверенитета.

Но важным условием суверенитета является государственная идеология. А с этим у нас дела обстоят, как известно неважно. По ныне действующей конституции государственная идеология у нас вовсе запрещена. И многие представители нынешней элиты, по недоразумению, негативно относятся к идеологии. Возможно, тут сказывается печальный опыт чрезмерной идеологизированности советского общества, который вызывает дурные воспоминания.

Между тем, идеология – это ценности, цели и смыслы существования народа и общества. И если с ценностями дело сдвинулось после известного Указа Президента, то целями и смыслами «воз и ныне там».

Неудивительно, что сегодня проблемы и провалы в сфере идеологии уже буквально вопиют.

Надо признать, что мы проиграли идеологическую войну киевскому режиму, которому удалось переформатировать сознание русских восточной и юго-восточной Украины, которые, говоря по-русски, воюют против русских. Яркий пример: бабушка с красным флагом, которая, услышав русскую речь, подумала, что пришли русские, а пришли не русские, для которых священное знамя победы было просто красной тряпкой. Киевский режим объявил идею «русского мира» фашистской, и граждане Украины, многие из которых думают и говорят по-русски, это приняли. Укронацистам удалось сформировать враждебное отношение даже к Украинской Православной Церкви, как к Русской Церкви, как там ныне выражаются «Церкви страны-агрессора».

Да и внутри страны отсутствие идеологии порождает серьёзные проблемы в понимании чиновниками, что такое хорошо, а что такое плохо. Приведу два примера. В 2022 году в старинном городе Касимов был торжественно открыт памятник последней ханше Казанского ханства Сююмбике. Инициатором установки памятника выступил председатель Духовного управления мусульман РФ муфтий Равиль Гайнутдин. В публичном пространстве прославлена женщина, которая ненавидела Москву, сопротивлялась соединению нашего общего государства. Что будут рассказывать детям о том, почему поставлен памятник Сююмбике? Потому что она воевала против России?

Второй недавний пример. В 2023 году было объявлено о формировании двух новых чеченских подразделений: батальонов оперативного назначения имени Байсангура Беноевского и шейха Мансура. Кто такие Байсангур и шейх Мансур? Они были врагами России, воевавшими против русской армии в 19 веке. Воевали героически, мужественно, нужно отдать им должное, но воевали-то они против наших предков, сопротивлялись они присоединению Кавказа к России. Говорили, что таким образом руководство Чечни хочет перехватить инициативу у чеченских сепаратистов, для которых эти люди – главные герои. Но разве могут быть героями люди, которые разделяют народы? Это ведь идеологическая диверсия, мина, которая обязательно рванёт.

Еще в дореволюционное время родилась формула триединства русского народа – великороссов, малороссов и белорусов. Она активно использовалась и советской пропагандой. Сейчас предпринимаются попытки возродить эту формулу, даже говорят о подготовке проекта указа Президента на сей счёт. Дело правильное, будет хоть какой-то идеологический ответ Укрорейху. Только вот почему-то забывают о том, что понятие великороссы нет ни в правовом, ни в политическом пространстве, больше того, это слово изгнано даже из литературного и бытового языка. Понятие великороссы стало синонимом понятия русский. Так какое же может быть триединство русского народа, если целое (русский народ) равно одной из частей? Надо сначала вернуть в язык, а затем и в правовое пространство понятие великороссы. Тогда люди разных национальностей будут считать себя русскими только великоросского, татарского, чеченского происхождения. Как когда-то говорил о себе И.В. Сталин, что он – не грузин, он – русский грузинского происхождения.

Каковыми были выдающиеся полководцы, флотоводцы, музыканты, художники, писатели, подвижники Русского Православия – русские немцы, русские грузины, русские итальянцы, русские французы, русские татары и многие-многие другие «нерусские русские» составляющие славу России. А это – путь достижения межконфессионального и межнационального согласия, о чем шла речь на нашей секции, резолюцию которой мы передали в Оргкомитет и опубликовали на портале «Русская народная линия».

Из-за отсутствия идеологии у нас искажённо понимается и национальный вопрос – как проблемы малых народов.

Выдающийся русский мыслитель Михаил Никифорович Катков больше 150 лет назад писал, размышляя на тему многонациональности и многоконфессиональности России: «Есть в России одна господствующая народность, один господствующей язык, выработанный веками исторической жизни. Однако, есть в России и множество племён, говорящих каждое своим языком и имеющих каждое свой обычай... Но все эти разнородные племена, все эти разнохарактерные области, лежащие по окраинам великого русского мира, составляют его живые части и чувствуют единство с ним в единстве государства, в единстве Верховной власти, – в Царе, в живом всеповершающем олицетворении этого единства.

В России есть господствующая церковь, но в ней же есть множество всяких, исключающих друг друга верований. Однако все это разнообразие бесчисленных верований, соединяющих и разделяющих людей, покрывается одним общим началом государственного единства. Разноплеменные и разноверные люди одинаково чувствуют себя членами одного государственного целого, подданными одной верховной власти.

Все разнородное в общем составе России, все, что может быть исключает друг друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства».

Хотя эти слова сказаны полтора столетия назад, но эта формула вовсе не устарела, она и сегодня звучит актуально применительно к поиску путей межнационального и межконфессионального согласия в России. Ведь что говорит Катков?

Катков, во-первых, определяет главенствующую роль Государства и, главным образом, Верховной власти, главы государства в обеспечении единства страны.

Во-вторых, Катков фиксирует не просто многонациональность и многоконфессиональность России (что является очевидным), но и наличие в этой многоконфессиональности и многонациональности господствующих (самых многочисленных и исторически лидирующих) народности и церкви – именно Русской народности, чьи язык и культура являются господствующими, и Русской Церкви. Иными словами, многоконфессиональность и многонациональность естественным образом структурированы. А значит это должно найти отражение и в политике государства. И если государство игнорирует эту естественную иерархию многонациональности и многоконфессиональности, пытаясь уравнять естественно неравное, это приводит к отчуждению господствующей народности и главенствующей церкви от государства, что выливается в напряжение, что и происходило у нас в стране после смерти И.В. Сталина, когда к концу советской эпохи Русская церковь и русский народ перестали считать государство своим и пассивно поддержали ликвидацию советского государства, а Б.Ельцин даже и заигрывал с русским национализмом. Сохраняется эта угроза отчуждения русских от государства и сегодня. Особенно ее провоцирует давление неконтролируемой миграции.

Таким образом, перед государством стоит важнейшая и сложнейшая задача – в законодательстве и практике управления отразить не только многоконфессиональность и многонациональность России, но и первенствующее положение русского народа и русской церкви.

В начале 16 века после падения столицы Византийской (или как они сами себя называли Ромейской) империи Константинополя, который на Руси называли Царьградом, лучшие русские умы сформулировали теорию «Москва Третий Рим», которая стала идеологической доктриной Московского царства на многие века, которая позволила Москве не только собрать вокруг себя все народы севера Евразийского континента, но и заявить о себе как о покровительнице всех православных и братских славянских народов.

В первой половине 19 века, когда опасные идеи Французской революции начали захватывать христианскую ойкумену, граф С.С. Уваров сформулировал идеологическую доктрину Российской империи в виде триады «Православие, самодержавие, народность», соединившую три столпа российского суверенитета. Геополитическую широту придал уваровской триаде великий поэт и мыслитель Ф.И. Тютчев, провозгласивший, что в мире есть только две силы «Революция и Россия».

Из идеологических наработок советской эпохи показала свою жизнеспособность и перспективность идея национально-освободительной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки, плодами которой мы сегодня пользуемся.

Ныне, в условиях, когда Россия бросила вызов по точному определению Главы нашего государства В.В. Путина, сатанинской цивилизации Запада добиться победы, сохранить суверенитет и обеспечить безопасность страны без новой идеологической доктрины невозможно. И эта доктрина, очевидно, должна опираться на предыдущие идеологические формулы, которые отражали разные формы служения нашей Вечной России.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», историк, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Новое русское документальное кино
Впечатления и размышления о фильме Сергея Дебижева «Крест»
03.10.2024
Доклад: «Межнациональное и межконфессиональное
согласие — залог существования России», ЗакС Санкт-Петербурга, 28.09.2024 г.
28.09.2024
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
О разгоревшемся споре вокруг предложения запретить антисоветизм
27.09.2024
Россия становится Ковчегом спасения
Правительство составило список стран, где навязываются деструктивные ценности
23.09.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Все статьи темы
Владимир Путин
«Сбить вертолет Президента - это война»
Александр Лукашенко рассказал, как во время его полета над Беларусью были замечены беспилотники
04.10.2024
«Лондон объявил войну США»
О реальной цели нового арабо-израильского конфликта
04.10.2024
«Обучение, образование, воспитание – это всегда сотворчество учителя и ученика»
В преддверии Дня учителя Владимир Путин провёл видеовстречу с лауреатами всероссийских конкурсов в сфере образования
04.10.2024
Россия должна стать лидером в сфере защиты нравственного потенциала человечества
«Народный Собор» предложил создать Государственный комитет и учредить должность омбудсмена по вопросам защиты и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей
03.10.2024
О вере и воле
Судьба человечества зависит от воли к победе триединого русского народа и от веры в её православные смыслы
02.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
04.10.2024 21:31
Серьёзное предупреждение Западу
Новый комментарий от Калужанин
04.10.2024 17:44
«Насильно семью никто строить не будет»
Новый комментарий от Игорь Ал
04.10.2024 15:01
«Иран – это длинная история за спиной»
Новый комментарий от РОНОЛ
04.10.2024 14:48
Кому Церковь не мать…
Новый комментарий от Алекс
04.10.2024 13:25