60 лет назад, 23 июля 1964 г., скончался Аркадий Григорьевич Мордвинов (наст. фам. Мордвишев) – выдающийся советский архитектор, один из тех, с чьим именем связан облик Москвы 1930-х – 1950-х годов.
На его счету комплексы жилых домов на ул. Тверской (1937 – 1940), Ленинском проспекте (быв. Большой Калужской, 1939 – 1940, Сталинская премия 2-й степени, 1941 г.), Фрунзенской набережной (1939), Новинском бульваре (1939 – 1941) и много отдельных зданий, которые создавали, по выражению И.В. Сталина, «парадный портрет» столицы. А самым знаменитым его (совместно с В.К. Олтаржевским) творением стала 34-этажная гостиница «Украина» – одна из семи архитектурных жемчужин послевоенной Москвы (Сталинская премия 1-й степени, 1949 г.).
Он был одним из главных создателей довоенной «сталинской» архитектуры – архитектуры представительной, но не броской и более рационалистической, чем классицизм, не перегруженной колоннами, портиками и т.п. элементами.
Он умел талантливо использовать самый скромный декор (карнизы, пояса, лопатки, пилястры) и самые скромные выступы фасадов (балконы и эркеры), чтобы придать зданиям нарядный и привлекательный вид. Своим величавым спокойствием они создавали психологически комфортную среду, к которой всегда стремились архитекторы и достичь которой удавалось немногим.
Исключение, пожалуй, составляет только помпезная гостиница «Украина», у которой башенки со «снопами пшеницы» на крыше боковых крыльев кажутся лишними, даже и без хрущевского постановления об «излишествах в архитектуре».
Он был одним из первых создателей ансамблей в архитектуре советской Москвы. Более того, он умел создавать ансамбли даже там, где условий для них не было (например, по-особому поставив новый дом на углу двух улиц в старой части Москвы).
Наконец, он был создателем поточно-скоростного метода при строительстве комплексов домов на Тверской, Большой Калужской улицах, Краснохолмской и Фрунзенской набережных, резко ускорившего сроки строительства и снизившего его стоимость, и сам руководил возведением комплексов. Этот метод потом широко распространился по всей стране. (Суть метода в том, что бригада одного профиля, закончив работы на одном объекте, переходит на другой, за ней потоком, без перерыва, следует другая, за ней третья и т.д., до завершения всех работ. Однако для получения должного результата должна быть тщательно проработана организация потока со скрупулезным подсчетом числа рабочих, производительности их труда, сроков поступления материалов и т.д.)
Родился Аркадий Григорьевич 15 января (ст. стиля) 1896 г. в с. Журавлиха Починковского района Нижегородской губернии в семье иконописца. После службы в Красной Армии поступил на инженерно-строительный факультет МВТУ, по окончании которого в 1930 г. продолжил учёбу в аспирантуре. Еще в студенческие годы, обнаружив незаурядные способности, участвовал в самых престижных архитектурных конкурсах, в том числе в конкурсе проекта Дворца Советов. В конкурсе на здание почтамта в Харькове он одержал победу, создав один из лучших образцов эпохи конструктивизма. Однако вскоре к авангарду охладел и даже стал его непримиримым противником.
Судьба даровала ему не только таланты архитектора и инженера, но и сильный характер и организаторские способности. Потому не удивительно, что он был одним из руководителей разработки Генерального плана реконструкции Москвы (орден Ленина, 1940 г.), председателем Комитета по архитектуре при Совете министров СССР (1943 – 1947 гг.), где руководил разработкой генпланов послевоенного восстановления Смоленска и Минска, президентом Академии архитектуры СССР (1950 – 1955 гг.).
План «Новой Москвы» и его осуществление еще с 1960-х гг. стали подвергать критике за уничтожение многих памятников истории и архитектуры (см., например, книгу Вл. Солоухина «Письма из Русского музея», 1967). Вполне возможно, что часть вины за это лежит и на Мордвинове. Нельзя, однако, забывать, что без прокладки широких магистралей Москва нормально жить бы не смогла, в противном случае надо было переносить столицу в другой, более подходящий город. При прокладке же прямых магистралей через кривые и запутанные улицы и переулки «жертвы» неизбежны в любом случае – вопрос только в их числе.
Как известно, любая академия, существующая на государственные деньги, – наук общих, наук медицинских, наук сельскохозяйственных и прочих является очагом интриг и «подсиживаний». Не исключением была и Академия архитектуры. Когда в 1955 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве», завистники и недоброжелатели Мордвинова не преминули этим воспользоваться. Впрочем, Мордвинов и сам был отчасти «виноват» – к Постановлению он отнесся критически и был снят с поста президента.
Однако талант и организаторские способности Аркадия Григорьевича не дали ему долго пребывать в опале: ему были поручены проекты планировки и застройки Комсомольского проспекта и микрорайона Черёмушки в Москве (1958 – 1964 гг.). Это были последние работы зодчего. Похоронили его на Новодевичьем кладбище Москвы.
Почтамт в Харькове (1927 – 1930). Один из выдающихся образцов конструктивизма в СССР
Комплекс жилых домов на ул. Тверской, быв. ул. Горького (1937 – 1940)
Комплекс жилых домов на Фрунзенской набережной (1939)
Гостиница «Украина». (проект в 1949 г., строительство в 1953 – 1957 гг.) Первоначальное название «Дорогомиловская» было изменено по распоряжению Хрущева. Высота со шпилем 206 м. Для строительства 7-ми высотных «сталинских» домов были специально разработаны новые строительные конструкции, новые способы производства работ и новая техника, которые дали толчок развитию технологии строительства в СССР.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Фото из открытых интернет-источников