Культура – третий союзник России

Русский человек должен осознать, что он заражен русскоязычной культурой

Закон О культуре в России  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
25
Время на чтение 7 минут
Фото: Из личного архива автора

1. Россия переживает один из труднейших периодов своей истории – противостояние очередному нашествию полчищ врагов во главе с США, не войны холодной или горячей, а именно гибридного нашествия. Против нас мобилизована вся Европа, да и часть Евразии. И потому необходима мобилизация всех сил России. Опять требуется жертвенное служение России всех её сыновей и дочерей. И культура тут не исключение. Это всё больше и больше начинают чувствовать граждане России.

Алексей Варламов в статье «Где начинается Россия» пишет: «к известной фразе Александра Третьего о том, что у России два союзника – армия и флот – можно смело добавить третьего – литературу. Она всегда была на русской стороне. Она Россией жила, даже оказываясь в изгнании или подполье, она прорывалась сквозь цензуру и была наполнена тем русским духом, который учует даже самая неопытная баба-яга, однако это – если так можно выразиться – высокая, вечная сторона вопроса, а есть и более узкая, прагматичная, что с русской литературой происходит сейчас?» (Литературная учеба. 2015. № 6. С. 50). А происходит то, что она всё больше и больше подменяется русскоязычной литературой, которая не является и никогда, ни при каких обстоятельствах не будет союзницей России. В самом деле, для них Россия – лишь «эта страна», а никакая ни Родина, ни Отечество, ни Матушка-Русь. Ольга Седакова декларирует:

Не люблю я ни бедных и богатых,
ни эту страну, ни другие,
ни время дня, ни время года –
а люблю, что мниться и виниться:
таинственное веселье.
Ни цены ему нет, ни смысла.

У русскоязычных, даже у тех, кто причисляет себя к православным, как Ольга Седакова, своё, нерусское отношение к Христу:

Ты гори, не ведомое пламя,
ничего другого мне не нужно…
Ты гори, передавай известье
Спасителю, небесному Богу,
Что Его на земле еще помнят,
не все еще забыли.

А вот Юрий Кузнецов верил иначе:

Полюбите живого Христа,
Что ходил по росе
И сидел у ночного костра,
Освещенный, как все.
Где та древняя свежесть зари,
Аромат и тепло?
Царство Божье гудит изнутри,
Как пустое дупло.
Ваша вера суха и темна,
И хромает она.
Костыли, а не крылья у вас,
Вы разрыв, а не связь.
Так откройтесь дыханью куста,
Содроганью зарниц
И услышите голос Христа,
А не шорох страниц.

Надо ли удивляться тому, что Ольга Седакова объявляется гением русской поэзии. Владимир Ермаков пишет: «Ольга Седакова – особое явление в русской поэзии, чудесное и очевидное. Все художники, по определению, не равны друг другу, но Седакова самая неравная среди всех. Она умна необыкновенно и талантлива необычайно – но умна иначе, чем соразмерные ей мыслители, и талантлива по-другому, чем современные писатели. Если бы у меня хватило смелости на оценочное суждение, я бы сказал, что в нашей литературной иерархии её творческая личность в наибольшей степени соответствует критериям гениальности».

2. Следует помнить, что единое культурное пространство – важнейший элемент единства Российской Федерации. Русскоязычность раскалывает его, и потому оно должно быть осознано и преодолено, пока не поздно. Отсутствие единого культурного пространства сто лет назад было одной из причин революции в Российской Империи. Появившееся в России со времен Петра подражание Европе поразило тогда почти всю верхушку общества. Она была уничтожена, а остатки выброшены из России, но и Россия пережила чудовищные потрясения. Нечто подобное может произойти и теперь, если мы не осознаем пагубности русскоязычности в жизни современной России.

3. При триедином подходе к национальности, который развиваю я, выделяя в ней три составляющие: этническую, племенную, культурную, нельзя однозначно определять национальность человека, родители или предки которого покинули родину, а он состоялся как творец в новой стране или в другом народе. Поэтому русскими евреями, а не просто русскими или евреями, следует считать Исаака Левитана, скульптора Антокольского, поэта Осипа Мандельштама. В свете культуры они, несомненно, русские, оставаясь по крови евреями. Поэтому им труднее принять православие, русские символы, обычаи и традиции, и к их суждениям о них мы должны относиться сдержанно, понимая их «слепоту» или хотя бы их «дальтонизм» в этих вопросах. Но и они должны понимать эту сдержанность. И не видеть в этом признаки антисемитизма.

4. В истории совместного проживания разных народов есть случаи создания своего псевдонационального языка. Это идиш, баварский диалект немецкого языка, «приспособленный», модернизированный для евреев. Существует и литература на идише. (Шолом-Алейхем). Но можно ли её считать еврейской литературой? Если она пережила своё время – то да.

«Русишь» дальше создания отдельных слов не пошёл. Воробейчик вместо воробушка, соловейчик вместо соловушки. Но они создали в России так называемую русскоязычную поэзию, шире – русскоязычную культуру. Чем она отличается от русской? В ней отразились многие характерные черты еврейского племени со всей его избранностью и трагической судьбой. Еврейская публицистка, живущая в Германии, представительница «третьей волны» эмиграции, Соня Марголина пишет: «Еврей – не фантастическая выдумка. Его самосознание начинается с ощущения ″отличности″. Оно коренится в традиции избранности, которая, потеряв религиозную непосредственность, реализуется в мирской сфере чувством превосходства и нарциссизма». Когда эти черты преобладают в творчестве перед нами русскоязычные поэты, художники, философы. Когда они (эти черты) отходят на второй план или вовсе изживаются, художник становится русским. С этим приходит русское восприятие многого, прежде всего природы, она становится родной. А через это художник начинает по-своему чувствовать Творца, Божественное присутствие в природе. Он проникается высокой и светлой печалью, которую и отражает в своем творчестве. Художник Константин Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.

– Что с вами? – спросил я Левитана.

Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.

– Я не могу, – как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это – как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

Впоследствии Левитан писал: «Я никогда еще не любил так природу, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто разлитое во всем».

5. Русскоязычные деятели обычно усиленно распространяют зарубежную культуру, которая идет как бы от их души. Но они также плохо понимают европейскую культуру, как и русскую. Г.В. Свиридов писал: «искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания Народа. Когда искусство перестает быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла. Поэтому они (эти люди) с равным удовольствием поклоняются Шекспиру и Пушкину, Баху и Чайковскому и т.д. … В конце концов, человеку, которому не дорого своё (в данном случае – русское), вернее, для которого это не своё, зачем ему любить Репина, Сурикова или Нестерова более, чем Ван Гога или Сезанна. Они для него как бы одинаковы. Но и в Сезанне он видит только поверхность и не понимает его существа, потому что Сезанн – такое же глубоко Французское явление, как Чайковский – Русское и т.д. Поэтому идеал их – любить как бы всё» (Свиридов Г. Музыка как судьба. М., 2002, С. 196-197).

6. Имеет ли право на существование русскоязычная культура, поэзия в частности, или это сорняки, плевелы в русской культуре, которые надо беспощадно выпалывать и сжигать? Несомненно, имеет, раз кому-то она близка, если она сохраняет нерусских русских в мире культуры. Тем более мы видим, как нерусские по происхождению творцы могут органично влиться в русскую культуру и обогатить её. Опасность здесь заключается в том, что её усиленно пропагандируют и пытаются поставить на место подлинной русской культуры, замалчивая при этом подлинных русских гениев. Русскоязычная культура внутренне чужда русскому человеку, и преобладание её в культуре приведёт к тому, что простой человек охладеет к культуре вообще, что мы уже и наблюдаем, но даём этому другие объяснения. Понимание этого нужно всем, чтобы не быть «опущенными» в низкопробный «культурный» шоу-бизнес, ведущий к деградации человека любой национальности. Замечу ещё, что русскоязычная культура недолговечна. Она редко переживает своё время, несмотря на то, что её искусственно сохраняют и даже пропагандируют какое-то время. Русскоязычный «гений» редко переживает своё время. Сколько таких «гениев» безвозвратно кануло в лету. Само время «выпололо» их из русской культуры.

7. Что делать в таких условиях русскому человеку? Осознать, что он заражен русскоязычной культурой. Искоренить эту заразу, пока она не стала проказой. Сначала в себе, потом в своей среде, далее, где только можно. Без этого его борьба с русскоязычностью не будет успешной. Постоянно обращаться к отечественным классикам, помнить, что они говорили, чему учили. «Высшее искусство, – писал Г.В. Свиридов, – это национальное искусство. И в нём есть, ко всему прочему, понятному всем, ещё главное, глубинное, почвенное, которое должно быть доступно уже не всем. Так вот, чем больше этих не всех, понимающих сакраментальную сущность искусства как выражение духа, тем выше творец такого искусства, тем он крупнее. Америка или, например, Дания и другие богатые маленькие европейские страны не имеют своего, живут чужим, думая, что они понимают его, у нас же есть своя духовная культура. Надобно её продолжать, развивая её традиции» (Свиридов Г. Музыка как судьба… С. 197).

8. Почему так важен разговор о русскоязычной культуре и понимание этой проблемы не только нами, но и властями всех уровней. Русская культура, но ни в коем случае не русскоязычная культура, – надёжный и верный союзник государства, можно сказать, одна из опор его. Святейший Патриарх Кирилл на XVIII съезде ВРНС сказал: «Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла бы появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства… Судьба же русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня – значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия».

Борис Георгиевич Дверницкий, русский мыслитель, публицист, Санкт-Петербург

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Уважаемый Борис Георгиевич, Вы рассуждаете так, как будто на дворе 1970 год, или даже 1870-й.
Т.е. товремя, когда Литература ещё что-то значила в общественной жизни народа.
Когда несла некую внеэстетическую функцию, исполняя миссию квази-церковности. Воплощение совести, переживания кататрсисов, подталкивающие к метанойе и т.д.

Ничего этого сегодня нет и быть не может.

Кому нужно каяться - идёт в храм.

Кому хочется развлечься - читает русскоязычную литературу в спектре от дешёвой бульварной пошлости до остроумия, скажем В.Пелевина или кого-нибудь ещё из русскоязычных.

всё вернулось на круги своя.
Это не знаяит, что не будет больше эпоса, а останутся только справочники, учебные пособия и развлекуха.
Будет и эпос.
Но роль его несопоставима с той ролью, которую играла Великая Русская Литература в эпоху от Пушкина и Достоевского до Высоцкого и Солженицына.

Которые были больше, чем просто эстетика и т.д.
Павел Тихомиров / 28.09.2024, 06:50
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
Диптих
25.08.2024
Россия и Украина
Об образе будущего мира в Европе и Евразии
09.08.2024
Вавилонские башни последнего времени
Это как бы суррогаты всеобщего стремления людей к Богу, к нашей мечте о «новом небе» и «новой земле» Апокалипсиса
18.07.2024
О государственной реальности
В какой стране мы живем и будем жить?
13.06.2024
О русском мире
В наше время существование суверенной, самобытной и независимой России говорит о возможности другим народам сохранять свою культуру, свою самобытность и независимость, несмотря на давление англосаксов
09.04.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Закон О культуре в России
Наша общая Победа!
Правительство России утвердило новую Стратегию государственной культурной политики до 2030 года
17.09.2024
Наука и кадры в свете защиты традиционных ценностей
Выступление на встрече с Председателем движения «Культурный фронт России» Николаем Петровичем Бурляевым
13.09.2024
«Культурным быть модно!»
В Доме писателя прошла конференция в поддержку изменений в Закон о культуре, предлагаемых Н.Бурляевым
09.09.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Путь решения межнациональных проблем
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
27.09.2024
Украина в поиске наемников
Киевский режим приводит всё больше доказательств того, что он является террористической группировкой
27.09.2024
Русский человек, проснись от вековой спячки
На наших глазах происходит самая смертоносная схватка между силами добра и силами зла
25.09.2024
Постпред России в ООН: украинцы не хотят
идти воевать, мы сражаемся не с нацией
25.09.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
О разгоревшемся споре вокруг предложения запретить антисоветизм
27.09.2024
Спасти язык отчич и дедич!
Пора начать принимать меры для исправления бедственного положения русского языка
27.09.2024
«Мы сильно преувеличиваем плоды миссионерства в Интернете»
О призыве Предстоятеля усилить миссионерскую деятельность, в том числе в медиа-пространстве
25.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Культура – третий союзник России
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.09.2024 06:50
«Иначе просто нам хана»
Новый комментарий от Апографъ
28.09.2024 06:00
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Апографъ
28.09.2024 05:54
Борьба между видами патриотизма
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.09.2024 04:01
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.09.2024 03:45
Сталина мало, нужен православный Тамерлан
Новый комментарий от С. Югов
27.09.2024 23:17