На протяжении всей своей истории Россия подвергалась нападениям то с запада, то с юга, то с востока. Русскому человеку по природе своей склонному к мирной жизни, постоянно приходилось отстаивать свою землю с оружием в руках. Поэтому слова обозначающие пахаря и воина у нас однокоренные – ратай и ратник. За многие века в народном русском характере закрепились качества присущие воинам. Они вошли, как сейчас говорят, в менталитет русского человека.
В народном коде закрепились отзвуки многочисленных сражений и тягот военного времени. Вот почему у нас наиболее частым стало пожелание мирного неба над головой или другими словами «лишь бы не было войны». Но в случае необходимости мы всегда готовы собраться и мобилизоваться для отражения очередной агрессии. Так происходит и в наши дни.
В тоже время, имея в себе крепкий воинский дух русский человек в тяжёлую годину обращался за благословением и помощью к Спасителю. Благоверный князь Александр перед битвой со шведами молился: «Приими оружие и щит и стани в помощь мне, да не рекут враги наши: где есть Бог их? Ты бо еси Бог наш и на Тя уповаем, и Тебе славу воссылаем». Выйдя из церкви, он обратился к своим воинам: «Братия, нас немного, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде!»
Многие наши воины и полководцы вели жизнь благочестиво и были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Причём святых воинов собралось такое множество, что по их житиям можно изучать историю России. Не случайно новая книга нашего автора Владимира Анищенкова так и называется «Русские святые воины в тысячелетней истории России».
Начинается книга с жизнеописания благоверного Великого князя Владимира и завершается рассказом о полководческом пути императора Николая Второго. О его служении в качестве Верховного главнокомандующего сведения скудны. А ведь именно в годы, когда Николай Александрович принял на себя верховное командование, был подготовлен и осуществлён знаменитый Брусиловский прорыв.
Сразу отметим, что книга не стала парадно-показательной витриной. В ней представлена объективная картина нашей истории с её трудностями и поражениями. В том числе предательство по отношению к Царю в XX веке и горестное время монгольского нашествия. О чём говорится в главе, посвящённой князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу. Ему так и не удалось объединить русские силы для совместного сопротивления смертельной угрозе. Русские княжества были разгромлены поодиночке. Сам Юрий Всеволодович погиб в битве на реке Сити, в которой полегла вся русская рать. В этой же битве погиб и ростовский князь Василько. И всё же Русь после страшного разгрома сумела собраться и одолеть грозного врага. Славной битве на Куликовом поле посвящены главы с жизнеописанием князя Димитрия Донского и его сподвижников иноков Пересвета и Осляби.
Церковное прославление князя Димитрия произошло уже в наше время. Как и флотоводца Фёдора Ушакова. С его именем связано становление победоносного Черноморского флота. Под его командованием русские моряки одержали ряд блистательных побед над турецким флотом, одним из сильнейших на то время. Русская морская экспедиция, возглавляемая Ушаковым, освободила от французских революционных войск целый архипелаг греческих островов. Русский флотоводец способствовал превращению этого архипелага в независимое государство. В представляемой книге читаем: «Фёдор Фёдорович Ушаков составил конституцию республики Семи островов, освобождённых русским войсками. Так образовалась первое греческое национальное государство нового времени. Ушаков говорил впоследствии, что «имел счастие освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие и спокойствие...» В результате русское влияние распространилось на Адриатику и Средиземное море.
Как истинно верующий христианин Фёдор Фёдорович каждую победу отмечал духовным празднеством. Вот как описано торжество взятия неприступного острова-крепости Корфу. «На другой день после сдачи крепости, когда главнокомандующему привезены были на корабль “Святой Павел” французские флаги, ключи и знамя гарнизона, он сошел на берег “торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия... Радость греков была неописуема и непритворна. Русские зашли как будто на свою родину. Все казались братьями, многие дети, влекомые матерями на встречу войск наших, целовали руки наших солдат, как бы отцовские”. — Писал свидетель тех знаменательных дней. Был отслужен благодарственный молебен с выносом мощей, особо почитаемого в России, святителя Спиридона Тримифунтского».
Читаем далее: «Не менее восторженно позже встречали русских воинов-освободителей в Италии. Ушаковский десант освободил Бари, где также был отслужен молебен у мощей покровителя мореходов святителя Николая. Следом была освобождёна столица Южной Италии Неаполь. 30 сентября 1799 года русские воины вступили в Рим! Вот что писал адмиралу Ушакову командир русского отряда, освободившего Вечный город от французов, лейтенант Балабин: “Вчерашнего числа с малым нашим корпусом вошли мы в город Рим. Восторг, с каким нас встретили жители, делает величайшую честь и славу россиянам. От самых ворот св. Иоанна до солдатских квартир обе стороны улиц были усеяны обывателями обоего пола. «Виват Павло примо! Виват московито!» — было провозглашаемо повсюду с рукоплесканиями. «Вот те, кои бьют французов и коих они боятся! Вот наши избавители!» Вообразите себе, ваше высокопревосходительство, какое мнение имеет о нас большая и самая важная часть римлян, и сколь много радости произвела в них столь малая наша команда!”»
Так и хочется сказать: «Европейцы, не забывайте кто ваш освободитель».
Последние годы знаменитый флотоводец провёл в Санаксарском монастыре. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков ... вел жизнь уединенную ... по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, ... по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Вот такие они, наши святые воины. Непобедимые и праведные.
Редакция Русской народной линии