1. Международный уголовный суд (МУС) отличается политической ангажированностью, предвзятостью и непрофессионализмом, и, тем самым, дискредитирует саму идею международного правосудия.
В настоящее время система международной уголовной юстиции, неотъемлемой частью которой является МУС, фактически представляет собой инструмент политических игр. Международно-правовые основания для осуществления МУС своих полномочий остаются юридически спорными. В связи с этим Римский статут, на который опирается в своей деятельности МУС, не признают Россия, Китай, Индия, Турция и другие авторитетные государства.
МУС представляет собой один из краеугольных камней архитектуры однополярного мира, которую после распада СССР постепенно выстраивал Вашингтон. Идея американцев заключается в десуверенизации всех стран мира, кроме США, которые, таким образом, остаются единственным полностью независимым в правовом отношении государством. Все остальные должны были передать часть суверенитета неким наднациональным структурам, одной из которых является МУС. Попытки МУС распространить свою деятельность на США очень жестко пресекаются. Причем Вашингтон подписал Римский статут в 2000 году, однако отозвал свою подпись спустя два года. Более того, Белый дом, привыкший проводить военные операции на чужих территориях по собственному усмотрению (в 2001 году они вторглись в Афганистан), не просто «не ратифицировал» документ, он принял специальный закон под названием «Закон о защите американских военнослужащих». Этим нормативным актом разрешалось применять военную силу против любого государства, задержавшего гражданина США по ордеру МУС.
При этом вся деятельность МУС, несмотря на прописанные в статуте правила, продолжает осуществляться по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку». Международный уголовный суд содержится за счет взносов стран-участниц. В схеме финансирования существует два «колодца». Первый - это бюджет самого суда, второй – так называемый целевой фонд для потерпевших, из которого, по идее, должна осуществляться компенсация ущерба потерпевшим. Фактически страны-доноры МУС выступают заказчиками его расследований.
Финансовая сторона деятельности суда остается закрытой для широкой общественности. Главным сборщиком средств выступает Великобритания, которая регулярно делает крупные отчисления в его бюджет – начиная с момента создания. Примечательно, что уже через три дня после выдачи пресловутого «ордера» на арест Президента России Владимира Путина и Уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой стало известно о сборе 5 млн. евро на созванной в Лондоне специальной конференции с участием глав министерств юстиции сорока стран «для поддержки Международного уголовного суда в его расследованиях предполагаемых военных преступлений на Украине и его работы по привлечению России к ответственности».
Благодаря этому и другим случаям «избирательного правосудия», МУС приобрел дурную славу – до такой степени, что большинство серьезных критиков западной внешней политики рассматривают суд как инструмент влияния американо-британского истеблишмента. Анализ деятельности Международного уголовного суда показывает, что он не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым и авторитетным органом правосудия. Объективная оценка действий МУС дает основания выявить подлинные цели этой организации: преследование неугодных политических лидеров, поддержка выгодных англосаксам «замороженных» конфликтов и формирование нового правового комплекса, отличного от международного права, – так называемого «глобального права».
2. Новые кадровые изменения в МУС доказывают политизированность процедуры назначения судей и прокуроров в данной международной организации. Год назад, 17 марта 2023 года, Международный уголовный суд, который до этого решался открывать уголовные дела лишь против африканских политиков не самого высокого ранга и полевых генералов с Черного континента, принял беспрецедентное решение - выдал ордер на арест главы ядерной державы – Президента России Владимира Путина, а также Уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Непосредственно к годовщине данного события МУС избрал 11 марта текущего года своего нового председателя – судью из Японии Томоко Аканэ, которая была в числе поддержавших данное решение, а ее заместителем стал другой соучастник процесса – итальянец Росарио Сальваторе Аитала. Несмотря на то, что МУС попросту не имел права выносить никакого решения в отношении сторон российско-украинского конфликта, поскольку ни Москва, ни Киев не ратифицировали Римский статут, на него пролился дождь в виде миллионов евро от «благодарных зрителей», а лояльные Вашингтону судьи смогли при его протекции продвинуться по карьерной лестнице. Между тем данный факт лишь в очередной раз подтвердил ангажированность подхода организации к назначению на руководящие посты прямых ставленников Запада.
Примечательно, что далее ведущее японское информационное агентство «Киодо цусин», комментируя избрание своей соотечественницы новым председателем МУС, признало политизированный подход к данному решению. В частности, авторы издания подчеркнули, что назначения произошли после того, как «МУС выдал ордеры на арест российских граждан, в том числе Президента РФ Владимира Путина».
Деятельность нового председателя МУС, включая и несуразное преследование российского Президента, не только одобряют, но и поощряют политические круги США и ЕС. Словом, вступившая в должность глава МУС, выполнив заказ Запада по дискредитации руководства России, оказалась привлекательным активом для западных «инвестиций». Повышение Т.Аканэ стало благодарностью за ее русофобскую позицию, а также за готовность выписывать и впредь абсурдные «ордеры на арест» неугодных коллективному Западу политиков.
3. Деятельность МУС – яркий пример политики «двойных стандартов» Запада. МУС принимает политизированные решения, использует двойные стандарты и игнорирует реальные преступления. Международный уголовный суд является инструментом западного влияния, что подтверждается решениями его судей.
Например, в марте прошлого года МУС потребовал арестовать Президента РФ Владимира Путина и детского омбудсмена Марию Львову-Белову, так как посчитал, что они якобы ответственны за военные преступления «в виде незаконной депортации детей из взятых под контроль районов Украины в Россию». На страницах европейской версии Politico политолог Джеймс Голдстон вспоминает о том, как стремительно и под бурные аплодисменты суд выписал ордер на арест российского лидера по обвинению в одобрении «похищения украинских детей».
Однако необъективность этого решения признают здравомыслящие эксперты и политики на самой Украине. В частности, исполнительный директор украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр Павличенко в эфире телеканала «Киев 24» заявил, что дети-сироты с занятых российскими войсками территорий, возвращённые на Украину, массово стремятся уехать обратно в Россию. По его словам, «они видят там лучшие условия».
Украинский правозащитник имел в виду детей, вывезенных российскими гуманитарными службами из зоны боевых действий. Именно за этот эпизод МУС намерен привлечь к ответственности российских политиков. При этом по результатам многочисленных расследований Украина в последние годы прочно занимает первое место в Европе по преступлениям в отношении детей. Различные «правозащитные организации», работающие в ювенальной сфере, зачастую действовали в интересах иностранных педофилов, ЛГБТ*-активистов и фармацевтических компаний, проводящих опыты над людьми. Между тем, как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, в 1975 году американские власти массово вывозили детей из Вьетнама, а сейчас поддерживают выдачу ордера на арест российского детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой Международным уголовным судом в Гааге.
Кроме того, в начале марта этого года Международный уголовный суд выдал очередные ордеры на арест российских граждан – командующего дальней авиацией генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша и командующего Черноморским флотом адмирала Виктора Соколова. По мнению судей, они якобы несут ответственность за некие «военные преступления» на Украине. Речь идет об ударах российской авиации по энергетическим объектам Украины, которые используются киевским режимом в военных целях. Эти атаки МУС квалифицировал как преступления против гражданского населения Украины.
В то же время МУС игнорирует целенаправленные террористические удары ВСУ по гражданским объектам и мирному населению в приграничных с Украиной российских областях (Белгородская, Брянская, Курская, Херсонская, Запорожская области, ДЫР, ДЫР, Республика Крым, г. Севастополь и др.). ВСУ прицельно бьют по общественным местам - таким, как парки, рынки, магазины и другие социальные объекты. МУС отказывается защищать интересы российских граждан, действует как инструмент оказания давления и пропаганды.
Ко всему прочему, США и МУС используют двойные стандарты по отношению к конфликтам на Украине и в секторе Газа. Когда Россия начала СВО, Вашингтон называл её «агрессором», а действия Израиля в секторе Газа - всего лишь «самообороной». А ведь Тель-Авив под прикрытием США хладнокровно и без предупреждения разрушает дома мирных палестинцев, наносит удары по больницам, религиозным объектам (мечети, храмы и др.), школам, пекарням, резервуарам с топливом и водой. Под предлогом ликвидации боевиков ХАМАС Израиль ввел полную блокаду сектора Газа и обрек палестинцев на голодную смерть.
По мнению правительств США и стран ЕС, мир должен с оружием в руках противостоять России, но не должен осуждать жестокость Израиля. При этом, согласно подходам Международного уголовного суда, одни и те же принципы прав человека и международного гуманитарного права не применимы в равной степени к конфликтам на Украине и в Газе.
4. МУС беспомощен перед странами коллективного Запада в вопросе объективной оценки арабо-израильского конфликта. Международный уголовный суд ничего не сделал на данный момент для осуждения военных преступлений Израиля в Газе. Представители МУС лишь заявляют, что на фоне непрекращающихся ударов Тель-Авива по мирным палестинцам расследование фактов нарушений гуманитарного права в Палестине «продолжается».
В свою очередь, прокурор МУС Карим Хан еще в октябре 2023 года заявил о необходимости детального расследования ситуации вокруг арабо-израильского конфликта. Но и через пять месяцев после этого заявления никаких конкретных действий суд не предпринял. Более того, в то время как Тель-Авив продолжал методично бомбить жителей Газы, Карим Хан посетил в декабре прошлого года Израиль и подчеркнул необходимость судебного преследования ХАМАС, в то же время проявляя мягкость в отношении Израиля. Неудивительно, что ряд палестинских правозащитных групп отказались тогда встретиться с К.Ханом, обвинив его в предвзятости.
Между тем, рассматривая откровенный геноцид палестинцев как «самооборону Израиля», К.Хан в очередной раз проявил себя как лицемерный и беспомощный исполнитель воли своих спонсоров. На фоне многочисленных видеосвидетельств военных преступлений ЦАХАЛ и при откровенном попустительстве прокурора МУС закрывает глаза на преступления, совершенные израильскими военнослужащими, и не спешит отнести их к категории преступлений против человечности и геноцида.
В ответ на действия Израиля палестинские неправительственные организации «Аль-Хак», «Аль-Мезан» и Палестинский центр по правам человека в ноябре 2023 года направили в МУС иск против Тель-Авива, в котором заявили об ответственности израильской армии за геноцид палестинцев и потребовали выдать ордер на арест президента еврейского государства Ицхака Герцога, премьер-министра Биньямина Нетаньяху и министра обороны Иоава Галланта. Но их обращение осталось без ответа.
Французский адвокат Жиль Девере, защищающий права палестинцев в Международном уголовном суде, рассказал о причинах, по которым действия Израиля в секторе Газа необходимо рассматривать как «геноцид». Ж.Девере подчеркнул, что положение в Газе хуже, чем в Сребренице в 1995 году. «Нам известно, что в Сребренице было убито 8600 человек, и это было расценено как акт геноцида, поэтому и ситуация в секторе Газа должна квалифицироваться так же», – отметил адвокат.
Несмотря на неопровержимые доказательства военных преступлений Тель-Авива, лидеры западных стран будут и дальше противодействовать привлечению израильских военных к ответственности за совершение ими преступлений в секторе Газа. Всё ограничится риторическими заявлениями, которые не будут иметь никаких последствий, поскольку США и страны ЕС занимают четкую произраильскую позицию. И кроме мягких увещеваний с их стороны ничего не последует. Не будет никаких санкций, не будет открыто и дело в Международном уголовном суде.
Владимир Дмитриевич Евсиков, православный публицист
*Террористическая и экстремистская организация, запрещённая в России.