С Днём КОСМОНАВТИКИ, соотечественники! С Днём КОСМОНАВТИКИ, мир!
12 апреля 1961 г вселенная услышала на русском языке «ПОЕХАЛИ!» Космический корабль «Восток» вышел на орбиту впервые с человеком на борту, с нашим Юрием Гагариным.
«Казань космическая», вообще говоря, мало известна широкой публике в этом качестве, хотя в годы войны сюда были эвакуированы многие военные предприятия из Ленинграда, например, в Дербышки, две крупные фирмы оптики и точной механики, а потом – и электроники – оптико-механический завод и институт прикладной оптики. В последнем всю жизнь трудились мои родители.
С Казанью связаны годы работы великого Королёва в «шарашке» на моторостроительном заводе, где он в 1942-1945 годах создавал реактивные двигатели для авиационного применения. И Сергей Павлович, между прочим, был одним из первых преподавателей на кафедре реактивных двигателей моего родного Казанского авиационного института.
А мне вспоминается юбилейная 50-я годовщина первого полёта человека в космос в Казани, так получилось, в кабинете тогдашнего министра образования РТ. Здесь мы с участием представителей аппарата тогдашнего президента РТ собрались обсудить проблемы ущемления русского языка в региональном образовании. Ровно 12 апреля 2011 года.
Татарские националисты, находящиеся тогда у власти региона в избытке во всех ветвях, насаждали, в том числе через «свой в доску» региональный парламент, татарский язык детям в образовании. Всем поголовно в обязательном порядке и вне зависимости от национальности ребёнка. Поэтому вопрос на данном совещании в кабинете высокого чиновника предстояло обсуждать непростой и в сложной недружественной обстановке.
В нашей команде инициаторов обсуждения проблемы были представители русскоязычной родительской общественности, у которых тема принудительного татарского языка «болела» почти физически, в каждой семье. Их лидер Екатерина Беляева была готова к настоящей битве за права детей, за право русского государственного языка Российской Федерации в образовании региона. Формально регион числился Российским. А по факту, ущемление русского языка не было тогда единственной проблемой, местные власти вовсю «топили» за суверенитет, разрешённый без ограничений Ельциным ещё в 92-м. Здесь был тогда свой президент, своя конституция, во многом противопоставленная Российской, как и всё законодательство, формировавшееся, повторим, «своим в доску» для татарских национал-сепаратистов региональным парламентом – Государственным советом республики. Действовал даже договор с Россией! «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами ГОСУДАРСТВЕННОЙ (! – выделено мной, М.Щ.) власти Республики Татарстан» – так он и назывался, будучи заключённым ещё в начале 90-х и продлённый в 2007 г.
Заходим в кабинет, располагаемся, министр уже ворчит, председатель нашего Общества Салагаев (17 марта 1952 – 18 июля 2014) комментирует, что действия министерства, в общем-то, не дружественны, а я решаю напомнить о дате и призываю всех начать с позитива, и почтить событие мирового значения 12 апреля вставанием.
«Почему я должен вставать?» – была первая спонтанная реакция министра. И потом ещё после минуты препирательств чиновничество спас Александр Терентьев, тогда начальник отдела аппарата президента РТ, сейчас сенатор Федерального собрания от Татарии в Совете Федерации. Александр Михайлович зааплодировал, все ему стали вторить, а я сквозь аплодисменты назидательно попросил не забывать, что слово «ПОЕХАЛИ» впервые в таких обстоятельствах прозвучало на русском языке.
«Какая разница?» – вновь закочевряжился министр, как бы уравнивая русский язык с другими языками, по долгу службы, очевидно с татарским.
«Для нас – принципиальная», – отчеканил я.
В 2017 г. накануне ожидаемого продления договора между Казанью и Москвой был с помпой проведён «Съезд народов Республики Татарстан» – подобные мероприятия всегда здесь проводятся для легитимации событий, связанных с суверенитетом региона. Всех участников разодели в дорогущие национальные костюмы за десятки тысяч каждый – от узбеков в полосатых халатах до немцев-тирольцев и прочих. Но высоко бюджетное костюмированное собрание не помогло – договор Москва не продлила, «суверенный фантик» прекратил своё существование. А через год президентом Путиным были даны и соответствующие поручения по языковому блоку. Татарский язык с тех пор желающие учат с удовольствием, но исключительно на добровольной основе, а русский язык перестал быть «государственным языком Республики Татарстан», изучается здесь в школах по федеральным стандартам – отрадно, что в этом и наша сложная и кропотливая работа.
А в январе прошлого года местные парламентарии вдруг отменяют для главы региона звание «президент» (вызывающе цеплялись за него более 10 лет), заменив его не всем понятным, зато оригинальным «раис» и меняют аж 64 статьи местной конституции, исключив термин «суверенитет» и более-менее приведя её в соответствие Федеральному Основному закону. И эта работа всё продолжается, однако ещё что-то всё-таки мешает укреплению Российского единства со стороны Республики Татарстан.
Татары, надо сказать, традиционно последнее столетие занимали видное место как в создании авиационной и космической техники, так и в её пилотировании, но если гипотетически представить, что если бы первым в космос полетел татарин, то его слова были бы безусловно на русском языке. Поэтому «какая разница» (на каком языке произнесено первое слово в космосе) мог сказать только космополит либо местечковый мелкий националист – и от тех и от других стране надо срочно и решительно избавляться, как удаляя их и из федеральных пространств, так и выковыривая из региональных нор – подведут в самый сложный момент или в спину выстрелят, и над этим последовательно должен работать не только президент Путин, но и получившие его доверие региональные руководители. Когда раис Республики Татарстан начнет, наконец, подчищать своё окружение от наследников лихих 90-х? От тех, кто не на шутку развернул семейный «бизнес» на теле региона, пилит федеральные средства, от тех, чьи дети тусуются, не вылезая из «европ», кто внедряет в ряде муниципалитетов «чистоту татарскости» и отмену православных крестов, и кому, условно говоря, «какая разница»...
Кстати, во время последнего визита Путина в Казань, он в очередной раз многих удивил неожиданным, казалось бы, предложением. Речь о межконтинентальном сверхзвуковом стратегическом бомбардировщике-ракетоносце с крылом изменяемой стреловидности Ту-160М, разработанном в СССР ещё в 1970-х годах, производство которого сейчас возобновлено на Казанском авиационном заводе. Владимир Владимирович предложил назвать сверхмогучий, сверхсовершенный бомбардировщик-ракетоносец именем ... первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева.
Многие стали возмущаться, мол, где «Илья Муромец» и «Валерий Чкалов» (имена самолётов Ту-160), и где Минтимер Шаймиев? Но один умный человек разъяснил мне смысл этого дальновидного хода. «Этим шагом Путин как бы усадил Шаймиева и всю созданную им за тридцать лет команду в условный окоп рядом с собой, дал винтовку, и показал где враг. Вот, теперь в бою и проверит на верность России, её народу и верховному главнокомандующему», – образно заключил проницательный товарищ.
Так, ведь, и не поспоришь!
Одна из проекций Ту-160 с изменяемой стреловидностью
И всё-таки татарское «бару» – это не русское «поехали». Другое дело «алга» – в переводе с татарского «вперёд», но слово по своей сути – непереводимое, уникальное! Его разъяснили КВНщики из команды «Четыре татарина», мол, у татар нет слова «назад», татары разворачиваются, и «алга!» И не даром один из передовых батальонов в зоне СВО, называется «Алга» – ребята крепко воюют с нацистами, плечом к плечу татары, русские и другие.
А технические науки, особенно авиация и космонавтика, – локомотив развития отечества во всех измерениях, так справедливо утверждают эксперты. И Казань со времён Великой отечественной и после неё – один из флагманов авиации и космонавтики, и не следует терять марку ни русским, ни татарам, живущим на этой благодатной земле.
Так что с воодушевлением возглашу к братьям-татарам: «Татарлар, алга!» («Татары, вперёд!» – тат.)
И все вместе грянем на русском языке: «Казань, ПОЕХАЛИ!»
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения Русского собрания, доцент КНИТУ-КАИ, г. Казань