Как, почему по воскресениям надо посещать храм, правило же, положено! И это – верно, как и многое, что в жизни мы выполняем, поскольку именно «так положено». Но душой хотеть исполнять правила – не заставишь. Чтобы душа стремилась в храм – у нас, православных, есть ещё много всего – как в нашем храме, в который идём, так и во всём, что вокруг него. Недаром послы, побывавшие в византийских землях, говорили князю Владимиру, что не понимали, где находятся во время литургии – на Земле или на Небесах. Что Бог живет там среди людей, что невозможно забыть эту красоту. Но и не только само богослужение и чудное православное пение, что даже неверующих восхищает, ласкает слух. Не только архитектура, иконопись, через которые люди далёкие от православия, обретали присутствие Святого Духа, приходили к вере.
В подробностях обо всём нужен отдельный рассказ, а мы приведём лишь эпизод из личного опыта автора, только одного посещения церкви в воскресный день.
Супруга моя любит счёт деньгам. И когда я сказал, что хорошо бы пойти на воскресную литургию в кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери, где за свечу благословляется от тридцати рублей, а за имя в записке чтоб в алтаре помянули – по десяти, собиралась с вечера, будильник поставила, хоть в выходной так иногда хочется поспать подольше.
В храм пришли к девяти, как полагали, к началу, но на подходе поняли, что богослужение уже идёт. Оказывается, пели акафист «Казанской». Потом – целование нашей иконы Казанской Божьей Матери, помазание, и, вот, литургия. Хор и диаконский корпус заполняют чудными звуками храм, бас диакона Симеона добирается до нутра, весь храм, кажется, стенами вторит: «Рцем вси !...» И, нет сомнения, вторит каждая присутствующая душа.
Евангелие об изгнании бесов в свиное стадо не всем понятно, однако на проповеди батюшка всё разъяснил, даже с жизненными примерами. Слышался одобрительный шёпот, мол, вот теперь понятно стало, что это за гробы, среди которых жил бесноватый, и многое другое, читаемое прежде на церковно-славянском, а на каком ещё – так положено.
И крест, и рука священника – тёплые, а на улице ноябрь, холодно, ветер, зато в трапезной – снова тепло и пахнет вкусно. За пятьсот рублей – целый пир с салатом, первым, и вторым, и чаем с лимоном и мятой. А уж кекс с кусочками разных фруктов, ягодками и орешками – чудо просто! Я сразу назвал его – Богородичный.
Потрапезничав, вдруг заметили, что рябины среди крестов обретают совершенно прекрасный вид, необходимо запечатлеть.
И, вообще, хорошо жить! Слава Богу!
Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования
Фото автора