Одной из самых популярных в патриотической среде тем для философствования является утверждение того, что Россия – это не Запад и не Восток, а нечто особенное.
Всё это, конечно же, так, поскольку каждая из цивилизаций – это «что-то особенное».
Перечислять цивилизационные типы не стану, все читали и Данилевского, и Тойнби, и Гумилёва.
Ещё раз. Все цивилизации – нечто «особенное».
Но когда кто-то говорит, что Россия – это часть Запада, то это вовсе не означает, что перед нами некий демшизовый неосмердяков.
Быть частью Западной культуры – вовсе не то же самое, что быть частью романно-германской цивилизации или, тем паче, нонешней постхристианской постевропы. Хотя, что уж там… нынешнаяя наша система смыслов – она как раз из этой самой «пендосовско-иудео-англо-саксонской», какие бы лозунги при этом ни скандировались.
Но мы, всё-таки, не о массовой культуре, а о том, что предполагается поместить в основание. О фундаменте.
Фундамент – это система ответов на вопросы.
И вопросы эти формировались не в пространстве полемики «талласократов» с «теурократами», а в пространстве полемики «западников» со «славянофилами».
Названия до такой степени неудачные, что до сих пор никто, кроме неприснопамятного Пивоварова, не рискнул расставить точки над i, указав на саму глубинную суть этих мировоззренческих систем.
«Славянофилы» -то наречены «славянофилами» вовсе не потому, что обожают славян и ненавидят германцев, а просто потому, что получили анекдотичное название вследствие своего эпатажа с «персидскими» костюмами.
Между тем, если говорить о мировоззрениях, актуальных для орбразованного российского общества той поры, то таковых мировоззрений было ровно три.
Властецентризм, антропоцентизм и Теоцентризм.
Это не значит, что антропоцентрично мыслящие просвещённые либералы или служаки были все как один воинствующими безбожниками. Конечно же нет. Но в их системе ценностей приоритеты были иными – человек и его гражданские права в центре внимания т.н. «западников», Держава и нераскачивание лодки – в центре внимания властецентрично настроенных подданных империи.
Теоцентрично настроенные русские люди были обозваны «славянофилами», а ныне их вообще нередко путают с «панславянистами», что вообще из другой оперы совершенно.
Славянофилы встраивали всё происходящее в эсхатологический контекст. разумеется, в контекст христианской эсхатологии, а не иудейского чаяния Машиаха или оперирование всяческими «Югами».
Скажите – ответом на какие вызовы стало формирование Русской Философии после Гегеля?
На вопросы буддизма, конфуцианства, разнообразнейших индуизмов?
Или на те вопросы, которые ставили Кант, Гегель, Фейербах, Маркс и т.д. и т.п вплоть до Фрейда с Ницше
Это вопросы, которые были актуальны для людей, принадлежавших к западной культуре мысли.
И Русская мысль искала на них ответы. И находила.
Оставаясь, таким образом, именно в этом пространстве смыслов.
Вот если бы игнорировала, то можно было бы говорить, что мы не отсюда, нас это не касается.
Но ведь касается же, не правда ли?
Споры между св.Григорием Паламой с Варлаамом – и как следствие конфликт между гуманистами и исихастами; реформационные и контрреформационные потрясения; жестокая борьба между масонами и католическими консерваторами; дискуссии немецких философов; отвержение легитимистской национальной самоидентификации в пользу племенной; революционная зараза… всё это и многое другой волновало лучшие умы России.
Ещё раз.
Именно вышесказанное, а вовсе не проблема кармы в Махабхарате; не полемика о просветлении между разными течениями буддизма; не конфликт между суннитами и шиитами и т.д. и т.п. оказали влияние на тех, кого мы считаем воплощением Русской мысли.
Запад – родина нашей культуры. Именно реакцией на вызовы Запада стало формирование нашей идентичности. Восток до относительно недавнего времени в душу не лез, поэтому ни у кого не возникало нужды опровергать антигуманные пантеистические доктрины.
Я говорю «антигуманные» не потому, что там буддисты с индуистами да конфуцианцами такие лютые звери. А просто там, если кто не в курсе, нет человека как личности. Есть некий набор дхарм, которые в некий момент соединился и создают иллюзорную персону, а вот личности, наделённой вечной неповторимой душой, там нет.
И в этом – главное отличие Востока от Запада.
В этом смысле даже Ислам – это, несомненно, Запад. Потому что мусульмане знают Единого, верны (муслим) Ему, и веруют в вечную жизнь души конкретной личности.
Собственно говоря, Исламская мысль формировалась именно как реакция на культуру Средиземноморья, а вовсе не Востока. Гностики Аравии; наследие Аристотеля; даже попытка формирования своего рода иночества – Суфизм…
В заключение снова подчёркиваю:
Говоря о «Западе», я, разумеется, подразумеваю не субкультуру «Евросодома». И даже не истаявшую культуру Протестантизма и дышащую на ладан Латинскую культуру. Но ту культуру, которая родилась в треугольнике Египет-Эллада-Рим, восприняла Христа и развивалась до тех пор, пока не превратилась в то, во что превратилась.
Если кто-то считает, что Россия существует на неком архипелаге и на развитие нашей духовной, интеллектуальной и культурно-эстетической мысли либо ничего не оказывало влияния, либо влияние Европы и Азии сопоставимо, то тут уже я умолкаю.
123.
«Да, скифы - мы, да, азиаты - мы…»? И каков все же практический вывод данной публикации - в чем полезность? Ну, было «влияние» и, судя по всему, продолжает быть - и что далее-то с этой «европейскостью» делать – «замариновать»?
////////////////////////////////////////////////
Из вариаций на тему «200 лет вместе»…
C. А. Караганов:
«Мы ищем новую идентичность — новую и «старую идентичность», и я только что описал элементы этой старой идентичности, которую нужно заново открыть, и она кроется в наших древних корнях. По сути, мы не являемся западноевропейской страной. Наши основные корни уходят в Византию и Монгольскую империю. Но мы благодарны за трёхвековые отношения с нашими западными соседями, которые помогли нам развить великую культуру, улучшить военную организацию и стать великой державой и народом.
Но истоки величия России лежат в Сибири. Именно там зародилось величие моей страны, великая мощь моей страны — с XVIго века.»
РНЛ, «Ориентируясь в тумане», https://ruskline.ru/opp/2025/01/14/orientiruyas_v_tumane
122. Ответ на 121, Владимир С.М.:
Вот на другой ветке (комм.100), может, скоро дождёмся ответа:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/03/socializm__prinuzhdenie_k_bednosti?page=4»
/////////////////////////
Да не надо «вынать» Промысл Божий, а вот… как все это работает, во что устремлено - понимать «пожалуй», следует -тогда и ясно станет -что делать? Иначе, как же тогда осуществлять соработничество о коем «сказываем» - получается, пустопорожние разговоры то?
Опять же, что там «ждать» ответ, когда давно известен – его дал, «в частности», в целом (!) А. И. Осипов, профессор-богослов МДА: – состояние Церкви привело к тем событиям… Добавим – и «перебросило» страну в другое состояние с новой (!) государственностью – новой! И именно с ИДЕОЛОГИЕЙ! Вот это принципиально важно! Уж промыслительный смысл-то необходимости такого перехода неужель не понятен: - от ВЕРЫ – к ИДЕОЛОГИИ с учетом тех «обстоятельств»? Ежели нет – открывайте Евангелие – там есть «тривиальный» ответ буквально в «пару» строк… Имеется и посложнее и малость пообъемнее – для тех, кто жаждет разобраться с «механизмом» духовным случившегося… А вот, что касаемо движущих процесс «мета-сил-участников» - кто «там» стоял за «красными», «белыми» и т.д. – тоже посильно понять, но уже тем, кто не намерен «руководствоваться» нынешней донельзя «плоской» картинкой мироустройства, в коей Бога (в одном Лице?) «склонны» «представлять «и «швецом, и жнецом, и на дуде игрецом» - так что ожидание РАЗВЕРНУТОГО ответа (а именно на такой, судя по характеру комментария, прозвучал запрос) «на блюдечке с голубой каемочкой», увы, «напрасно» - придется поработать самим (и над собой!) и основательно! Однако, как показывает практика – жизнь не без исключений и это обнадеживает!
121. Ответ на 120, Александр Волков:
///////////////////
Т.е. последние четверть века шли верным путем – т. ск. «в ногу» с Замыслом Творца? Тогда что означает - «в этом случае»?
Я-то про Ваши всегдашние "кармические" рассуждения, а Вы, оказывается, про сермяжную нашу жизнь... Промысл Божий вынь да положь? Это не ко мне...
Вот на другой ветке (комм.100), может, скоро дождёмся ответа:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/01/03/socializm__prinuzhdenie_k_bednosti?page=4
120. Ответ на 119, Владимир С.М.:
///////////////////
Т.е. последние четверть века шли верным путем – т. ск. «в ногу» с Замыслом Творца? Тогда что означает - «в этом случае»?
119. Ответ на 118, Александр Волков:
«Споры между св.Григорием Паламой с Варлаамом – и как следствие конфликт между гуманистами и исихастами; реформационные и контрреформационные потрясения; жестокая борьба между масонами и католическими консерваторами; дискуссии немецких философов; отвержение легитимистской национальной самоидентификации в пользу племенной; революционная зараза… всё это и многое другой волновало лучшие умы России…
….Именно вышесказанное, а вовсе не проблема кармы в Махабхарате…»
//////////////////
Всему, как говорится, свое время? Кстати, о карме… в «привязке» к такому, например, «волнительному» вопросу как заимствованию- насаждению в постперестроечное время т.н. прозападной модели «жизнеустроения»…
Как это правильнее было бы назвать-«квалифицировать» ныне: – Ошибкой, Промыслительной «необходимостью», Народным (иль конкретных «персоналий») грехом иль… того «интереснее» - КАРМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ? Да, «термин» не православный, но… что-то в этом, как представляется, есть – иль «показалось»?
Показалось. И мы все знаем, что в этом случае надо делать.
118.
«Споры между св.Григорием Паламой с Варлаамом – и как следствие конфликт между гуманистами и исихастами; реформационные и контрреформационные потрясения; жестокая борьба между масонами и католическими консерваторами; дискуссии немецких философов; отвержение легитимистской национальной самоидентификации в пользу племенной; революционная зараза… всё это и многое другой волновало лучшие умы России…
….Именно вышесказанное, а вовсе не проблема кармы в Махабхарате…»
//////////////////
Всему, как говорится, свое время? Кстати, о карме… в «привязке» к такому, например, «волнительному» вопросу как заимствованию- насаждению в постперестроечное время т.н. прозападной модели «жизнеустроения»…
Как это правильнее было бы назвать-«квалифицировать» ныне: – Ошибкой, Промыслительной «необходимостью», Народным (иль конкретных «персоналий») грехом иль… того «интереснее» - КАРМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ? Да, «термин» не православный, но… что-то в этом, как представляется, есть – иль «показалось»?
117. Ответ на 113, Советский недобиток:
То же и с переводом может приключиться.
Может. Но корпус переводов на англ псалмов скажем - это очень конкретный язык. У него есть собственный словарь, с типическими значениями из десятков иных. В современном бытовом английском host имеет свои значения, скажем у подростков - комп, на котором крутится сетевая игр, и Host IP - соответственно наиболее частотное сочетание ))) А в библейских текстах наверное Angel host - более ожидаемое сочетание )))
116. Ответ на 114, Советский недобиток:
To state this another way, look at how the different Greek constructions w ould
be rendered:
και ό λόγος ήν ό θεός "and the Word was the God" (i.e., the Father;
Sabellianism)
και ό λόγος ήν θεός "and the Word was a god" (Arianism)
και θεός ήν ό λόγος "and the Word was God" (Orthodoxy).
Jesus Christ is God and has all the attributes that the Father has. But he is not
the first person of the Trinity. All this is concisely affirmed in και θεός ήν ό
λόγος.
Daniel Β. Wallace
Здесь даже наш ЦСЯ слабоват...
завидуете, что у них был артикль? )))))))))
У нас нет. И у индусов тоже не было, хотя их литбагаж не уступает античному греческому и римскому вместе взятым. И в и-е не реконструируют артиклей. Это инновация.
115. Ответ на 114, Советский недобиток:
////////////////////
А уж «нам» и того…
Но как-то - еще в пору «открытия шлюзов» - оказалось «на руках» в «их» переводе на русский издание «Нового Завета» - точнее, предложил человек в почте коего оказалась литература ознакомиться для «подстраховки» - можно ль читать-опираться? Обратился, разумеется, как к просто интересующемуся духовной «подоплекой» жизни и… как там, в «Бриллиантовой руке» - «старшОму»… Казалось, ну что там «такому» «профессионалу» можно было узреть-выловить – самому впору познавать и познавать, однако…. Оказалась в тексте скажем так, «деталь» знакомая не понаслышке причем в таком «их» «изложении», что… А в нашем же Синодальном была отражена верно – как положено! Что и «пришлось» довести до вопрошавшего как и настоятельный совет не «путаться» с "их" литературой.
114. Ответ на 107, Александр Волков:
To state this another way, look at how the different Greek constructions w ould
be rendered:
και ό λόγος ήν ό θεός "and the Word was the God" (i.e., the Father;
Sabellianism)
και ό λόγος ήν θεός "and the Word was a god" (Arianism)
και θεός ήν ό λόγος "and the Word was God" (Orthodoxy).
Jesus Christ is God and has all the attributes that the Father has. But he is not
the first person of the Trinity. All this is concisely affirmed in και θεός ήν ό
λόγος.
Daniel Β. Wallace
Здесь даже наш ЦСЯ слабоват...