Европа на пути обострения экономического кризиса

О милитаризации европейской экономики

Санкции против России  Новости Евросоюза (Европейского союза)  НАТО  Мировой экономический кризис  Украинский кризис 
0
219
Время на чтение 9 минут
Фото: коллаж РНЛ

«21-22 марта в Брюсселе проходил очередной саммит лидеров стран Европейского союза. Повестка дня встречи была обширная. Обсуждали вопрос о том, как распорядиться с “замороженными” активами России. Звучал вопрос о том, как ужесточить антироссийские санкции. Также вопрос об урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. О возможном членстве в ЕС новых стран (Украина, Молдавия). Также обсудили ситуацию с продолжающимися акциями протеста европейских аграриев, причинами которых стал наплыв сельскохозяйственной продукции с Украины в результате отмены Евросоюзом пошлин. Но, как мне кажется, наиболее приоритетными были вопросы военного характера. Во-первых, вопросы военной помощи киевскому режиму. Во-вторых, вопросы милитаризации европейской экономики», – пишет в статье «Саммит ЕС: психоз милитаризма» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.

«Участники саммита подтвердили обязательства ЕС по финансово-экономической поддержке Киева в размере 50 млрд евро на ближайшие четыре года, в том числе обязательства по военной помощи на сумму 5 млрд евро в этом году. Вопрос военной помощи старались увязать с вопросом “замороженных” российских активов. От конфискации таких активов в пользу Украины окончательно отказались, обсуждали лишь вариант использования доходов от “замороженных” активов. Европейский комиссар по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель предложил направить 90% доходов от замороженных российских активов в Европейский фонд мира для оплаты поставок оружия Киеву, оставшиеся 10% передать в бюджет ЕС для поддержания военной промышленности Украины. Впрочем, полного единодушия по вопросу российских активов не было. Ирландия, Люксембург и Мальта считают, что правовая проработка вопроса недостаточна. А Венгрия считает, что средства следует направить не на вооружение, а на восстановление Украины.

Председатель Евросовета Ш. Мишель и ряд других брюссельских радикальных чиновников создали на саммите атмосферу военного психоза. Они призывали к ускоренной подготовке Европы к войне и переводу экономики ЕС на “военные рельсы”. Мишель заявил о необходимости удвоения военного производства ЕС к 2030 году. Ряд участников саммита заявили, что их страны готовы даже направить на Украину своих военных для участия в боевых операциях. Видимо, они оказались под влиянием президента Франции Эммануэля Макрона, который еще до саммита предположил, что в будущем страны Запада могли бы направить войска на Украину.

О том, в каком милитаристском угаре проходил саммит можно отчасти судить по комментариям премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Он был шокирован военными настроениями на саммите ЕС в Брюсселе. “Я ощущаю себя будто в другой галактике из-за военной атмосферы”, – охарактеризовал Орбан атмосферу встречи. Венгерский премьер выразил опасения, что ряд европейских стран действительно могут направить войска на Украину в ближайшие месяцы. Орбан также увязал тему европейского милитаризма с вопросом приближающихся выборов в Европейский парламент: “Было бы лучше, если бы избиратели и в Венгрии, и в других европейских странах направляли бы в Брюссель больше политиков, поддерживающих мир, и меньше «про-военных»”.

На саммите в Брюсселе в очередной раз был озвучен такой больной вопрос, как уровень военных расходов в странах Европейского союза. А этот уровень до сих пор считается недостаточным. Большинство европейских стран должны подчиняться директивам не только ЕС, но также НАТО, т. к. являются членами этого военно-политического блока», – сказано в публикации.

«Еще в 2006 году министры обороны стран НАТО приняли решение о выделении по крайней мере 2% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону, чтобы продолжать обеспечивать военную готовность Североатлантического союза. Тогда совокупный ВВП стран НАТО без США был примерно равен ВВП США. А вот военные расходы стран НАТО без США составляли лишь половину от военных расходов Соединенных Штатов. Явный дисбаланс, который следовало исправлять.

Финансовый кризис 2007-2008 гг. помешал многим странам исполнять указанный норматив НАТО. Военные расходы большинства стран Европы в период кризиса и последующие годы упали в относительном выражении, а у некоторых стран и в абсолютном. Военные расходы европейских стран-членов НАТО в 2014 году составили 1,47% их суммарного ВВП. Кроме того, усилился дисбаланс военных расходов США и военных расходов остальных членов блока в сторону США.

На встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году после того, когда Российская Федерация была объявлена врагом Запада (после возвращения Крыма в состав России) и усилилась нестабильность на Ближнем Востоке, руководители стран НАТО приняли документ (“Обязательство”), вновь требовавший вывести военные расходы стран-членов блока на уровень не менее 2% ВВП. А тем странам, которые были далеки от этого показателя, было предписано как минимум прекратить снижение доли военных расходов в ВВП. Также впервые был определен норматив по структуре военных расходов. У целого ряда стран львиная доля военных расходов приходилась на выплаты зарплат военнослужащим, пенсий ветеранам, строительство и поддержание военных объектов, закупки продовольствия, обычных транспортных средств, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и т. п. А затраты на закупки новой техники и тем более ее разработку могли измеряться несколькими процентами. Модернизации вооруженных сил при такой структуре не происходит. Для того чтобы эти средства расходовались наиболее эффективным и действенным образом для приобретения и развертывания современных средств, союзники по НАТО договорились, что не менее 20% оборонных расходов должно быть направлено на закупку новой основной техники. Это также включает сопутствующие научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которые считаются важнейшим показателем модернизации.

На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО согласовали новое Обязательство об оборонных инвестициях, взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% ВВП (без каких-либо послаблений для отстающих стран). Они также подтвердили, что во многих случаях для восполнения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях военной безопасности потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Новое Обязательство об оборонных инвестициях содержит призыв к странам НАТО соблюдать руководящее указание о выделении 20% от ежегодных расходов на оборону и закупку нового основного оборудования, включая НИОКР» – отметил автор.

«Безусловно, что все ключевые решения в НАТО инициируются и проталкиваются Вашингтоном. Европейские страны-члены НАТО фактически оказываются под управлением не Брюсселя, а Вашингтона. И последнее решение в Вильнюсе является для европейцев не рекомендаций, а жёсткой директивой. Пожалуй, лишь несколько стран-членов ЕС избегают этих директив: Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, т. к. не являются членами НАТО. До последнего времени этих директив избегали также Швеция и Финляндия, но теперь они присоединяются к военному блоку и оказываются под двойным прессом: ЕС и НАТО. В настоящее время из 32 стран-членов НАТО 23 страны являются членами ЕС.

Примечательно, что штаб-квартира НАТО и основные учреждения Европейского союза находятся в одном месте – Брюсселе. Чтобы взаимодействие ЕС и НАТО было еще более тесным, 10 января 2023 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Евросовета Шарль Мишель и генсек НАТО Йенс Столтенберг подписали декларацию о расширении и углублении сотрудничества.

Кстати, не все члены НАТО являются членами Европейского союза. Понятно, что в ЕС не могут входить по определению США и Канада. Все понятно и с Великобританией, которая осознанно вышла из ЕС. Но вот есть страны НАТО, которые принято называть европейскими или “около-европейскими”, до сих находящиеся за пределами ЕС: Албания, Исландия, Северная Македония, Норвегия, Черногория, Турция.

Конечно, для НАТО было бы удобнее, если бы указанные страны вошли в состав Европейского союза. Так было бы легче продвигать решения военного блока в указанных странах. НАТО является незримым ходатаем по принятию указанных стран в Европейский союз. Особенно ходатаем Турции, у которой, как известно, в НАТО вторая по численности после США армия», – напомнил профессор.

«С учетом сказанного неудивительно, что на саммите ЕС в Брюсселе 21-22 марта нынешнего года военные вопросы занимали основное место в повестке дня. На саммите отметили прогресс в наращивании военных расходов НАТО в 2023 году по сравнению с 2022 годом. В 2023 году военные расходы стран-членов блока НАТО равнялись 1,26 трлн долл. Против 1,18 трлн долл. в 2022 году. Прирост за год составил около 80 млрд долл. Примерно половину этого прироста обеспечили США, вторую половину – все остальные страны-члены блока; почти вся вторая половина прироста была обеспечена странами-членами ЕС. Нагрузка на США за год несколько ослабла. Если в 2022 году на них приходилось 69,6% военных расходов блока НАТО, то в 2023 году она оказалась равной 68,3%. Но все равно это даже несколько выше, чем в начале нынешнего столетия, когда Вашингтон стал бороться с этим дисбалансом в НАТО.

Долгие годы США занимали первое место среди стран НАТО также по показателю величины военных расходов по отношению к ВВП. Он никогда не опускался ниже планки в 3%, а в отдельные годы превышал 4 и даже 5%. Например, в 2009 году показатель оказался равным 5,32%. В последние годы изредка некоторые европейские страны достигали или даже превышали уровень США. Так, в позапрошлом году на первом месте по показателю неожиданно оказалась Греция, оттеснив США на второе место. А в прошлом году США обошла Польша.

Приведу данные по величине военных расходов по отношению к ВВП по всем странам НАТО в 2023 году (%; в порядке убывания; в скобках – показатель за 2022 год):

Польша 3,90 (2,40)

США 3,49 (3,45)

Греция 3,01 (3,86)

Эстония 2,73 (2,16)

Литва 2,54 (2,47)

Финляндия 2,45 (1,68)

Румыния 2,44 (1,72)

Венгрия 2,43 (1,82)

Латвия 2,27 (2,08)

Великобритания 2,07 (2,16)

Словакия 2,03 (1,81)

Франция 1,90 (1,88)

Северная Македония 1,87 (1,62)

Черногория 1,87 (1,41)

Болгария 1,84 (1,62)

Хорватия 1,79 (1,82)

Албания 1,76 (1,21)

Нидерланды 1,70 (1,63)

Норвегия 1,67 (1,51)

Дания 1,65 (1,38)

Германия 1,57 (1,49)

Чехия 1,50 (1,34)

Португалия 1,48 (1,42)

Италия 1,46 (1,51)

Канада 1,38 (1,22)

Словения 1,35 (1,25)

Турция 1,31 (1,36)

Испания 1,26 (1,07)

Бельгия 1,13 (1,19)

Люксембург 0,72 (0,62)

Из 30 стран за год повысили относительный уровень военных расходов 24 страны. Шесть стран понизили (Греция, Великобритания, Хорватия, Италия, Турция, Бельгия). 7 стран в 2022 году укладывались в норматив НАТО по относительному уровню военных расходов (не менее 2% ВВП). В 2023 году количество таких стран увеличилось до 11. Из них 8 стран были членами ЕС: Польша, Греция, Эстония, Литва, Румыния, Венгрия, Латвия, Словакия. Еще 15 стран-членов ЕС до норматива не дотягивали», – подчеркнул экономист.

«На саммите в Брюсселе звучали обещания, что норматив НАТО по военным расходам в 2 процента странами ЕС в этом году будет выполнен. Правда, не очень понятно: всеми странами без исключения или это будет 2% в целом по всему европейскому “колхозу”. Трудно себе представить, чтобы за одни год могли увеличить в полтора-два раза военные расходы такие отстающие страны, как Люксембург, Бельгия, Испания, Португалия, Италия. Даже по Германии есть серьезные сомнения, что ей удастся выйти на необходимый норматив.

Поэтому на саммите одновременно с заверениями о выполнении своих обязательств перед НАТО звучали предложения о том, как это можно сделать в сегодняшних условиях, когда Европа, по сути, находится в состоянии экономической депрессии. Помимо уже всем набивших оскомину предложений об использовании для этих целей “замороженных” активов России, были и другие. Очень оригинальные. Например, Эммануэлем Макроном была высказана идея выпускать общеевропейские облигации (т. е. обязательства не отдельных стран, а всего ЕС) для развития военной индустрии Европы. Возможность выпуска совместных оборонных облигаций ЕС поддерживается Францией, Эстонией, Польшей, но против них решительно выступают “более бережливые страны” — Германия, Нидерланды и Австрия.

EUobserver сообщает еще об одной инициативе: “Такие страны, как Германия и Нидерланды, предлагают, чтобы пенсионные фонды взяли на себя часть расходов, увеличив инвестиции в оборонный сектор”. Представители некоторых пенсионных фондов заявили EUObserver, что им неясно, во что именно им надо инвестировать. “Мы не покупаем оружие и боеприпасы и не заказываем танки”, – отметил один из них.

Участники саммита также апеллировали к Европейскому инвестиционному банку, призывая его главным приоритетом сделать кредитование оборонной промышленности.

Итоги саммита подвело издание Politico в статье “Лидеры ЕС разделились в вопросе, как финансировать оружие” (EU leaders are divided on how to finance weapons). Оно процитировало одного из европейских чиновников после саммита лидеров в Брюсселе: “Давайте будем честными: ничего реального по финансированию обороны не решено”», – заключил Валентин Катасонов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Санкции против России
В России идёт подготовка к реализации «мирных планов» Трампа?
Новый «договорняк» будет гибелью для нашей страны
05.12.2024
Нужно не умиляться успехами, а трезво понимать их природу
Форум «Россия зовет!» обострил проблему
05.12.2024
Международный бартер как вызов антироссийским санкциям
Механизм бартера может стать одним из вариантов ухода от расчета в долларах в международной торговле
05.12.2024
Граната обезьяне будет обязательно передана
Некатегоричностью заявлений Москва способствует развязыванию Западом ядерного армагеддона
27.11.2024
Может ли криптовалюта использоваться в сфере внешнеэкономических связей России?
Криптовалюта как инструмент борьбы с антироссийскими санкциями
25.11.2024
Все статьи темы
Новости Евросоюза (Европейского союза)
Макрон напоминает преступника, взявшего
в заложники всю страну
10.12.2024
Будущее российских баз в Сирии, крах системы во
Франции, финпомощь для ВСУ
09.12.2024
Теперь рейтинг Джорджеску взлетит до небес
О причинах и последствиях решения Конституционного суда Румынии аннулировать результаты первого тура президентских выборов
07.12.2024
Все статьи темы
НАТО
«Заморозка» конфликта на Украине гибельна для России
Политической элите пора отказаться от трампистких иллюзий
07.12.2024
«Войну легко начать, но трудно закончить»
На сегодня перспективы начала мирного процесса выглядят как взрыв сверхновой в далёкой галактике
06.12.2024
Кто кошмарит Сирию. Трамп в ярости от БРИКС:
замена доллара. Россия и биткоин
05.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2024 18:24
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2024 18:18
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 18:16
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:12
Сирия – шах, заморозка СВО – мат для России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 16:03