При жизни Модест Мусоргский не добился громкой славы. Его творчество было по достоинству оценено только в XX веке. Современники Мусоргского в лике великих музыкальных российских деятелей нередко ругали его.
Чайковский о Мусоргском: «Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к черту; это самая пошлая и подлая пародия на музыку».
Балакирев о Мусоргском: «Мусоргский почти идиот» .
Биография Мусоргского поначалу ничем не отличалась от таковой у других дворянских детей той эпохи – домашнее образование, а затем военная служба. Родился Мусоргский в помещичьей семье 21 марта 1839 г. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановн, и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет.
М.П. Мусоргский в молодые годы
Уже в юности Мусоргский стал великолепно разбираться в греческой, католической и протестантской церковной музыке.
Он свободно владел немецким и французским языками, а также хорошо читал по-гречески и по латыни.
Музыкой серьёзно Мусоргский заинтересовался уже во взрослом возрасте. Учителем его был знаменитый пианист Антон Герке.
Мусоргский обладал великолепным баритоном, и отлично пел. Модест Петрович охотно выступал в качестве певца на различных светских музыкальных собраниях.
Будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М.А. Балакирев, В.В. Стасов и Ц.А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
«Могучая Кучка»
Первым опубликованным музыкальным произведением Мусоргского стала небольшая полька под названием «Подпрапорщик». В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества. После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творчество.
Композитор много раз брался за масштабные произведения, но бросал их, не закончив. Некоторые из них позднее были всё-таки изданы посмертно.
Многие его работы не встречали одобрения даже среди других членов «Могучей кучки», что в итоге привело к расколу в этом сообществе. С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году. В 1879 году певица Д.М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.
Мусоргский работал над операми по мотивам произведений Флобера и Гоголя, но не закончил их. Некоторые готовые их элементы он позднее использовал в других произведениях.
Самым известным его произведением многие считают оперу «Борис Годунов», основанную на одноимённой трагедии Пушкина. Опера посвящена событиям жизни царя Бориса Годунова, первого избранного на Руси царя.
Опера «Борис Годунов» уже давно считается мировым шедевром
Эту оперу поначалу не хотели ставить, и, чтобы добиться положительного решения, Мусоргскому пришлось внести в свой первоначальный замысел множество изменений.
Так как заработать себе на жизнь Мусоргскому с помощью музыки не удавалось, он уделял композиторству лишь свободное время, а так он продолжал трудиться на государственной службе. Будучи бедным, он не мог посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.
Он никогда не делал черновиков или набросков. Вместо этого Модест Петрович подолгу думал над каждым произведением, до тех пор, пока у него в голове не формировался его окончательный образ, после чего писал его целиком.
Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат. Друзья композитора: Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Надежда Петровна Опочинина умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.
Большинство исследователей биографии Мусоргского считают, что его сгубила тяга к алкоголю. Она спровоцировала приступ белой горячки, который и свёл его в могилу. Умер Мусоргский 16 марта 1881 года в военном госпитале, после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Незадолго до смерти композитора за неуплату выставили из съёмной квартиры. Тогда-то с ним и случился нервный припадок, в результате которого он попал в больницу, где и провёл последний месяц своей жизни.
Много лет Мусоргский, испытывая финансовые трудности, жил по квартирам и домам своих многочисленных знакомых.
Он лишь однажды вырвался в путешествие по югу России. Путешествовать композитор хотел, но позволить себе этого он не мог.
Единственный прижизненный портрет Мусоргского был написан его другом, знаменитым художником Репиным, прямо в больнице, где прошли последние дни композитора. Закончив портрет, Репин оставил его там, но спустя девять дней Модест Петрович скончался.
Основные великие достижения Мусоргского. Музыкальный язык и драматургия нового жанра Мусоргского, музыкальной драмы, обозначили разрыв с рутиной оперного театра того времени, её действие с тех пор совершалось специфически музыкальными средствами.
Первой музыкальной драмой стала опера «Борис Годунов». Абсолютный шедевр русской и мировой музыкальной культуры!
«Хованщина» Мусоргского стала первой народной музыкальной драмой, в которой поднимаются пласты глубинной народной жизни, раскрывается тема народной духовной трагедии.
Сцена из оперы «Хованщина»
Музыкальные произведения Мусоргского оказали большое влияние на многие поколения композиторов: на их основе сформировались стили М. Равеля, К. Дебюсси, а также музыкально-театральные сочинения Л. Яначека, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, А. Берга, О. Мессиана и других.
Специфическая мелодика, гармония музыкальных произведений Мусоргского предвосхитили многие черты музыкальной гармонии XX века.
Только за два непревзойденных творения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», имя Модеста Петровича Мусоргского навсегда вошло в созвездие великих русских и мировых композиторов во всей мировой музыкальной культуре!
Царство Небесное и вечный покой великому деятелю русской и мировой культуры Модесту Петровичу Мусоргскому.
Составил Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке
1. Слава, слава и слава