Немногие зрители, приступая к просмотру фильма «Глубинка» Леонида Савина, прежде слышали о маленьком городке Кувшиново Тверской области. Казалось бы, ну что может быть особенного в заштатном городке (который и городом-то назвать трудно), затерявшемся среди бескрайних лесов и полей Валдайской возвышенности?
Тем удивительнее оказывается наше знакомство с Кувшиновым и его жителями, с историей и достопримечательностями края. Глава города, депутат, краеведы и простые жители Кувшинова с разной степенью риторического искусства, но с одинаково большой охотой и любовью рассказывают о городе, его истории и выдающихся земляках, о современных проблемах и собственном призвании.
Слушая краеведа, депутата, фермера, тренера, учителя музыки, пасечника, их сбивчивые и простодушные истории, мы не только и не столько узнаем об истории города, сколько окунаемся в атмосферу Кувшинова, за быстротечные 45 минут фильма сами становимся кувшиновцами, а герои фильма – наши давними знакомыми и добрыми друзьями.
История Кувшинова, тем не менее, заслуживает отдельного внимания. Неожиданно мы узнаем, что из этого городка (тогда даже не городка, а села Каменное) вышло не так уж мало людей, составивших славу Отечеству. В родовом имении Бакуниных выросли анархист Михаил Бакунин и его сестра Екатерина, одна из первых сестер милосердия, спасшая немало солдатских жизней в Крымскую войну. Здесь, в доме Ожеговых жил и начинал свой революционный и писательский путь Алексей Пешков (будущий Максим Горький), в этом же доме родился и вырос великий советский лингвист Сергей Ожегов, автор бессмертного «Словаря русского языка». С восхищением мы узнаем, что из Кувшиновского района обессмертили себя и свою малую родину десять (десять!) Героев Советского Союза, среди которых единственная женщина-пилот штурмовой авиации Анна Тимофеева-Егорова.
Создателям фильма удалось показать историю края не глазами краеведа-экскурсовода, что почти неизбежно создает дистанцию между зрителем и краем, как «экспонатом», объектом экспозиции. В фильме история, рассказанная как последовательность безыскусных историй героев фильма, предстает не просто историей некоего Кувшиновского края – перед нами история родного края. Трогательная гордость и непоказная (но безошибочно считываемая) любовь жителей снимает перегородку между рассказчиком и зрителем – мы словно бы видим город глазами рассказчика, сами проживаем и пере-живаем только что услышанную историю. Мы причащаемся от простодушной непосредственности героев и становимся сопричастными их истории, становимся породненными с краем и его жителями. Это уже наш родной край, а история края – наша личная история, единая и неразрывная, неотрывная от большой истории России. Больше нет краеведения – только родиноведение.
Могущая зародиться усмешка «Кувшиново – пуп земли» по мере погружения в рассказ быстро сменяется пониманием, что это не «пуп земли», а ее пуповина, без которой человек – горожанин-космополит, безымянный узник человейника, перекати-поле. Название фильма «Глубинка» на редкость удачно передает этот таинственный смысл, который, вне всякого сомнения, пытался донести режиссер фильма Леонид Савин сотоварищи.
Глубинка – это не выбоина, не маленькое углубление на ровной поверхности; глубинка – это место, где нам открывается необъятная и невыразимая глубина России. Лишь бы мы сами были готовы к этому открытию, сами открылись бы навстречу этим чистым и открытым душам. В этой глубине тонут враги, не раз посягавшие на эти земли. В этой глубине тонет всякая столичная фанаберия. И в этой же глубине тонут, не находя адресата, финансовые потоки и экономические программы. «Богом забытый край» – часом, не про Кувшиново ли поговорка?
Леонид Савин не подбирает для зрителя красивую картинку, он с дотошностью документалиста показывает то, что видит сам: красивый пейзаж, чистенькая улочка, полуразрушенные руины… Кувшиново не избежал горькой участи деиндустриализации большинства советских моногородков. Градообразующее предприятие «Каменская бумажно-картонная фабрика» – одно из старейших предприятий целлюлозно-бумажной отрасли в России, основанном в 1799 году графом Мусиным-Пушкиным, дядей А.С. Пушкина, в год рождения великого поэта! – в собственности иностранного холдинга. Кувшиновцы ведут скромную и трудную жизнь, не сетуя и никого не виня, являя образец русской кротости и долготерпения.
Однако режиссер не поддается соблазну остросоциального памфлета. Фильм бесстрастно запечатлевает кадры разрухи, не акцентируя на этом зрительского внимания. Очередной Мамай прошел по Руси и мимоходом разорил Кувшиново? – Ничего, восстановим и заново отстроим, чай, не в первый раз…
Памфлетный пафос снизил бы глубину фильма, обращенную к вечности, растворил бы ее в поверхностной злобе современности. Наверное, Кувшиново мог бы «подняться» на волне моды к внутреннему туризму. Вот только выдержит ли Кувшиново такой перепад глубин и нашествие туристов похлеще мамаева? Суздаль, прекрасный древнерусский город Суздаль, средоточие тысячелетней русской истории, усилиями турагентств превращен в глянцевый этнографический лубок. Древний город, веками таившийся в спасительной глубине глубинки, буквально разорвала кессонная болезнь «туристической Мекки». Веками намоленные святыни стали доходным товаром.
Вот и не торопится глубинка выйти на поверхность, прячется как град Китеж в спасительной глубине, ожидая своего срока. И открывается только тем, кто готов открыться навстречу. Богом забытое место, говорите? Напротив, только Бог в глубинке и остался, обитая в чистых и сердечных душах ее обитателей. Глубинкой волей режиссера оказался Кувшиново, но точно такой же сюжет можно было снять в Юрьев-Польском, Кинешме или Шуе.
Собственно, весь фильм и подготавливает нас к этому открытию – неспешно, деликатно и ненавязчиво. Ненавязчивостью вообще проникнут весь фильм – режиссер не присутствует в кадре, ничего не говорит закадровым голосом, даже не интервьюирует своих героев. Но не в этом сверхзадача любого автора – не просто высказать свою мысль, но сделать так, чтобы эта мысль сама родилась в голове зрителя, чтобы зритель стал соавтором и соучастником творения?
Фильм заканчивается панорамной видом сверху на часовню над святым источником. Источником, питающим великую реку Волгу, мать рек русских. Настоящую глубину, подсказывает нам режиссер, можно обозреть лишь с высоты, поднявшись над суетой на уровень маковок русских церквей.
Благодаря «Глубинке» у каждого зрителя стало одним родным местом больше – Кувшиново. Глубинка, где живут милые и уже родные люди. К которым хочется приехать, которых хочется позвать в гости и послушать их милые истории. Ведь пока живут такие люди в такой глубинке – жива и Россия!
Режиссер фильма Леонид Савин не сразу пришел к идее фильма, она постепенно созревала в поездках по стране и миру, в общении с людьми разных профессий и культур – Латинской Америки, Африки, Ирана… Чем шире и богаче было знакомство с разными культурами, тем острее было желание открыть Россию миру. Открыть ее иностранцам и даже соотечественникам такую, какую они еще не видели – потаенную. сокровенную. глубинную. Окончательно такое желание выкристаллизовалось на XV иранском фестивале документального кино «Истина», в жюри которого входил Леонид Владимирович. А случай помог с выбором локации – Кувшиново. Савин часто бывал на гостеприимной тверской земле, участвуя во встречах и конференциях, в том числе, как это ни парадоксально звучит, благодаря… Обществу российско-кубинской дружбы! Кубинская тема была отражена в сюжете фильма про сыроварение – и такими тонкими деталями («фишечками». сказали бы киношники), открывающимися зрителю не сразу и не с первого просмотра, фильм щедро наполнен, оставляя долгое послевкусие и желание еще более глубокого погружения в эту чарующую глубину.
И в заключение несколько слов о создателе фильма – Леониде Владимировиче Савине. Леонид Савин – известный геополитик, автор ряда книг по геополитике («Сетецентричная и сетевая война», «От шерифа до террориста. Очерки о геополитике США», «Этнопсихология. Народы и геополитическое мышление», «Коучинг война», «Ordo Pluriversalis. Возрождение многополярного мироустройства», «Пылающие фронтиры Евразии» и др.), видный деятель евразийского движения, главный редактор аналитического центра Геополитика.Ру, генеральный директор Фонда мониторинга и прогнозирования развития культурно-территориальных пространств. На основании личного общения хочется добавить, что Леонид – умный и тонкий собеседник, глубоко верующий человек, живущий целостной, напряженной, творческой и духовной жизнью. Настоящий русский человек. А как бы иначе получился истинный и глубокий фильм об истинной и глубокой России?
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир