28 февраля сего года прошла конференция под названием – «Собирателя земли Русской. Первый русский царь Иоанн IV Грозный». Конференция проходила в Доме национальностей на Новой Басманной улице. Я принял участие в работе этой конференции и выступал. Среди выступавших на этой конференции: Реснянский, доктор исторических наук из Университета Дружбы народов; Тимченко, главный редактор журнала «Славянка»; Болотин Леонид, историк, член Общества «Царское дело»; протодиакон Владимир Василик из Петербурга, доктор исторических наук, преподает в Петербургском Университете; Молчанов Олег – заслуженный художник России, скульптор, старообрядец, автор памятников Аввакуму в Боровске и других; казачий атаман Камшилов, председатель Совета атаманов России; Галенин, военный историк; сербский публицист Ранко Гойкович; Степанов Анатолий Дмитриевич, главный редактор «Русской народной линии». Конференция проходила под эгидой Международного Фонда Славянской письменности и культуры. Л.Ю.Редкий – заместитель его председателя, он вел эту конференцию.
До сих пор личность Грозного царя является камнем преткновения, хотя 540 лет прошло со времени его преставления. Тем не менее, продолжаются дебаты, ломаются копья. Поразительно, прошло пол тысячелетия, а такое брожение, споры продолжаются, значит, личность Грозного царя имеет прямое отношение к современности. Если мы отрекаемся от этой личности, считаем ее чем-то позорным в нашей истории, мы, тем самым, рубим сук, на котором сидим. Представим себе – Казань, Татарстан. Если он злодей, тиран и так далее, тогда что есть присоединение Казани? А Казань, Татарстан – это середина России, разлом посередине России в случае, если Татарстан отделится. Мы знаем, что единственная республика, которая настояла на том, чтобы ее глава именовался президентом – именно Татарстан. Кстати говоря, в день взятия Казани татарские националисты проводят митинги, на которых сжигают чучело Иоанна Грозного. В честь победы над Казанью был построен самый красивый храм в России – собор Василия Блаженного на Красной площади. Личность Грозного царя не только в масштабах русской цивилизации особое место занимает, но вообще в восточно-европейской, в восточно-православной цивилизации. 51 год правил этот царь. Президент страны, будучи в Твери, услышал от губернатора Рудени: «Вот Отрочь монастырь, здесь Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа». На это Путин сказал, что есть другие данные, что этого не было, что не был виновником смерти Филиппа Малюта Скуратов. Вообще идет процесс переосмысления личности Грозного царя. Я пущу по рядам книгу под названием, говорящим само за себя – «Вновь открывшиеся обстоятельства смерти святителя Филиппа». Это труд Василия Бойко-Великого, которого вновь заключили в тюрьму, преимущественно за его выступления с опровержением подлинности царских останков, но и отчасти и за такие работы. Несмотря на ряд подобных работ, вышедших в последние годы, которые представляют нам другую картину царствования Грозного, многие наши соотечественники по-прежнему негативно к нему относятся. Зачастую их познания исчерпываются информацией из учебников, известной картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее и фильму Лунгина «Царь».
Известный артист Александр Михайлов играл роль царя в спектакле «Смерть Ивана Грозного», у него горлом пошла кровь на сцене, он едва не умер, после этого по-новому взглянул на эту личность. Также Перов с этим надуманным сюжетом картины тоже испытывал определенные сложности. Упал с высокой лестницы один из критиков царя – писатель Гаршин.
Был ли канонизирован царь Иоанн? Говорят, что в Грановитой Палате изображаются цари с нимбами, это, мол, византийская традиция, это не означает, что они были причислены к лику святых Церковью. Мы знаем, что в 1882 году при Александре III было сделано такое изображение в Грановитой Палате. Такой документ, как «Коряжемские святцы» начала XVII века свидетельствуют о том, что царь был почитаем как местночтимый святой, и что при вскрытии его могилы в дьяконнике Архангельского собора останки Грозного были обнаружены нетленными. Вскрытие гробницы было, когда перезахоранивали благоверного царевича Димитрия, убиенного врагами России. Это было ритуальное убийство. Якобы сам на нож наткнулся и погиб в приступе «падучей». На самом деле, горло было перерезано, убили наследника. А второй сын якобы утонул. Там десятки мамок-нянек, не усмотрели ребенка, и он, якобы, сам утонул. Тоже было убиение. Интересно, что о. Валентин Амфитеатров, известный подвижник начала прошлого века, будучи настоятелем Архангельского собора Московского Кремля, регулярно проводил панихиды по царю и собирал свидетельства о чудесной помощи по его молитвам. Была специальная книга, где фиксировались эти чудеса. Особенную благодать имеет царь Грозный в случае неправедного суда. Вот и мы туда приходили, в Архангельский собор, в связи с нашей большой проблемой - уже 5 лет идет суд о земле, и мы тоже прибегаем к помощи Иоанна Грозного.
В отношении того, что он виновник в смерти собственного сына и митрополита Филиппа, это все неверно. В отечественных источниках об этом ничего нет. Карамзин писал со слов иноземцев-авантюристов, типа Штадена-немца, который служил в Опричном войске некоторое время и особенно Поссевино – легата папы Римского, который был в России значительно позже смерти царевича Иоанна. Известно, что была эпидемия, царевич болел. Да, было что-то там во дворце, царю не понравилось, что супруга его сына, то есть невестка была одета не совсем так, как положено, вроде как вспылил и ударил по щеке сына, а кто-то приписал позднее – «и ударил его острым предметом», приписка такая была. Что касается митрополита Филиппа, то да, какие-то разногласия были. Филипп заступился за своих сродников Колычевых, которые подверглись опале, но никакого убиения по приказу царя не было. Были происки оппонентов Филиппа, того же Новгородского архиепископа Пимена. Были ложные обвинения Филиппа в безнравственном поведении. Царь приказал Собор собрать по этому поводу, и на Соборе Филипп был оправдан. И вот с этим сообщением об оправдании Филиппа, находившемся в Отрочь монастыре, направили Малюту Скуратова. Его остановили, не допустили до этой обители, он как-то прорвался, а уже было погребение Филиппа, его уже не стало. Что случилось? Есть данные о том, что была насильственная смерть, но никоим образом ни царь, ни Малюта Скуратов не были причастны к этому убиению. Сам Малюта Скуратов, поместье которого находилось здесь, у нас, сюда и Филиппа привозили, и Аввакум тоже был здесь, то есть наша Берсеневка - историческое место. Малюта погиб во время Ливонской войны при штурме одной из крепостей. Ливонская война, как известно, шла 25 лет. У нас был выход только в северные и южные моря, а была нужда еще в Балтике. Первоначально довольно успешно началась эта военная кампания, мы заняли почти всю Ливонию, крепости. Потом датчане настояли на перемирии и, как было в Чечне и на Украине, воспользовались этой передышкой, создалась мощная коалиция (немцы, шведы и так далее) и, в общем-то, не удалось эту войну довести до конца. Тем не менее, оккультный Ливонский орден был разгромлен.
Какие мы отмечаем заслуги царя? Во-первых, территория России почти удвоилась – было два с половиной миллиона квадратных километра, стало четыре с половиной. Была присоединена Сибирь: «Богатство России будет прирастать Сибирью» - говорил Ломоносов. Сейчас 11 волн санкций (или уже 12), но огромная кладовая – Сибирь помогает нам оставаться на плаву. Прирост населения является главным критерием эффективности правления. При Николае II, как бы там его ни критиковали, прирост населения – почти 60 миллионов, при Иоанне Грозном – 60%. Вот вам репрессии, репрессии сплошные, а прирост населения какой был, и наша держава стала больше по территории, чем вся остальная Европа. В 1547 году Иоанн Грозный был помазан на царство, он был первым помазанником, это первый царь, по сути, он первым на Руси принял царский титул. При нем была введена всеобщая выборность местной администрации - она органично сочеталась со строгим самодержавием, за которое он боролся. «Не человеческим хотением, но Божиим изволением мы царствуем» - писал он предателю Курбскому. Кстати говоря, до нас дошла сразу вся переписка со стороны Курбского, а ответная – только первое письмо и то с изъятиями и лишь только в 1951 году, незадолго до смерти Сталина, были полностью изданы письма Грозного Курбскому. Курбский упрекал Иоанна в жестокостях, в том, что надо было на юг направить усилия, на Крым, а не на Балтику и прочее. «А ты, беря Казань (главная роль при взятии Казани принадлежит Курбскому), допустил жестокости неоправданные, которые оттолкнули местное население от Москвы» - упрекал Грозный в свою очередь Курбского. Курбский переметнулся на сторону врага, прихватив казну. У него еще было недовольство в связи с тем, что значительная часть его вотчин отошла для строительства флота. А от Польско-Литовского государства он получил большие имения и воевал против Руси.
Также при Грозном прошел знаменитый Стоглавый Собор (1551 год). Это авторитетный Собор в истории нашей Церкви. Председателем Собора был прославленный во святых митрополит Макарий, который воспитывал духовно Иоанна Грозного и который составил Четьи-Минеи. Также два святителя Казанских были участниками Собора. На этом Соборе было утверждено двуперстие, оно даже было ограждено клятвой. Двуперстие и то, что называется старым обрядом, было изначально на Руси, мы взяли это все от Византии при Крещении. Но было локально и троеперстие на северо-западе. Регулярно стали созываться Земские Соборы, то есть Самодержавие органично сочетается с демократией, соборностью на местах. Выборность на местах вполне сочетается с принципом Самодержавия, но была борьба с боярской вольницей, которая тянула в разные стороны государство, а нужна была централизация для того, чтобы удержать наше пространство, и вообще это было для блага и Православной Церкви – в этом суть борьбы. В одном из фильмов последнего времени о Грозном (эти фильмы, как и фильмы о Распутине, можно рассматривать, как начало процесса реабилитации этих двух великих людей) показано как один боярин с семьей и со всем скарбом был задержан где-то на границе с Польско-Литовским государством, мол, прогуляться поехал. Явно ехал на ту сторону. Причина похода Грозного на Новгород была в том, что там замышлялась крамола – хотели переметнуться на сторону польского короля. Нужно было этот сепаратизм в зародыше подавить. Штаден писал, что 700 тысяч было казнено при этом, но население Новгорода было всего лишь 20 тысяч с небольшим. Во-первых, была эпидемия, во-вторых, было казнено всего лишь около 180 человек. За время правления Иоанна Грозного было построено 155 городов и монастырей, 40 больших каменных церквей. В Орле, построенном по приказу Грозного, ему был установлен первый памятник. Это не было инициативой местной власти, с инициативой вышел Молчанов, чтобы памятник установить исходя из того, что Грозный – основатель Орла. И памятник был установлен. Это было историческое событие. Я, выступая, говорил, что логично – в каждом городе, основанном Грозным, установить ему памятники. Но это очень трудное дело - когда в подмосковной Рузе хотели установить памятник, то противодействие было очень мощным и, в общем-то, не получилось – памятник отправили в Смоленск на завод, и концы его теряются.
Начало книгопечатания, были открыты две типографии. Мощное государство и мощная армия. Когда говорят, что одна из причин Смутного времени – разорение при Грозном, извините, через 14 лет после смерти Грозного в 1584 году, во время войны со Швецией Московское государство выставило почти 500-тысячное войско.
Игумен Хилендарского сербского монастыря на Афоне Мефодий направил приветственное послание участникам конференции, в котором напомнил, что есть грамоты Грозного о том, что Хилендарскому монастырю предоставляется право безпошлинного проезда для сбора пожертвований, и разрешение на открытие подворья монастыря, и что даны были средства из Москвы, по повелению Грозного, на устранение последствий пожара в этой обители. Сосуды и книги из Москвы повсеместно встречаются на Афоне, в Иеросалиме, Сербии и других местах. В Хилендаре мне довелось побывать, там находится древо, плоды которого помогают в разрешении безплодия.
Карамзин, Соловьев, Костомаров строили свои антигрозненские построения на основании показаний таких как Штаден и ему подобных – Горсея и других. Горсей – англичанин, Штаден – немец. Они видимо со специальной целью были засланы для того, чтобы скомпрометировать царя и наше государство. В синодике Иоанна Грозного, где скрупулезно зафиксированы все погибшие от наказаний – 3-4 тысячи человек за 51 год царствования. И наряду с казненными были и те, кто умер из окружения царя, это был общий синодик. Кстати, имени Филиппа в царском синодике нет, а он скрупулезно туда записывал всех казненных. Оригинал синодика не сохранился, но по каким-то вариантам, остаткам его все-таки реконструировали. В этом немалая заслуга советского историка Скрынникова. Для сравнения – в это время в Голландии, параллельно правлению Грозного, было казнено до 100 тысяч человек; за одну Варфоломеевскую ночь во Франции около 30 тысяч гугенотов (это протестанты) католики уничтожили; в Англии было повешено 72 тысячи бродяг по повелению королевы; в Германии проходила Крестьянская война - было репрессировано до 100 тысяч человек. Это к вопросу о варварстве Московии и цивилизованности Запада. При Грозном произошла битва при Молодях в 1572 году. Наше войско насчитывало около 30 тысяч, а войско Девлет Гирея до 90 тысяч. Главный удар приняла на себя 4-тысячное опричное войско и, собственно говоря, опричнина закончилась тем, что практически все опричники погибли в этой битве, которая сопоставима с Куликовской битвой. Сейчас к этой битве, к этому событию начинают все с большим вниманием относиться, но до нужной кондиции еще не дошло. И вскоре после этого, за неимением опричников, так как они все погибли, опричнина была упразднена. Вообще цифры погибших везде и всюду во все времена старались приуменьшить. Сталин начертал на докладе о количестве погибших на войне – «много», обозначил только 7 миллионов. При Хрущеве - 20 миллионов. Сейчас мы говорим о 28 с половиной, кто-то даже о 40 говорит. Зеленский утверждает: 31 тысяча погибла, хотя, примерно, в 20 раз больше погибло на Украине солдат.
Опричнина представляла собой религиозно-монашеский орден. Для чего она была нужна? А для чего нужны спецслужбы, гвардия, братства, общины? Есть общая масса людей, а есть выделенная организованная ее часть – партии, спецслужбы, которые сконцентрированы, сплочены, заострены на решении конкретных задач. Вот такой была опричнина. Когда в 1963 году вскрыли гробницу Иоанна Грозного и его родственников, то выявилось, что и он, и его жена Анастасия, и другие родственники были отравлены ртутью. Объем ртути превышал в десятки раз допустимый уровень, и никаких следов от острого удара по главе царевича Иоанна нет на черепе, все это оказалось ложью. Кстати, архив опричнины тоже не сохранился – последующие пожары, нашествия сыграли свою роль. При Грозном, в отличии, скажем, от Екатерины, которая издала указ о вольностях дворянства и паразитарность этого сословия обозначилась с соответствующими последствиями – классовая борьба и прочее, при Грозном был принцип всеобщего государственного тягла, то есть равномерно на всех подданных царя распространялись обязанности. И такого, как на Западе – «государство – это я», такого у нас, на Руси не было. Кстати, походя Реснянский сказал, что если бы не было сталинских чисток 37 года в Армии, то мы войну не выиграли бы. Другие говорят, что наоборот, что если бы этих чисток не было, не было бы катастрофы 41 года. Ворошилов наехал однажды на Сталина, когда были военные неудачи: «Это все из-за чисток, которые были». Споры продолжаются до сих пор по этому вопросу. Во главе опричников на битве при Молодях был боярин Хворостинин, он сыграл основную роль в победе.
Посол Сербской Республики напомнил, что бабка Грозного была сербка, и что в нем была кровь и польская, и чешская. Когда ему было три года, умер его отец, а когда было 8 лет, умерла его мать.
Болотин, известный патриотический историк говорил, что старец Николай с острова Залит благословил провести конференцию об Иоанне Грозном и Распутине. Поднялась волна интереса к этим личностям, но на Рождественских чтениях в 2003 году контрудар нанесли либералы. Мотором этой кампании был известный Сергей Чапнин, который возглавлял «Московский церковный вестник» и был редактором «Журнала Московской Патриархии» (потом он был уволен, сейчас в эмиграции). Вот он один из самых главных агентов влияния, в частности, по этим историческим аспектам. Рулил такими важными изданиями. Когда его окончательно раскусили, тогда уже он был уволен. Он и теперь выступает, в частности, в поддержку Фанара, то есть Константинополя, того Патриархата, который ввел второбрачие, вопреки словам апостола Павла, и представитель которого критиковал Элладскую Церковь за противодействие легализации однополых браков. Мы знаем, что и папа Римский в этом плане тоже очень даже некрасиво себя повел, мягко говоря. Все наши оппозиционеры стремятся в Константинополе получить реабилитацию. Лишенный сана, правда, не до конца, Патриарх еще не утвердил, о. Алексей Уминский на фотографии с патриархом Варфоломеем. К Варфоломею обращаются с апелляцией, хотя он не имеет этого права, он себе это присвоил. Право апелляции Константинополю было дано одним Вселенским Собором, только в пределах его диоцеза, то есть его региона. А они это расширительно толкуют, как право апелляции для всей Православной Церкви. Варфоломей сказал: «Это запрет по политическим причинам в связи с событиями на Украине. Мы это не признаем», и рекомендовал Синоду рассмотреть этот вопрос в сторону реабилитации. И Синод единогласно принял решение о непризнании лишения сана Уминского. Он сейчас получил приход где-то во Франции. Кстати, очень непросто о. Андрею Ткачеву на приходе, где служил Уминский – храм Троицы в Хохлах. Сильный священник, известный проповедник, но его встретили «в штыки», приход большой, сотни причастников. Правда, Уминский культивировал - без всякой подготовки причащаться. И сейчас о. Андрей ходит с охранником и когда он служит, то один охранник стоит лицом к молящимся, наверное, наблюдает, чтобы кто-то не ворвался в алтарь и не набросился на батюшку. О. Андрей не садится за общую трапезу, стул настоятеля пустой. И когда он что-то говорит, там и кривятся, и истерики бывают. В общем, непросто тому священнику, который меняет предыдущего настоятеля. Но это так, к слову.
Когда вышел фильм Лунгина «Царь», Михайлов сказал: «Мне стыдно за своего собрата». Дворкин, известный наш сектовед, написал книгу «Иоанн Грозный как религиозный тип» - тоже в таком критическом духе. Кстати, Дворкин сыграл роль митрополита Филиппа в фильме Лунгина. Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом, сказал в связи со всеми этими спорами, что нужно продолжить изучать документы.
Что касается Корнилия Псково-Печерского, конечно, это изюминка для экскурсоводов, и вообще для бытия Псково-Печерской обители – кровавая дорожка и все такое прочее. Хотя есть данные, что Корнилий умер во Пскове, а не в Печорах, и что его никто не убивал. И вообще, в изначальных житиях были обозначения его как преподобного. Потом появляется наименование – священномученик, а в 1954 году – преподобномученик (с намеком на его насильственную смерть, хотя, опять-таки, это все выдумки, ничего подобного не было). Кто-то внес изменения в житие, в текст службы, хотя в первоначальной редакции ничего подобного не было. Девять часов в день посвящал молитве Грозный, каялся в том, что по долгу приходится проливать кровь. С каждым приговоренным к казни он встречался наедине перед тем, как привести приговор в исполнение, это был последний шанс для преступника. А где мы видим на Западе, чтобы было что-то подобное?
Тимченко, редактор журнал «Славянка» говорил: «Мы неоднократно публиковали материалы на эту тему». Известно, что в детстве Иоанн был очевидцем бунтов боярских, и конечно это отразилось на его состоянии, с тех пор он старался все крестить. И вот, сын Тимченко, по примеру Грозного, тоже стал все крестить, все предметы, и получилось так, что в семье Тимченко все по дважды заболели, кроме этого ребенка.
Галенин говорил о том, что Ливония, в принципе, это Русская Земля, это наша прародительская вотчина, тут были до XIII века наши города и, по сути, Ливонский орден – узурпатор, получается. Первоочередной задачей было – добиться выхода к морю. Курбский был против, об этом я говорил. Кстати говоря, в Ливонской войне приняли участие татарские полки из недавно присоединенной Казани. Когда Казань все-таки взяли в 1552 году (до этого было несколько безуспешных попыток), то в отличие от Курбского, который занимался репрессиями, жестокостями, Грозный по-другому подошел. Как впоследствии Екатерина: «В чем причина, что чукчи так долго и упорно сопротивляются?» - спросила она. Ей ответили: «Потому что их обычаи нарушаются». Она говорит: «Не надо нарушать их традиций, обычаев, пусть живут, как хотят». И с того времени борьба прекратилась. То есть такое разумное отношение, отчасти мы это сейчас наблюдаем в Чечне – по сути, это субъект, практически, независимый. Только чеченские воины носят бороды. Когда старообрядческий митрополит Корнилий замолвил слово министру обороны: «Может быть и нашим воинам разрешить носить бороды» - тот махнул рукой. Действительно, с бородой воин более внушительно выглядит. Когда видишь безконечные ряды воинов в зеленой экипировке, думаешь: «А что, если перещелкнет что-то, допустим, Путина не будет, и они скажут: «Все, полная независимость». Если мы с таким трудом разрозненные, плохо вооруженные отряды столько лет подавляли регулярной армией, авиацией и танками, то что будет сейчас в случае какого-то сепаратизма, просто трудно себе представить. Кстати говоря, этот Журавель, который за 10 тысяч сжег Коран, на него давление оказывали, чтобы он ислам принял, загладил свою вину. Сын Рамзана его побил, это по видео показано было. Сейчас ему дали 3 с половиной года общего режима. Я думаю, что поставили ультиматум: либо тебе десятку строгого режима, либо три с половиной общего и досрочное освобождение, если примешь ислам» - и говорят, что он принял. Наше Министерство юстиции пошло на то, чтобы этого юношу направили в Чечню. Вот какие последствия: русский народ потерял одного из своих членов, который мог быть и православным. Конечно, его поступок одобрить нельзя, но и то, что с ним произошло, тоже очень странно выглядит.
Галенин в своем докладе провел параллель между СВО и Ливонской войной. Еще раз скажем – уже практически завоевали Ливонию, но заключили перемирие на год. За это время коалиция создалась мощная, перевооружился враг. Тоже самое, что было на Украине после Стамбульских переговоров и Минских соглашений. Нарву взяли, но пришлось уйти, потому что мы не могли противодействовать такой мощной коалиции. Были успехи, особенно в первый год, флот сожгли, при штурме Риги погибло много немцев, но в конечном счете, мы не смогли достичь тех целей, которые были поставлены, потому что магистр Ливонского ордена ушел под Польшу, обратился к Германии, шведы подключились. Как сейчас 52 государства в той или иной степени поддерживают Украину, так и тогда была мощная коалиция, которая не позволила нам довести эту войну до конца.
Молчанов сетовал: «Как молодежь привлечь к нашим темам?» Большинство иерархов Православной Церкви либо не понимают этой тематики, либо вредят. А Грозный – основатель и Архангельска и Астрахани. В Астрахани – неудачная попытка установить ему памятник, установили только бюст на частной территории, незаметно получилось. Власти тормозят всячески. И в Можайске, и в Вологде. Молчанов утверждал, что Грозного нельзя ни с кем сравнивать – ни с Петром I, ни с Николаем II, это был совершенно особый государь в нашей истории.
Писали, что Скуратов подушкой задушил Филиппа. А кто это видел? А кто слышал пространные диалоги между Грозным и Филиппом – содержащиеся в его житии эти споры являются следствием позднейшей редактуры.
О. Владислав Цыпин, он заместитель председателя Церковного Суда говорил, что возможна корректировка жития свт. Филиппа в связи с открывшимися новыми данными. Кстати говоря, когда шли раскопки могилы Грозного, когда Герасимов вскрывал гробницы, он обращался к властям, чтобы закрыли доступ к этому захоронению, потому что может начаться паломничество и поклонение.
О. Владимир Василик из Питера напомнил, что еще в 40-е годы историк Виппер писал положительно о Грозном и наш современник, недавно скончавшийся Фроянов, из Петербурга.
Были отравлены и мать Иоанна, и три первые его супруги – а между тем остро стоял вопрос о наследнике.
Степанов сказал, что Петр I уважал Иоанна Грозного, считал себя продолжателем его дела, тоже самое Сталин. Говорил, что в Казани храм-памятник погибшим воинам до сих пор находится в небрежении, видимо, реставрацию тормозят местные власти. И еще о таком абсурде – в Касимове несколько лет назад был установлен памятник ханше Сюинбек, а она была врагом России, а муж ее – шах Али, наоборот, участвовал в штурме Казани, а его могила находится в небрежении в том же Касимове. Он оставался мусульманином, и ходил с царскими войсками в походы. И еще такую мысль высказал Степанов: на Западе государство и общество как бы противопоставлены, между ними борьба, а на Руси государство не какой-то механизм, а форма существования русского народа, и поэтому борьба за национальное государство предполагает борьбу за то, чтобы государство сохраняло ключевые позиции.
Еще некоторые дополнения по Грозному. Вот в одном из фильмов показано, как детей ведут на казнь, потом за кадром глухой такой стук, как бы головы рубят, а на самом деле ничего такого не было – законодательство времен Грозного запрещало казнь детей, это тоже все оказалось выдумкой. Самый оклеветанный правитель в истории – это Грозный. Что поразительно – такие личности, как Грозный, Распутин, Сталин - какие бы не были факты приведены в пользу их реабилитации, нет, все равно отторжение, особенно, у лиц определенной национальности, с порога, что называется. Немножко в сторону. Сталин – все только плохо. А запрет абортов в 1936 году? Как это так, после такой кровопролитной войны в одной из деревень Тверской области, а именно, Райках, говорили: «Детей в Райках, как в Китае». А 10 лет назад умер последний житель этой деревни. Все плохо, плохо при Сталине, а как же закон о наказании за противоестественные грехи, а как же юбилей Пушкина в 1937 году? И многое, многое другое. Это так, к слову. Полтора миллиона дезертиров, по закону – расстрел, но удалось переквалифицироваться – за шпионаж на длительный срок заключения. Умер Сталин, и родственники потребовали реабилитации, как несправедливо репрессированных вот этих дезертиров. А их было очень много. Мне двоюродный брат говорил: «В нашей деревне, пожалуй, было больше тех, кто в плену был, сдался, чем воинов-героев, пришедших с фронта». В нашем городке Артемовске Луганской области, на нашей улице в доме напротив жил бывший полицай, на следующей улице тоже жил бывший полицай, внешне копия Хрущева, а Хрущев, кстати, был незаконнорожденным сыном польского пана от дворовой девушки.
В чем ценность самодержавия? В том, что помимо твердых законов, на которых строится государство, была еще возможность прямого действия, когда царя мог прийти, допустим, в пасхальную ночь в тюрьмы, побеседовать с пятью-десятью преступниками и сказать: «Вот этого и этого отпустить», либо как царская милость, либо они были незаконно осуждены. Это невозможно в так называемом демократическом государстве. Очередное послание Президента: а где в нем о вопиющих язвах нашего общества, таких, как аборты и алкоголизация. Фигурирует страшная цифра – 220 миллионов погибших в нашей стране от абортов детей. Известный борец с пьянством Жданов говорит, что от этой чумы ежегодно погибает более 120 дивизий мужского населения.
Лихачев так писал о Грозном: «Исключительно талантливая личность, ничего отдаленно и рядом не стоит в древне-русской литературе». Грозный почти наизусть знал Священное Писание, он не пил совершенно, его важнейшие решения одобрялись Земскими Соборами, где были представлены все сословия государства. И сколько было вранья: вот такой-то был репрессирован страшным образом. Воротынский, например. А он лет через 20 направляет царю деловое письмо. Вот такие были вещи. 39 русских святых, таких, как Александр Невский были прославлены при Грозном на Соборе в 1547 году.
Владыка Питирим (Нечаев) говорил, что «царь Иоанн был хорош, думаю, не надо это доказывать, он спасал Россию, он спасал Православие, он боролся с ересью жидовствующих». Это говорил наш маститый архиерей, который открыл мощи прп. Иосифа Волоцкого.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России
10.
Именно поэтому Василий Вадимович Бойко-Великий преследуется и находится в заключении.
9.
8. Ответ на 7, С. Югов:
7. То есть?
6. Правда ли это ?
5. Правда ли это ? Уже прославлен ?
Царя Иоанна Грозного почитал Государь Император Александр III Миротворец. Он повелел написать икону в напоминание святости своего предка Иоанна в Грановитой палате Московского Кремля.
4. Странная точка зрения
3. О канонизации
2. Ответ на 1, Владимир Николаев:
это также подтверждал и покойный Патриарх Алексий-2 Редигер--Иван Грозный не будет причислен к лику святых.
1.