Сказать, что это просто шок, судя по нарастающей волне либерального возмущения, маловато. Если мерить случившееся, образно говоря, по шкале переполоха, то стрелка уже сегодня дважды зашкаливала, а из прибора начинает валить едкий дым внезапно подгорающей русофобии. А ведь прошло-то всего ничего времени с 28 февраля! Именно в этот день в Государственной Думе был принят закон о запрете рекламы на ресурсах иноагентов.
О чём, собственно, идёт речь? Если кратко, этот закон запретил российским гражданам и компаниям независимо от форм собственности размещать любую рекламу на ресурсах иноагентов. Этот запрет распространяется на сайты, блоги, соцсети и так далее. В СМИ и интернете теперь запрещено рекламировать и ресурсы самих иноагентов. А ведь, если разобраться, то за рекламу некоторые блогеры имеют десятки миллионов рублей! Только в прошлом году более 200 российских физических и юридических лиц разместили рекламу своих товаров и услуг на информационных ресурсах иноагентов.
Необходимость принятия подобного закона весьма убедительно прокомментировал председатель Госдумы Вячеслав Володин: «Многие из получивших эти деньги негодяев не скрывают, что направили их на финансирование киевского нацистского режима, который убивает наших солдат, офицеров, мирных граждан. Принятие закона остановит эту практику».
Прописанные в нынешнем законе штрафные санкции взбадривают блогеров-«правдолюбцев» как ужа на нагревающейся сковороде! Если иноагент будет размещать рекламу, он должен будет заплатить штраф: от 30 до 50 тысяч рублей – для граждан и от 100 тысяч до 500 тысяч – для юридических лиц. Предусматривается даже лишение свободы.
У сбежавших за границу иностранных агентов в связи с нынешней ситуацией возникла настоящая паника. Они, оказывается, больше не смогут зарабатывать рекламой российских компаний. Какая досада… Ну почему же? Такая реакция либеральных патриотов наглядно демонстрирует, что бороться за правду они готовы лишь за хороший гонорар.
А гонорары за рекламу российских компаний до недавнего времени являлись не просто сказочные – они были до неприличия заоблачные и лишённые элементарной экономической логики. Теперь, к сожалению, всё посыпалось вмиг, как игрушки с новогодней ёлки после неожиданной тряски. Как не грустить известному своими антироссийскими интервью блогеру Юрию Дудю, если принятый закон лишает его до 70% рекламных доходов! Только но одном ютубе потери составят более 100 миллионов рублей. Выживет? Наверное, да. Но не так рьяно будет демонстрировать свою «либеральную независимость», да и не станет широко шагать, чтобы, ненароком, не порвать штаны…
Да разве только один Дудь до нынешнего дня показушно плескался в глубокорублёвых российских реках? Если бы! Нынешний закон застал врасплох блогеров-иноагентов-миллионников Максима Каца, Илью Варламова, Ирину Шихман, Николая Соболева… И это только вершина айсберга. Есть, конечно, блогеры-иноагенты и помельче, но их список неизменно увеличивается. Представляете, какая халява: сбежать из России, не обращать внимание на статус иноагента и продолжать поливать Россию грязью, получая при этом миллионы рублей от российских рекламодателей!
Сопоставьте такие факты: с одной стороны многие благотворительные организации в стране собирают буквально по рублю для оплаты необходимых операций детям-инвалидам или сохранения исторических и культурных памятников. С другой… Идут сотни миллионов рублей в карманы блогеров-иноагентов! Только в прошедшем году компания Aviasales потратила около 66,2 млн рублей на закупку рекламы у перечисленных блогеров. Образовательная платформа Eduson Academy также активно сотрудничала с блогерами-иноагентами, потратив около 39,1 млн рублей на рекламу на их каналах. При этом Максим Кац получил наибольшую сумму денег – около 28 млн рублей. Онлайн-школа Skyeng также размещала рекламу на каналах блогеров-иноагентов, потратив на это около 19 млн рублей. Школа английского выбрала своими любимчиками Юрия Дудя, Илью Варламова и Николая Соболева. С грустью могу сказать, что этот список можно ещё продолжать и продолжать…
Говорят, неприлично считать деньги в чужом кармане. Соглашусь. А как быть в том случае, когда в этом ЧУЖОМ кармане лежат СВОИ деньги, за которые меня же пытаются учить чуждым западным ценностям, поносят отечество, искажают историю, да и просто беспардонно вторгаются в мою личную жизнь!
Теперь понятно, что в создавшихся условиях выживут далеко не все «правдолюбцы». Вчера блогерша-иноагент Катерина Гордеева, сбежавшая из России в Прибалтику обратилась в соцсетях к своим подписчикам: «Ранее мы работали по простому принципу: продавали рекламные интеграции и снимали на заработанные деньги фильмы и интервью. В связи с принятием закона о запрете рекламы у иноагентов, мы больше не сможем работать как прежде. Нам очень непросто говорить вам, нашим зрителям, что мы — всё».
Давайте присмотримся по пристальней – что стоит за этим самым – «всё»? Речь, очевидно, идёт об авторском проекте «Скажи Гордеевой», где выходили интервью и документальные фильмы. Посмотрел перечень: почему-то в последние два года никто «не сказал Гордеевой», чтобы она рассказала о тяжелейших условиях жизни в Донбассе, о подвигах российских воинов в ходе СВО, о разительных переменах к лучшему в Крыму… Однако, по мнению самой Катерины, в её проекте особенно популярными были интервью с актером Артуром Смольяниновым (признан в РФ иноагентом, включён в список террористов и экстремистов), телеведущей Ларисой Гузеевой, лидером ДДТ Юрием Шевчуком… Минюст РФ признал интервьюера иноагентом в сентябре 2022 года. Признание такое – конечно, справедливое. Но блогерша-иноагент Гордеева до сегодняшнего дня продолжает (теперь, наверное, продолжала) осваивать миллионы российских рублей.
Из-за принятого закона «на неопределённое время перебраться за границу» решил блогер-иноагент Александр Штефанов, в полной «прострации» сейчас находится и блогер-иноагент Алексей Пивоваров. Сбежавшая в Португалию экс-педагог Тамара Эйдельман (признана иноагентом в РФ) пытается привлечь спонсоров на платформы с платной подпиской… Короче, тараканы неожиданно ринулись искать новые плинтусы…
Отрадно отметить, что движение по упорядочению баснословных доходов «правдолюбцев», уехавших из России, обрело двустороннее движение. Теперь статус иноагента, над которым до сегодняшнего дня издевались либералы, наконец-то наполнился сокрушительным экономическим смыслом. В договорах между рекламными агентствами и блогерами, срочно начали появляться пункты, позволяющие расторгнуть контракт в одностороннем порядке, если блогера признают иноагентом.
Будет ли эффект от принятого закона? Понаблюдаем.
Борис Алов, публицист, г.Тверь
Иноагенты Ю. Дудь и К. Гордеева