Иногда полезно и кстати бывает прочитать старые статьи любимых авторов. В них иногда прячутся интересные открытия, возможно даже, не столь очевидные для самого автора. Давайте обратим свое внимание на статью Андреаса-Алекса Кальтенберга «Владимир и Володымыр», в которой проводится сравнительный анализ поздравлений к Новому году Путина и Зеленского. Новым тогда был 2023 год, но суть от этого не меняется – все мы хорошо помним узнаваемый стиль Владимира Владимировича, и кто бы сомневался, что Зеленскому речи пишут на Западе, стиль в итоге сохраняется.
В статье убедительно показано, что в то время как Путин использует развернутую речь и логические смысловые конструкции, Зеленский оперирует примитивными шаблонными фразами. «Остекленевшее упрощение против цветущей сложности», как назвал это автор.
Ссылки на стенограммы речей обоих президентов присутствовала, я никуда не спешила. Выступление Путина я читала и раньше, а вот выступление Зеленского увидела впервые. Все было так, как и описано в статье: речь Путина развернутая, убедительная, логичная, а вот речь Зеленского...
А на этом месте стоп. Можно было бы порадоваться за Владимира Владимировича и с гордостью пульнуть шапкой в сторону Пентагона, но что-то было не так. Матёрые профессионалы с той стороны океана вряд ли не умеют писать хорошие речи. И конечно, не стали бы намеренно писать плохую речь своему прокси. На этом моменте я спрятала заранее заготовленную шапку. Посмотрела на речь Зеленского еще раз.
И тут вдруг пазл сложился и ясно, резко как при свете молнии дошло: в то время как Владимир Владимирович разговаривает с людьми, Зеленский разговаривает с животными! Вслушайтесь в эти короткие рубленые фразы: это же команды! Победим. Выстоим. Добьемся. Сидеть. Лежать. Фас! Речь Зеленского могла бы понять умная собака.
А теперь давайте искать ответы на напрашивающиеся вопросы. Вначале мы эти вопросы сформулируем.
Многие ли из жителей Земного шара смогут полноценно воспринять и понять речь Владимира Владимировича? Я сейчас не о старой советской гвардии, у которой логика и восприятие сложных смысловых конструкций сами собой разумелись. Опустимся, так сказать, в иные сферы: а офисный планктон точно сможет понять? Вот уже сомневаюсь. А школьники, которые получили ущербное «постперестроечное» образование? Не говорю про иностранцев, не для них была эта речь, но ведь для них была другая речь – интервью с Такером Карлоном. У скольких из них настолько развиты мышление и логика, чтобы понять развернутые фразы и смысловые конструкции речи нашего президента? Боюсь, что им пришлось, как минимум, посмотреть интервью несколько раз. На самом деле очень хорошо, что они все же смотрели, что-то, надеюсь, все же поняли или хотя бы запомнили. Но проблема уровня развития всех тех, кому мы хотим адресовать логичные, убедительных и верные конструкции, с каждым годом возрастает…
В мире есть два чётких, расходящихся пути.
Один из них – тот, который и демонстрирует Зеленский. Максимальная дебилизация и принудительное оскотинивание населения. А потом примитивные до пошлости манипуляции и разговор с населением, опущенным на уровень животных на языке примитивных животных понятий в стиле «я дам вам много мяса и сала», «мы порвем врага в клочья», «Большой Белый господин пришлет нам вундерваффе», «кто не скачет, тот <подставьте нужное слово>», и т.д.
Да, это примитивно и это работает, работает безотказно, животные слушаются приказов и выполняют команды. Опять цитирую автора: «Вы представляете, до какого уровня деградации дошло население этой территории, если оно уже не приемлет и не нуждается ни в каком осмыслении, упорядочивании, объяснении, если ему достаточно просто ткнуть пальцем, чтобы оно взвыло в экстазе обожания или в неистовстве беснования».
Можем ли мы пойти по этому пути? Он легкий и заманчивый, он работает… Не торопитесь с ответом. Заглянем чуть-чуть в будущее – кто будет окружать нас, во что превратится наше общество, если мы пойдём по этому пути? А ведь мы по нему идём. Ну, не добровольно идём, потихоньку скатываемся, толкаемые либералами и хорошо подготовленными агентами противника. Противник знает, что делает. Его щупальца в образовании, его щупальца в масскультуре, и я когда-нибудь отдельно напишу о рекламе – вредительской манипулятивной технике, вырабатывающей рефлекс подчинения владыкам эфира, а в конечном итоге – тем самым «западным элитам» и трансляции образцов для подражания любому и каждому, начиная с рождения.
Если мы продолжим идти по этому пути, то будем обречены играть с заведомо более сильным противником по его правилам – у западных элит многотысячелетний опыт дрессировки человекообразных животных, а также принудительного вдавливания в требуемое состояние тех, кто в животное пока ещё не превратился. И этот вариант для нас заведомо проигрышный.
Есть второй путь – тяжелый, скучный, требующий работы. Он состоит в том, что ни Владимиру Владимировичу, ни нам с вами, конечно же, не надо учиться разговаривать с животными. Надо превратить животных в людей и разговаривать с ними на нормальном человеческом языке, и добиться того, чтобы они понимали каждое сказанное слово. И не с трудом, продираясь сквозь плохое знание родного языка и разрушенную способность к логическому мышлению, а легко и изящно, да что там – нужно добиться того, чтобы каждый здоровый взрослый человек в нашей стране мог говорить столь же красиво, развернуто и логично, как Владимир Владимирович.
Вот тогда мы станем свободными. Будем менять мир и создавать великие изобретения, которые не только защитят нас от атак противника, но, может быть, даже заставят его перейти на нашу сторону. Вот это была бы изящная и красивая победа! А почему нет?
У Гомера есть очень уместная аллегория – сцена из произведения «Одиссея», в которой моряки, попавшие под власть Цирцеи, превращаются в свиней. Увы, решение проблемы не будет лёгким и сказочным, как у Гомера. Пришёл Одиссей, пригрозил мечом – и товарищи спасены и превращены обратно в людей.
Соратники, это скучная и длительная работа. Позаимствую красивое описание у Игоря Ашманова: «…дело крайне трудоёмкое, сложное, витиеватое, требующее затрат в многие тысячи человеко-лет…». Сказано об идеологии, а она связана и с интеллектом, и с развитием, и вообще-то нужно создать среду (позаимствую красивые образы на этот раз у Сергея Монастырева): «…передо мной развернулась во всю ширь яркая многогранная иллюстрация форматирования конкретного человека в нужном русле…» или вот: «…создание фундаментальной атмосферы и погружение объекта в неё целиком…».
А для этого нужно вложить труд преподавателей, творческих людей, медийных работников, юристов, законодателей, айтишников и многих других. А еще нужно организовать и структурировать этот труд. А для этого нужна политическая воля…Но другого пути я не вижу. Этот путь самый сложный, но это и путь созидания.
И я верю, что когда-нибудь мы по нему пройдем.
Елена Самарина, православная публицистка