Как сообщалось, 29 февраля Президент России Владимир Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию.
Экономическую и кадровую части Послания прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Я в полном восторге от нынешнего обращения Президента России Федеральному собранию!
Зная, какой я пессимист, такое редко бывает! Очень хорошие экономические задачи поставлены – новые кадры, производственные мощности, технологии и социальное развитие.
Но Владимир Путин справедливо начал с темы Специальной военной операции и ею же закончил выступление, длившееся почти два с половиной часа.
Экономическое значение имеют новые национальные проекты. Владимир Путин заявил о запуске новых нацпроектов «Семья», «Молодежь России», «Продолжительная и активная жизнь», «Экономика данных» и «Кадры».
Экономическая часть Послания весьма своеобразная и кардинально отличается от предыдущих лет. Во-первых, никакого словоблудия про экономический рост и о том, что это самоцель. Во-вторых, наша цель – благосостояние людей и удовлетворённость жизнью. И главное – кадровая проблема в управлении. Президент фактически заявил о выстраивании новой системы управления на базе новых кадров.
На мой взгляд, Послание исходит из необходимости изменений в системе управления. Но внесу единственную поправку – надо готовить кадры не только на будущее, но и для нынешнего непростого периода проведения СВО. Надо везде искать кадры, не только среди участников Специальной военной операции. Конечно, нужно приглашать ребят с СВО, обучать и готовить к новой деятельности. Но есть множество подвижников и самородков в гражданских отраслях – они не открыты или даже задвинуты (кстати, в том числе и теми, кто будет учить ребят с СВО) – и это проблема!
Президент подробно рассказал о кадровой, социальной, оборонно-военной и экономической политике государства до 2030 года. Причём, экономика связана с конкретной задачей инвестирования и увеличения расходов, а не с разглагольствованием про рост ВВП.
Было подчеркнуто, что все намеченные расходы проработаны и обоснованы. В Послании виден крен на государственные инвестиции – государство должно организовать создание новой фондовой базы, новых секторов и видов деятельности, повышение технологичности и производительности. Бюджетные финансовые назначения должны сыграть основополагающую роль. Конечно, многое зависит от составления и корректировки планов. Как всегда, вся «соль» в деталях.
Признаюсь, мне не совсем было понятно заявление о том, что несырьевой сегмент даёт 90% роста. Если имеется в виду темп роста ВВП, так это было всегда. Если взять три сектора – трасакционный, сырьевой, обрабатывающий, то первый из них давал основной вклад (60-70%), плюс обработка. А на сырьевой сектор приходилось до 20% вклада в темп роста ВВП. Это давно так сложилось. Иное дело, что мы жили на экспорте, который был в основном сырьевой. Но он и сейчас сохраняется на уровне 60-65%, так как, помимо углеводородов, мы экспортируем минерально-сырьевые компоненты и продукцию низкого уровня переработки.
Ещё был не понятен для меня момент, связанный с созданием новых производственных мощностей. Где они? В каких секторах и как их создали, учитывая инвестиционный кризис с 2013 года по 2016 гг.? С 2017 года был рост инвестиций, но что это за новые мощности и так ли они новы? Президент призвал удвоить объём таких мощностей производства и поставил задачу создания новых производственных мощностей (речь идёт о государственных инвестициях). Об этом мы многократно говорили на страницах «Русской народной линии» последние 12 лет.
Я рад. Ведь лучше поздно, чем никогда. Многие идеи наши, включая даже подчинение высшей аттестационной комиссии РАН, о которой я говорил еще в 2006 году, видны в Послании, а также в выступлении Президента после недавнего Совещания по экономическим вопросам на праздновании и 300-летии РАН.
Столько лет тратим на то, что уже давно предлагалось. Это главная аналитическая проблема, которую надо решать на уровне организации аналитической работы в Правительстве. Эта проблема настолько важна, что она повлияет на подготовку указанных новых кадров.
Аналитическая компонента накладывает отпечаток на подготовку государственных управленцев. На поле боя нужны ум, смекалка, сила воли и боевые качества. А в государственной деятельности – знания, смекалка, гибкость ума, обоснованность решений и аналитика. А также подбор кадров, включая аналитиков. Иначе трудно будет претворить в жизнь задачи, поставленные Президентом перед Федеральным собранием. В задачах Президента нашли отражения мысли Львова, Абалкина, Глазьева, Катасонова и Вашего покорного слуги и многих других специалистов. Это радует. Предположу влияние А.Р.Белоусова, конечно, позитивное.
Крайне важно подчеркнуть, что Послание Президента сформировано не на пустом месте. Всё это должно быть подчинено общей идее – обуздания капитализма и выстраивания социального государства. Президент абсолютно прав, что всё это будет возможно только в одном случае – если нас не уничтожат и не подорвут нашу оборону и наше развитие, поэтому мы должны одержать великую победу и иметь в подбрюшье России дружественные государства и земли. Иначе мы не сможем экономически развиваться.
Запад начал войну против России с целью не дать нам окрепнуть и достичь экономических успехов. Вот почему Президент особо ярко высветил экономические задачи, в том числе кадровые. Это переломный момент в системе государственного управления и развития России.