Большевики полностью отреклись от символики русской нации. Поэтому в советскую символику не были включены какие-либо русские этнические элементы. Более того советская символика носила антирусский характер.
Так, главным символом русской нации был православный крест, который обозначал приверженность русских духовным ценностям православного вероучения. Крест в качестве государственного символа отвергло еще Временное правительство, удалив его из принятого герба и флага.
На место креста интернационалистами была выбрана пятиконечная звезда – пентаграмма. Эта идеограмма имеет древнее смысловое значение: могущество, мистическая сила, тайная власть. В Новое время пятиконечная звезда использовалась масонами и другими тайными обществами для сплочения членов создаваемых ими орденов. Некоторые авторы истолковывают пятиконечную звезду, как символ темных сил, прямо противоположных христианскому Богу. Поскольку звезда как символ власти большевиков и стоящих за ними сил должна была символически противостоять христианскому символу – кресту, то такая трактовка имеет право на существование.
Пятиконечная звезда была первоначально введена в качестве отличительного знака военнослужащих РККА ее начальником Львом Троцким. Он был известным поклонником оккультизма и подозревался в принадлежности к масонам. Это еще один аргумент в пользу антихристианского характера выбранного большевиками символа.
По инициативе Л. Троцкого звезда стала ключевым элементом Ордена Красного знамени, учрежденного в сентябре 1918 г. и длительное время бывшего единственной советской государственной наградой. В символику орден входили: развернутое красное знамя, пятиконечная красная звезда, лемех плуга, молот, штык, скрещенные серп и молот, венок, сплетенный из дубовых листьев. На знамени размещался лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В нижней части ордена, на красной ленте были буквы «Р. С. Ф. С. Р.».
Характерно, что звезда на ордене была размещена острием вниз, как это характерно для знака предводителя нечистой силы – Бафомета. Эта символика вызвала недовольство у верующих, которых в то время было большинство в армии и на флоте.
Видимо, учитывая это недовольство, звезда Бафомета длительное время не входила в составе ключевых символов советской нации. Как отмечалось в Конституции РСФСР 1918 г.: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу, окружённый венцом из колосьев и с надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Скрещенные серп и молот на гербе страны были символом союза крестьян и рабочих, восходящее солнце означало рассвет советской нации, а снопы колосьев вокруг герба – материальное изобилие. Восходящее солнце было языческим символом, использовалось разными народами и означало могущество. Пятиконечной звезды на гербе не было.
В символике принятого в 1918 г. советского герба не было никакого русского элемента или отсылки к прошлому нации, поскольку предполагалось строить новую, не имеющую этнической составляющей нацию.
В апреле 1918 г. ВЦИК РСФСР принимает решение, что флагом страны является Красное Знамя с надписью «Россійская Соціалистическая Федеративная Совѣтская Республика». После была внесена корректировка в написание названия республики в соответствии с только что прошедшей реформой русской орфографии, и в таком виде флаг просуществовал до 1954 г. Пятиконечной звезды на официально утвержденном флаге также не было.
Гимном РСФСР в 1918 г становится Интернационал – гимн международного социалистического движения. В исходном варианте текста французского поэта Э. Потье ключевое значение имел припев:
Время битвы настало,
Все сплотимся на бой.
В Интернационале
Сольется род людской!
То есть в тексте однозначно прописывалась идея построения всемирной наднациональной общности – Интернационала.
В тексте гимна РСФСР тезис о ликвидации этнических различий и создании всемирной наднациональной общности был сильно смягчен. Он звучал следующим образом:
Это есть наш последний
И решительный бой;
С Интернационалом
Воспрянет род людской!
Тем не менее, вполне понятно, что гимн должен был настраивать во время его исполнения всех жителей страны, да и жителей всего мира, на то, что в скором времени им придется отказаться от каких-либо этнических отличий, государственных делений и слиться в единой наднациональной и надгосударственной общности – Интернационале.
Гимн страны также нацеливал ее граждан на разрушение старого строя (мира) и строительство нового общественного строя. При этом было обещано существенное улучшение позиций социально ущемленных слоев, которые и были главным объектом идеологической мобилизации большевистской элиты. Звучала эта идея в Интернационале следующим образом:
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим...
Кто был ничем, тот станет всем.
Интернационал был одновременно и государственным, и партийным гимном.
Данное обстоятельство говорит о том, что большевики не делали на символическом уровне различий между партией и государством. Перекрещенные серп и молот, а потом и пятиконечная звезда использовались ВКП(б), а потом КПСС в качестве своей символики. У компартии не было собственных наград, которые бы отличались от государственных наград, не было даже своего значка, как, скажем, у комсомольской, пионерской, октябрятской организаций.
Отказ коммунистической партии от собственной символики ослаблял ее мобилизующий инструментарий, и поэтому национал-большевики вели поиски решения этой проблемы.
На партийных мероприятиях с 1938 г. стал широко исполняться Гимн партии большевиков, написанный Александром Александровым и Василием Лебедевым-Кумачом. Ключевое значение в тексте гимна имели три следующих куплета:
И Маркса и Энгельса пламенный гений
Предвидел коммуны грядущий восход.
Дорогу к коммуне наметил нам Ленин,
И Сталин великий по ней нас ведёт!
Изменников подлых гнилую породу
Ты грозно сметаешь с пути своего!
Ты – гордость народа, ты – мудрость народа,
Ты – сердце народа, ты – совесть его!
Славой овеяна, волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков!
Партия Ленина, партия Сталина,
Мудрая партия большевиков!
Неофициальный гимн выполнял роль инструмента консолидации партийцев вокруг фигуры нового Вождя – И. Сталина, показывал преемственность проводимого им курса от классиков марксизма, через основателя государства В. Ленина, эмоционально оправдывал развернувшуюся борьбу с троцкистами.
Собирание ряда народов бывшей Российской Империи в рамках СССР на надэтнической основе привело к изменению содержания советской символики.
В первой Конституции союза 1924 г. было записано: «Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках, упомянутых в ст. 34: „Пролетарии всех стран, соединяйтесь!“ Наверху герба имеется пятиконечная звезда».
Ленты вокруг колосьев с надписями на языках титульных народов на гербе добавлялись и убавлялись в соответствии с изменением числа союзных республик в составе СССР.
Центральной фигурой советского герба стал земной шар. Он сообщал в графической форме, что СССР открыт для приема в свой состав всех народов мира. Прием народов в состав советской нации, по замыслу авторов Конституции, шел на основе принципа союза крестьян и рабочих. Это демонстрировали размещенные в центре земного шара серп и молот.
В первом разделе Конституции СССР декларировалось следующее: «…новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути об’единения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
Этой принципиальной установке соответствовал и девиз создававшегося всемирного объединения народов – «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» То есть объединение было нацелено на ликвидацию государственности всех наций и присоединение образовавшихся народов к советской нации.
Восход солнца на гербе СССР означал грядущий расцвет всех народов, объединенных в Мировой Социалистической Советской Республике (и, соответственно, в советскую нацию), а обрамление земного шара снопами колосьев – материальное изобилие этих народов.
Очевидно, что появление пятиконечной звезды на гербе СССР связывалось с созданием Мировой Социалистической Советской Республики. Не случайно пятиконечная звезда появлялась потом на гербах всех социалистических стран.
Инициатором включения пятиконечной звезды в герб СССР был секретарь Президиума ЦИК СССР Авель Енукидзе. После включения в рисунок герба пятиконечная звезда заняла отдельное и весьма важное место в советской символике, стала центральным элементом советского знамени.
Мотивы действия А. Енукидзе не ясны, но известно, что он принадлежал к троцкистской группировке и вполне мог находится под влиянием масонских идей Л. Троцкого. Пятиконечная звезда на гербе СССР была уже изображена с лучом, направленным не вниз, как звезда Бафомета, а вверх. Это было важное изменение, но оно невольно наводило на мысль о наличия тайного заговора масонов и большевиков по захвату власти в мировом масштабе. Эта концепция получила достаточно широкое распространение в России и на Западе. В рамках этой концепции масонской интерпретации подвергались и другие советские символы – серп, молот.
Для того, чтобы ослабить значение этой негативной трактовки ключевой советской символики большевиками было распространено следующее объяснение: «…красная пятиконечная звезда… – символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах Земного шара…» (Большая Советская Энциклопедия).
Знамя СССР было учреждено в апреле 1924 г. постановлением Президиума ВЦИК, в котором ключевую роль играл А. Енукидзе, более мощный в личностном плане, чем фактический глава этого органа «всероссийский староста» М. Калинин. Знамя представляло собой красное полотнищем с изображением золотой пятиконечной звезды и скрещенных серпа и молота в верхнем левом крыже. Золотая звезда размещалась острием вверх. Символика флага не была утверждена решениями II Всесоюзного съезда Советов, принявшего Конституцию и герб СССР. Даже спустя полтора года после подписания Договора об учреждении СССР стороны не могли прийти к соглашению относительно символики союзного флага и передали решение вопроса на утверждение номенклатурной бюрократии, которая на тот момент была по преимуществу троцкистской. Спор шел как раз о включении в советскую символику звезды.
Союзные республики, вошедшие в состав СССР, получили свои собственные флаги и гербы. Они представляли собой модификации общесоюзного флага и общесоюзного герба. Что характерно, РСФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР, то есть республики с преимущественно христианским населением, первоначально не внесли в свою символику пятиконечную звезду. То есть она была инициирована узкой группой московской бюрократии троцкистской ориентации. Наличие государственной символики, равно как и своих конституций, подчеркивало более высокий статус титульных народов по сравнению с проживавшими рядом с ними не титульными народами.
При образовании СССР его гимном стал гимн РСФСР – Интернационал с заложенной в нем содержательной ориентацией на мировую революцию и объединение всех народов мира в рамках Интернационала. Собственного гимна у РСФСР не оказалось.
Приход к власти национал-большевиков повел за собой существенные изменения в государственной символике.
В Конституции СССР 1936 г. положение о строительстве Мировой Социалистической Советской Республики не была включено. И. Сталин снял выдвигавшийся интернационалистами тезис о неизбежности мировой революции, беспокоивший правительства других стран. Декларировалось, что социализм уже построен в СССР, и навязывать его другим странам никто не собирается.
Это крайне важная причина принятия новой Конституции, которая практически не упоминается российскими правоведами.
В новой союзной Конституции четко были прописаны права автономных республик. Они получили свои конституции, флаги и гербы. Все эти атрибуты государственности были скопированы с общесоюзных и союзно-республиканских, но имели надписи на языках титульных автономно-республиканских народов. Эта символика демонстрировала повышение социального статуса последних в советской этнической иерархии.
Национал-большевики полагали, что данные символические уступки позволят усилить их влияние на массы титульных народов автономий, свяжут их с компартией, а через нее втянут массы автономно-республиканских титульных народов в состав советской нации.
По Конституции 1936 г. союзные и автономные республики не получали права на свои гимны. Причиной этого было то обстоятельство, что основная часть народов, которым присвоили статус титульных, не имела пригодных для этого литературных и музыкальных наработок. Русскому народу, в соответствии с присвоенным ему большевиками низким социальным статусом, гимна не полагалось.
Отметим, что и в Конституции СССР 1936 г., и в принятых позднее на ее основе конституциях союзных республик не упоминалось о том, что русский язык является официальным и обязательным к употреблению. Юридическая фиксация того, что русский язык de facto был государственным, противоречила концепции интернационалистской советской нации. Ведь все права титульных народов союзных и автономных республик объявлялись равными, в том числе и право на использование своего языка в качестве официального, а тут оказывалось, что русский язык главнее остальных. Возникала правовая коллизия: русского народа в СССР в юридическом плане не существовало, а русский язык выполнял функции официального (государственного) языка.
После нападения немцев на СССР национал-большевики взяли курс на укрепление патриотического настроя членов советской нации, прежде всего ее важнейшего – русского народа. Война была объявлена Великой Отечественной. Пересмотру подверглось содержание многих символических инструментов, в том числе и гимн страны.
В конце 1943 г. был принят, а с первой четверти 1944 г. стал официально исполняться новый гимн страны. Текст к этому гимну написал С. Михалков, а музыку А. Александров. Гимн начинался куплетом:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Смысл этого куплета заключался в возвеличивании роли Руси как исторического политического образования, вокруг которого сплотились другие народы страны. Русский народ в тексте не упоминался по имени, хотя он и был государствообразующим на Руси. Тем не менее, гимн косвенно признавал важнейшую роль русского народа в истории государственных образований существовавших до СССР.
Причиной выделения значения русского народа, пусть в иносказательной форме, как государственного образования Русь, было его самоотверженное участие в защите Родины от иностранных захватчиков. Происходило это на фоне предательства и массового перехода на сторону врага многих титульных народов союзных и автономных республик, имевших более высокий социальный статус в советском обществе.
Далее в тексте нового гимна отмечалась роль В. Ленина и И. Сталина в становлении советской нации (использовался термин советский народ), говорилось о важнейшей роли армии в защите Отечества и то, что судьба будущих поколений решается в битвах. То есть признавалось, хотя и косвенно, что советская нация является наследником русской нации. Этот, полный эвфемизмов, текст гимна создавал совершенно иной настрой у советских людей, чем Интернационал. Исполнение нового гимна в торжественной обстановке на символическом и эмоциональном уровне было отдание должного заслугам русского народа.
В послевоенное время были написаны и утверждены гимны союзных республик. В них везде были упоминания о роли коммунистической партии, ее вождей В. Ленина и И. Сталина, декларировалась дружба народов. А вот русский народ в каких-то республиканских гимнах упоминался, а в каких то нет.
Вот какой ключевой куплет содержался в гимне Украинской ССР, принятом в 1949 г.:
Нам всегда в битвах за судьбу народа
Был другом и братом русский народ.
И Ленин озарил нам путь к свободе,
И Сталин ведёт нас к светлым высотам.
А вот в принятом в 1945 г. гимне Эстонской ССР упоминания о Руси, а тем более о русском народе не было. Запев звучал следующим образом:
Живи, сын Калева — народ наш славный,
И стой, отчизна наша, как скала.
Сквозь все страдания веков бесправных
Отвагу ты и доблесть пронесла.
То есть воспевался только эстонский народ. Это после того, как он сформировал в годы Великой Отечественной войны целую дивизию войск Ваффен СС. Но эстонские национал-коммунисты хорошо разбирались в раскладах в коммунистической бюрократии и не собирались уступать свои права на использование символических инструментов кому-либо. Мнение И. Сталина о русском народе и его роли в войне они не сочли нужным принимать во внимание, и это сошло им с рук.
В 1946 г. началась работа над созданием гимна РСФСР. Проект музыки к нему предоставили, к примеру, композитор С. Прокофьев и поэт С. Щипачев. Однако развернувшаяся вскоре борьба И. Сталина с возросшим влиянием русских военных и русских национал-коммунистов повлекла за собой сворачивание работы над созданием российского гимна. Последняя версия стихотворения С.Шипачева имела такие два куплета:
В грозах окрепла Россия родная
Смелый единый взрастила народ.
Правдой великой свой путь озаряя
К силе и славе вперёд поведёт!
Славься, Россия — отчизна свободы!
К светлым просторам идем мы вперед!
Славься единство свободных народов!
Славься великий российский народ!
Стихотворный текст уже понижал Русь до России, а русских обозначал, как россиян. Однако даже этот, урезанный в смысловом плане текст показался И. Сталину излишне русско ориентированным, и работы над гимном были приостановлены.
20 января 1947 г. было принято Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О государственных флагах союзных республик». Оно дозволяло базовую модель союзного красного флага со звездой и перекрещенным серпом и молотом дополнять цветными полосами и орнаментами, которые отражали этническую специфику титульного народа союзной республики.
Явный этнический орнамент попал только на флаг Белорусской ССР, а руководство остальных республик ограничились нейтральными в смысловом отношении цветовыми полосами, которые символизировали небо, воду, леса. Флаги автономных республик дублировали флаги союзных республик, добавляя к ним надпись с названием республики на двух соответствующих титульных языках и на русском языке.
Попытка артикуляция в 1947 г. русскими национал-коммуниcтами под руководством секретаря ЦК А. Кузнецова проблемы повышения статуса русского народа и в связи с этим изменения символики РСФСР, наделения республики самостоятельной столицей, как мы уже упоминали, легла в основу т. н. «ленинградского дела». В ходе этого «дела» национал-большевики репрессировали А. Кузнецова и группировавшихся вокруг него партийцев из колыбели октябрьской революции.
С этим обстоятельством следует связывать не только тот факт, что РСФСР не получил своего гимна, но и то, что специфическая голубая полоска у древка флага республики появилась только в январе 1955 г., то есть после смерти И. Сталина. В это время новый первый секретарь партии Н. Хрущев искал поддержки у русских национал-коммунистов в борьбе с национал-большевиками и решил, что разрешение на голубую полоску на флаге вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить все запросы русского народа.
Пришедший к власти после смерти И. Сталина троцкист Н. Хрущев мало разбирался в символике и серьезно не занимался ее корректировкой. Например, так и не были внесены изменения в текст советского гимна, в котором упоминалось имя И. Сталин. Работа партийного аппарата над решением этой проблемы велась, но не была закончена. Союзный гимн на официальных государственных мероприятиях исполнялся без слов. То же было и с гимнами союзных республик, в которых в текстах упоминалось имя И.. Сталин. Гимн большевистской партии перестал публично исполняться, поскольку содержал не только славословия в адрес Иосифа Виссарионовича, но и упоминал о его беспощадной борьбе с троцкизмом.
Поскольку фигура И. Сталина в идеологическом плане была неразрывно связана с партией и государством, все действия по разрушению связанных с вождем символов воспринимались массой советских людей как разрушение символов государственности. Поддержку разрушения сталинской символики оказывала только та часть интеллигенции, которая стояла на троцкистских позициях.
Формирование советской нации при генеральном секретаре ЦК партии Леониде Брежневе проходило с внесением существенных изменений в государственную символику и в Конституцию.
При нем были утверждены новые слова к гимну СССР. В редакции 1943 г. припев гимна СССР звучал следующим образом:
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
В редакцию текста гимна от 1977 г. С. Михалков внес поправки, и он теперь имел следующий вид:
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!
Таким образом смысловой акцент в определении субъекта строительства советской нации был перенесен с народа на коммунистическую партию. Главным стало упование на победу «бессмертных идей коммунизма». Помимо этого, из текста гимна убрали слова о том, что советский народ наследует деяния предыдущих поколений и опирается на силу армии. Фигура И. Сталина была из слов гимна удалена, а значение фигуры В. Ленина повышено. Что характерно, имя Л. Брежнева в гимн не было включено. Время вождей прошло.
Таким образом, текстуально в гимне страны отразился отказ правящей элиты от национал-большевистских установок. Их заменили интернационалистскими установками на строительство всемирной коммунистической общности, в которой должна была раствориться советская нация.
Соответствующие изменения были сделаны в текстах гимнов всех союзных республик, и они стали исполняться на торжественных мероприятиях уже со словами.
В 1977 г. Верховный Совет СССР принял новую Конституцию СССР. В ней сохранилась символика флага и герба, которая была зафиксирована в сталинской конституции 1936 г.
Сохранилось содержание символики флагов и гербов в новых редакциях конституций союзных и автономных республик.
Пришедший на смену Л. Брежневу М.Горбачев был сосредоточен на трансформации большевистского красного проекта в буржуазный белый проект. Делалось это им скрытно, и до завершения трансформации они не видели смысла в изменении советской символики.
Александр Владимирович Гапоненко, руководитель Прибалтийского филиала Изборского клуба, доктор экономических наук
Впервые опубликовано в блоге автора
33. Русский танкист = Русский Сталинист?
Приятно, что в этом ответе мне не "тыкают". За это я благодарен.
Термин "гомосос" придумал выдающийся философ, логик и социолог с мировым именем А. А. Зиновьев, это сокращенное от "гомо советикус". Означает этот термин то же самое, что и "совок". Никаких иных коннотаций этот термин не имеет. За всяческие ассоциации в уме читающих я ответственности не несу.
Глаз является важнейшим органом восприятия. Способность мыслить и понимать часто уподобляют зрению: есть даже такое слово - "умозрение". Если у кого-то нет органа зрения, он не видит. Если нет органа умозрения - он не понимает. Опять же за различные (скабрезные ?) ассоциации в уме читающих слово "орган" я ответственности не несу.
К участникам БД имею уважение. Но сомневаюсь, что Вы существенно старше меня. Советую Вам остерегаться о незнакомом человеке делать заключения, которые ни на чем не основаны.
32. Типичная наглость белокурой бестии.
31.
30. Ответ на 26, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
29. Ответ на 21, kuzanez:
Я с Вами на брудершафт не пил, "тыканье" и свое советское хамство оставьте при себе. Прежде чем про "чувство ранга" писать, извольте поучиться культуре дискуссий и коммуникации. То, что хам может "затыкать рот" другим людям и даже гордиться этим - как раз и характеризует его как хама. Во-первых, молодой человек, кто-то здесь называл несогласных с собой (цитирую) гомососами, лишёнными каких-то органов. Это к вопросу о культуре дискуссий.
Во-вторых, Вы всегда ставите себя выше других, особенно выше несогласных с Вами, и говорите исключительно с высоты собственного превосходства. И весь Ваш правоконсерватизм - это избранным "небожителям" ИИ, недочеловекам - крепостное право, лучина и соха, с регулированием численности их поголовья. Типичная наглость белокурой бестии. С одними такими русский народ уже разобрался в сорок пятом году, разберётся и со всеми остальными, в том числе и с организацией, которую Вы здесь представляете. Да и озвучиваемые Вами планы нам давно известны. Равно как и их авторство.
В-третьих, с Вами имеет честь разговаривать офицер Советской Армии, участник БД, втрое старше Вас. Так что имею полное право разговаривать с Вами в том же тоне, в котором позволяете себе разговаривать Вы.
28. Ответ на 27, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
Поправка. Я отвечал на п. 20 Дмитрию Владимировичу.
27. Ответ на 21, kuzanez:
26. на п. 18
25. Ответ на 23, Туляк:
Без приведения конкретных примеров и без названных фамилий, все эти утверждения, не более чем - ДЕМАГОГИЯ И СВИСТОК НА ЧАЙНИКЕ)))
КТО КОНКРЕТНО, начиная с конца 80-х восстанавливает Русскую Православную Церковь и КТО КОНКРЕТНО те "инагенты" и "товарищи" внутри страны, кто те - "невежды правители, чиновники, бывшие коммунисты и комсомольцы, находящиеся у руля власти, кто используют сегодня Церковь Христову как очередное "ведомство идеологии"?
И что это у них за "идеология", как называется и к чему она призывает народ?
Это он жертвам ЕГЭ дал мастер-класс. ИИ так и прёт. Человек, измученный образованием, - два тезиса связать между собой не может.
24.