МВД опубликовало статистические данные, согласно которым, Рождественские богослужения посетило на 1 миллион человек меньше, чем обычно.
Что случилось?
Может, это заказной антицерковный соцопрос? Но МВД – не «Левада-центр», впрочем, всякое может быть, поэтому встреча Святейшего Патриарха с В. Колокольцевым и введение института военных священников в МВД и Росгвардии, безусловно, необходимы.
Есть банальная причина – мороз и далеко не везде есть храмы шаговой доступности, даже в Москве эта проблема решена лишь частично. Поэтому в мороз не все, особенно те, у кого нет автомобиля, могли дойти до храма.
Но дело не только в морозе. На нововоссоединенных территориях, в первую очередь, на Донбассе, люди не ходят в церковь по причине проукраинской позиции руководства Донецкой и особенно Северодонецкой епархий.
Вот что мне написал священник, окормляющих бойцов в зоне СВО: «В октябре прошлого года мы устраивали детский праздник в Стаханове, и туда пришел местный батюшка Николай с детками. Мы разговорились, и я посетовал, что местные священники мало участвуют в окормлении военнослужащих на линии фронта. И отец Николай сказал, что с этим здесь не просто. Местная церковная иерархия на Донбассе, особенно на освобожденных территориях, занимает проукраинскую позицию, хотя внешне может и не заявлять об этом. Многие епископы надеются на то, что киевская власть ещё вернется. Так Северодонецкий митрополит Никодим затягивает с переводом храмов епархии на российскую регистрацию, и это в канун зимы, когда храмы могут попросту остаться без отопления.
Стахановский батюшка поведал мне свою горькую историю. Вскоре после начала СВО он как местный священник отправился окормлять части местного же формирования – Лисичанский казачий полк, и за это был подвергнут прещению от местного архиерея. Храм в центре Стаханова был закрыт, а его настоятель отец Николай отправлен под запрет. Что было делать батюшке с многочисленным семейством, куда идти, где искать защиту? Но по случаю именно в его храме в далеком 1962 году принимал крещение новорожденный сын военнослужащего из Тувы с непривычным для русского слуха именем Кожугет. Младенца во святом крещении нарекли Сергием и мальчик продолжил дело отца, вырос верующим человеком и по прошествии многих лет возглавил Министерство обороны России. Так что сам министр пошел навстречу гонимому батюшке, и дал ему должность заместителя при командире одной из местных воинских частей. Теперь батюшка имеет все возможности окормлять военнослужащих, вот только служить не может. А как священнику прожить без алтаря?».
Антимиссия, уводящая людей из Церкви в неоязычество, имеет место быть и в столицах.
Она состоит в том, что проповедь, миссия Церкви, в основной своей массе направлена на узкий круг либеральной антинародной интеллигенции.
Когда священники из этой прослойки агитируют таких же либеральных интеллигентов, бегают за ними, пренебрегая русским народом.
Огромный удар по репутации Церкви нанесло письмо 300 священников против СВО в самом её начале.
Оно не было осуждено и поэтому образ «антирусской Церкви меньшинств» был создан и укреплен предательской позицией руководства УПЦ, которая в должной мере не была осуждена в Москве.
Более того, появились голоса о том, что раз они гонимые, то им все можно.
Создание Скадовской епархии реально привело к тому, что многие жители Херсонской области на Рождество Христово пришли в храм.
Патриарх Кирилл произнес множество проповедей в поддержку СВО, но это заметно только узкому кругу специалистов, отслеживающих его позицию.
Эта поддержка растворяется в остальной части проповеди, затрагивающей множество вопросов, но поддержка СВО не акцентируется профильными службами Русской Православной Церкви.
Мы, как журналисты, прекрасно знаем, как нужно расставить акценты, сделать правильный, привлекающий внимание заголовок и т.д.
Патриарх Кирилл сказал потрясающую проповедь на Рождественской Вечерне, где, не боюсь армейской лексики, приказал духовенству реально воцерковить русский народ, ибо воцерковление является фактором победы, но материалов под заголовком: «Патриарх Кирилл: воцерковление русского народа является фактором Победы» так нигде в СМИ не появилось.
Более того, СВО идёт почти два года, но молебны о Победе Русской Армии практически не проводятся, и это замечают широкие массы людей, чьи близкие сегодня на фронте и особенно те, чьи родственники ранены или погибли. Очевидно, что литургической молитвы о победе Святой Руси недостаточно, потому что победить должны ВС России и современное Государство Российское, а упоминание только Святой Руси создает ложное впечатление дистанцирования от России и ее ВС.
Очень сильно образ Русской Церкви как «антирусской Церкви меньшинств» закрепила отставка митрополита Леонида, публично занимающего патриотическую позицию, что массово привлекло к нему народ и правильные СМИ, укрепляло авторитет Русской Православной Церкви.
И запрет протоиерея Уминского пока не может переломить образ Русской Православной Церкви как антирусской, этого мало. Как уже отмечено выше, молебны о победе ВС России практически не служатся. Важной вехой могла бы стать канонизация великого полководца Александра Суворова, но и она не осуществляется. Не прославлен, кстати, и такой выдающийся борец с унией, как митрополит Иосиф (Семашко).
Кстати, в марте будет 80-летие передачи Русской Армии танковой колонны Русской Православной Церкви «Дмитрий Донской», но и на эту тему пока – тишина, как и на тему Рождественской победы над Наполеоном, церковное решение о благодарственных молебнах о ней забыто.
Ситуацию может исправить повторение бескомпромиссно патриотической позиции Патриархов Сергия и Алексия Первого в Великую Отечественную войну, благодаря которой народ буквально повалил в открывшиеся храмы.
О том, что это сработает, свидетельствует тот факт, что написанный мной «учебник богословия СВО» «Священная Война» в хорошем смысле этого слова сметен с полок книжных магазинов, значит, именно этот дискурс востребован (тут книгу можно прочитать он-лайн).
Кирилл Александрович Фролов, глава Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ
12. Удивительно, что на освобождённых территориях у священников позиция проукраинская. Они разве не видят, что происходит, кто такой Зеленский; не знают, что на Украине владык репрессируют, отбирают храмы?... Подробнее: https://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/o_nepriyatnoi_statistike
11. Ответ на 7 Валерий
Доктор , я буду жить ?
А смысл ?
Преподобный Серафим Саровский говорил , что смысл жизнь христианской - стяжание Благодати Святого Духа. А у вас вся служба для 5 бабушек , а остальные 100 человек ушли без Благодати и больше не пройдут.
А что ходить, на бабок смотреть ?
10.
Например, в нашем храме пришло на службы больше людей. На ночную - все, кто ходит постоянно. Храм был полон, как обычно. Добавились люди (те кто пожилые или с детьми), которые пришли на службу в воскресение с утра, и их было много. Так сделали сейчас во многих храмах (утреннюю службу в день Рождества 7 января), и это очень хорошо. Много народа было на Собор Пресвятой Богородицы, 8 января.
Если учесть очень сильный мороз - понятно, что далеко не каждый может длинную службу выстоять. Тем более, что многие недавно переболели с температурой.
9. Ответ на 5, Игорь Ал: Я не против молитвы по соглашению.
Из многих делателей этой молитвы, которые писали о ней в разные времена, самый доходчивый для меня это труд - книга архиепископа Антония (Голынского-Михайловского), где для начинающих заниматься умным деланием доходчиво описана сама техника творения Иисусовой молитвы, разбитой на несколько этапов, от словесной, до сердечной. Советую Вам для пользы прочитать этот небольшой труд. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
,
8. Ответ на 6, prot:
Некоторые не знают, чем ПЦУ отличается от УПЦ. В этом комментарии собрана вся пцушная идеология декоммунизации москальской Церкви. Разве что отсутствует прямое упоминание "безблагодатности сергианства". Но из смысла комментария и так понятно, что этот пункт госдеповской методички "Православие" использован при составлении текстовки агитационного универсала.
7. Ответ на 4, СТРОИТЕЛЬ:Богу приятна сердечная и сокрушенная молитва.
Так же и в молитве. Какой прок, когда большинство в храме будут молится умом, а не сердцем, когда этот ум вместо сокрушения, будет летать по всем помойкам мира, при этом не слушая или не понимая, о чем говорит священник на молебне? Поэтому лучше пять бабушек с сердечной молитвой, нежели сто прихожан, которые умом будут находится вне храма. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
6. Как сказала одна бабушка.
5. Отв. на 3, Валерий.
Ув. В! Тут и качество, кол-во имеют значение... Учитывая статейный миллион... Верно? Но я не о том...
А о том, сколько МИЛЛИОНОВ православных искренне сочувствуют мужикам на фронте?! Судя даже по СМИ...
Жизнь...
Вот только даже НАСТОЯЩЕЙ попытки объединить их всех в ежедневной продуманной молитовке со стороны Церкви нету... Молебны же многим не под силу... Внимания... (Тут сосредоточености на несколько мыслеслов не хватает... Тем более в бытовых условиях...).
Посещение храмов — проблема доверия священству, к сожалению, существует... И, судя по статье, недоверие прогрессирует... Но я и не об этом... Тут можно болтать вечно... Поп свое...
А вот почему у нас отсутствует организация ежедневной объединяющей общеправославной покаянной кратенькой, посильной доступной ~ обязательной молитовки в быту по принципу Ниневии, по типу Грузии и исламского намаза, я не понимаю..? Это же возможность ежедневного молитвенного соединения в единое целое десятков миллионов людей, не отказавшихся от Бога... Да, неумелых, да грешных... Да, вне храмов, в быту... Но ведь в молитве и в Боге..!
Ведь даже серьёзной попытки не было! А чё проще, месячная реклама на СпасоСоюзе примерно такой кратчайшей ежедневной молитовки в любом месте, скажем, в 9-12-15-18-21 ч: - "Б и С! ВСПОМНИМ О ПРИСУТСТВИИ БОЖИЕМ! Господи, спаси нас, /грешных/ погибаем".
Ну, хоть раз в день... Каждому по силам... Секунды... /В минуту трижды.../.
Естественно, м/ добавить несколько несколько (5, больше многим не потянуть) слов о главной проблеме текущего дня... Сейчас об СВО, например... Повторяю, секунды...
Ещё раз — да, в любом месте, даже вне храма... Но В ЕДИНОМ ДУХЕ, ЕДИНОЙ МОЛИТВЕ..! Нет?
Миллионы даже далёких от храмов верующих могли бы к ней присоединиться...
И отказываться ни от чего не надо... От тех же молебнов...
Хоть несколько раз в день все вместе могли бы о Боге вспомнить и помолимся друг о друге... Вдруг услышит, если вместе? Ведь и к воцерковленным это тоже относится...
*
НО НИЗЗЯ!!! Даже по Праздникам...
А детали... Чё о них говорить, если все равно...
Извините...
4. Ответ на 3
3.
Народу конечно на молебне не много, т.к. будний день, но здесь речь идет не о количестве, а о качестве молящихся. С НАМИ БОГ! (Ис.8)