К 190-летию Василия Григорьевича Перова

Бриллианты русской культуры

Русская школа 
0
102
Время на чтение 5 минут
Фото: Василий Григорьевич Перов, Автопортрет 1870 г.

Самые популярные его картины – «Птицеловы» (1870 г.), «Рыболов» (1871) и, конечно, «Охотники на привале» (1871 г.) – знают, наверное, все. Популярные потому, что в них много добродушного юмора и любви автора к своим героям. Написаны они в поздний и лучший период его творчества.

А начинал Василий Григорьевич Перов с пользующегося большим спросом у «прогрессивной» интеллигенции в 1860-е годы «критического реализма» – язвительного, а то и просто карикатурного отображения русской жизни.

Вот только некоторые из его картин того времени:

– «Проповедь на селе» (1861), где прихожане с безразличием слушают проповедь батюшки, а главный из прихожан (помещик в кресле) вообще спит;

– «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), где почти все участники показаны пьяными: одни шатаясь несут хоругви, другие свалились у крыльца, а священник еле держится на ногах;

– «Чаепитие в Мытищах» (1862), где за столом в саду пьёт чай толстый священник с лоснящимся лицом и в упор не видит подошедшего за милостыней слепого одноногого калеку с мальчиком-поводырём, которого отгоняет то ли служанка, то ли попадья.

Его учителя были шокированы обилием негатива в его живописи. Знаменитый скульптор М. Микешин (автор памятника «1000-летие России») говорил, что подобное направление, показывая неприглядные стороны жизни, убивает искусство. Архитектор Н. Бенуа вообще считал Перова посредственностью, эксплуатирующей либеральные настроения в обществе, не заботясь о красоте, и делает на этом имя. Поддержку высказал лишь влиятельный критик-демократ В. Стасов. Действительно, вскоре Перов стал модным художником, приобрёл славу «обличителя мрачной действительности», его выставки пользовались большой популярностью, а его картины «на корню» покупал П. Третьяков.

В 1862 г. по рекомендации Совета Академии художеств он был командирован за границу, но там ему не работалось, и ещё до истечения срока командировки Перов написал в Совет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на всё мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

По возвращении из-за границы тон его живописи изменился: главной темой стало несчастье обычных людей, без всякой «обличительной» подкладки:

– «Проводы покойника» (1865), где гроб с телом крестьянина везут на дрогах его вдова и малолетние дети; кроме них на похоронах нет никого, что усиливает впечатление от горя семьи;

– «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), где слабенькие ребятишки, надрываясь, везут на санях огромную бочку;

– «Утопленница» (1867) с телом молодой женщины на берегу и сидящим неподалёку в задумчивости городовым с трубкой, который ждет прибытия судебного врача.

Мастерски написанные, эти и другие картины, никого из зрителей не оставляют равнодушными, ибо в каждом мазке чувствуется сострадание автора к своим героям.

Удивительно, но крутой поворот в творчестве Перова произошёл после постигших его несчастий. Вначале умерла любимая жена, а спустя время – и два сына, остался только самый маленький. Тогда и появились его светлые по духу картины – те самые «птицеловы», «рыболовы» и «охотники».

На этот же период выпала замечательная серия портретов выдающихся современников, заказанная Третьяковым (который собрал большинство картин Перова), – литераторов Писемского, Островского, Аксакова, Тургенева, Даля, Майкова и Погодина, музыкантов А. и Н. Рубинштейнов, художника Саврасова и лучший по психологической глубине – портрет великого Достоевского. Об этом портрете знаменитый художник И. Крамской сказал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».

В последние годы жизни он обратился к религиозной тематике, создав картины «Снятие с креста» (1878), «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880), однако достичь вершин, покорённых ранее Ивановым и Ге, а позднее Поленовым и Нестеровым, ему не удалось.

Последнее полотно, над которым он работал – «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880 – 1882, размеры полотна 5,12´3,36 м!). На ней изображено историческое событие 1682 года: спор в Грановитой палате Кремля между старообрядцами (они в правой части картины) во главе с суздальским священником Никитой, непримиримым противником никонианских реформ, позднее казнённым (насмешливое прозвище Пустосвят ему дали оппоненты), и власть имущими – патриархом Иоакимом и царевной Софьей. И цветовой гаммой, и портретными изображениями автор подчеркнул, что он на стороне официальной церкви.

Над этой картиной Василий Григорьевич работал до конца жизни, даже тогда, когда почти не было сил держать кисть в руке, но закончить её не успел. Умер он от быстро прогрессировавшего туберкулёза в возрасте всего 48 лет, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Не всё в творчестве В.Г. Перова равнозначно (хотя высочайший уровень его мастерства признавали все), но своими лучшими творениями он по праву занял место в бриллиантовом ожерелье, состоящим из самых выдающихся русских художников.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год.

«Утопленница», 1867 год

«Рыболов», 1871 год; Портрет Ф.М. Достоевского, 1872 год.

«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1882 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Маршал Победы
50 лет назад, 18 июня 1974 года, скончался Георгий Константинович Жуков
11.07.2024
«Я служил и служу России»
Забытые полководцы Великой войны
13.06.2024
«Его деятельность была исключительно многогранной»
Русские гении: Академик Анатолий Благонравов
01.06.2024
Советский блицкриг
К 85-летию начала боёв на Халхин-Голе
10.05.2024
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
История и современное состояние
07.05.2024
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Русская школа
Про школу и про детей
Нужно вернуться к присущим нашему народу традиционным методам обучения и воспитания
17.07.2024
«Ребенка и подростка надо чем-то занимать»
Иначе он совершенно точно будет идти по пути наименьшего сопротивления – по пути развлечений, телефонов, безделья, дальше – больше
15.07.2024
Зачем возвращают роман «Как закалялась сталь» в школьную программу: Гимн труду или "апофеоз идиотизма"
Перечисляем все "за" и против" возвращения романа «Как закалялась сталь» в школьную программу через 30 с лишним лет
05.07.2024
Современное Образование: Потерянное Поколение?
Матрицы общественного сознания
04.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go.
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.07.2024 01:56
100 лет Татьяне Лиозновой
Новый комментарий от С. Югов
20.07.2024 20:21
Еще раз о Цареубийстве и о сокрытии его «проведения»
Новый комментарий от Vladislav
20.07.2024 19:19
Куда мы идём?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.07.2024 18:45
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
20.07.2024 15:44
Когда вернётся царская власть?
Новый комментарий от Константин В.
20.07.2024 14:53