Самые популярные его картины – «Птицеловы» (1870 г.), «Рыболов» (1871) и, конечно, «Охотники на привале» (1871 г.) – знают, наверное, все. Популярные потому, что в них много добродушного юмора и любви автора к своим героям. Написаны они в поздний и лучший период его творчества.
А начинал Василий Григорьевич Перов с пользующегося большим спросом у «прогрессивной» интеллигенции в 1860-е годы «критического реализма» – язвительного, а то и просто карикатурного отображения русской жизни.
Вот только некоторые из его картин того времени:
– «Проповедь на селе» (1861), где прихожане с безразличием слушают проповедь батюшки, а главный из прихожан (помещик в кресле) вообще спит;
– «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), где почти все участники показаны пьяными: одни шатаясь несут хоругви, другие свалились у крыльца, а священник еле держится на ногах;
– «Чаепитие в Мытищах» (1862), где за столом в саду пьёт чай толстый священник с лоснящимся лицом и в упор не видит подошедшего за милостыней слепого одноногого калеку с мальчиком-поводырём, которого отгоняет то ли служанка, то ли попадья.
Его учителя были шокированы обилием негатива в его живописи. Знаменитый скульптор М. Микешин (автор памятника «1000-летие России») говорил, что подобное направление, показывая неприглядные стороны жизни, убивает искусство. Архитектор Н. Бенуа вообще считал Перова посредственностью, эксплуатирующей либеральные настроения в обществе, не заботясь о красоте, и делает на этом имя. Поддержку высказал лишь влиятельный критик-демократ В. Стасов. Действительно, вскоре Перов стал модным художником, приобрёл славу «обличителя мрачной действительности», его выставки пользовались большой популярностью, а его картины «на корню» покупал П. Третьяков.
В 1862 г. по рекомендации Совета Академии художеств он был командирован за границу, но там ему не работалось, и ещё до истечения срока командировки Перов написал в Совет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на всё мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
По возвращении из-за границы тон его живописи изменился: главной темой стало несчастье обычных людей, без всякой «обличительной» подкладки:
– «Проводы покойника» (1865), где гроб с телом крестьянина везут на дрогах его вдова и малолетние дети; кроме них на похоронах нет никого, что усиливает впечатление от горя семьи;
– «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), где слабенькие ребятишки, надрываясь, везут на санях огромную бочку;
– «Утопленница» (1867) с телом молодой женщины на берегу и сидящим неподалёку в задумчивости городовым с трубкой, который ждет прибытия судебного врача.
Мастерски написанные, эти и другие картины, никого из зрителей не оставляют равнодушными, ибо в каждом мазке чувствуется сострадание автора к своим героям.
Удивительно, но крутой поворот в творчестве Перова произошёл после постигших его несчастий. Вначале умерла любимая жена, а спустя время – и два сына, остался только самый маленький. Тогда и появились его светлые по духу картины – те самые «птицеловы», «рыболовы» и «охотники».
На этот же период выпала замечательная серия портретов выдающихся современников, заказанная Третьяковым (который собрал большинство картин Перова), – литераторов Писемского, Островского, Аксакова, Тургенева, Даля, Майкова и Погодина, музыкантов А. и Н. Рубинштейнов, художника Саврасова и лучший по психологической глубине – портрет великого Достоевского. Об этом портрете знаменитый художник И. Крамской сказал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».
В последние годы жизни он обратился к религиозной тематике, создав картины «Снятие с креста» (1878), «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880), однако достичь вершин, покорённых ранее Ивановым и Ге, а позднее Поленовым и Нестеровым, ему не удалось.
Последнее полотно, над которым он работал – «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880 – 1882, размеры полотна 5,12´3,36 м!). На ней изображено историческое событие 1682 года: спор в Грановитой палате Кремля между старообрядцами (они в правой части картины) во главе с суздальским священником Никитой, непримиримым противником никонианских реформ, позднее казнённым (насмешливое прозвище Пустосвят ему дали оппоненты), и власть имущими – патриархом Иоакимом и царевной Софьей. И цветовой гаммой, и портретными изображениями автор подчеркнул, что он на стороне официальной церкви.
Над этой картиной Василий Григорьевич работал до конца жизни, даже тогда, когда почти не было сил держать кисть в руке, но закончить её не успел. Умер он от быстро прогрессировавшего туберкулёза в возрасте всего 48 лет, похоронен на кладбище Донского монастыря.
Не всё в творчестве В.Г. Перова равнозначно (хотя высочайший уровень его мастерства признавали все), но своими лучшими творениями он по праву занял место в бриллиантовом ожерелье, состоящим из самых выдающихся русских художников.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год.
«Утопленница», 1867 год
«Рыболов», 1871 год; Портрет Ф.М. Достоевского, 1872 год.
«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1882 г.