К 190-летию Василия Григорьевича Перова

Бриллианты русской культуры

Русская школа 
0
95
Время на чтение 5 минут
Фото: Василий Григорьевич Перов, Автопортрет 1870 г.

Самые популярные его картины – «Птицеловы» (1870 г.), «Рыболов» (1871) и, конечно, «Охотники на привале» (1871 г.) – знают, наверное, все. Популярные потому, что в них много добродушного юмора и любви автора к своим героям. Написаны они в поздний и лучший период его творчества.

А начинал Василий Григорьевич Перов с пользующегося большим спросом у «прогрессивной» интеллигенции в 1860-е годы «критического реализма» – язвительного, а то и просто карикатурного отображения русской жизни.

Вот только некоторые из его картин того времени:

– «Проповедь на селе» (1861), где прихожане с безразличием слушают проповедь батюшки, а главный из прихожан (помещик в кресле) вообще спит;

– «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861), где почти все участники показаны пьяными: одни шатаясь несут хоругви, другие свалились у крыльца, а священник еле держится на ногах;

– «Чаепитие в Мытищах» (1862), где за столом в саду пьёт чай толстый священник с лоснящимся лицом и в упор не видит подошедшего за милостыней слепого одноногого калеку с мальчиком-поводырём, которого отгоняет то ли служанка, то ли попадья.

Его учителя были шокированы обилием негатива в его живописи. Знаменитый скульптор М. Микешин (автор памятника «1000-летие России») говорил, что подобное направление, показывая неприглядные стороны жизни, убивает искусство. Архитектор Н. Бенуа вообще считал Перова посредственностью, эксплуатирующей либеральные настроения в обществе, не заботясь о красоте, и делает на этом имя. Поддержку высказал лишь влиятельный критик-демократ В. Стасов. Действительно, вскоре Перов стал модным художником, приобрёл славу «обличителя мрачной действительности», его выставки пользовались большой популярностью, а его картины «на корню» покупал П. Третьяков.

В 1862 г. по рекомендации Совета Академии художеств он был командирован за границу, но там ему не работалось, и ещё до истечения срока командировки Перов написал в Совет: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на всё мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, – незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

По возвращении из-за границы тон его живописи изменился: главной темой стало несчастье обычных людей, без всякой «обличительной» подкладки:

– «Проводы покойника» (1865), где гроб с телом крестьянина везут на дрогах его вдова и малолетние дети; кроме них на похоронах нет никого, что усиливает впечатление от горя семьи;

– «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), где слабенькие ребятишки, надрываясь, везут на санях огромную бочку;

– «Утопленница» (1867) с телом молодой женщины на берегу и сидящим неподалёку в задумчивости городовым с трубкой, который ждет прибытия судебного врача.

Мастерски написанные, эти и другие картины, никого из зрителей не оставляют равнодушными, ибо в каждом мазке чувствуется сострадание автора к своим героям.

Удивительно, но крутой поворот в творчестве Перова произошёл после постигших его несчастий. Вначале умерла любимая жена, а спустя время – и два сына, остался только самый маленький. Тогда и появились его светлые по духу картины – те самые «птицеловы», «рыболовы» и «охотники».

На этот же период выпала замечательная серия портретов выдающихся современников, заказанная Третьяковым (который собрал большинство картин Перова), – литераторов Писемского, Островского, Аксакова, Тургенева, Даля, Майкова и Погодина, музыкантов А. и Н. Рубинштейнов, художника Саврасова и лучший по психологической глубине – портрет великого Достоевского. Об этом портрете знаменитый художник И. Крамской сказал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».

В последние годы жизни он обратился к религиозной тематике, создав картины «Снятие с креста» (1878), «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880), однако достичь вершин, покорённых ранее Ивановым и Ге, а позднее Поленовым и Нестеровым, ему не удалось.

Последнее полотно, над которым он работал – «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880 – 1882, размеры полотна 5,12´3,36 м!). На ней изображено историческое событие 1682 года: спор в Грановитой палате Кремля между старообрядцами (они в правой части картины) во главе с суздальским священником Никитой, непримиримым противником никонианских реформ, позднее казнённым (насмешливое прозвище Пустосвят ему дали оппоненты), и власть имущими – патриархом Иоакимом и царевной Софьей. И цветовой гаммой, и портретными изображениями автор подчеркнул, что он на стороне официальной церкви.

Над этой картиной Василий Григорьевич работал до конца жизни, даже тогда, когда почти не было сил держать кисть в руке, но закончить её не успел. Умер он от быстро прогрессировавшего туберкулёза в возрасте всего 48 лет, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Не всё в творчестве В.Г. Перова равнозначно (хотя высочайший уровень его мастерства признавали все), но своими лучшими творениями он по праву занял место в бриллиантовом ожерелье, состоящим из самых выдающихся русских художников.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

«Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 год.

«Утопленница», 1867 год

«Рыболов», 1871 год; Портрет Ф.М. Достоевского, 1872 год.

«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1882 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Художник, воин, странник, мыслитель
Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин
13.04.2024
«Отец» транспортной авиации
Памяти Олега Константиновича Антонова
04.04.2024
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Георгий Захаров (1897 –1957)
19.03.2024
Великий крепостной
Бриллианты русской культуры
06.03.2024
Все статьи Валерий Габрусенко
Русская школа
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38