Практически ежедневно в сводках Минобороны сообщается о перехвате российскими средствами противовоздушной обороны (ПВО) самолётов и вертолётов, ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), атакующих российские территории, в том числе – нацеленных на Москву. Именно во время специальной военной операции (СВО) наши сограждане открыли для себя этот важнейший род войск. А ведь в мирное время войска ПВО малозаметны, хотя постоянно, и днём, и ночью, находятся на боевом дежурстве в полной боевой готовности.
И сегодня, 26 декабря, мы поздравляем наших защитников неба с их профессиональным праздником – Днём войсковой ПВО! Именно в этот день 108 лет назад начальник штаба Верховного Главнокомандующего (Императора Николая II), генерал от инфантерии (примерно соответствует нынешнему званию генерал-полковника) Михаил Алексеев подписал приказ № 368 от 13 (26) декабря 1915 года о формировании отдельных четырёхорудийных лёгких батарей для стрельбы по воздушным целям. А уже в наше время Министр обороны России приказом № 50 от 9 февраля 2007 года объявил 26 декабря Днём войсковой ПВО.
Справедливости ради нужно отметить, что объектовая ПВО появилась на год раньше. В канун Первой Мировой войны российскому командованию стало известно о планах Германии использовать свои военно-воздушные силы для атак на столицу Российской Империи, поэтому с лета 1914 года началось формирование полевых противосамолётных батарей для обороны Петрограда и побережья Балтийского моря. А 30 ноября того же года главнокомандующий 6-й Отдельной армии подписал секретный приказ о введении в действие с 8 декабря «Инструкция по воздухоплаванию в районе VI армии», которым была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Поэтому ряд учёных-историков предлагают вести отсчёт от 8 декабря 1914 года, но, всё-таки, это была дата создания первой объектовой ПВО в масштабах отдельной армии, а вот 26 декабря 1915 г. – дата создания войсковой ПВО в Вооружённых Силах в целом.
Войска ПВО создавались по образцу артиллерии с соответствующими названиями подразделений. Так, первые зенитные батареи, в том числе и на автомобильных шасси, были вооружены 76-мм орудиями и зенитными пулемётами. Полноценная 76,2-мм зенитная пушка (то есть, направленная «в зенит» под углом в 65 градусов, – отсюда и пошло название зарождающейся зенитной артиллерии) была создана в конце 1914 г. на Путиловском заводе под руководством инженера Ф.Ф. Лендера и талантливого русского офицера-артиллериста капитана В.В. Тарновского.
После Октябрьской революции воздушная оборона Петрограда поступила в распоряжение Петроградского военно-революционного комитета. Но основные офицерские кадры зенитчиков, получивших боевой опыт Первой мировой войны, были рассеяны, и только небольшая группа старых специалистов-зенитчиков сохранилась в частях воздушной обороны Петрограда, Кронштадта, при Управлении Заведующего зенитными формированиями и в тех немногочисленных отдельных зенитных батареях, которые ещё не утратили своей организации при создании Красной Армии. Поэтому в Нижнем Новгороде была создана Школа стрельбы по воздушному флоту, которая начала готовить новые офицерские кадры для войск ПВО. В апреле 1918 года в связи с переездом Советского правительства в Москву формируется воздушная оборона города Москвы. На подступах к городу разворачиваются сигнальные пункты – посты воздушного наблюдения.
Тридцатые годы в войсках ПВО прошли под знаком оснащения новой техникой. На вооружение поступают звукоулавливатели, зенитные орудия малого и среднего калибров, зенитные пулемёты и прожектора, аэростаты заграждения, приборы автоматизированного управления зенитным огнём взводов и батарей. В 1930-е годы создано управление ПВО, преобразованное к 1941 году в войска ПВО. С 1939 года в войска стали поступать первые радиолокаторы (до этого обнаружение вражеских самолётов осуществляли посты воздушного наблюдения, оповещения и связи), которые прошли «боевое крещение» в Советско-Финляндской войне. За годы войны войсками ПВО было сбито более семи тысяч самолётов противника, в том числе – от фашистской авиации была надёжно защищена Москва.
В конце 1940-х годов, в начальный период холодной войны, США, используя монополию на ядерное оружие и хорошо развитую бомбардировочную авиацию, разработали ряд планов войны против СССР, ключевую роль в которых играли массированные ядерные бомбардировки крупных советских городов, прежде всего – Москвы как центра управления страной и Вооружёнными Силами СССР. Поэтому в 1949 г. в соответствии с указанием лидера Советского Союза И.В. Сталина началась разработка системы ПВО Московского региона С-25, которая была принята на вооружение в 1955 году и позволяла отразить массированный налёт авиации численностью до 1200 сверхзвуковых реактивных самолётов. Топология этой системы включала в себя два кольца ПВО (внутреннее – 45—50 км от центра Москвы и внешнее 85—90 км) , 2000 км подъездных путей, 56 стационарных стартовых позиций многоканальных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и такое же количество зенитных ракетных полков, несущих постоянное боевое дежурство. Рядом с двумя кольцевыми дорогами в лесу были построены военные городки, в которых располагались воинские части и офицерские дома (как правило, одноэтажные «финские домики» без удобств). Построенные две кольцевые дороги имели бетонное покрытие (железобетонные плиты, дорожные плиты), на советских картах не отображались и лишь в конце восьмидесятых были немного расширены и заасфальтированы поверх бетона, поэтому их народ прозвал «бетонками», а уже в 2016–2021 годах рядом с внутренним кольцом была построена платная Центральная кольцевая автодорога.
Параллельно с постановкой на боевое дежурство стационарной системы ПВО Москвы С-25 руководство СССР приняло решение о разработке мобильного варианта зенитной ракетной системы С-75, которую можно было бы быстро передислоцировать в любой район страны и даже за рубеж. В войска эти комплексы стали поступать с 1957 года. Знаковым событием для войск ПВО стало 1 мая 1960 года, когда под Свердловском на высоте более 20 км был сбит американский самолёт-разведчик U-2, а его пилот Гэри Пауэрс пленён. Войска ПВО Китая этим комплексом не раз сбивали американские самолёты-разведчики, взлетавшие с Тайваня. Но настоящим триумфом ЗРК С-75 стала война во Вьетнаме, где советские и вьетнамские воины сбили более 2000 американских самолётов, что предопределило победу Северного (социалистического) Вьетнама. Успешно применялся комплекс и в арабо-израильских войнах. Он поставлялся более чем в 40 стран и до сих пор стоит на вооружении в девяти странах.
Разработка и принятие на вооружение американцами в 1950-х годах межконтинентальных баллистических ракет с ядерными зарядами потребовали создания средств их обнаружения и поражения, для чего по границам СССР были построены станции предупреждения о ракетном нападении, развёрнут космический эшелон обнаружения пусков ракет, а в Подмосковье (на базе военных городков системы С-25) – станции дальнего обнаружения (дальность обнаружения ракет – до 5000 км) и противоракетные центры системы противоракетной обороны А-135М (ранее – А35М), которая способна защитить Москву от ядерного удара межконтинентальными баллистическими ракетами, ракетами с подводных лодок и ракетами среднего радиуса действия. Так в 1970-е годы появился новый род войск, отделившийся от войсковой ПВО, войска – ракетно-космической обороны. И сейчас Москва надёжно прикрыта от ядерных ударов войсками ПВО-ПРО, входящими в Воздушно-космические силы.
Параллельно шло развитие и войсковой ПВО, которая сейчас включает ПВО Сухопутных, Воздушно-десантных войск и береговых войск Военно-Морского Флота. На смену зенитно-ракетным комплексам первых поколений (С-25, С-75, С-125, С-200) пришли современные ЗРК с различной дальностью боевого применения: дальнего действия (С-300 и С-400 – самый эффективный ЗРК в мире, дальность поражения – до 400 км.), средней дальности – до 100 км (семейство ЗРК «Бук»), малой дальности – до 30 км (семейство ЗРК «Тор»), ближнего действия – до 10 км (семейства ЗРК «Оса», «Стрела» и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь»), переносные зенитно-ракетные комплексы – дальность до 5 км (семейства «Верба», «Игла», «Стрела»), зенитные самоходные артиллерийские установки (до – 3 км) и пулемёты разных типов.
Комбинирование и совместное использование ЗРК разных типов позволяет по аналогии с лего-конструктором создавать войсковые группировки ПВО для прикрытия войск (в том числе на марше, при перегруппировках) и стационарных объектов от средств воздушного нападения противника (от баллистических ракет малого и среднего радиуса действия и крылатых ракет – до низколетящих беспилотников и реактивных снарядов). Апробация такой тактики в условия реальных боевых действий была проведена во время военной операции в Сирии при защите авиабазы Хмеймим. И этот опыт оказался очень востребованным в условиях проведения специальной военной операции, когда противник обстреливает тыловые районы (в том числе Москву) всеми самыми современными видами западного вооружения.
Одним из самых важных результатов работы войсковой ПВО в зоне проведения СВО стало апробирование совместной боевой работы зенитно-ракетной системы (ЗРC) С-400 и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У (создан на базе тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76), в результате чего за пять дней в октябре нынешнего года, как сказал 25 октября 2023 г. министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, было уничтожено 24 украинских самолёта, которые, находясь малой высоте в глубине своей территории, безнаказанно запускали по регионам России ракеты большой дальности типа Storm Shadow и SCALP-EG. Теперь же летающий радар и пункт управления А-50У, несущий боевое дежурство в небе России или Белоруссии, сразу может обнаружить взлёт украинских самолётов в тыловых районах и передать координаты на систему ПВО С-400, которая не видит самолёта из-за кривизны Земли, но сразу запускает зенитную ракету, которая в дальнейшем за счёт активной головки самонаведения уничтожает вражеский самолёт.
Также СВО показала, что особую опасность для тыловых районов представляют БПЛА, летящие на предельно низких высотах (20–60 метров), из-за чего заблаговременно их обнаружить весьма непросто. Но превосходная российская техника и её мастерское тактическое применение с выносом средств обнаружения на замаскированные позиции на естественных возвышенностях и искусственных сооружениях позволяют своевременно обнаруживать беспилотники, а затем и уничтожать их.
Отдельно следует упомянуть интеграцию средств радиоэлектронной борьбы со средствами ПВО, благодаря чему наши войска могут нарушать управление дронами через GPS-сигналы, ставить им помехи и подавлять радиосигналы, подменять координаты, изменяя маршрут, что резко снижает эффективность их применения. Для этих же целей используются и антидроновые ружья, которые можно видеть даже у полицейских в городах. А в последнее время к борьбе с БПЛА подключены и сверхсекретные лазерные комплексы, которые могут выводить из строя модели сенсоров цели или даже разрушать аппараты. Сейчас прорабатываются вопросы включения в структуру войсковой ПВО созданных антидроновых подразделений.
Можно с уверенностью говорить, что буквально за последние полтора года российская войсковая ПВО резко нарастила свои возможности как за счёт новейшей техники, так и благодаря военному искусству её боевого применения. Наша войсковая ПВО, и это признано даже врагами, является лучшей в мире!
Спасибо за это российским воинам войсковой ПВО, учёным и разработчикам боевой техники. С праздником вас, дорогие коллеги!
Игорь Евгеньевич Витюк, секретарь Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, ветеран войск ПВО, полковник запаса, ветеран боевых действий
ВОИНЫ ПВО
Защитники Русского неба –
Родные Войска ПВО.
Каким бы коварным враг не был,
Они обнаружат его.
Неважно – зимой или летом –
Без промаха цель поразят:
Своею ракетой – в ракету,
И даже снарядом в снаряд!