«Продай имение твое … и приходи и следуй за Мною»

В продолжение дискуссии вокруг статьи Н.В. Сомина «“Блаженны нищие” и “горе вам богатые”»

Основы православной культуры 
6 Русский танкист  боеприпас  Русский Сталинист  Ладога  Потомок подданных Императора Николая II 
1539
Время на чтение 7 минут
Фото: предоставлено автором

Статья Николая Сомина «“Блаженны нищие” и “горе вам богатые”» вызвала ожидаемо много комментариев и споров. Наше внимание привлекло возражение публициста и культуролога Андрея Карпова, которое нередко встречается в подобного рода дискуссиях (сам А.В. Карпов успел три раза в одном обсуждении повторить свой вопрос, подчеркивая его значение), поэтому давайте обстоятельно его разберем.

Итак, Андрей Карпов спрашивает Н.В. Сомина и его сторонников: «Если вы считаете, что нищета вас приблизит к Небу, то почему вы не пребываете в нищете? А если вы страшитесь нищеты, то почему вы – среди ее проповедников?».

Действительно, станьте нищими, покажите нам своим подвигом благочестивый пример, а потом уже убеждайте нас последовать за вами. А мы еще посмотрим, следовать ли за вами или в супермаркет…

1. Предположим, что некто послушался совета и решился стать «нищим». Как мы себе это представляем? Ну, наверное, нищий в нашем понимании – это Иван Росток, герой замечательного фильма Эдуарда Боякова «Русский крест» по поэме Николая Мельникова. Идет такой нищий по Руси, кормится подаянием, спит, где придется, и собирает деньги на храм. А из всей его «собственности» – большой и тяжелый крест…

Но в жизни, скорее всего, пример получится не столь поэтическим и жизнеутверждающим. Императив нищенства в нашем капиталистическом сегодня – это радикальный дауншифтинг, требование отсутствия жилья и работы, требование асоциального поведения. Такой нищий – это «бомж», в известной степени социальный паразит, являющийся обузой для близких и «тревожным контингентом» для органов правопорядка. Такая нищета, скорее, являет собой пример безответственной позиции, особенно если потенциальный нищий имеет близких, нуждающихся в заботе и попечении.

Действительно ли Христос требовал от богатого юноши стать нищим, продав имение свое? Давайте прочтем заповедь полностью: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19:21).

Христос вовсе не требует от юноши стать нищим (как почему-то многие комментаторы истолковывают этот фрагмент) – Христос призывает юношу к куда более радикальному шагу, «приходи и следуй за Мною». Христос приглашает юношу стать членом нового общества, где нет ни нищих, ни богатых, где «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян 4:32).

Отсутствие собственности – это не входной билет в клуб «профессиональных нищих»; это пропуск в мир, где собственность не нужна как таковая, где ценность мешка золота не больше стоимости груды камней. Общеизвестно, что собственность – это не набор вещей или сумма денег, собственность – это общественное отношение. В мире ветхом собственность является важным регулятором социальных отношений, а социум иерархизируется по критерию наличия/отсутствия собственности. Но в новом мире, в подлинно христианском обществе никакая вещь не может быть мерою человека и хоть как-то влиять на человеческие отношения. И единственный способ освободиться от власти вещей и денег над человеком – оставить их в ветхом мире.

Почему нищему обетовано блаженство? В том числе и потому, что он уже почти получил пропуск в новый мир, в Царство Небесное, самим фактом отсутствия у него собственности, кандалами приковывающей человека к материальному миру. Ему только и осталось, что освободиться от собственности (вернее, от грез о собственности) в помыслах: «не жил богато, нечего и привыкать». Богатому же, при всем его благочестии и усердии, открыт лишь лаз шириной в угольное ушко – или протискивайся как хочешь, или оставь за порогом всё, что нажито «непосильным трудом».

2. Нам скажут, обращаясь к фрагменту «и будешь иметь сокровище на небесах», что Христос обещает блаженство на Небесах, но отнюдь не на грешной земле. Что стяжание Царства Небесного на земле – это хилиастическая ересь, что земное общество – юдоль печали и скорбей, так что нечего и рыпаться в сторону улучшения этого мира. Надо прожить жизнь, рекомендуют уранополиты от христианства, как партизан в тылу врага, постаравшись в одно лицо накопить побольше добродетелей и не слишком запятнать себя грехами. А что до остального мира, человечества, страны? Сама, сама…

К вящему изумлению уранополитов апостолы вовсе так не считали. Напротив, они энергично, почти революционно принялись трансформировать и реформировать общество, которое им предстояло христианизировать. Деяния апостолов описывают, как растет Христова церковь, как оформляется практически коммунистический общежительный уклад первохристианских общин, с каким энтузиазмом новообращенные складывают к ногам апостола то, что еще вчера они считали ценным…

Николай Сомин резонно связывает заповедь «блаженны нищие…» с фрагментом из Деяний апостолов воедино. В самом деле, не была ли жизнь первохристиан в общинах тем самым «блаженством нищих», которого они удостоились еще в земной жизни?

Была, утверждает Иоанн Златоуст, восхищенный жизнью иерусалимских первохристиан и сокрушенный современным ему положением дел: «Когда апостолы начали сеять слово благочестия, тотчас обратились три тысячи, а потом пять тысяч человек, и у всех их было одно сердце и одна душа. А причиною такого согласия, скрепляющею любовь их и столько душ соединяющею в одно, было презрение богатства. И никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Когда был исторгнут корень зол, – разумею сребролюбие, – то превзошли все блага и они тесно были соединены друг с другом, так как ничто не разделяло их. Это жесткое и произведшее бесчисленные войны во вселенной выражение: мое и твое, было изгнано из той святой церкви, и они жили на земле, как ангелы на небе: ни бедные не завидовали богатым, потому что не было богатых, ни богатые не презирали бедных, потому что не было бедных, но всё у них было общее; и никто ничего из имения своего не называл своим; не так было тогда, как бывает ныне».

Что же произошло, почему подлинно христианское общество не только не случилось, но ему приходится вести арьергардные бои с практически повсеместно победившим капитализмом?

3. На этот вопрос в статье Н.В. Сомина также находится ответ. Страшная духовная катастрофа произошла с зарождавшимся христианским обществом Византии, когда религия стала государственной. Катастрофа, разумеется, была не в том, что религия стала государственной, а в том, что христианство приспособилось к языческому государству, поклонявшемуся мамоне. Неофиты из элиты, манкировав заповедь, данную богатому юноше, разрушили едва складывающийся христианский уклад. Богатство перестало быть серьезным препятствием к следованию по пути Христа и апостолов. Об этом сокрушались и это обличали великие отцы-каппадокийцы, но их голос – хотя был услышан и даже бережно сохранен в чине Священного Предания – оказался парадоксальным образом вынесен за скобки социально-нравственного учения Церкви.

Чтобы выжить и сохранить Христово учение в первозданной чистоте, церковь была вновь вынуждена уйти в катакомбы – катакомбы монастырей и пустынножителей. Канонически и догматически единая церковь раскололась на две «параллельные вселенные», мало сопрягающиеся друг с другом. Общежительный уклад первых христиан оказался заточен в монастырские стены, а мир стал жить «как при царе Горохе», будто и не было слова Христова. Окончательно же мир погряз в язычестве с наступлением Модерна и приходом капитализма. С капитализмом пришел и особый буржуазный стиль – деньги стали единой мерой и единственной ценностью.

Самое любопытное, что история быстрого превращения православной религии из катакомбной в почти государственную повторилась на наших глазах, в 90-х годах в России. РПЦ, во-многом подпавшая под влияние РПЦЗ, снисходительно, слишком снисходительно смотрела на приход капитализма, рост социального неравенства, утверждение культа мамоны. Церковь согласилась быть «отделенной от государства», либерального (т.е., по сути, языческого) государства, согласилась быть одним из институтов, мало влияющим на социальную жизнь мирян.

4. Заповедь блаженства нищих вновь и вновь напоминает нам, что возможен (а для христианина единственно возможен) иной тип человеческого общежития, отличный от языческого культа материального. Это уклад, где собственность не имеет никакого значения. Точнее, собственность вредна и опасна, потому что является соблазном, отвращающим собственника от Бога. При капитализме собственность опасна втройне, поскольку она стала капиталом – обособленным самодовлеющим и самовоспроизводящимся институтом, загнавшим человека в тотальное рабство. Да, от него еще можно спрятаться в монастырях или братствах-коммунах, но последние бессильны сколь-нибудь значимо повлиять на мир наживы и чистогана.

Если капитализм тотален, то и ответ ему должен быть столь же тотальным. Просто раздать имение и пойти путем Христовым благородно, но уже недостаточно. Нужно демонтировать институциональную базу капитализма, воспроизводящую буржуазные социальные отношения. И разумеется, нужно отринуть идейную базу капитализма, перестав, наконец, поклоняться мамоне.

Вряд ли сейчас возможен христианский коммунизм по типу апостольских общин – мы слишком низко пали, чтобы смочь взмыть высоко в небо. Но мы можем приподняться на костылях православного социализма, чтобы если не все тело, то хотя бы взгляд оторвать от земли и обратить к Небу.

Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

123. Ответ на 115, Сергей Швецов:

А причем здесь причины людской нищеты? Где Вы видите нищету? Я вот вижу, что у меня во дворе от иномарок не протолкнуться, а телефон у каждого первоклассника есть. И бомжей у меня в городе только на церковной паперти встретить можно, и их там не тысячи будут, а трое-четверо. И причины их нищеты с первого взгляда очевидны.


Значит, не до нищеты грабить позволительно? :-)
Константин В. / 17.12.2023, 05:58

122. Ответ на 121, Vladislav:

Многие простые люди клюнули на это советское разводилово, честно работали строили светлое будущее. Я с одной женщиной разговаривал, зачем она сделала 20 абортов? Добрая женщина, отзывчивая. По советским меркам -со знаком качества. Но веры в Бога у ней уже не было, а жила она с мужем в Питере в маленькой комнатёнке, бедно, несмотря на то, что инженерами были, из интеллигентов. Вот вам и следуй за Мной. Монахам надо всё отдать, это одно из условий, а большинству Господь говорит плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, им богатство необходимо, а они в жертву Софье Власьевне и отцу её сатане по 15 -20 собственных детей приносят. Вот я и говорю -аполагетика абортивного сознания. Надо ещё Евангелие цитировать и прикрываться православной верой.

Это фрагмент лекции по научному атеизму?
Вот вам и следуй за Мной.
Русский танкист / 16.12.2023, 10:15

121. Продай имение твое …

Многие простые люди клюнули на это советское разводилово, честно работали строили светлое будущее. Я с одной женщиной разговаривал, зачем она сделала 20 абортов? Добрая женщина, отзывчивая. По советским меркам -со знаком качества. Но веры в Бога у ней уже не было, а жила она с мужем в Питере в маленькой комнатёнке, бедно, несмотря на то, что инженерами были, из интеллигентов. Вот вам и следуй за Мной. Монахам надо всё отдать, это одно из условий, а большинству Господь говорит плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, им богатство необходимо, а они в жертву Софье Власьевне и отцу её сатане по 15 -20 собственных детей приносят. Вот я и говорю -аполагетика абортивного сознания. Надо ещё Евангелие цитировать и прикрываться православной верой.
Vladislav / 15.12.2023, 21:39

120. Ответ на 116, Сергей Швецов:

Это кто брату скажет. В психушках моих братьев нет.

Ну и слава Богу, что у нас с Вами не один и тот же Бог.
Русский танкист / 15.12.2023, 21:19

119. Ответ 101, Полтораки:

Ну это как раз отрицание нищебродов как класса. У нищебродов нет классового самосознания, они себя осознают как лузеры, которым надо попасть в единственно существующий класс успешных. Попасть туда, согласно всем сценариям, можно только поодиночке, блеснув каким-нибудь внезапно открывшимся талантом. И распихивая по дороге конкурентов – т.е. внушается мысль, что у нищебродов в принципе нет воли к самоорганизации, они индивидуалисты и эгоисты, вожделеющие исключительно о собственном успехи. Понятно, на что рассчитана эта пропаганда. Что нет богатых и бедных, а есть только успешные и лузеры. Каждый сам виноват в своей бедности. Ну об этом я уже писал года 3 или 4 тому назад («Капитализм как фундаментальная ошибка атрибуции»).

Андрей, Вашей статьи, упомянутой выше, не читал, но судя по заголовку, ясно, что та "фундаментальная ошибка капитализма" обернулась для нашего народа фундаментальнейшей, идеологической диверсией Запада.. Можно сказать, эта диверсия стала проверкой на социальную "вшивость" всего советского народа. И она удалась! После призыва новоиспеченной, российской власти к народу со словами: "Обогащайтесь!", люди поверили в возможность стать богаче и счастливей, что привело многих к полнейшему обнищанию, не принесшего им никакого блаженства духа. Особенным образом, эта диверсия сказалась на сознание молодого поколения людей, живших тогда на постсоветском пространстве. Эта идеологическая сторона диверсии оказалась, самой сильной её стороной..

Чудо приходит только к тем, кто готов к нему. Прекрасный миг надо готовить, надо пробуждать классовое самосознание, организовывать общественно-политические движения. Мы прекрасно понимаем всю сложность и грандиозность этой работы. Люди, особенно из среднего класса, утратили волю к самоорганизации и к принятию невзгод. Комфорт и привычный уровень потребления – наше всё. Может, СВО радикально изменит положение. Война сплачивает и фронт и тыл, учит жить для других вплоть до самопожертвования.

К сожалению, эйфория от мысли стать богаче и счастливей, сменилась закономерной "усталостью" народа, получившему "кукиш", вместо законно заработанных долларов на банковском счету, к тому же, по несчастью, унесшего в процессе "обогащения" десятки миллионов жизней их соотечественников. Комфортная жизнь потребителя стала доступна тем, кто, растолкав вокруг себя локтями всех, кто попадался им под ноги, не побоялся прослыть "хозяевами" жизни с большой буквы. И, ведь, так поныне и живём! Может ли СВО изменить социальную инертность народа относительно происходящего на фронте? Думается, нет. Во всяком случае, до тех пор, пока верховная власть не учредить для всех граждан страны, законы, во все времена, соответствующие законам военного времени. Этого не избежать, если хотеть победы любой ценой..
Олег В. / 15.12.2023, 21:04

118. Городские впечатления...

Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маленько и опричь его...
("На дне")
С. Югов / 15.12.2023, 16:42

117. Вот, оказывается что. Тепрь понятно.

Те, которые не как все, сидят в психушках.

С. Югов / 15.12.2023, 16:37

116. Ответ на 112, Русский танкист:

Это кто брату скажет. В психушках моих братьев нет.
Сергей Швецов / 15.12.2023, 15:04

115. Ответ на 114, Константин В.:

Передел собственности в 90-е был?

А причем здесь причины людской нищеты? Где Вы видите нищету? Я вот вижу, что у меня во дворе от иномарок не протолкнуться, а телефон у каждого первоклассника есть. И бомжей у меня в городе только на церковной паперти встретить можно, и их там не тысячи будут, а трое-четверо. И причины их нищеты с первого взгляда очевидны.
Сергей Швецов / 15.12.2023, 15:01

114. Ответ на 86, Сергей Швецов:

Ухожу? Не заметил за собой такого, потому что никто не предлагал данный вопрос к рассмотрению. Ну, давайте рассмотрим. Ваша версия? Ограбили точно всех?


Не заметил вовремя Ваш комментарий.

Передел собственности в 90-е был? Был. Причем, в отличие от первоначального накопления на Западе (которое само по себе никогда не обходилось без преступлений), последовал не экономический рост, а демонтаж предыдущего уклада.

Константин В. / 15.12.2023, 13:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Октябрьская революция была «мертвой водой», но окропить Россию «живой водой» – всё еще нерешенная задача
08.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
«Пророк бедных» Густаво Гутьеррес
Памяти католического священника – идеолога теологии освобождения
25.10.2024
Сколько алчных тварей окрест нас?
Идеократия как точная наука
02.09.2024
Игры патриотов
Блогерские войны как конфликт интерпретаций
20.08.2024
Все статьи Андрей Костерин
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Человек
11.11.2024 19:39
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Фиалковский
11.11.2024 18:57
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.11.2024 17:39
Создатели шоу «Гарри Поттер и философский камень» будут финансировать ВСУ
Новый комментарий от прот. Владимир Сахаров
11.11.2024 17:30
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от Виктор
11.11.2024 17:29
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Новый комментарий от Владимир Николаев
11.11.2024 16:48