НЗ – Богословие «не церковного» Николая Заболоцкого

Глубокие богословские мотивы есть, кажется, во всех стихах известного поэта

200-летие со дня рождения Достоевского  Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
300
Время на чтение 10 минут
Фото: ru.wikipedia.org

Поводом к написанию краткой этой статьи стали не круглые даты – 120 лет со дня рождения и 65 лет со дня ухода поэта Николая Заболоцкого (24 апреля {7 мая} 1903 – 14 октября 1958), отмечаемые в этом году, а песня на его стихи, которая в эпоху новых войн, открылась вдруг в актуальной смысловой гамме.

Речь о стихотворении «В этой роще берёзовой» («Иволга»), созданном весной 1946 года. На стихи есть романс Кирилла Молчанова, известный нам по кинокартине Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», в исполнении Вячеслава Тихонова. Фильм называли «культовым».

И вот новая переломная эпоха.

Славный комбат Александр Ходаковский в тлг на днях разместил новую видеозапись романса с комментарием: «Не могу не поделиться, – ну прекрасно же ведь? Это Полина Агуреева в домашней обстановке…».

Актриса Полина Агуреева исполняет «Иволгу» под гитару в манере близкой к исполнению этого романса Тихоновым. Но в фильме песня звучит на фоне военных и довоенных фотографий – романс о минувшем. У Агуреевой – о животрепещущем.

Текст серьёзно цепляет и напрягает со слов:

…Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг…

Символический язык рождает, так сейчас кажется, предвидение войн ХХI века и даже ядерного апокалипсиса, быть может, запущенного ИИ.

В романсе звучат три строфы из шести: три – через одну – пропущены. Текст сокращён композитором, возможно, в соответствии с законами песенного жанра, возможно, из «лимитированного хронометража» – режиссёром. Или, исходя из «духа времени» – нелепыми могли казаться упоминания о заутрене, целомудрии, о какой-то капле божественной… При этом и смысл произведения оказался урезан. Стихотворение из многомерного стало как бы плоским, двухмерным, оставаясь и при этом изящным и красивым. Но из него исчезла религиозная глубина, которая в стихотворении огромна.

Об «Иволге» сам поэт когда-то с удовольствием сказал близкому человеку, что оно «написано таким размером, как ни одно стихотворение в русской поэзии». То есть стихотворение даже и в форме своей имеет особую отметину. В многослойности вдохновенного текста есть и «фактологическое пространство». Николай Чуковский, живший рядом с Заболоцким в Переделкино в ту первую послевоенную весну, а для Заболоцкого первую на свободе, оставил воспоминание о маленькой комнатушке, почти чулане, в которой жил поэт: «Окно выходило в молодую листву берёз. Берёзовая роща неизъяснимой прелести, полная птиц, подступала к самой даче… Однажды, когда я зашёл к нему в комнатку, он усадил меня на кровать, сам сел на стул и прочитал мне своё новое стихотворение, которое начиналось так: «В этой роще берёзовой…».

Роща берёзовая, полная птиц, была и на его малой родине, в Уржуме, были там, в отличие от Переделкино, ещё и заросли камыша и ветряные мельницы.

Роща берёзовая – это, возможно, Россия, но и душа-сердце поэта; иволга – и муза и ангел, русская память.

Очень хорошо, что замечательный исследователь творчества поэта Валерий Михайлов назвал книгу о нём, которая вышла в серии ЖЗЛ, «Заболоцкий: Иволга, леса отшельница».

…Окружённая взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь…

О каких войнах говорит Заболоцкий? О каких солдатах речь?

Это войны за душу свою. Стихотворение об истории души человека. О призвании, страдании, твёрдости, спасении – богословские темы.

Пересказывать стихи дело невозможное, но вскользь промелькивает: пережил Заболоцкий в конце 1920-х со своими знаменитыми «Столбцами» славу, знал твёрдо о своём призвании; имел положение в литературном мире, семью и удивительных друзей. Всё потерял, по меркам человеческим, потерял безвинно. В каком-то смысле, заметим, – Иов.

Пережил арест, следствие с дичайшими пытками, лишение рассудка, не предал, не оговорил. Был твёрд. Дело обэриутов раскручивали до общеленинградского. Даниила Хармса и Александра Введенского, друзей поэтической молодости, явно для этого было мало. Требовался компромат на главного писателя Ленинграда Николая Тихонова, на К. Федина, С. Маршака. Остался документ, в котором, как показывает биограф, на все вопросы об «антисоветской группе писателей» ответ у Заболоцкого один: «отрицаю», «не признаю», «не знаю», «общение с Тихоновым было чисто деловым». Иные подписывали, чтобы избежать ужаса новых тюремных ночных допросов, торопя смерть. На вопрос, зачем советской власти нужно было громить писателей после того, как в 1934 году уже был создан Союз писателей и всё упорядочено, а все литературные группы распущены? Предположительный ответ: в преддверии большой войны так обеспечивалась монолитность будущего литературного фронта, буквально по армейскому примеру. Всё, что могло навредить монолиту, в представлении строителей, отбрасывалось. Зачем при этом нужны были зверства? Безбожно полагали, что для достижения результата все средства годны.

Заболоцкий мог погибнуть не раз – во время следствия, когда от отчаяния бросился сражаться со своими мучителями, завладев шваброй, и в психиатрической лечебнице, и в таёжном лагере в драке с ворами, и на барже, утопленной с зеками в Амуре.

Говорят, внешность иногда обманчива. В полной мере относилось к Заболоцкому. Его принимали почему-то за бухгалтера, он был аккуратен и неспешен, лицо кругловатое, в круглых очках. Тем разительнее контраст, когда через стихи открывалось, что люди имеют дело с одним из крупнейших поэтов России.

Он мог быть в войсках и воевал бы профессионально: после университета год отслужил в армии, потом в 1930-е несколько раз вновь призывался, проходил переподготовку, участвовал в тяжёлых военных походах, был командиром взвода.

Когда-то в ранней юности, в 1919 году, Заболоцкий явно сочувствовал белому движению и «подумывал, не вступить ли ему в армию Колчака». Военно-историческая тематика была близка с детства. В январе 1941 он писал из лагеря сыну, который три года рос без отца: «Вот тебе уже 9 лет. Ты уже совсем большой, милый. Мне было 9 лет в 1912 году. В то время праздновали 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов. В 9 лет я отлично знал, кто такие были Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли. Памятники Кутузову и Барклаю стоят около Казанского собора. Мама объяснит тебе – кто такие были эти люди…».

Он сознавал себя воином. «Одинокий дуб» это про себя, за год до ухода, когда и один в поле воин:

Дурная почва: слишком узловат

И этот дуб, и нет великолепья

В его ветвях. Какие-то отрепья

Торчат на нём и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы

Он так развил, что, кажется, ударь —

И запоёт он колоколом славы,

И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он в поле воин, даже и один.

(1957).

У Евгения Авдеенко есть несравненный цикл лекций «Богословское содержание светской литературы», где показал как Достоевский и Пушкин (в «Преступлении и наказании» и «Евгении Онегине), а в античности Эсхил и Софокл (в «Эдипе» и «Орестеи»), открывают божественные глубины истины другим языком, нежели язык Священного писания, те же истины. Вероятно, таково свойство великих произведений литературы. У древнего автора, переводя дословно, он даже обнаружил троичность свойств Единого Бога.

На вершинах творчества русских писателей становятся порой попросту различимы даже и иллюстративные мотивы к Евангелию. Так повлияло тысячелетнее православие на мировосприятие, что литераторы этого могут и не видеть в себе. Например, у Бунина «Господин из Сан-Франциско» – рассказ, по сути, о евангельском богаче, который думал в себе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12:19-20).

У Заболоцкого «В этой роще берёзовой» – песня о победе пасхальной, Победе Воскресения:

Встанет утро победы торжественной

На века.

Как Иову, всё Заболоцкому было возвращено.

Дети выжили в блокадном Ленинграде, когда снаряд разорвался в соседней комнате, спасены потом Дорогой жизни. Вернулась любимая женщина, работа и слава. Он немало поездил. Побывал с писательской делегацией в Италии. Итальянцы вытребовали его, беспартийного и не реабилитированного, помня «Столбцы».

Глубокие богословские мотивы есть, кажется, во всех стихах «позднего Заболоцкого». (Он, конечно, не поздний, вневременной.) И в хрестоматийных «Некрасивая девочка», и «Любите живопись, поэты», и в «Душа обязана трудиться». В последнем, принято думать, совсем нет поэзии. Одна лишь внутренняя установка. Только вот удивительно, что оно стало хрестоматийным, когда существование души государством идеологически отвергалось.

Ещё до репрессий Заболоцкий в разговоре сказал: «Удивительная легенда о поклонении волхвов. Высшая мудрость – поклонение Младенцу. Почему об этом не написана поэма?» Через два десятка лет, в день, когда он умер, на его обнаружили листок с началом плана новой поэмы: «1. Пастухи, животные, ангелы…».

«Душа обязана» – последнее стихотворение, написал и умер. От третьего инфаркта. Умолк пулемёт.

В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей,—

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

Пролетев над поляною

И людей увидав с высоты,

Избрала деревянную

Неприметную дудочку ты,

Чтобы в свежести утренней,

Посетив человечье жилье,

Целомудренно бедной заутреней

Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг.

Где ж ты, иволга, леса отшельница?

Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь.

Молчаливая странница,

Ты меня провожаешь на бой,

И смертельное облако тянется

Над твоей головой.

За великими реками

Встанет солнце, и в утренней мгле

С опаленными веками

Припаду я, убитый, к земле.

Крикнув бешеным вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемет.

И тогда в моем сердце разорванном

Голос твой запоет.

И над рощей березовой,

Над березовой рощей моей,

Где лавиною розовой

Льются листья с высоких ветвей,

Где под каплей божественной

Холодеет кусочек цветка,—

Встанет утро победы торжественной

На века.

Николай Заболоцкий – Н.З., извлечённый НЗ, время настало.

Дмитрий Иконников, наблюдатель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Иконников
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
СВО как фундамент нового высокого искусства
О новом: кино, театре, творческом писательском союзе и прочем
28.02.2024
Иудейский нацизм
Нынешние правители Израиля пытаются подражать Израилю древнему
27.12.2023
Пацан извинился? Русская развилка
О странностях финала нашумевшего сериала «Слово пацана»
23.12.2023
Все статьи Дмитрий Иконников
200-летие со дня рождения Достоевского
Первый снег с Достоевским
Памяти русского писателя
11.11.2024
Достоевский как поэт
Ко дню памяти
10.11.2024
Дмитрий Андреевич достойно и смиренно выполнил свою миссию
Слово на кончину правнука великого русского писателя Ф.М.Достоевского
05.09.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08