НЗ – Богословие «не церковного» Николая Заболоцкого

Глубокие богословские мотивы есть, кажется, во всех стихах известного поэта

200-летие со дня рождения Достоевского  Александр Сергеевич Пушкин  Бывший СССР 
0
307
Время на чтение 10 минут
Фото: ru.wikipedia.org

Поводом к написанию краткой этой статьи стали не круглые даты – 120 лет со дня рождения и 65 лет со дня ухода поэта Николая Заболоцкого (24 апреля {7 мая} 1903 – 14 октября 1958), отмечаемые в этом году, а песня на его стихи, которая в эпоху новых войн, открылась вдруг в актуальной смысловой гамме.

Речь о стихотворении «В этой роще берёзовой» («Иволга»), созданном весной 1946 года. На стихи есть романс Кирилла Молчанова, известный нам по кинокартине Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника», в исполнении Вячеслава Тихонова. Фильм называли «культовым».

И вот новая переломная эпоха.

Славный комбат Александр Ходаковский в тлг на днях разместил новую видеозапись романса с комментарием: «Не могу не поделиться, – ну прекрасно же ведь? Это Полина Агуреева в домашней обстановке…».

Актриса Полина Агуреева исполняет «Иволгу» под гитару в манере близкой к исполнению этого романса Тихоновым. Но в фильме песня звучит на фоне военных и довоенных фотографий – романс о минувшем. У Агуреевой – о животрепещущем.

Текст серьёзно цепляет и напрягает со слов:

…Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг…

Символический язык рождает, так сейчас кажется, предвидение войн ХХI века и даже ядерного апокалипсиса, быть может, запущенного ИИ.

В романсе звучат три строфы из шести: три – через одну – пропущены. Текст сокращён композитором, возможно, в соответствии с законами песенного жанра, возможно, из «лимитированного хронометража» – режиссёром. Или, исходя из «духа времени» – нелепыми могли казаться упоминания о заутрене, целомудрии, о какой-то капле божественной… При этом и смысл произведения оказался урезан. Стихотворение из многомерного стало как бы плоским, двухмерным, оставаясь и при этом изящным и красивым. Но из него исчезла религиозная глубина, которая в стихотворении огромна.

Об «Иволге» сам поэт когда-то с удовольствием сказал близкому человеку, что оно «написано таким размером, как ни одно стихотворение в русской поэзии». То есть стихотворение даже и в форме своей имеет особую отметину. В многослойности вдохновенного текста есть и «фактологическое пространство». Николай Чуковский, живший рядом с Заболоцким в Переделкино в ту первую послевоенную весну, а для Заболоцкого первую на свободе, оставил воспоминание о маленькой комнатушке, почти чулане, в которой жил поэт: «Окно выходило в молодую листву берёз. Берёзовая роща неизъяснимой прелести, полная птиц, подступала к самой даче… Однажды, когда я зашёл к нему в комнатку, он усадил меня на кровать, сам сел на стул и прочитал мне своё новое стихотворение, которое начиналось так: «В этой роще берёзовой…».

Роща берёзовая, полная птиц, была и на его малой родине, в Уржуме, были там, в отличие от Переделкино, ещё и заросли камыша и ветряные мельницы.

Роща берёзовая – это, возможно, Россия, но и душа-сердце поэта; иволга – и муза и ангел, русская память.

Очень хорошо, что замечательный исследователь творчества поэта Валерий Михайлов назвал книгу о нём, которая вышла в серии ЖЗЛ, «Заболоцкий: Иволга, леса отшельница».

…Окружённая взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь…

О каких войнах говорит Заболоцкий? О каких солдатах речь?

Это войны за душу свою. Стихотворение об истории души человека. О призвании, страдании, твёрдости, спасении – богословские темы.

Пересказывать стихи дело невозможное, но вскользь промелькивает: пережил Заболоцкий в конце 1920-х со своими знаменитыми «Столбцами» славу, знал твёрдо о своём призвании; имел положение в литературном мире, семью и удивительных друзей. Всё потерял, по меркам человеческим, потерял безвинно. В каком-то смысле, заметим, – Иов.

Пережил арест, следствие с дичайшими пытками, лишение рассудка, не предал, не оговорил. Был твёрд. Дело обэриутов раскручивали до общеленинградского. Даниила Хармса и Александра Введенского, друзей поэтической молодости, явно для этого было мало. Требовался компромат на главного писателя Ленинграда Николая Тихонова, на К. Федина, С. Маршака. Остался документ, в котором, как показывает биограф, на все вопросы об «антисоветской группе писателей» ответ у Заболоцкого один: «отрицаю», «не признаю», «не знаю», «общение с Тихоновым было чисто деловым». Иные подписывали, чтобы избежать ужаса новых тюремных ночных допросов, торопя смерть. На вопрос, зачем советской власти нужно было громить писателей после того, как в 1934 году уже был создан Союз писателей и всё упорядочено, а все литературные группы распущены? Предположительный ответ: в преддверии большой войны так обеспечивалась монолитность будущего литературного фронта, буквально по армейскому примеру. Всё, что могло навредить монолиту, в представлении строителей, отбрасывалось. Зачем при этом нужны были зверства? Безбожно полагали, что для достижения результата все средства годны.

Заболоцкий мог погибнуть не раз – во время следствия, когда от отчаяния бросился сражаться со своими мучителями, завладев шваброй, и в психиатрической лечебнице, и в таёжном лагере в драке с ворами, и на барже, утопленной с зеками в Амуре.

Говорят, внешность иногда обманчива. В полной мере относилось к Заболоцкому. Его принимали почему-то за бухгалтера, он был аккуратен и неспешен, лицо кругловатое, в круглых очках. Тем разительнее контраст, когда через стихи открывалось, что люди имеют дело с одним из крупнейших поэтов России.

Он мог быть в войсках и воевал бы профессионально: после университета год отслужил в армии, потом в 1930-е несколько раз вновь призывался, проходил переподготовку, участвовал в тяжёлых военных походах, был командиром взвода.

Когда-то в ранней юности, в 1919 году, Заболоцкий явно сочувствовал белому движению и «подумывал, не вступить ли ему в армию Колчака». Военно-историческая тематика была близка с детства. В январе 1941 он писал из лагеря сыну, который три года рос без отца: «Вот тебе уже 9 лет. Ты уже совсем большой, милый. Мне было 9 лет в 1912 году. В то время праздновали 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов. В 9 лет я отлично знал, кто такие были Наполеон, Кутузов, Барклай де Толли. Памятники Кутузову и Барклаю стоят около Казанского собора. Мама объяснит тебе – кто такие были эти люди…».

Он сознавал себя воином. «Одинокий дуб» это про себя, за год до ухода, когда и один в поле воин:

Дурная почва: слишком узловат

И этот дуб, и нет великолепья

В его ветвях. Какие-то отрепья

Торчат на нём и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы

Он так развил, что, кажется, ударь —

И запоёт он колоколом славы,

И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он в поле воин, даже и один.

(1957).

У Евгения Авдеенко есть несравненный цикл лекций «Богословское содержание светской литературы», где показал как Достоевский и Пушкин (в «Преступлении и наказании» и «Евгении Онегине), а в античности Эсхил и Софокл (в «Эдипе» и «Орестеи»), открывают божественные глубины истины другим языком, нежели язык Священного писания, те же истины. Вероятно, таково свойство великих произведений литературы. У древнего автора, переводя дословно, он даже обнаружил троичность свойств Единого Бога.

На вершинах творчества русских писателей становятся порой попросту различимы даже и иллюстративные мотивы к Евангелию. Так повлияло тысячелетнее православие на мировосприятие, что литераторы этого могут и не видеть в себе. Например, у Бунина «Господин из Сан-Франциско» – рассказ, по сути, о евангельском богаче, который думал в себе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк. 12:19-20).

У Заболоцкого «В этой роще берёзовой» – песня о победе пасхальной, Победе Воскресения:

Встанет утро победы торжественной

На века.

Как Иову, всё Заболоцкому было возвращено.

Дети выжили в блокадном Ленинграде, когда снаряд разорвался в соседней комнате, спасены потом Дорогой жизни. Вернулась любимая женщина, работа и слава. Он немало поездил. Побывал с писательской делегацией в Италии. Итальянцы вытребовали его, беспартийного и не реабилитированного, помня «Столбцы».

Глубокие богословские мотивы есть, кажется, во всех стихах «позднего Заболоцкого». (Он, конечно, не поздний, вневременной.) И в хрестоматийных «Некрасивая девочка», и «Любите живопись, поэты», и в «Душа обязана трудиться». В последнем, принято думать, совсем нет поэзии. Одна лишь внутренняя установка. Только вот удивительно, что оно стало хрестоматийным, когда существование души государством идеологически отвергалось.

Ещё до репрессий Заболоцкий в разговоре сказал: «Удивительная легенда о поклонении волхвов. Высшая мудрость – поклонение Младенцу. Почему об этом не написана поэма?» Через два десятка лет, в день, когда он умер, на его обнаружили листок с началом плана новой поэмы: «1. Пастухи, животные, ангелы…».

«Душа обязана» – последнее стихотворение, написал и умер. От третьего инфаркта. Умолк пулемёт.

В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей,—

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

Пролетев над поляною

И людей увидав с высоты,

Избрала деревянную

Неприметную дудочку ты,

Чтобы в свежести утренней,

Посетив человечье жилье,

Целомудренно бедной заутреней

Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,

И уже на пределах ума

Содрогаются атомы,

Белым вихрем взметая дома.

Как безумные мельницы,

Машут войны крылами вокруг.

Где ж ты, иволга, леса отшельница?

Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,

Над рекой, где чернеет камыш,

Ты летишь над обрывами,

Над руинами смерти летишь.

Молчаливая странница,

Ты меня провожаешь на бой,

И смертельное облако тянется

Над твоей головой.

За великими реками

Встанет солнце, и в утренней мгле

С опаленными веками

Припаду я, убитый, к земле.

Крикнув бешеным вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемет.

И тогда в моем сердце разорванном

Голос твой запоет.

И над рощей березовой,

Над березовой рощей моей,

Где лавиною розовой

Льются листья с высоких ветвей,

Где под каплей божественной

Холодеет кусочек цветка,—

Встанет утро победы торжественной

На века.

Николай Заболоцкий – Н.З., извлечённый НЗ, время настало.

Дмитрий Иконников, наблюдатель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Иконников
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
СВО как фундамент нового высокого искусства
О новом: кино, театре, творческом писательском союзе и прочем
28.02.2024
Иудейский нацизм
Нынешние правители Израиля пытаются подражать Израилю древнему
27.12.2023
Пацан извинился? Русская развилка
О странностях финала нашумевшего сериала «Слово пацана»
23.12.2023
Все статьи Дмитрий Иконников
200-летие со дня рождения Достоевского
Первый снег с Достоевским
Памяти русского писателя
11.11.2024
Достоевский как поэт
Ко дню памяти
10.11.2024
Дмитрий Андреевич достойно и смиренно выполнил свою миссию
Слово на кончину правнука великого русского писателя Ф.М.Достоевского
05.09.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем русского государственного деятеля Д.В.Дашкова и математика П.Н.Чебышева
09.12.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Труд должен быть внесён в Конституцию как высшая ценность
Трудами создаётся великая Россия с её мечтой об идеальном государстве, в котором живёт самый счастливый, просветлённый, добрый, трудолюбивый народ
19.12.2024
День памяти Святителя Николая Чудотворца
Также сегодня мы чтим память павших при обороне Киева от монголо-татарских полчищ
19.12.2024
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.12.2024 21:23
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
19.12.2024 20:40
Славный город Чебоксары
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 20:22
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 20:11
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 20:03
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 19:51
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
Новый комментарий от Дмитриев
19.12.2024 19:31