Шафаревич принадлежал к тем мыслителям в области естественных наук, что поднялись на высший уровень познания. То, что он был одним из крупнейших математиков мира, «Моцартом математики», лишь способствовало его религиозно-философскому осмыслению действительности.
Как и математики-философы прошлых веков, такие как Паскаль и Декарт, Шафаревич постиг, что нет противоречия между наукой и верой. И более того, постичь гармонию творения, а также его историю можно только с религиозной точки зрения, прежде всего – христианской.
Математику Шафаревич воспринимал как «безконечно продолжающуюся прекрасную симфонию», а возможность уйти в нее из мира идеологического диктата, ее «осмысленность и красота привели его к осознанию религиозной цели познания мира».
В лекции при получении премии Хайнемана в 1973 году в Геттингенской академии Шафаревич особо подчеркнул связь религии с математикой, отдав при этом несомненный приоритет религии:
«Цель математике может дать не низшая сравнительно с нею, а высшая сфера человеческой деятельности − религия. Конечно, сейчас очень трудно представить себе, как это может произойти. Но еще труднее вообразить, как математика сможет вечно развиваться, не зная ни что, ни зачем, она изучает. <...>
Математика сложилась как наука в VI веке до Р.Х. в религиозном союзе пифагорейцев и была частью их религии. Она имела ясную цель − это был путь слияния с божеством через постижение гармонии мира, выраженной в гармонии чисел. <...>
Я хочу выразить надежду, что по той же причине она теперь может послужить моделью для решения основной проблемы нашей эпохи: обрести высшую религиозную цель и смысл культурной деятельности человечества».
При отсутствии высшей религиозной цели вся научная деятельность человечества ведет лишь к глобальному разрушению. Сегодня мы видим это вполне наглядно.
Мой старший друг Виктор Николаевич Тростников, также математик, рассказывал, что, будучи давно знакомым с Шафаревичем, он сблизился с ним, когда оба принимали участие в так называемом диссидентском движении.
Начиная с 1970-х годов, в самиздате, начинают появляться работы Шафаревича [например: «Социализм как явление мировой истории» (1974)], посвященные одной, главной для него проблеме – судьбе России и русского народа. Мир узнал не только Шафаревича-математика, но и Шафаревича-философа и историка. [В скобках отмечу, что к 1974 году относится и мое заочное знакомство с Игорем Ростиславовичем как историософом по сборнику «Из-под глыб»].
А Виктор Николаевич закончил в те годы свою первую богословскую книгу «Мысли перед рассветом».
Виктор Николаевич Тростников. Снимок тех лет
И именно Шафаревич помог напечатать «Мысли…» в издательстве «ИМКА-пресс», так как в СССР это было невозможно.
Но достаточно скоро они оба вышли из этого движения, так поняли, что это лишь иная форма русофобии. Термин этот ввел Шафаревич в работе под таким же названием «Русофобия». Даже появившись в 1982 году в самиздате в нескольких сотнях копий, она произвела эффект разорвавшейся бомбы.
«Русофобия» – это ненависть и одновременно страх перед всем русским. Шафаревич доказал, что именно русофобия в последние полтора века, а не какие-либо «-измы», лежала и лежит в основе идеологии и деятельности влиятельного общественного слоя нашей страны.
Развивая идеи Огюста Кошена, изложенные в книге «Малый народ», применительно к катастрофе Французской революции, Шафаревич создал теорию «Малого народа». Теорию, раскрывающую суть данного явления, и помогающую понять многие «загадочные моменты» отечественной и всемирной истории.
Напомню, что Кошен, анализируя архивные материалы периода Французской революции 1789-93 годов и предшествующего ей, пришел к неопровержимому выводу, что подготовили революцию французские интеллектуальные «салоны». Кошен назвал их − «обществами мысли», вернее было бы − «мысли безбожной».
Словно по волшебству «общества» возникли почти одновременно по всему телу Французского королевства. В них тон задавали люди, объединенные одним общим настроением, а именно: презрением и ненавистью к собственной стране и своей культуре. Там были «энциклопедисты» и прочие «интеллектуалы» масонской преимущественно ориентации.
Они отрицали все её достижения, считали Францию и французов чем-то малоценным по сравнению с другими государствами, особенно Англией, которые, по их мнению, добились больших успехов, и настаивали на том, что только коренной переворот во всех областях жизни сделает Францию «частью просвещенного человечества».
Инакомыслие в «обществах» не допускалось. За самостоятельную мысль могли по всей Франции как «врага просвещения» ославить, так что в приличный салон переставали пускать. И конечно, все они были за «народ». Только, как выяснилось, под народом они разумели исключительно себя ‒ тот самый «Малый народ», о котором и говорит в своем исследовании Кошен.
Понятно, что вместо евангельских заповедей ‒ как себя надо вести человеку для спасения души ‒ в обществах и кружках рассуждали об «естественных правах человека», потом о «правах человека и гражданина». Сейчас такие же рассуждают о правах сексуальных меньшинств и прочих, − калька везде и во всем, враг человеческий не балует своих адептов разнообразием схем деятельности. Впрочем, на безверное человечество и их хватает.
Последствия деятельности «обществ» были ужасны. И это нам хорошо известно. Вполне приличное королевство за пару лет революционного террора обезлюдело. Нас этим также не удивишь.
Шафаревич предположил, что подобный феномен – «Малый народ» − появляется в период масштабных кризисов в любой стране, что это своего рода всемирный феномен. И с присущим Игорю Ростиславовичу математическим изяществом он доказал свое предположение, как некую теорему.
Фундаментальное свойство «Малого народа» – отрицательное мироощущение, ненависть к окружающему миру, иррациональное стремление к его уничтожению. Вспомним теорию анти-систем Льва Гумилева.
Деятельность некоторых активных «подразделений» «Малого народа» раскрыта Игорем Ростиславовичем в книге «Трехтысячелетняя загадка».
Мне довелось несколько раз встретиться и даже говорить с Шафаревичем на патриотических собраниях 1990-х годов, но завершить хочу все же словами Виктора Николаевича Тростникова, значительно лучше знавшего Игоря Ростиславовича, и дружившего с ним, словами − эпитафией Шафаревичу:
«Эта личность была украшением нации. Его характерными чертами были сильная воля, благородство, принципиальность и безкомпромиссность. …
Говоря о его уходе от нас, я хотел бы перефразировать слова Тютчева на смерть Гёте:
“С высокого древа России упал один из прекраснейших его листков”.
Хотелось бы, чтобы Россия поняла это».
Этого хотим и мы.
Честь имею.
Борис Глебович Галенин, военный историк
2. РУСОФОБАМ
РУССКАЯ ВЕРСТА
Куда вы рвётесь, русофобы,
Как слуги аспидной утробы?
Решили, видно, неспроста
Пройти Московию до края
Путём вражды, того не зная,
Что значит русская верста.
Невнятны вам её скрижали:
Не наши бабы вас рожали,
Вас беды наши не трясли,
Вы наших далей не видали,
Вы наших песен не певали,
Идя на зов Святой Руси.
Вас влёк призыв иных походов,
Видавших в ней тюрьму народов,
Вкушавших рознь её племён.
Но тем ничтожны ваши крики,
Что Русь сроднила все языки,
Что ею молох усмирён.
Всегда рвались вы в мир наш Богов
Для провокаций и подлогов,
Как дел нечистых мастера.
Се! Час истёк ваш ядом злобы.
Пора, пора вам бечь во гробы,
Поджав хвосты, давно пора.
Не то, из мрака вашей плоти
В свиней все скопом вы войдёте
По Воле Божьего Перста.
И пав с обрыва, на излёте
В бездонной пропасти поймёте,
Что значит русская верстa.
1.
«Цель математике может дать не низшая сравнительно с нею, а высшая сфера человеческой деятельности − религия. Конечно, сейчас очень трудно представить себе, как это может произойти.
////////////
Представляется – «посыл» сомнителен… А вот в качестве «приложения» к… К примеру, разве тот же Б. В. Раушенбах с использованием доступного аппарата математики «в пару строк» не показал возможность Троичности Божества?