Продолжу разговор о книге святителя Николая Сербского «Война и Библия», в которой автор рассуждает о будущих войнах. В первую очередь о той войне, которая разгорелась примерно через десять лет после написания книги и которая получила название «Вторая мировая война». Но в принципе святитель описывал некоторые признаки любых войн будущего.
На смену военных разборок в клубе богатых капиталистических стран, которые принято называть империалистическими войнами, могут прийти войны между богатым Севером и бедным Югом. По той причине, что бедный Юг (балканец называет его «Востоком», «восточными народами») не желает больше быть бедным и достигает успехов в практической реализации этого желания.
Заимствовав оружие и методы войны «цивилизованного» мира, которые балканец иронично назвал «Культурой обезьян и смрадных газов», европеизированные восточные народы на какое-то время могут получить преимущество перед Западом (в технике, экономике, оружии) и могут даже встать на место Европы. Но это, как считает балканец, будет пиррова победа: «Но хорошо, что же получится если, скажем, они, европеизировавшись, победят Европу? Не получится ли так, что маленькая Европа исчезнет с лица земли, а вместо неё появится большая? Выиграют ли они что-нибудь от этого? Думаю, что потеряют».
Под вопросом судьба и Нового света, который вроде бы находился в тысячах километров от европейского театра войны. И даже хорошо заработал на первой мировой войне. Балканец говорит: «Американский народ возгордился своим успехом в Мировой войне и не жалеет Европу, а с презрением смотрит на неё. Не только на Европу, но и на весь мир. Презираемые же обычно имеют преимущество над презирающими. В то время как у других победивших народов гордость победой смягчена их бедностью, Америка гордится не только своей победой, но и богатством». Наверняка Америка еще больше возгордилась своей победой и своим богатством после окончания Второй мировой войны. Прошло без малого сто лет с того времени, когда святитель Николай Сербский писал приведенные выше строки, и, кажется, его предсказания о том, что презирающему (Америке) придется расплачиваться за свою гордыню, начинают сбываться.
А вот еще одно предсказание балканца (т.е. самого святителя Николая Сербского): «…Будет ли тогда удивительным, если в ходе грядущего столкновения христианских народов Бог приведет, скажем, раба Своего Китай, чтобы наказать христианскую Иудею и Израиль, то есть Европу и Америку?». Он также уподобляет Китай тому царю Навуходоносору, который пришел в Иерусалим, сжег Храм и увел жителей Иудеи в плен: «И действительно, пришел вавилонский царь Навуходоносор, разрушил Иерусалим и сжег его огнем, а народ увел в рабство. Неужели же не может Бог привести китайцев в Европу? Раньше дорога из Вавилона в Иерусалим занимала больше времени, чем сейчас из Пекина в Вену». Это, скорее, предсказание, относящееся не ко Второй мировой войне, а к тому, что еще только может произойти в XXI веке. Например, большая война между США и Китаем, спровоцированная ныне пока еще тлеющим конфликтом вокруг Тайваня.
Много в книге интересных мыслей о характере будущих войн. Если все участники военного противостояния будут безбожниками, то, то, как сказал балканец, «это будет война, всецело лишенная милости, благородства и рыцарства». В значительной степени эти слова уже применимы ко Второй мировой войне. А раз не будет милости и благородства, то война будет похожа не геноцид. Балканец прямо об этом говорит: «Ведь целью надвигающейся войны будет не просто победа над противником, но и полное его истребление. Тотальное уничтожение не только участников боевых действий, но и всего их тыла, их родителей, детей, больных, раненых, военнопленных, а также их сел и городов, скота и запасов зерна, железных и грунтовых дорог! [Это будет] пламя, которое не рассуждает и не делает различий». Для подтверждения правоты балканца далеко за примерами ходить не надо. Третий Рейх, руководствуясь установками социал-дарвинизма и евгеники, воспринимал граждан Советского Союза (славян и представителей других этносов) как «недочеловеков», подлежащих уничтожению. По разным оценкам, число ушедших из жизни военнослужащих советской армии по разным причинам за годы Великой Отечественной Войны (ВОВ) составило от 10 до 11 миллионов человек. А общая цифра людских потерь СССР, официально признанная, равняется 26,6 млн человек. Таким образом, потери гражданского населения можно оценить примерно в 16 миллионов человек. На момент начала Великой Отечественной Войны численность населения Советского Союза составила 196,7 млн человек. Таким образом, общие человеческие потери за годы войны по отношению к названной величине составили 13,5%; а потери гражданского населения – 8,1%. Если бы враг не был бы остановлен и побежден, то утраты населения нашей страны были на порядок больше.
А уж про материальные потери и говорить не приходится. Назову наиболее значимые цифры, свидетельствующие о наших гигантских материальных потерях, официальные данные Чрезвычайной государственной комиссии по оценкам ущербов ВОВ: разрушено 1710 городов и более 70 тысяч сел и деревень, крова лишились около 25 миллионов человек. Было уничтожено около 32 тысяч промышленных предприятий, 84 тысячи школ и других учебных заведений, разрушили и разграбили 98 тысяч колхозов1. Кроме того, ими было уничтожено 4100 железнодорожных станций, 36 тысяч предприятий связи, 6 тысяч больниц, 33 тысячи поликлиник, диспансеров и амбулаторий, 82 тысячи начальных и средних школ, 1520 средних специальных учебных заведений, 334 высших учебных заведения, 43 тысячи библиотек, 427 музеев и 167 театров. Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими захватчиками СССР, по расчетам упомянутой выше Чрезвычайной государственной комиссии, составил около 30% его национального богатства, а в районах, подвергшихся оккупации, - около 67%. Эти цифры подтверждают, что Третий Рейх был нацелен не только на победу над Советским Союзом, но также на тотальное уничтожение всего живого и материального на территории противника. Подобные примеры имеются и по действиям наших англосаксонских союзников. Так, за три дня (13 - 15 февраля 1945 года) англо-американская авиация сравняла с землей Дрезден, один из самых красивых и старых германских городов. Никаких военных оснований для этой операции не было. Можно также вспомнить секретный «План Моргентау», который в 1944 году был разработан англосаксами и предполагал сразу же после окончания войны сравнять Германию с землей. К счастью для немцев, Москва узнала об этом секретном плане и обнулила эти замыслы англосаксов (подробнее см.: Катасонов В. Загадки Гарри Уайта https://zavtra.ru/blogs/shpionyi)
Будущую войну балканец также называет «войной по неписаным правилам»: «Война по неписаным правилам между израильтянами и филистимлянами, когда два войска наблюдают за поединком своих представителей, Давида и Голиафа, ожидая от исхода этого противоборства свою победу или поражение…». А ведь Вторую мировую войну действительно можно сравнить с тем поединком, который описан в Библии в 17-й главе 1-й книги Царств. Ведь во Второй мировой (где, как говорят историки, общее число участников составило 62 государства) воевали по-настоящему лишь две страны – Германия и СССР; остальные воевали в полсилы, были наблюдателями или делали вид, что воюют. Такое может вполне повториться и в случае, если начнется Третья мировая.
О материальной, или военно-технической стороне будущей войны (будущих войн) святитель Николай Сербский через своего героя балканца говорит лишь вскользь. Очевидно, что «материальный фактор» будущей войны будет несравненно более мощным, чем даже в Первой мировой: «Пламя, свинец и стать будут падать проливным дождем, все заливающим и предающим смерти. Кроме того, появятся электрические молнии, электрические танки, железные скоростные и скорострельные устройства и Бог знает (в действительности – дьявол знает) какие еще адские устройства для уничтожения, раздавливания и перемалывания людей, скота, растений и всего вещественного…». Святитель писал эти строки примерно за полтора десятилетия до того, когда Америка применила такие «адские устройства», как атомные бомбы, которые были сброшена на японские города Хиросиму и Нагасаки. Общее число сгоревших и погибших на месте составило около 200 тысяч человек. А с учетом медленно и мучительно умиравших от радиационного облучения – 350 тысяч. Общее количество ядерного оружия в мире в настоящее время составляет около 4000 единиц. Для того, чтобы уничтожить мир, по оценкам Американской национальной лаборатории в Лос-Аламосе, достаточно лишь около 100 ядерных взрывов. А ведь есть еще другие виды оружия массового поражения (ОМП) – химическое и биологическое. К тому же ведутся разработки ОМП на новых физических принципах (лазерное, направленной энергии, электромагнитное и др.).
Традиционно самым главным фактором войны считается человек, воин. «Коэффициент полезного действия» человека на войне зависит от его физического состояния, выучки, морального духа. Многие профессиональные военные моральный дух ставят даже на первое место. А моральный дух воина, в свою очередь, зависит от его идейности. Конечно, идейностью воинов должен заряжать их командир. Ярким примером такого идейного, верующего командира в нашей истории был Александр Васильевич Суворов. «Мы - русские! С нами Бог!» - такими словами заряжал выдающийся военачальник своих солдат и офицеров. И не проиграл ни одного из сражений.
В русской армии до революции за идейность бойцов кроме командиров отвечали также военные священники В советской армии – замполиты разных уровней (которые находились под Главным политическим управлением Советской армии и Военно-морского флота). В постсоветской России в вооруженных силах возник вакуум идейности, замполиты были упразднены, а военного духовенства не было. Наконец, 21 июля 2009 года институт военного духовенства решением Президента РФ был восстановлен.
На сегодняшний день во многих зарубежных армиях также есть институт военного священства (военные капелланы). Капелланы есть, а дух в армии, тем не менее, падает. Есть масса социологических исследований в США, которые свидетельствуют, что американцы, постоянно участвуя в разных зарубежных войнах и военных операциях, не понимают, за что они воюют. Также неуклонно падает доверие к военному начальству и командирам. Да и среди самих солдат и офицеров в подразделениях нет того духа единства, доверия и взаимопомощи, который еще был нормой даже в годы Второй мировой.
А ведь прозорливый святитель Николай Сербский все это предвидел. Вот слова балканца: «Особой характеристикой грядущей войны станет безыдейность всех участвующих в ней сторон и взаимное недоверие между бойцами, воюющими под одним знаменем. Потому что эта война, в сущности, будет вестись не во имя веры, не во имя свободы, ни даже во имя Отечества и нации – хотя это будет выдвигаться в качестве лозунга, - а прежде всего во имя ненависти и мести, ради хищений и грабежей. Из-за этой безыдейности, убивающей всякое воодушевление, во всех армиях появится много предателей и подкупленных шпионов…».
Военная служба уже сегодня воспринимается многими зачастую не как выполнение своего гражданского долга, а как лишь средство заработать. Военнослужащий больше думает не о том, как защитить Отечество и свою семью, а о своем контракте по «оказанию военных услуг». Коммерциализация военного дела идет семимильными шагами. Об этом свидетельствует то, что регулярные вооруженные силы все более замещаются частными военными компаниями (ЧВК), для которых война – лишь бизнес. Я об этом подробно пишу в своей книге «Цифровые валюты и ЧВК. Хаос и смута в мире финансов» (М.: Книжный мир, 2024). А ведь последствия безыдейности воинов – трусость и даже мародерство – предсказывал святитель Николай Сербский: «И еще, из-за отсутствия большой и подлинной идеи, за которую кто-нибудь согласился бы добровольно погибнуть, совсем не будет героизма и героев. В тяжелых обстоятельствах люди будут демонстрировать трусость, а в безопасных ситуациях – бессердечность и мародерство». К проявлениям и следствиям безыдейности я бы еще добавил нарушение дисциплины и дезертирство. Только что наткнулся на сообщение со ссылкой на официальный источник Украины: за первые четыре месяца нынешнего года из ВСУ без разрешения покидали службу более 60 тысяч человек, при чем 9,3 тысячи – безвозвратно (т.е. в чистом виде дезертирство).
Так что же станет главным фактором войны для безбожных участников будущих войн? Они ведь и сами уже не верят в живого воина как главного фактора, а потому на его место ставят мертвую машину. Балканец об этом уверенно говорит: «Именно мертвые боевые машины станут главными и единственными героями будущей войны. Они будут казаться живее, разумнее, могущественнее и смелее человека – их создателя и хозяина. Человек же будет таким ничтожным среди своих машин, таким несчастным и напуганным! Он будет аплодировать своим военным машинам, как когда-то аплодировал героям».
А разве сегодня мы всего этого не видим этого доминирования «мертвых машин»? Наверное, на поле боя на той же Украине еще есть герои (они точно есть, об этом мне рассказывают приезжающие с СВО). Но в российских СМИ, к сожалению, превалирует тема «мертвых боевых машин». Прежде всего, беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), которые подобно саранче каждый день летают к ним и к нам. Нам уже сообщают об использовании обеими сторонами беспилотных катеров. Не сегодня-завтра на поле боя должны появиться беспилотные танки (между прочим, балканец предсказывал применение «электрических танков»). Живые герои ушли куда-то на второй и третий план. Все аплодисменты с той и с нашей стороны достаются беспилотникам и прочим военным машинам.
Подытоживая все сказанное героем книги балканцем о будущих войнах, могу сказать, что в «твердом остатке» его рассуждений содержится предельно простая мысль: все воюющие забыли о Главном факторе войны – Боге. Следовательно, в войне будут только проигравшие. Проигравшие во всех смыслах – и в земном, и в небесном. А это уже признак последних времен. Признак того, что человечество стремительно движется к последней в истории человечества войне – битве при Армагеддоне (Откр.16:12-16).