В понедельник, 18 сентября, Президент России Владимир Путин подписал указ «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий», или «О цифровом паспорте». Данный документ был опубликован в понедельник, 18 сентября, на официальном портале правовой информации, пишут «Известия».
Из документа следует, что граждане России теперь смогут в ряде случаев предъявлять вместо бумажного паспорта цифровое удостоверение с портала госуслуг. Но за гражданами остается право использования и бумажных документов.
«Представление сведений с использованием мобильного приложения осуществляется добровольно», — говорится в документе.
Теперь правительство вместе с ФСБ определит перечень документов, которые могут предоставляться через мобильное приложение и порядок их предъявления.
Инициативу о введении в России цифрового паспорта президент РФ Путин одобрил в феврале на совещании с членами кабмина РФ. Он отметил тогда, что такие цифровые сервисы в высшей степени востребованы в России и нужно ускорить их внедрение.
О рисках введения «Цифрового паспорта» рассуждает в интервью «Русской народной линии» кандидат физико-математических наук, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков:
Мы часто в размышлениях о цифровых технологиях предполагаем, что в своём развитии они не остановятся на достигнутом и продолжат расширять и углублять своё влияние в жизни народов и государств. Мы в своих фантазиях пролонгируем процесс, который происходит на протяжении порядка последних 20-25 лет в области развития телекоммуникации, на следующие десятилетия. Процесс, действительно, очень бурный, поистине революционный. Но, на какое время он рассчитан, если посмотреть за горизонт событий. Моя бабушка любила иронизировать о таком способе мышления: «Если у нас дождь, то и в Африке – дождь. Если у нас мороз – значит, и в Африке мороз».
На самом деле времена меняются, события плотно сжаты. Интернет как возник, так может и исчезнуть в силу внешних обстоятельств. Мало ли что? Например, в политических передачах обсуждалась ситуация, что Россия имеет возможность с помощью специального аппарата перерезать кабель в Атлантическом океане, так что Англия останется без Интернета. А где гарантия, что мы имеем абсолютную защиту наших кабелей и средств, обеспечивающих работу Интернета в России? И ведь не везде у нас можно подключиться к интернет-сети. Вспомните времена коронавирусной пандемии, когда ученики в некоторых селах забирались на деревья, чтобы выйти в Интернет и получить или отправить в электронном виде домашнее задание. Поэтому не приходится удивляться, что не во всех местах имеется устойчивая связь и работает Интернет.
Ныне ситуация меняется очень быстро. Как говорил незабвенный Винни-пух:
Но мёд, это очень уж хитрый предмет,
Всякая вещь - или есть, или нет,
А мёд, - я никак не пойму в чем секрет, -
Мёд если есть, то его сразу нет!
К тому же, не все могут использовать Интернет-ресурсы по состоянию здоровья, возрасту или социальным обстоятельствам, человек не всегда может зайти на Госуслуги и предъявить документ в цифровом виде.
Т.е. есть риск исчезновения Интернета.
Второй риск обусловлен, наоборот, наличием Интернета. Эта система, к сожалению, проницаема и не может быть абсолютно закрытой. Уж сколько раз происходили утечки личных данных граждан. Кто пользуется данными, какова вероятность того, что ими не воспользуются злоумышленники? Поэтому я не советовал бы спешить с переходом на «Цифровой паспорт». В любом случае бумажный документ – это более-менее надежный документ в нашей действительности. Поскольку бумага изобретена уже давно и ею люди научились пользоваться, то я рекомендовал бы сохранять бумажный паспорт, который в случае необходимости можно предъявлять, как Маяковский:
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.
Эти аргументы безопасности стоят на первом месте. А уже потом – желание быть в передовиках цифрового производства, предъявляя всем наши технические возможности, принимая цифровые документы вместо обычного бумажного и надёжного паспорта гражданина Российской Федерации.
Я говорил о безопасности чисто технической, но стоит обратить взгляд на рассматриваемую проблему в религиозно-философском аспекте. Наша жизнь переходит в виртуальное пространство так, что за нами всё время тянется, так называемый, цифровой след: необходимо быть на связи в течение 24*7, выходить на различные сайты, пользоваться навигатором.
В конце концов, приходится постоянно иметь некий интернет-двойник своей личности, который становится более реальным, чем сам человек. Доходит до того, что специальные программы могут по имеющимся данным создать образ конкретного человека и вложить в его уста речь, которую он никогда не произносил. Актеры в Голливуде недавно протестовали против того, чтобы их виртуальные образы были задействованы в съемках вместо них самих.
Таким образом, в формате имеющихся возможностей речь может идти о богоборческой программе создания своего собственного (не Богом созданного) мира, живущего по другим принципам, законам и правилам, нежели те, что заповедал нам Бог, и навязать человечеству этот мир в качестве новой реальности.
И здесь можно задать простой вопрос! А какова цель введения «Цифрового паспорта»? Что человек при этом обретает и что теряет? И параллельно возникает другая более серьезная проблема, над которой стоит подумать: Кому и зачем это понадобилось, кто является конечным бенефициаром этого нововведения?! Разве трудно напечатать необходимое количество паспортов? В советское время было почти 300 миллионов паспортов СССР. А теперь нас в два раза меньше. И разве трудно всем напечатать паспорта? Пожалуйста, можно со всякой защитой и прочее. Поэтому, зачем кому-то понадобилось вводить «Цифровой паспорт» – вот вопрос. Что это за процессы такие, которые переводят жизнь человека в виртуальное пространство, привязывая его к определённым структурам, как Госуслуги, к постоянному ношению аппарата, который позволяет отслеживать путь человека и записывать все его разговоры? Не связано ли они с тем, что идет превращение человека в биоробота?! Насколько цифровой паспорт становится универсальным досье с полной информацией о человеке? Не элемент ли это электронного рабства, о котором так много говорят в последнее время? Почему мы должны снисходительно и с беспечностью относиться к внедрению цифровых технологий?
Нам с вами всегда нужно помнить фразу из Откровения, что придут времена, когда «всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр.13:16,17). Поэтому, думаю, что следует с осторожностью относиться к цифровым нововведениям.
Вспоминается поговорка: старый друг лучше новых двух. Например, мы видим, как старая техника хорошо работает, о чем красноречиво свидетельствует опыт Специальной военной операции. Советские танки вполне пригодные и прекрасно воюют. Немного модернизировали – и вперёд! Стали использовать старые «зенитки», на которых я учился в 70-е годы на военной кафедре. Поэтому давайте лучше будем использовать привычные традиционные вещи, оставаясь в рамках наших традиций, в том числе в документоведении. Это не означает отказ от новых видов техники и технологий, и, может, в первую очередь связанных с защитой нашего Отечества!
Но защита Родины – России, как национального государства, – это альтернатива глобализации!
А у нас есть люди, которые жаждут бежать впереди планеты всей и показывать какое-то наше «цивилизационное превосходство», стремясь стать лидерами глобализации, которая нам и не нужна вовсе. Поэтому, когда упорядочится кадровая структура наших властных органов, выстроится более чёткая политика в отношении необходимого и достаточного, и когда все подобные «цивилизационные перспективы» будут правильно оценены, то эти вопросы отпадут сами собой.
Гораздо важнее сейчас разобраться в нашей образовательной и культурной политике! Например, подавляющее количество фильмов и телесериалов абсолютно однородных по своему содержанию – это детективы, убийства, преступные группировки, коррупция. Героями фильмов являются те, кто ловит преступников, те, кто пострадал от преступных действий и сами преступники. Идеология в этих сюжетах очень четкая: необходимо с помощью средств слежения и контроля сделать преступление легко раскрываемым, а в силу этого и невозможным. Поэтому делается вывод о необходимости постоянного тотального слежения за всеми. Эта идеология стремится средствами контроля заменить воспитание, страхом наказания заменить совесть! «Человек плох, но мы сделаем его хорошим с помощью технологии» – примерно так думают те, кто мнит себя управителями человечества, новыми демиургами. Надо понимать, что это одна из форм богоборчества!
А тем временем люди наши добровольно идут на фронт, трудятся в тылу, в свободное от работы время делают всё для фронта, всё для победы, жертвуют вещи и деньги и так далее. Мы удивляемся, ведь согласно пропаганде сериалов русский народ состоит из преступников, жертв и полицейских. А тут вдруг оказывается, что это всё вражеская иллюзия, а наш народ в своём большинстве честный, порядочный, жертвенный, совестливый.
Поэтому затевать тотальный контроль ради мнимой безопасности и поимки преступников – следствие недоверия к людям. Это некая форма трансгуманизма, который мы отвергаем пока более на словах, нежели на деле. Давайте лучше увеличим количество часов на обучение и повысим качество образования, будем заниматься воспитанием молодого поколения в соответствии с духовно-нравственными традициями Русского мира, вернем народу достойные образы и образцы для подражания в сфере культуры, и исправим путь наш перед Богом, в Котором наше упование, заступление и победа!
1.