Жителям бывшей Украины, любящим общую историческую Россию, тяжко наблюдать за предательскими манёврами «коренных» российских элит. Проявляется предательство в различных видах и измерениях. Олег Царёв, побывав в театрах столицы, замечает в тг: «В московских театрах немало спектаклей, где лейтмотивом проходит антивоенная тема…».
Это о чём? Это о том, что во время опаснейшей для России войны, в самой столице происходит разложение настроений, по сути, работа против СВО в её идеологической основе. Методы, порой, вполне могут быть оценены как изощрённые. Царёв рассказывает: «В одной очень мне понравившейся пьесе всё было хорошо, тема войны не звучала…». Вроде бы – ух, пронесло. Но не тут-то было! На видном месте карта России. Без Крыма. Карта у к сюжету не привязана. Она сама по себе… Да? Нет! Известно, если на сцене присутствует ружьё, оно непременно по ходу пьесы бахнет: случайных предметов в театре нет. Если в постановке географическая карта России, а на ней Крыма нет, это значит, что постановка не совсем о том, что играют актёры? Так и есть! В финале карта стреляет, бахает аплодисментами. Олег Царёв констатирует: «В конце бурные аплодисменты. Очередной очевидно оппозиционный спектакль. Я смотрю по сторонам и вижу, что публике очень нравится. Думаю о том, что среди зрителей есть чиновники, а может и сотрудники администрации Президента, Правительства, силовики… Все аплодируют. А ведь история нашей страны уже видела подобное. Так было перед революцией...».
Опа-на! Действительно, либеральная интеллигенция в феврале 1917 украсила себя красным бантом. И полетели те бантики, покатились по святой Руси, брызжа огненными искрами, до сих пор гарь с лиц не вытерли.
Можно ли кого-то из современных режиссёров сравнить с Всеволодом Мейерхольдом (1874-1940)? Пусть не по таланту, но по настроенности, по враждебности к исторической России? Во всяком случае, вспомнить о нём уместно.
Даже в интимном разговоре Мейерхольд говорил, что революцию в своей душе носил с гимназических лет «и всегда в крайних, максималистских её формах». Логично, что Революцию 1917 принял он радостно, а в 1918 вступил в РКП(б). До революции он был известен и популярен, работал в частных и императорских театрах. Был изумительно плодовит, например, только за три года до революции 1905 года осуществил 200 постановок. Приглашали его работать в свои коллективы Станиславский и Ермолова. И он работал – с революцией в душе в максималистских её формах. Понимал ли он, как дело потом повернётся? В 1930 году знал уже определённо, что на родине конец его будут ужасен. Он вполне мог остаться в Берлине, работать в США, как и Михаил Чехов, основатель американского театра. Но вернулся, как он сказал тому же Чехову, «из честности». То есть, чашу революции готов был испить до дна. Испил, был зверски бит и убит, по официальной версии, расстрелян.
В его честном финале страдальца был бы мотив высокой трагедии, если б были труды его и мученичество его во славу Божию. Но по прошествии восьми десятков лет даже и с уважением к судьбам подобного рода относиться сложно, лишь с сочувствием, понимая, что оторванные от почвы люди, создатели каинитянской цивилизации, ввели в погибель миллионы душ. Страдалец? Да. Но… К слову заметим, научно-техническая революция, формирующее цифровое лицо цивилизации, изначально породила паровоз, «кольт» и почтовую марку, породила и цветную революцию. Прогрессируя, всё это получило развитие и стало товаром массового спроса. И вот ныне мы вглядываемся в возможности ИИ – вершину НТР, пытаясь осмыслить весть, что вероятность того, что ИИ убьёт человечество выше нуля. Дерево познается по плоду (Мф 12:33).
На РНЛ мы уже не раз вспоминали о философе-богослове Евгении Авдеенко (+2014). И сейчас уместно. Он показал: «Страдания каинитян – действительные, позиция – ложная. В страданиях каинитян нет трагизма. Страдание без Бога с претензией на избранничество, мученичество и благородство – позиция комическая… Если угодно, это позиция «высокого комизма». Комизм страданий нынешней либеральной интеллигенции просто фееричен. Страдают без санкционных сыров с плесенью. А сбежав в мир свободы плесени, страдают за свою русскость, хоть и отказавшись от неё, все эти слякотные «дожди» и «медузы».
Наблюдение Олега Царёва наложилось на моё собственное, автора этих заметок, впечатление от просмотра в сети новенького, 2023 года выпуска, российского фильма «Непослушная». Понятно, делалась картина во время СВО. В ней нет ни войны, ни Крыма. Но в ней есть своя «карта России без Крыма». Несколько дней картина не выходит из ума именно из-за своей технологичной разрушительности, цинично сконструированной.
В недавние, исключительно сытые для либеральной интеллигенции годы… А ведь неплохой неологизм «либерда»? Либерализм скрещенный с белибердой. А ещё есть либерастия... В недавние годы массово мелькали фильмы, серии сериалов о жизни обитателей Рублёвки и Новой Риги. О миллиардерах, впрочем, и об офисном планктоне, их непростой жизни. Режиссёры считали обязательным вдаваться в подробности сексуальной жизни своих героев, долго показывая все потные подробности, только успевай прокручивай на скорости, если желаешь добраться до сути. Но суть, порой оказывалась именно в тех изощрённых подробностях. Сейчас, во время тяжёлой войны режиссёру как бы не комильфо всю эту камасутру снимать и внедрять, развращая народ, преподнося гедонизм как цель жизни. Но если очень хочется? Придумывается сюжетец. Можно за основу взять что угодно.
Берут благоразумно самое нейтральное, но и как бы ещё актуальное. Экологическая тема! Она активистка, спасает лес от застройки, он мажор, сын олигарха, хочет лес погубить. Всё. Потом полтора часа изощрений с привлечением древних и современных технологий. И артист знаменитый, танкиста как-то играл, и вообще «везде играет», и режиссёр не беспросветен, как-то неплохой в дебюте фильм сделал. И вот, имея имена, художники ваяют вполне себе разрушительный фильм, трубно воспевающий изощрённый гедонизм, попросту безбожный разврат. По ходу превозносится ещё и радикальное непочтение к нехорошему отцу, которого герой от всей души громко посылает ровно на три буквы. И всё это без намёка на какие-либо последствия для душ героев, наоборот, есть намёк «на счастье впереди». Речь не о поделке, о вполне художественной картине. О том, что снимают для ТВ, какую там пустоту ваяют, поговорим в другой раз.
Второй год СВО, можно ли хоть в чём-то сравнить с 1942 годом?
Глянем на список игровых кинофильмов СССР 1942. Видим: картины во всех жанрах – музыкальный, военная драма, детские, комедийный, исторические… И всё это через призму чудовищной войны. Известные имена – режиссёров, артистов, сценаристов. Уже снят фильм по великому Константину Симонову.
Вся страна пахала, имея одну цель – Победу.
Пока обнаруживается разница в пользу 1942 года.
Хочется думать, что «пока» ключевое слово.
Дмитрий Иконников, наблюдатель
1.